Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные подсистемы культуры




I. Ценностная подсистема как важнейший структурный элемент культу­ры. Это совокупность жизненных ценностей, целей, средств их достижения. Ценности в различных культурах не совпадают. В частности, что в одном об­ществе представляется нравственным, в другом — безнравственно. Для ино­странца многое кажется бессмысленным, нелогичным в другой стране, а с по­зиции данной культуры это рационально, полезно, обоснованно.

Культура — это способ, метод ценностного усвоения действительности. Поэтому, чтобы определить, что значимо, что нет, что добро, а что зло, инди­вид должен иметь определенные критерии (ценности). Культура, рассматри­ваемая в ценностном аспекте, является своеобразным социальным механизмом, который определяет, воспроизводит и передает ценности в обществе. Виды со­циальных ценностей: экономические, нравственные, политические, эстетиче­ские и др. Всю эту систему пронизывают нравственные ценности. В целом, культурные ценности можно классифицировать по следующим признакам.

По масштабности: общечеловеческие, общецивилизационные, общена­циональные (общеразделяемые), локальные (субкультурные). Общеразделяе-мые ценности — это ценности, признаваемые большинством членов общества: общие цели деятельности; морально-нравственные; эстетические идеи, верова­ния. Локальные ценности поддерживаются определенными социальными общ­ностями. Нельзя понять общество, не зная ценностно-смысловых аспектов дея­тельности его членов.

По критериям соответствия потребностям людей: прогрессивные ценности, антиценности, ранее созданные, но "невостребованные" ценности, которые обо­гнали свое время.

По способу вписания ценностей в эпоху: произведения культуры прошлого и современности, созданные различными направлениями (школами) на основе их сотрудничества или противоборства. Ценности вечные, непреходящие: классика, архетипы национальных культур, культурный поток, т.е. массовая культура.

Культурную основу общества образует общеразделяемая система ценно­стей, которая видоизменяется с его развитием. Без такой системы не может нор­мально существовать ни один народ. На основе фундаментальных ценностей формируются ценностные ориентации личности: ее важнейшие потребности, цели жизнедеятельности; т.е. культура не только интегрирует личность в социальную систему, но и прививает ей определенные интересы и цели. Общепринятые цен­ности прививаются добровольно или навязываются личности, что зависит от сте­пени развитости демократии в обществе. Таким образом, ценности как регулято­ры социальных связей могут объединять и разъединять людей.

Может наблюдаться и конфликт ценностей (политика и нравственность, эко­номика и демократия). Конфликт между ценностями различных поколений, груп­повыми и общечеловеческими. Данное естественно, если конфликт разрешается цивилизованными методами (не разрушаются церкви, памятники, не выбрасывают­ся из церковных зданий музеи и т.д.). Дезинтеграция российского общества вызвала и дифференциацию общепринятых культурных ценностей, поэтому формирование новой системы общих ценностей для россиян является актуальной задачей.

Функции ценностей:

- ценности для социального субъекта выступают как предпочтительное со­
стояние социальных связей, содержание идей, эстетической формы и т.д.;

- ценности — критерии оценки реальных явлений;

- ценности регулируют социальные взаимодействия;

- ценности определяют смысл целенаправленной деятельности;

- ценности побуждают к деятельности.

В целом, они ориентируют человека в окружающем мире, побуждают на конкретные действия, поведение.

Нормативная подсистема культуры

Культура, предписывающая стандарты поведения, является нормативной. Социальные нормы — это общепринятые "эталоны" поведения индивида в об­ществе. Нормы — неотъемлемый элемент культуры. Они тесно связаны с гос­подствующими в обществе ценностями, идеалами, символами, верованиями. Регулирование, контроль при помощи норм поведения, деятельности людей — это' необходимое условие их свободы, оптимизации их жизненного выбора. Нормы культуры — это требования общества к человеку и ожидания от инди­вида соблюдения норм повседневного поведения до норм права и морали, до общепринятых стандартов поведения, деятельности.

Виды и уровни норм

Социальные нормы — это определенный набор идей, правил, утверждаю­щих или запрещающих конкретное поведение в данной ситуации, добровольно признаваемых членами общества. Это типовой, эталонный образец действий ин­дивида, группы в конкретной ситуации, базирующийся на моральных запретах.

Нормы универсальные применяются ко всем членам общества. Они свя­
заны с общеразделяемой системой ценностей, часто имеют правовую законода­
тельную основу.. ':"..-.

Нормы специфические регулируют деятельность отдельных социальных
групп (врачей, учителей, деловых кругов и др.)..,

Нормы институциональные (формальные, официальные) опираются на
общепризнанную мораль, право, законодательные акты. Это нормы и правила
поведения, одобряемые обществом и его институтами. Они чаще проявляются в
сфере политики, экономики, образования и др. Поддерживаются силой закона,
должностными инструкциями, контролируются системой санкций (поощрени­
ем или наказанием).

Неинституциональные нормы опираются на силу морали, традиций, обы­чаев, привычек, общественного мнения. В традиционном обществе они были главным механизмом управления поведением людей. В современном обществе их сфера действий сужается, охватывает в основном повседневную, внепроиз-водственную деятельности (быт, досуг, общение людей).

Функции нор.»:

- усвоение социальных норм необходимо индивиду для овладения раз­
личными социальными ВОЛЯМИ'

- без нормативной регуляции невозможна ни одна организованная дея­
тельность. Ценностно-нормативные стандарты поведения являются основным
условием упорядочения социального взаимодействия люден в обществе;

- нормы культуры носят программирующий характер, предвосхищаю!
возможные варианты человеческого поведения.

Культура как подсистема социализации человека

Культура — это гуманистическая, человекотворческая грань. В этом смысле культура есть обретение человеческой сущности и проявление ее уни­кальности; культура — человеческое измерение истории, выражение изменения самого человека в ходе исторического развития; культура — это процесс и мера самореализации человека.

Культура как сущностное свойство человека

Это совокупность культурных ценностей в виде знаний, убеждений, уме­ний, нравственности и т.д. Культура — это степень свободы человека, она ос­вобождает его от шаблонов и стереотипов мышления, поведения, деятельности. Она придает человеку свободу самовыражения. Одновременно культура — это ответственность, способность к внутреннему нравственному самоограничению. Без этого свобода легко перерастает во вседозволенность.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3910; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.