КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции и формы культуры
• Гносеологическая (познавательная) функция. Культура стремится дать • Интегрирующая функция. Культура интегрирует знания, выработан • Ценностно-ориентационная функция. Культура создает определенную • Нормативно-регулирующая функция. Культура выступает средством • Оценочная функция. Культура определяет содержание человеческой • Социально-организационная функция. Определяет принципы организа • Коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая взаи • Программно-целевая функция. Культура показывает цели, способству • Прогнозирующая (футурологическая) функция. Культура моделирует будущее развитие общества. Дает представления об оптимальном его устройстве, к которому необходимо стремиться. Главная из всех функции — гуманистическая (человекотворческая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности. В марксистской философии, социологических концепциях культура подразделяется только на материальную и духовную. Социальная растворялась в них. В 1-й половине XX в. было введено 3-хчленное деление культуры. Объективные факторы культуры: культура не наследуется генетически, а передается от одного поколения к другому в результате научения. Субъективные факторы культуры: культура связана с идеями, которые осуществляются и передаются в символической форме. Формы культуры: материальная, социальная, духовная. Т.е. взаимоотношения человека со средой его обитания, отношения людей друг к другу, их поведение и деятельность, их идеи и ценности. Материальная культура — совокупность материальных ценностей; культура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная культура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обитания, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности. Социальная культура — отношение людей друг к другу, система их статусов, ролей и социальных институтов, это живая человеческая деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию. Социальная культура — это характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы образ действий, проникающий во все сферы, виды человеческой жизнедеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаимосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур. Духовная культура — субъективные аспекты жизни: идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Духовная культура: виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи, знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы познания (религия, наука, литература, искусство, нравственность). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека. Между этими формами существуют промежуточные культуры: религиозная, светская, экологическая, физическая и др. По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникающую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора, элитарную, создаваемую профессионалами, и массовую. По степени восприятия и роли культура подразделяется на общепризна-ваемую (необходимую для всего общества) и субкультуры (т.е. культуру конкретных социальных общностей). Четкой, фиксированной границы между разновидностями культуры нет. Она всегда многовариантна, но ее модель задается новыми потребностями, целями социальных общностей, общества в целом. Таким образом, культура внутренне неоднородна. Она состоит из многоуровневых моделей, это вызвано многообразием форм изменяющегося общества. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу соподчиненно-сти (это невозможно), а по принципу дополнительности. Все культуры необходимы, полноценны и не взаимозаменяемы. В этом случае ясно прослеживается взаимосвязь между социальной структурой и социальным заказом на определенный тип поведения и функционирования культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур (без которых она была бы неполной), каждая из них вносит вклад в общую. При этом социология культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область. Это выделение ценностного компонента, позволяющего объединить все элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях. Т.е. личности, социальной группы, социальной общности — общества в целом. Социология культуры — это механизм, средство, регулирующие и обеспечивающие взаимосвязь между людьми. Это кон- кретная информационная система, которая заставляет людей воспринимать окружающую реальность в определенном свете, поступать, оценивать ее в своеобразном собственном понимании. Функционалисты установили определенный культурный лаг между материальной, духовной и социальной культурами, соотношение между которыми постоянно меняется. Например, информационный век уже наступил, но люди в основном продолжают пользоваться представлениями индустриального общества. В частности, оценивают новые услуги мерками массового товарного производства, ограничивают возможности информационного обмена. Они отстаивают прежние социальные стандарты, технология как бы отрывается от сложившейся культуры. Одновременно можно отметить и противоположную тенденцию. Так, христианские заповеди были сформулированы как система духовно-нравственных принципов основных форм жизнедеятельности людей 2 тыс. лет назад, но до сих" пор не сформировалось такое общество, хотя материальные предпосылки для него были. Т. Парсонс разводил социальные и культурные факторы. Под социальными он понимал реальную социальную жизнь (процессы, события, факты). Культурные — это то, как люди воображают социальную жизнь, или их представления о реальности. Например, в западном обществе это свобода, демократия, личность и др. Производство и социальные отношения выполняют функцию дестабилизации разрушения стереотипов, продвижения общества вперед. Культура выполняет функцию обеспечения трансляции, наследования, стабилизации, консервации общественных отношений. Культура — особый регулятивный механизм общества, средство его адаптации к среде обитания, инструмент значительного увеличения приспособительных возможностей человека по сравнению со всем остальным живым миром. В рамках культуры социальные общности вырабатывают самые различные способы разрешения многообразных экологических и социальных противоречий. Культура неразрывно связана с мышлением и деятельностью человека. Она выявляет место человека в природе, определяет границы его возможного вмешательства в процессы окружающей среды. •В ходе развития общечеловеческой культуры можно выделить этапы доминирования мифологической, космологической, антропологической и технологической культур, выражающих специфические позиции человека и социальной организации по отношению к природному окружению. Мифологическая культура Первым общеисторическим типом культуры предстает мифологическая, или культура архаичной эпохи. В древних архаических обществах мир воспринимался как единое живое существо — одушевление, одухотворение. В архаических обществах мир понимался как упорядоченный микрокосмос, за пределами которого представало неизвестное, хаотичное. Для архаического человека не существовало принципиальной разницы между человеческим и природным. Древний человек стремился как понять саму природу, так и сделать себя понят-ным ей. Мир представал человечески-природным единством, пронизанным высшими таинственными силами. Космологическая культура Эта культура сопровождала развитие древних цивилизаций: китайской, индийской, египетской, греческой, римской и др. В космологической культуре на первый план выдвигалось тождество человека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом. Представления о начальном биосоциальном тождестве человеческого рода и природы со временем оформлялось в концепцию естественного происхождения общества и государства. Идеи о гармонии космического мироздания и духовной жизни вошли в основу восточных религиозно-философских систем. Древневосточные традиции несли в своей основе представления о мире как живом организме, в котором связаны все процессы организма, мельчайшие нарушения порядка вещей выступали в качестве причин, способных вызвать значительные несчастья. Однако уже в рамках космологической культуры становление урбанизированных процессов, все большее преобразование нетронутой когда-то природы во вторую природу приводило к усилению антагонизмов в общественной жизни и возрастанию противоречий человека с первой (живой) природой, например, охота с выжиганием лесных массивов, строительство жилища из костей крупных животных. Оценивая в ретроспективе тупиковость развития ряда земных цивилизаций, есть убеждение, что многие цивилизации погибли из-за неспособности перейти к более оптимальным, опосредованным отношениям с природным окружением. Например, Майя, острова Пасхи и др. Антропологическая культура Ее начало было положено эпохой Возрождения. В этот период выдвигаются положения доступности человеческому познанию всех явлений и закономерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в соответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельности. Представления о гармонии всего мира ограничиваются теперь утверждениями гармоничности только человека. На первый план выходят его способности, могущество. Природа — это только косная материя, человек — центр мироздания, природа становится его фоном. Антропологическая культура противопоставляет человека и мир природы. Преобладает прагматический мотив во взаимодействии с этим миром (например, О. Конт предлагал уничтожить всякую для промышленности бесполезную жизнь на земле). Технологическая культура В XX в. вторжение человека в ход естественных процессов принимает невиданные масштабы. В технологической культуре происходит овладение человеком мощнейшими техническими средствами, формируется ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична. Она исходит из постоянного совершенствования техники и технологии на основе непрерывного роста научного знания. Технологическая культура вступает в конфликт с культурной традицией человечества и закономерно ведет к глобальному кризису. Поиск нового типа культуры ' Конец XX в. определил глобальный характер проблемы антропологического плана. Это потеря духовных ориентиров, смыслообразующих оснований » бытия человека и. общества. Главная причина — повсеместная технизация социальной жизни, при которой человек отрывается от почвы, теряет преемственность традиций. Человеческая4 жизнь оказывается научно-технической заор- ганизованностью. В XX в. наблюдается массовый приход к власти малообразо- ванных, неинтеллигентных людей, лишенных критического мировосприятия. При такой власти высокоразвитые технологии неизбежно вступают в ч конфликт с культурной традицией человечества. В данной ситуации выдвигается необходимость такого духовного роста человека, который бы не отставал от роста технологических новшеств. Взаимосвязь понятий «культура» и «общество» Первый подход: культуру можно изучать независимо от общества как. своеобразное самодостаточное целое. Другое понимание: общество представляет собой всеобъемлющий контекст культуры. Наконец, общество и культура различаются: культура — это образ жизни и существования определенного общества. Культура — особый способ существования жизни и общества, это производный духовный мир человека, который позволяет ему преодолевать рамки своей повседневной жизни. Дифференциация общества и культуры проявляется в неодинаковом их развитии. Например, часто шедевры культурного творчества по своему уровню не отвечают социально-экономической стороне развития общества. Нередко культурные ценности, созданные на основе пера шитых общественных of потений, обладают значением «вечного культурного образца». Культура не является и не может быть ничем другим, кроме как миром человека. Она проявляется вединстве, что го мира. Кул мура - по единство ценное™ и средств очеловечивания отдельною индивида и ею мира. С ней человек отходит от дикости в самом себе и в природе. Одновременно историю культуры, понимаемую и ее эмпирическом виде. нельзя отделить от истории человеческого общества если под ней подразумевается история возникновения и развития человека и его мира. Историю чело-человечества (общества) следует понимать не только как создание ценностей культуры, но и как историю варварского разрушения мира человека. Одновременно составляющие культуры религия, наука, искусство, философия — устремятся воплотить в себе ее универсальные ценности. Существуют генетические связи культуры и общества (как содержание и формы) культуры и культур (общего и частного). Социологи выделяют два типа взаимоотношений между обществом и культурой. Первый существовал в примитивных ситуациях человеческой истории, когда общественное и культурное в повседневной жизни почти не подразделялось. Втором характерен для современного индустриального общества, в котором проявляется разде-ленность культуры и общества (3. Бауман, польский социолог). Экономическая система примитивного общества идентична его системе родственных отношений., связей, т.е. здесь про я в плетен недифференцированность общественных и культурных сторон человеческой жизни. I; современном обществе дифференциация общества и культуры проявляется в большом числе обшественных событий, не содержащих культурного значения. Например, общественная и культурная системы имеют раздельные механизмы внешних воздействий и связей. В примитивных обществах вопрос о примате культуры или общества не будет иметь смысла, т.к. общественная и культурная переменные тождественны. В современном обществе вопрос о соотношении культуры и общества стаится в теоретической и практической областях, по решить его не удается. Т. Парсонс выделяет особые культурные системы и особые «общественные системы», представляющие подсистемы общества. Общество и культура не равнозначны, но разделить их эмпирическим путем невозможно. Американский социолог Г. Олпорт утверждает, что система культуры содержит традиционные понятия и ценности, которые влияют на личность, в то время как взаимодействие индивидов в создании этих ценностей создает общественную систему. Таким образом, культура — все то, что не относится к природе, что выделяет индивида как творческую личность. Исходя из этого, культура представляет собой и одновременно определяется общественной реальностью и самой целостностью общества. Однако поэтому же культура за счет универсальности своих ценностей превосходит границы любого конкретного общества. Своими творческими достижениями наполняет истинным смыслом повседневную жизнь человека. Общество как социальная система обозначает отношения между индивидами и социальными общностями, культура определяет ценностно-смысловое значение этих отношений. Общество --- продукт человеческих действий, т.е. общество — продукт культуры. Все изменения основных подсистем и структур общества совершаются при ведущей роли культуры. В общественном развитии культура первична. Все представления, идеи мировоззрения, убеждения, верования являются действенными в силу их активного или пассивного признания.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 540; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |