КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Два типа анализа культуры
1. Общетеоретический. Его основные факторы: деятельность, увязанная с социальной организацией людей (хозяйственная, политическая, правовая культура); деятельность, связанная с порождением социально значимой информа- ции: наука, искусство, религия; деятельность, направленная на приобретение навыков взаимодействия и взаимопонимания членов общества: образование, массовая культура, институты трансляции «высокой культуры». Предметные знаки сфер культуры: орудия и средства труда, навыки обращения с ними, способы производственной деятельности, социально-культурные институты и их механизмы, регулирующие взаимодействия людей и распределяющие социально значимые блага. Символические знаки культуры: знания, навыки, порождающие, поддерживающие и изменяющие осмысление людьми своего природного и социального окружения и регуляции отношений с ним. Культура охватывает общие черты совместной жизнедеятельности людей, связанные с установлением и осмыслением отношений с окружением и друг с другом. Широко распространенными, устойчивыми и повторяющимися во времени являются формы отношения людей с окружением: государство, религия, письменность, деньги. Закономерными процессами культурной динамики являются урбанизация, социальная дифференциация в обществе, экономические волны. Универсальными механизмами порождения, поддержания и изменения культурных целостностей представляются традиции при поддержании, инновации при порождении и изменении. В культуре отображается совокупность устойчивых оснований, на которых базируется совместная жизнь людей в обществе на конкретных стадиях его исторического развития. Теоретическое рассмотрение таких оснований позволяет определить состояние культуры на глобальном или цивилизованном уровне, т.е. изучить универсальные исторические формы и способы участия людей в социокультурной форме. 2. Конкретно-исторический анализ культуры. Центр анализа культуры перемещается с ее всеобщего характера на специфичные: историко-культурный регион, страна, этнос, субкультура. Понятия «цивилизация», «культурно-исторический тип» раскрывают конкретную структурную и содержательную определенность культуры через набор ее устойчивых формообразующих характеристик. Для конкретно-исторического уровня анализа характерно понимание того, что культура существует только в процессах непосредственных действий и взаимодействий людей. Социальным основанием связей людей с внешним окружением принадлежит определяющая роль в формировании и динамике культуры. Каждый исторический период существования культуры определяется свойственным ему культурным типом. Социологические подходы анализа культуры: Ценностно-нормативный подход: культура — это метод ценностного усвоения действительности в процессе поиска способа удовлетворения потребностей людей. Культура представляет собой общеразделяемую систему ценностей и норм, регулирующих отношения людей и объединяющих их в единую целостность — общество. Культура — то, что постигает человек в процессе своей деятельности, что передается от поколения к поколению, а именно: знания, навыки, традиции. Культура — это ценностно-нормативный взгляд на мир, общество через призму добра и зла. Инструментальный подход: культура — это средство. Биологический подход: культура — это потребности. Культурологический подход: культура — это творчество. Функциональный подход: культура — это совокупность социальных институтов. Культура — это совокупность процессов материальной и духовной природы, а также поведения, принятого обществом в качестве традиционных способов решения отношений между своими членами. Современные подходы к анализу культуры: структуралистский, семиотический. Структуралистский метод изучает различные виды культуры и практики. Каждый из них является самостоятельной системой. Антиномия (связь) «природа-культура» проявляется в различных своих формах в области языка, мифа, искусства, обычной жизни, собственности и т.д. Все, что в природе человека имеет всеобщий характер, относится к природе (является стихийным). Все, что определяется вынуждающими нормами, относится к культуре. Для К. Леви-Стросса присуща идея о всеобщей энтропии человечества. В отличие от структуралистов, приверженцы семиотического метода считают, что человек стремится жить, а не исчезнуть во всеобщей энтропии. Для биологического существования человеку достаточно удовлетворить первичные, естественные потребности. Но существование коллектива, общества без культуры невозможно. Русские семиотики определяют культуру как информацию (ее хранение, передача). Составные части содержания культуры: язык, миф, религия, искусство, наука, политика, т.е. культура делится на различные виды деятельности, которые отражают различные интересы и цели. Основное свойство культуры состоит в том, что она концентрирует, хранит свои средства аккумулирования информации, которые необходимы для поддержания жизни. Они существенно видоизменяются с момента возникновения языка. В целом, социологический анализ культуры дает возможность изучать социальное и территориальное распределение в обществе форм и способов освоения, использования и создания людьми объектов культуры. Он позволяет выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также обуславливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается возможным установить вклад различных социальных групп в культурную жизнь и направление ее движения. Основные закономерности в развитии культуры 1. Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий 2. Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной 3. Неравномерность развития культуры, которая проявляется в 2-х аспек 4. Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 508; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |