КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Уровни культуры
Человеческой деятельности Культура как качественная характеристика Основные сферы жизнедеятельности человека -— это деятельность по созданию ценностей с целью удовлетворения своих потребностей, т.е. сам человек оказывается творцом культуры во всем многообразии ее видов, форм, способов, результатов. Культура — самовоспроизводящая система Культура — это опредмечивание духовного богатства человека, т.е. его способностей, знаний, умений, воплощенных в ценности культуры в процессе творчества. Но творчество возможно, если усваиваются уже имеющиеся ценности. Таким образом, культура создает ценности, меняет их и постоянно обогащает себя. ч Специализированный и обыденный уровни культуры Общественное разделение общественных функций (труда) фиксирует качественную неоднородность социокультурной жизни. Имеющаяся в обществе структура разделения функций определяет характер связей, отношений людей. С одной стороны, ею ограничены знания и навыки, необходимые людям для выполнения определенных видов деятельности. С другой, она детерминирует выход за эти границы, ибо устанавливает такого рода связи и отношения. .Различные группы людей порождают, поддерживают и распространяют различные черты образа, стиля жизни, ценностные представления, моральные нормы, образы деятельности и поведения. Результаты деятельности, предпочтений и оценок одних групп людей имеют неодинаковые социокультурные последствия для них самих и для представителей других групп. Например, то, что производя! одни, потребляют другие, деятельность одних меняет жизненные условия других, переориентация направленности деятельности одних становится источником напряжения для других, изменение образа, стиля жизни одних стимулирует принятие решения у других. Постоянное воспроизведение подобной изменчивости вызывает у членов общества необходимости оценивать и осваивать ее. Дня этого необходимо упорядочивание подобных изменений (длительных, устойчивых и быстро проходящих), прогнозирование их социокультурных последствий, вычленение из них тех, которые поддаются целенаправленному воздействию с социально позитивными результатами. В морфологическом строении культуры можно выделить две составные части: 1. Обыденная культура, осваиваемая человеком в процессе его обшей со 2. Специализированная культура, освоение которой требует специального Промежуточным звеном между ними является массовая культура. Ее основная функция — трансляция культурных смыслов от специализированной культуры к обыденному сознанию и поведению человека. Повседневная, обыденная жизнь не анализируется до тех пор, пока ее не нарушает какое-то чрезвычайное обстоятельство. Столкнувшись с ним, субъекты стремятся быстрее нормализовать ситуацию, ввести се в рамки повседневности. Только после этого приступают к исследованию данного события, нарушившего ход нормальной жизни, затем этот фактор интерпретируется как нормальное необходимое явление. Обыденная культура 3. Бауман сделал вывод, что общество развивалось до культуры, культура А. Хелер понимал культуру повседневной жизни как творческое свойство человека преодолевать разнообразные формы своей отчужденной жизни. Неспецифические формы социокультурной жизни: неофициальные личные и групповые (семейные, дружеские, любительские и др.) связи относятся к обыденному уровню культуры. Он характеризуется тем, что люди в них приобретают необходимые знания и навыки не специально, а благодаря повседневному опыту взаимодействия с окружающим предметным миром, общению друг с другом, освоению культуры через доступные информационные средства. Это совокупность действий, отношений, структур поведения, связанных с непосредственными индивидуальными переживаниями и межличностными контактами. Это также совокупность привычных действий, направленных на удовлетворение первичных базовых потребностей. В обыденной жизни люди действуют не задумываясь, в основном следуя здравому смыслу. Социальные последствия обыденной жизни обусловлены нормативными границами, правилами и социальными санкциями, выраженными в соответствующих ей культурных формах (нравах, обычаях, привычках, устойчивых представлениях людей). Именно они служат основой взаимопонимания при общении и взаимодействии людей. Однако следует учитывать, что люди живут не столько по нормам, сколько «между ними», т.е. внутри нормативных рамок у них остается достаточно свободы для индивидуального регулирования процессов собственной жизнедеятельности, а также для выбора среди элементов своего культурного окружения и способов обращения с ними, для отыскания пропорций между устойчивыми и изменчивыми аспектами своего образа и стиля жизни. Например, межличностный конфликт может быть разрешен столкновением индивидов через посредников, либо в иных культурных формах. Последствия действий на обыденном уровне культуры имеют микрогрупповое значение. Выход за нормативные рамки быстро фиксируется. Нарушение карается как по закону, так и влечет локально-групповые санкции. Эстетическое формообразование на уровне обыденной реальности воплощается в обыденной эстетике и выделяется в специализированную сферу культуры — искусство. Рационально-образно-оценочное осмысление «картины мира» с одной стороны, и «среды», «жизненного мира», с другой, в обыденной культуре выражается в виде народных верований и мудрости, а специально разрабатывается в виде философии и религии. Непосредственная целенаправленная деятельность с объектом окружения (вещами и идеями) в обыденной жизни представляется в стереотипных формах домашнего хозяйствования и семейно-бытовых отношений. На профессиональном уровне она оформляется в систему общественного разделения труда. Оценка людьми друг друга в социальном и межличностном взаимодействии, его социально значимые последствия в обыденной жизни соответствуют области морали и нравственности, а на специализированном уровне — сфере права. Организации взаимодействия людей на обыденном уровне соответствуют нравы и обычаи, а на специализированном — политическая деятельность. Обыденная культура не изучается специально, усваивается в процессе первичной социализации. Обыденная культура — это владение объектами повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает, т.е. это общая социализация. Обыденная культура изучается исторической антропологией, этнографией, филологией, урбанистической антропологией, культурологией. Обыденная культура среднего горожанина воспроизводится в рамках семейного воспитания и через институт национального образовательного стандарта, специализированная — через систему высшего образования. Институциональная деятельность как специализированная культура реализуется в формальных организациях: это социальная активность и профессиональный труд, требующие специальной подготовки, знаний и навыков. Именно на этом специализированном уровне культуры создаются вещи и идеи, удовлетворяющие широким общественным запросам. Социальные последствия такой деятельности определяются ее местом в жизнедеятельности людей и нормативными границами ее реализации. Специализированная деятельность занимает значительную часть времени человеческой жизни. Общественное разделение труда имеет коллективный характер, институционализированно, регулируется совокупностью координированных норм. Эти нормы четкие, осознаются людьми, заучиваются в ходе специальной подготовки. Нормативные профессиональные рамки обусловлены целью, способами, критериями оценки каждого вида труда, нормативные рамки социальной активности определяются групповой идеологией. Последствия специализированной деятельности, ее продукты имеют широкое социальное значение. Поэтому выход за нормативные рамки в одних случаях рассматривается как правонарушение и карается по закону, в других имеет характер культурных инноваций и может носить позитивные социальные санкции. Динамика социальной жизни обусловлена отношениями людей к имеющимся формам жизнедеятельности, их предпочтениями, оценками, действиями, направленными на их поддержание или изменение. Конкретным условиям совместной деятельности (жизни) людей соответствуют свои социально и культурно установленные формы, которые складываются на основе совместной деятельности членов общества в каждый период времени в символическом и ценностном выражении, фиксируют сферы приложения коллективных усилий, а также способы их организации. Внутренняя дифференциация специализированной культуры Специализированные сферы культуры складывались исторически в ходе постепенной дифференциации целых областей деятельности. Во-первых, некоторые области являются источниками инноваций в большей степени, чем другие, например, наука, производство, политика. Во-вторых, в определенных областях активизируется осмысление инноваций применительно к обыденной культуре, их последствий для человека, например, в искусстве. В-третьих, деятельность в различных специализированных областях культуры формирует у людей интерес к инновациям и навыки их освоения в неодинаковой степени. Регулятивные функции специализированной культуры Специализированные области культуры неоднородны по их ориентированности на устойчивые или изменчивые аспекты человека и его окружение. Устойчивость, универсальность, «абсолютное» — это объекты особого внимания религии и философии. В сфере человеческих отношений ориентация на поддержание их устойчивых форм свойственна правовой среде. Соотношение устойчивого и изменчивого выявляется в областях научного познания и производства. В науке устойчивое рассматривается преимущественно как границы, внутри которых можно воздействовать на окружение, т.е. первоначальный интерес здесь обнаруживается к изменениям. В производственной сфере решается вопрос о соотношении воспроизводства и инноваций в каждый конкретный временной период. Важной специализированной сферой культуры, где это соотношение принимает рационально-нормативную форму, является сфера политики. Изменение попадает в зону особого внимания в области искусства. Именно этот вид деятельности теснее всего связан с непосредственными переживаниями людей, а, следовательно, с их прямыми реакциями на изменчивость жизненной среды. Отношения между обыденной и специализированными областями культуры не однолинейны. Каждый человек, участвующий в системе разделения труда, является носителем и профессиональной, и обыденной культуры. Взаимодействия представителей одной специализированной сферы культуры с представителями или продуктами другой происходит через обыденный уровень, однако это не предполагает постоянного непосредственного контакта между двумя уровнями. Можно выделить три основных канала связи между ними: 1. Система общественного образования транслирует знания, необходи 2. Средства массовой информации транслируют знания на языке, доступном 3. Учреждения культуры предоставляют членам общества возможность Любая культура — это система субкультур. Одно из оснований субкультурных подсистем — ценностное, по этому основанию можно выделить элитарную, народную, массовую культуры. Субкультуры — это двухсторонний процесс: приспособление к господствующей (доминирующей) культуре; отклонение от нее. Субкультуры (частичные, специальные) — культуры различных социальных групп (возрастных, поселенческих, профессиональных, территориальных). Например, особые правила поведения, мода, манера общения, спин, жизни и др., т.е. различные ценности. Субкультура объединяет группы людей в соответствии с их ролью и функциями в производстве средств физического и социального существования человека, в поддержании или нарушении социальной организации и регуляции жизни общества (порядка). Субкультура элитарная Это сложная, высококачественная продукция. Главная функция: производство социального порядка (в виде права, власти, структуры социальных организаций); обоснование этого порядка соответствующей идеологией (религией, философией, политической мыслью). Элитарную культуру отличает очень высокий уровень специализации (подготовка священнослужителей, преподавателей и т.д.); высочайший уровень социальной притязательности личности (любовь к власти, богатству, славе и т.д.). Это привело к созданию соответствующих учебных заведений (высших, дипломатических, политико-административного характера и др.). Субкультура сельских производителей (народная культура). Главная функция — эта культура производит средства поддержания физического существования людей (в первую очередь продукты питания). Ей свойственен низкий уровень специализации по отдельным профессиям. Способ социального воспроизводства этой субкультуры в основном не выходит за рамки простой межполюсной трансляции местной традиции приро-доиспользования и связанных с ней картин мира, верований, рациональных знаний, норм социальных отношений и т.д., передача которых осуществляется в формах обыденного воспитания людей в семье, окружающей среде, не требующих какого-либо специального образования.
Социальная субкультура городских производителей (массовая культура) Эта культура производит средства не столько витального, сколько социального существования человека: орудия труда, предметы обихода, энергию, знания, торговлю, эстетические ценности и др. Причем, как правило, в товарных объемах. Для данной субкультуры характерны сравнительно высокий и неуклонно повышающийся уровень профессиональной специализации ее субъектов, умеренный уровень личных социальных притязаний средних слоев (с высокими культин-новациями индивидуумы уходят либо в элитарные, либо в криминальные круг и). Массовая культура появилась только полтора-два века назад, т.к. до научно-технического переворота в культуре не было сильного разрыва между обыденной и специализированной культурами. Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры. Теория массовой культуры возникает в 20-х годах XX в. в рамках доктрины массового общества. Якобы классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Это не только количественная характеристика, но и качественная: обезли-ченность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответственности за свои решения и поступки, т.е. общество делится на массу (толпу) и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. В таком качестве человек становится безликим элементом социальной машины, «винтиком», подогнанным под ее потребности, а массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре. За увлеченность Запада технической стороной прогресса в ущерб социальному прогрессу и приведшей к технократической направленности развития всей земной цивилизации, видимо, еще долго придется расплачиваться человечеству, в первую очередь за бездуховность личности. Материальное благополучие западных стран не привело к их духовному расцвету. Материальная культура этих стран, основанная на «благих» принципах индивидуализма, конкуренции, разумного эгоизма, материальной заинтересованности, создания обществом одинаковых стартовых условий развития личности обусловила духовную деградацию человека. Однако на основе современных открытий не произошло культурного взлета, более глубокой и эффективной социализации человека. Ожидания оказались нереализованными. Более того, культура начинает терять свою целост- ность и становится «мозаичной». Все большую роль в создании «картины мира» простого человека играет сегодня то, что он получает из СМИ, особенно телевидения. Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция — развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой но объему, т.е. охвату аудитории, и по времени, т.е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры — адаптивная. Причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса. При этом она не столько потребляется индивидом, сколько «потребляет» его самого, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры (например, бесконечные боевики по ТВ). Самое концентрированное воплощение массовой культуры — кич (халтура, штампы, безвкусица). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача кича — создавать иллюзию счастья. Социологи отметили тенденцию: обратная зависимость между материальным и культурным повышением уровня жизни сопровождается уменьшением духовных запросов. Бунт молодежи 1960-х гг. в Европе показал, что массовая культура воздействует на индивида не очень эффективно, т.к. она безадресна, рассчитана сразу на всех. Был сделан вывод, что одни и те же общественные идеалы следу-ет для различных социальных групп доводить различными способами. Массовая культура начинает модифицироваться с учетом специальных характеристик различных групп, изменяются способы ее воздействия. Она становится не только более избирательной, но используется как основной инструмент статусного потребления. Например, приобретение вещей не столько по причине их функциональности, сколько по причине престижности. Массовая культура и ее усвоение — дело добровольное. Но сознательно, по коммерческим и идеологическим соображениям искусственно формируется и придерживается ее ажиотажный спрос (порожден-то он не продавцом, а покупателем). /Кассовая культура — это, в основном, паше собственное лицо. Массовая культура — это новый, более высокий уровень стандартизации системы образов социальной адекватности «культурной компетенции» современного человека, его социализации. Массовая культура — эрзац-продукт специализированных «высших» областей культуры. Она не порождает высших смыслов (собственных), лишь имитирует явления специализированной культуры, используя ее формы, нередко пародируя их. Массовая культура порождается объективными процессами социальной модернизации общества. В целом, массовая культура — это вариант обыденной культуры городского населения. Есть проблема: современная социальная культура усваивается достаточно полно только незначительной частью людей. Для многих современные знания почти недоступны, поэтому обществу требуется «перевод» транслируемой сложной информации высокоспециализированпых областей культуры на уровень общественного понимания неподготовленных людей. Например, для детей в процессе их социализации сложный мир жизни взрослых преподносится, объясняется в форме сказок. Для современного взрослого человека эту функцию интерпретации, своеобразного гида выполняет массовая культура. Она систематизирует громадный объем информации, прессует его и преподносит людям в форме готовых знаний-рецептов, решений и т.д. Массовая культура снижает психологическое напряжение от громадных информационных потоков на людей в форме рекламы, «мыльных опер», идей, лозунгов и т.п. Следовательно структура общественного бытия задает человеку набор стандартных ситуаций, подобранных самими «гидами» по жизни (журналистами, рекламными агентами, публичными политиками, режиссерами и т.д.). В массовой культуре все известно наперед: что правильно, что пег, что ценно, что нет. Основные направленна массовой культуры \. Индустрия «субкультуры детства» (книжки, игрушки, учреждения, воспитание и т.д.). 2. Массовая общеобразовательная школа, формирующая массовые знания, 3. СМИ (печатные, электронные). ч' 4. Система национальной (государственной) идеологии и пропаганды. 5. Массовые политические, общественные движения. 6. Массовая социальная мифология. 7. Индустрия развлекательного досуга. 8. Индустрия оздоровительного досуга. 9. Индустрия интеллектуальною досуга.
10. Разною уровня игровые комплексы. 11. Всевозможные словари, справочники, энциклопедии, блоки информа Молодежная субкультура В советском обществе считалось, что если оно движется к социальной однородности, то эта же тенденция присуща и культуре. Проявление своеобразия, непривычные формы поведения расценивались либо как аномалия, деви-антное поведение, либо как подражание буржуазному Западу. Другая точка зрения: эти «отклонения» представлялись как способ самоутверждения, как возможность заявить о себе обществу, обратить на себя внимание. Появился новый термин «неформальные молодежные объединения». Субкультурная активность молодежи зависит от ряда факторов: от уровня образования, от возрасти, от места жительства. Неформальные молодежные объединения различаются по характеру социальной направленности, типу групповых ценностей, особенностей проведения досуга. Но в основном это развлекательная деятельность. Объединения, занятые общественно-полезной деятельностью (защита окружающей среды, охрана памятников культуры и др.), составляют примерно 4%. Примерно 9% — группы девиантной (нередко преступной) деятельности. Часто молодежные субкультуры диффузируются в другие. Контркультура Это комплекс, набор норм и ценностей конкретных социальных групп, противоречащих общекультурным нормам и ценностям в обществе. Виды контркультур: тип протестующею мировоззрения; альтернативный стиль жиз-ни, оппозиционный господствующему; антитрадиционные формы художественного творчества. В начале XX в. русские и зарубежные нигилисты, авангардисты, в 1960-е гг. некоторые молодежные группировки, например, папки вы-ступали за уничтожение современной культуры, которая, якобы, тормозит общественный прогресс. Другой тип — криминальная субкультура. Эта культура целенаправленного нарушения господствующих социальных порядков и идеологии (убийство, хули-ганство, проституция, мошенничество, терроризм, нелегальное сектантство и др.) На современном этапе пренебрежение к культуре можно объяснить следующими факторами: с одной стороны, необоснованные претензии части интеллектуальной элиты на обладание, монополию «высшего знания»: с другой, малообразованность «верхов» и «низов», недооценивающих роль культуры и общественном прогрессе. По XIX в. пи одна из этих субкультур не могла быть названа Национальной культурой соответствующего общества, т.к. еще не существовало единой общепринятой, признаваемой культуры и общенациональных механизмов социализации. Это зарождается только в повое время в ходе процессов индустриализации и урбанизации, трансформации сословных обществ в национальные, размывания социальных перегородок, развития всеобщей грамотности, де-градировали каких-то форм доиндустриальной, обыденной культуры, производства предметов массового потребления и т.д. Особое место здесь занимают процессы массовой миграции населения в город, массовизации политической жизни. В этих условиях актуальными стали задачи стандартизации социально-культурных установок, интересов, потребностей основной массы населения, его политического поведения, идеологических ориентации и т.д. D традиционных обществах задачи общей социализации решались и ос-ноином средствами персональной трансформации знаний, норм, образцов сознания и поведения (родителями, учителями, священником и т.д.). На этапе формирования национальных культур эти механизмы утрачивают свою эффективность. Происходит универсализация содержания трансформируемого социального опыта, ценностей, образцов сознания, поведения. Сначала это было всеобщее и обязательное начальное образование населения, затем — среднее. В современных условия — СМИ. Так осуществляется переход от сословной культуры к национальной. Формирование национальной культуры не отменяет ее деления на рассмотренные субкультуры. Она дополняет систему социальных субкультур, выстраивается как объединяющая надстройка над ними, задавая им определенные универсальные эталоны (всеобщим образованием, прессой, политическими организациями, учреждениями культуры, литературой и т.д.). Этническая культура является по преимуществу мемориальной, воспроизводящей историческую традицию коллективных форм жизни народа. Национальная культура является прогностической, определяющей цели, результаты развития, вырабатывающей новые знания, нормы модернизационной направленности. Актуальная культура Культура - это сложный процесс взаимодействия традиций и новаторства, преемственности и изменений, т.е. происходит постоянное обновление культуры. Неактуальным становится то, что перестало реально функционировать в культурной коммуникации. Утрачивающие свою оптимальность ценности и нормы перестают эффективно влиять на поведение, деятельность людей и становятся культурным наследием (определенной, овеществленной культурой). На каждом этапе исторического развития общества в каждом виде культуры есть своя актуальная ку л ьту р а. доступная для каждого, необходимая для всех и отличающаяся от профессиональной (элитарной) культуры. Актуальная культура — это ценности, которые реально функционируют в данности, востребованы реальной жизнью. Это наличная культура, выражающая в масштабе общества массовое, типичное, господствующее. Культурный опыт любого сообщества но своему содержанию необычайно велик и эмпирически многообразен. Индивид не в состоянии освоить его в полном объеме. Поэтому он осваивает и использует лишь часть культурного опыта общества, которая необходима ему в практической жизнедеятельности. Большая час п. культурного опыта усваивается в опосредованном виде. Актуальная культура — это и есть ценностные ориентации личности. Актуальная культура (отождествленная с доминирующей, репрезентативной) охватывает пес основные верования, представления, мировоззрения и идеологии, воздействующие на поведение и деятельность людей. Они либо активно разделяются всеми, либо пользуются пассивным признанием. В силу фактического признания этих ценностей ее нельзя рассматривать как пассивный, надстроечный, вторичный феномен. Культурна не может быть высокой, низкой, истинной, ложной; она просто есть, ибо общество таково, каким оно является в культуре. Актуальность культуры отражает качественную сторону доминирующей культуры и характеризует определенный пласт явлений культуры, который может быть временной константой. В сфepe актуальной культуры отношение элитарной (классической, специализированной) и массовой культур очень противоречиво. «Классика» актуальна всегда. Однако высокая культура часто идеологизирована, в недемократических обществах высокая культура и ее представители как бы утверждают легитимность существующей общественно-социальной системы; она сложна по пониманию; нередко оказывается ретроспективной, ориентированной на прошлое; для части молодежи она чужда, несвоевременна, неактуальна. Массовая культура становится источником норм и образцов повеления, средством массовой психотерапии; выполняет в обществе сложную функцию адаптации людей к социальным изменениям. В этом случае она приобретает свойство актуальной культуры, т.к. представляет собой репрезентативную, па- личную культуру. Таким образом, массовая культура становится частью актуальной культуры. Главный потребитель массовой культуры — женщины, т.к. чин имеют преимущественно аффектный, эмоциональный характер. Переходное состояние общества, его нестабильность и кризисность способствуют мифологизации и актуализации массовой культуры. Так, в России пожилые люди «разряжаются» мифами, молодежь бессознательно «заряжается энергией сопротивления» социальному хаосу. Другая функция массовой культуры — распространение модернизацион-иых образцов моделей поведения, норм, стереотипов западного образа жизни. Данная функция, вместе с механизмами адаптации людей к ним, вызывает качественное понижение культурного уровня. Культура переходит в цивилизацию, коммерцианализируется. Таким образом, происходит кризис культуры, понижается ее качество, что часто выдается за рост многообразия культуры. Классическая модель культуры перестает занимать монопольное положение в обществе в качестве «официальной», образцы которой распространялись повсеместно. «Моностилистическая» культура сменяется мнимым многообразием выдаваемым за «полистилистическую» культуру. Модель классической культуры (как официальной) идеологически замещается сциентической (уподобленной) моделью культуры. Так, постмодернизм выдвигает постулат об ограниченности познания, смешивает, уравнивает обыденное сознание и духовность. Постмодернизм стирает оппозицию между элитарной и массовой культурой своей идеей формирования целостного мировоззренческо-нравственного единства, т.к. мир становится слишком сложным, эта сложность нарастает. Быстрое возрастание сложности общества обнаруживает пределы человеческих возможностей (как природных, так и чисто человеческих ресурсов). Постмодернизм все более становится часто актуальной культуры. Изменяются способы вхождения современного человека в актуальную культуру. В условиях НТР человек может приобрести любые знания (часто не имея необходимости в этом), если умеет пользоваться компью- тером, т.е. он приобретает знания скорее с помощью зрительной памяти, чем работы мозга. В обучении утверждается ориентация «лучше сто раз увидеть, чем один раз подумать». Ориентируясь на среднего человека, постмодернизм куль-тнпируст далеко не лучите его качества и личностные установки. Цели и интересы такого человека перемещены из сферы духовности в сферу гедонистических интересов, от духа к телу. Разрушение, зло, античеловечность становятся атрибутами нового стиля жизни. Так, проблемы, рапсе считавшиеся jvm общественного сознания россиян запретными и аморальными (безумия, секса, насилия, преступности, ужасов), теперь не только легализуются, по и активно пропагандируются, повсеместно входят в обыденную жизнь люден. Они утверждаются в самых разных сферах и социальных институтах: в педагогике, СМИ, экономике, в государственной политике и юридических законах. Противоречие актуальной культуры относительно личности 1. Противоречие между абстрактной возможностью человека усвоить 2. В этом случае актуальная культура неизбежно связана с фундамен опирается на мифологизированное сознание, патриархально-авторитарные привычки, уравнительно-люмпенизированную психологию и может иметь широчайшую поддержку в массах. 3. С разложением недемократического политического режима происходит расхождение между актуальной и официальной культурами. Появляется проблема кто и как производит отбор актуальной культуры. Часто это становится привилегией правящих кругов. Официальная господствующая культура стремится занять все поле актуальной культуры. Данное постоянно наблюдается в российском обществе. I/ 4. Проблема связи актуальной культуры с развитием личности. Ее суть — создание условий формирования личности не по жестко заданной идеологической модели, а представление поля, расширение рамок свободного выбора. 5. Проблема нормативности актуальной культуры как некого обязательного социокультурного минимума для личности. Именно актуальная культура выступает для индивида инструментом социализации, концентрируя в себе социокультурные требования социума к человеку. Однако это порождает внутренние противоречия. Первое — как совместить нормативность со свободным, творческим потреблением культурных ценностей и свободой культурного выбора. Второе — если актуальная культура многослойна, дифференцирована, то как могут быть едиными требования к культуре конкретной личности. Наконец, проблема разномасштабности актуальной культуры. Можно ли стать культурным человеком без освоения общечеловеческих ценностей культуры, которые являются для него родовыми, то есть обязательными? Понятно, что все их освоить невозможно, необходим какой-то отбор основ. Поэтому значительно возрастает плюрализм актуальной культуры на уровне различных социальных групп, субкультур. На этом уровне нормативные требования могут быть жесткими, идентифицирующими принадлежность индивида к группе. Если он не готов их принять, освоить, то он оказывается за пределами данной группы. Таким образом, ширится число "культурных" маргиналов в современном обществе. Соотношение актуальной культуры и субкультуры Различие между ними не столько предметное, сколько функциональное. Субкультура (в частности, молодежная) отражает всю полноту репрезентативных, наличных норм и ценностей не только специфических, но, в первую очередь, принимаемых группой. Поэтому актуальная культура более сложна и 58 многогранна, чем субкультура. Так, конкретное поколение молодежи выбирает систему своих ценностей из актуальной культуры общества, а не создаст каждый раз какие-то специфические, молодежные, особые. Следовательно, анализ актуальной культуры молодежи — это не столько поиск особых молодежных культурных явлений и ценностей, сколько попытка выяснить и понять, какие культурные ценности принимает молодежь (учитывая ее социальную неоднородность). Взаимодействие культур 0. Шпенглер, А. Тойнби, П. Сорокин, Л. Гумилев отмечали, что все куль Цивилизационные культуры — это культуры, относящиеся к метаобще-ствам, сформировавшим на определенных исторических этапах своею развития культурные модели многих этнических и национальных культура. Другие исследователи в культуре, понимаемой как целостность, выделяли совокупность элементов, выполняющих свою определенную функцию, а именно как-особую форму приспособления человеческой группы к условиям среды обитания. К ним относили: 1. Региональные (относящиеся к метасоциумам, разным обществам, объе 2. Национальные (относящиеся к полиэтническим странам на индустри 3. Групповые (относящиеся к определенным социальным стратам и суб 4. Семейные (относящиеся к разным типам семьи). Стиль есть там, где есть выбор культурных образцов. Традиция присутствует там, где возможность выбора не осознается.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 8479; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |