КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Морфология социологии культуры
1. Структура понятия «культура» Морфологический аспект культуры связан с соотношением и взаимодействием различных сторон культуры, спецификой их роли в создании социального организма. Культура — самопроизводящая система. Она сохраняет себя и развивается, организует ценностный мир человека, делает его своим хранителем и творцом. Человеческая жизнь становится значимой только если она наполнена культурным смыслом. Важнейшими структурными элементами культуры как системы являются следующие: язык как основное средство общения и трансляции общезначимой информации, социального опыта, ценностей. Первоосновой любой культуры является понятийно-логический аппарат, именно посредством его человек познает окружающий мир. Культура может распространяться жестом, образом, мимикой, танцем, но язык — основной ретранслятор культуры. Он является главным средством общения и коммуникации. Посредством языка аккумулируются и передаются из поколения в поколение культурные ценности. Для успешного взаимодействия, согласования и координирования совместных действий люди должны придерживаться общеразделяемой всеми системы символов и значений, общих ценностей. Язык разрабатывает и определяет эти понятия. Он поддерживает сплоченность общества, координирует действия людей, обобщает их опыт. Язык настолько связан с культурой, что ее изменение ведет к изменению языка и наоборот. Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям, типические связи и взаимодействия (родственные, функциональные, ритуальные), образцы и эталоны поведения также являются важнейшими составными частями содержания культуры. Для того, чтобы люди понимали друг друга, ориентировались в конкретных ситуациях и обстоятельствах, взаимодействовали в повседневной жизни, они должны соблюдать ряд условий. Каждый индивид предполагает, что другие индивиды по взаимодействию с ним видят и понимают мир так же, как и он сам. Другое условие — это взаимозаменяемость точек зрения, если «Я» принимаю положение на веру, то и другие поступают так же. Наконец, смысловое соответствие понятий, поведения — пока не доказано противоположное данное: «Я» принимаю на веру это, и другие поступают так же. В этих ситуациях взаимодействие происходит гладко и бесконфликтно. При этом другие люди по взаимодействию понимаются не как индивидуальности, а как конкретные типы личностей (преподаватель, начальник, подчиненный, бизнесмен и др.). Т.е. стремясь достичь взаимодействия, люди контактируют друг с другом не как реальные индивиды (Петров, Иванов), а как типы с конкретным набором черт, свойств. Именно благодаря этому люди прогнозируют свое поведение и поведение других. Типизация участников взаимодействия происходит на основе: - речевого общения (обмен информацией); - физических действий (индивид видит, что делают другие). В формировании взаимодействия между людьми большую роль играют факторы: ритуал, символ, миф. Ритуал — стандартная устойчивая последовательность действий, имеющая церемониальный характер. Это формальная (институциональная) процедура, т.к. символ и ценности, приписываемые ритуальному действию, часто не являются действительными для исполняющих этот ритуал. Например, светская беседа, дипломатический прием, обращение "вождя" к народу. Реальные жизненные взаимодействия всегда ритуализированы. Чем выше уровень культуры, тем большее значение индивид придает, например, деловому этикету. Ритуализм содержит следующие аспекты: - принцип межиндивидуальных повседневных взаимодействий (уважае - форма адаптивного поведения (верующий крестится, заходя в церковь); - ценностная характеристика личностей, социальных групп (систематическое следование нормам, правилам, которые традиционны, но уже не соответствуют современным, общепринятым, например, поцелуй руки женщины). Таким образом, ритуал — это определенные установленные действия, которые совоершаются с целью повлиять на действительность. Они имеют неэмпирический характер, часто социально санкционированы. Ритуал — это определенные типы действий, способствующих выражению веры, приверженности определенным символическим системам. Ритуал — это социально регулируемая последовательность действий, которые не придают новой предметности и не изменяют ситуацию в физическом смысле, но они вырабатываю! символы и ведут к символическому изменению ситуации. В социологическом понимании ритуал представляет собой строго осуществляемую, коллективно регулируемую последовательность, которая не порождает ничего материального, а занимается переработкой символов и ведет к символическому изменению ситуаций. Например, бюрократическая деятельное п., смена института генсеков КПСС институтом президентской власти в России. Ритуал — это культурно стандартизированный набор действий, совершаемый в ситуации, предписываемой традицией. Его цель в этом случае, чтобы в конце ситуации (мероприятия) участники испытали общий эмоциональный подъем. В ритуальной жизни всегда можно вылепи"", две ее основные формы. Первая — это скучная обыденность, повседневность (домашний быт, изнурительный труд, неудовлетворенные потребности и т.д.). Вторая — праздник без трудовой деятельности, широкое общение с представителями различных социальных групп. В этот период снижается социальная напряженность, наступает временная развязка, растет эмоциональная общность, чувство идентичности с другими индивидами. Ритуалы есть позитивные и негативные Негативные — система запретов, т.к. люди нередко делятся на части. Например, одни приходят в торжественный восторг при виде государственной символики, другие над пей глумятся. 1 Позитивные ритуалы приобщают людей к общепринятым ценностям, например, военные парады, награждение соотечественников, собрание членов пар-тин, общественных движений и т.д. Ритуалы могут быть связаны с кризисными ситуациями. Например, социальные потрясения в обществе, военное поражение, природные катастрофы и др. Они совершаются и индивидуально, и коллективно. Например, обращение лидера к нации, траурный митинг. Ритуалы интенсификации (чаще с какой-либо общностью) — это совокупность различных ритуальных типов с целью противодействия нарушению равновесия групповой, общественной жизни в целом, вызванного внутренними или внешними причинами. Например, забастовки различных слоев населения, обращения к правительству, протесты посредством средств массовой информации и даже акции гражданского неповиновения. Все это повышает групповую, межгрупповую сплоченность. Ритуалы, выражающие уважительное отношение между людьми: совокупность норм взаимоотношений между начальником и подчиненным, мужчиной и женщиной; презентации, поощрение активности взаимодействия. А также ритуалы перехода из одного состояния в другое: свадебный, совершеннолетия, повышение статуса и др. Таким образом, ритуалы осуществляются везде, где имеются символические системы, регулирующие восприятие мира человеком и поведение его и этом мире. А такие системы есть везде, они существуют в виде мифов, идеологии, образов мира. Символ — произвольный акт, вызывающий единообразную социальную реакцию, например, звук, слово, жест, действие, предмет, эмблема и т.д. Символ в своем чувственном качестве указывает на конкретное социальное явление: крест, знамя, герб, обручальное кольцо, красный фонарь — под этими символами каждый индивид понимает общепринятый смысл, идентичное его содержание. Современные социальные процессы обуславливают снижение роли ритуалов и опустошение символов. Взаимодействие индивидов — это результат интерпретации их деятельности. В человеческом поведении между реакцией и символом всегда стоит интерпретация, т.е. осмысливается то, что означает, символизирует конкретный символ, на какие возможные последствия он указывает. В процессе интерпретации вырабатываются общие оценки, видение предметов и явлений, видение социального мира >< целом Миф — это не фантастический вымысел, не выдумка и не фикция. Миф — это реальность, ибо он воздействует на реальность, изменяет ее, создавая или разрушая. Миф — это подлинная действительность; ощущаемая, вещественная, реальность; совокупность не абстрактных, а переживаемых категорий мысли и жизни, обладающая своей собственной истинностью, достоверностью, закономерностью и структурой. В то же время мифологическая действительности содержит в себе возможности отрешиться от нормального хода событий, возможность существования иерархии бытия. Миф — это и есть наша жизненная действительность, не абстрагированная в научных процедурах. Она является единственной альтернативой стандартизированному научному видению. Мифологическая действительность сильнее, более всеобъемлющая, чем действительность, придуманная наукой. Наука и миф выполняют различные функции в жизни. Они не связаны отношениями преемственности, однако взаимодействие между ними наблюдается. Так, сама наука мифологична, ибо строится на предположениях. «Нормальная» наука развивается на общенаучных теориях, но всегда появляются факты, явления, которые в них не вписываются. Происходит научная революция, борьба «нормальной» науки с новыми парадигмами. Как правило, новые концепции признаются, становятся «нормальной» наукой. «Старая» наука оказывается мифом, т.е. она, оказывается, руководствовалась ложными представлениями о реальности. В «нормальной» науке образ мифа — это образ современной протекающей жизни. В этом смысле физические образы реальности, создаваемые наукой, столь же живы и существенны, как для первобытных людей образы их мифов, воплощаемых в ритуалах. Таким образом, одна культура никогда не сможет стать адекватной другой, т.к. она из других мифов, из другой жизни. Именно этим можно во многом объяснить проблемы и потери российской модернизации организации (базирующейся на западных культурных моделях). Функции мифов: \. Миф — это фундаментальная форма строения реальности; миф формирует жизнь как единство. Он обеспечивает единство субъекта, единство представления и действия. Сама культура, как и миф, не может существовать только объективно, она существует лишь как субъективно-объективное единство. Ибо она активно поддерживается или пассивно признается членами общностей. 2. Энергетическая функция мифа. Миф связывает и канализирует энергию 3. На основе мифов часто осуществляется созидательная или разруши Общественно-исторические мифы — это особая универсальная реальность истории. Они возникают оттого, что никакое общество не может существовать, если основная часть граждан не готова его защищать, подчиняться его законам, следовать его нормам, обычаям, если они не считают его «своим».. Эмпирическая действительность никогда не дает для убеждения бесспорных оснований индивиду, поскольку никогда не совпадает с той действительностью, которую хотелось бы ему видеть. Интересы личности не могут целиком совпадать с общественными. Она хочет иметь, верить в «свое» общество, основанное на ее ценностях и интересах, но они часто не отражают адекватно существующую реальность. В целом, общество сохраняет жизнеспособность лишь тогда, когда у граждан есть убеждение в осуществлении его норм, ценностей. Убеждение и знание также являются основными структурными элементами культуры. В убеждениях содержится то, к чему люди привержены, чем руководствуются в повседневной деятельности, что воплощают в образах и моделях поведения. Любые убеждения связаны со знаниями, однако их взаимосвязь достаточно противоречива. Многие люди знают, как следует поступать согласно закона, но часто делают наоборот. Почему? Если знания, идеи противоречат интересам человека, то он поступает им вопреки. Происходит раздвоение культуры, с одной стороны, знаниями, с другой — убеждениями. Такое раздвоение может быть и при случае, когда знания опережают реальную действительность. Скудность культуры часто определяется узостью, фрагментарностью знаний личности. Обладая разносторонними знаниями, она избавляется от примитивных, крайних оценок, суждений, ее мировоззрение становится многомерным, поведение и деятельность более оптимальными. Поэтому активное распространение знаний придает убеждениям идею, смысл, ситуацилизирует их. Важным критерием формирования убеждения является идеология как совокупность культурных ценностей в виде логически обоснованной социальной доктрины. Функциями идеологии являются: ослабление социальной напряженности в обществе; защита групповых интересов; придание смысла коллективным действиям людей. Уровни идеологии: базисный — общечеловеческий (общечеловеческие, гуманистические ценности); общенациональный (ценности, зафиксированные в Конституции); специфический (социально-групповые, классовые интересы). Культура — общечеловеческое явление, она аккумулирует созданное в разные эпохи, в разных странах и цивилизациях все то, что выдерживает испытание временем и становится общечеловеческими ценностями. Сущностные свойства культуры: - Множественность конкретных форм существования культуры (исторических и современных). Это означает, что есть культура как единое целое и есть культуры как особое (национальное, локальное и др.). - Целостность культуры, т.е. открытость, диалог между национальными, - Многомерность культуры, которая предполагает ее дифференцирован- Институциональный аспект культуры связан с организацией процесса культурных ценностей, их воспроизводства, хранения, трансляции.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 826; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |