Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Функции и формы культуры




Гносеологическая (познавательная) функция. Культура стремится дать
целостную картину мира, показать место и роль личности в этом мире. Она яв­
ляется средством познания и самопознания общества, социальной группы, са­
мого человека. Культура определяет систему знаний, обобщает социальный
опыт общностей, на основе чего и создается конкретная модель социального
мира и места человека в нем.

Интегрирующая функция. Культура интегрирует знания, выработан­
ные предшествующими поколениями, обеспечивает формирование определен­
ного подхода к явлениям социокультурной практики общества, транслируя со­
циальный опыт поколений, она обеспечивает связь времен (прошлого, настоя­
щего, будущего).

Ценностно-ориентационная функция. Культура создает определенную
систему координат (совокупность жизненных ценностей), в которых существу­
ет и на которые ориентируется человек.

Нормативно-регулирующая функция. Культура выступает средством
социального контроля за индивидами.

Оценочная функция. Культура определяет содержание человеческой
деятельности, поведение личности в социальной жизни и дает конкретную
оценку на основе социальных интересов различного рода ценностей и норм по­
ведения (социальных, экономических, политических, правовых, нравственных).

Социально-организационная функция. Определяет принципы организа­
ции и управления жизнью общества. Культура является организующей формой
общественной жизни, она побуждает, стимулирует и направляет человеческое
поведение.

Коммуникативная функция социального общения, обеспечивающая взаи­
модействие и адекватность взаимопонимания между социальными общностями.

Программно-целевая функция. Культура показывает цели, способству­
ет разработке субъектами программ их достижения, в целом определяет преоб­
разование, функционирование и развитие общества в истории человечества.

Прогнозирующая (футурологическая) функция. Культура моделирует будущее развитие общества. Дает представления об оптимальном его устройст­ве, к которому необходимо стремиться.

Главная из всех функции — гуманистическая (человекотворческая), т.е. развитие творческого потенциала человека во всех формах его жизнедеятельности.

В марксистской философии, социологических концепциях культура под­разделяется только на материальную и духовную. Социальная растворялась в них. В 1-й половине XX в. было введено 3-хчленное деление культуры.

Объективные факторы культуры: культура не наследуется генетически, а передается от одного поколения к другому в результате научения.

Субъективные факторы культуры: культура связана с идеями, которые осуществляются и передаются в символической форме.

Формы культуры: материальная, социальная, духовная. Т.е. взаимоотно­шения человека со средой его обитания, отношения людей друг к другу, их по­ведение и деятельность, их идеи и ценности.

Материальная культура — совокупность материальных ценностей; куль­тура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная куль­тура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обита­ния, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности.

Социальная культура — отношение людей друг к другу, система их ста­тусов, ролей и социальных институтов, это живая человеческая деятельность по их созданию, распространению, сохранению и развитию. Социальная культура — это характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы образ действий, проникающий во все сферы, виды человеческой жиз­недеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаи­мосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура — субъективные аспекты жизни: идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Духовная культура: виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи,

знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы позна­ния (религия, наука, литература, искусство, нравственность). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.

Между этими формами существуют промежуточные культуры: религиоз­ная, светская, экологическая, физическая и др.

По происхождению (генезису) выделяют народную культуру, возникаю­щую в определенной мере стихийно и не имеющую конкретного автора, эли­тарную, создаваемую профессионалами, и массовую.

По степени восприятия и роли культура подразделяется на общепризна-ваемую (необходимую для всего общества) и субкультуры (т.е. культуру кон­кретных социальных общностей). Четкой, фиксированной границы между раз­новидностями культуры нет. Она всегда многовариантна, но ее модель задается новыми потребностями, целями социальных общностей, общества в целом.

Таким образом, культура внутренне неоднородна. Она состоит из много­уровневых моделей, это вызвано многообразием форм изменяющегося общест­ва. При этом подсистемы культуры соотносятся не по принципу соподчиненно-сти (это невозможно), а по принципу дополнительности. Все культуры необхо­димы, полноценны и не взаимозаменяемы.

В этом случае ясно прослеживается взаимосвязь между социальной структурой и социальным заказом на определенный тип поведения и функцио­нирования культурных подсистем. Единая человеческая культура складывается из множества различных культур (без которых она была бы неполной), каждая из них вносит вклад в общую.

При этом социология культуры имеет свою относительно самостоятель­ную предметную область. Это выделение ценностного компонента, позволяю­щего объединить все элементы культуры в систему, обеспечивающую их взаи­мосвязь на различных уровнях. Т.е. личности, социальной группы, социальной общности — общества в целом. Социология культуры — это механизм, средст­во, регулирующие и обеспечивающие взаимосвязь между людьми. Это кон-

кретная информационная система, которая заставляет людей воспринимать ок­ружающую реальность в определенном свете, поступать, оценивать ее в свое­образном собственном понимании.

Функционалисты установили определенный культурный лаг между мате­риальной, духовной и социальной культурами, соотношение между которыми постоянно меняется. Например, информационный век уже наступил, но люди в основном продолжают пользоваться представлениями индустриального обще­ства. В частности, оценивают новые услуги мерками массового товарного про­изводства, ограничивают возможности информационного обмена. Они отстаи­вают прежние социальные стандарты, технология как бы отрывается от сло­жившейся культуры.

Одновременно можно отметить и противоположную тенденцию. Так, христианские заповеди были сформулированы как система духовно-нравственных принципов основных форм жизнедеятельности людей 2 тыс. лет назад, но до сих" пор не сформировалось такое общество, хотя материальные предпосылки для него были.

Т. Парсонс разводил социальные и культурные факторы. Под социальны­ми он понимал реальную социальную жизнь (процессы, события, факты). Культурные — это то, как люди воображают социальную жизнь, или их пред­ставления о реальности. Например, в западном обществе это свобода, демокра­тия, личность и др.

Производство и социальные отношения выполняют функцию дестабили­зации разрушения стереотипов, продвижения общества вперед. Культура вы­полняет функцию обеспечения трансляции, наследования, стабилизации, кон­сервации общественных отношений.

Культура — особый регулятивный механизм общества, средство его адаптации к среде обитания, инструмент значительного увеличения приспосо­бительных возможностей человека по сравнению со всем остальным живым миром.

В рамках культуры социальные общности вырабатывают самые различные способы разрешения многообразных экологических и социальных противоречий.

Культура неразрывно связана с мышлением и деятельностью человека. Она выявляет место человека в природе, определяет границы его возможного вмешательства в процессы окружающей среды.

•В ходе развития общечеловеческой культуры можно выделить этапы до­минирования мифологической, космологической, антропологической и техно­логической культур, выражающих специфические позиции человека и социаль­ной организации по отношению к природному окружению.

Мифологическая культура

Первым общеисторическим типом культуры предстает мифологическая, или культура архаичной эпохи. В древних архаических обществах мир воспри­нимался как единое живое существо — одушевление, одухотворение. В архаи­ческих обществах мир понимался как упорядоченный микрокосмос, за преде­лами которого представало неизвестное, хаотичное. Для архаического человека не существовало принципиальной разницы между человеческим и природным. Древний человек стремился как понять саму природу, так и сделать себя понят-ным ей. Мир представал человечески-природным единством, пронизанным высшими таинственными силами.

Космологическая культура

Эта культура сопровождала развитие древних цивилизаций: китайской, индийской, египетской, греческой, римской и др.

В космологической культуре на первый план выдвигалось тождество че­ловека и природы, установление органической связи духовного мира человека и космоса в целом.

Представления о начальном биосоциальном тождестве человеческого ро­да и природы со временем оформлялось в концепцию естественного происхож­дения общества и государства. Идеи о гармонии космического мироздания и духовной жизни вошли в основу восточных религиозно-философских систем.

Древневосточные традиции несли в своей основе представления о мире как живом организме, в котором связаны все процессы организма, мельчайшие нарушения порядка вещей выступали в качестве причин, способных вызвать значительные несчастья.

Однако уже в рамках космологической культуры становление урбанизи­рованных процессов, все большее преобразование нетронутой когда-то приро­ды во вторую природу приводило к усилению антагонизмов в общественной жизни и возрастанию противоречий человека с первой (живой) природой, на­пример, охота с выжиганием лесных массивов, строительство жилища из кос­тей крупных животных.

Оценивая в ретроспективе тупиковость развития ряда земных цивилиза­ций, есть убеждение, что многие цивилизации погибли из-за неспособности пе­рейти к более оптимальным, опосредованным отношениям с природным окру­жением. Например, Майя, острова Пасхи и др.

Антропологическая культура

Ее начало было положено эпохой Возрождения. В этот период выдвига­ются положения доступности человеческому познанию всех явлений и законо­мерностей окружающего мира. Формируется позиция антропоцентризма, в со­ответствии с которой человек рассматривается как центр познания и деятельно­сти. Представления о гармонии всего мира ограничиваются теперь утвержде­ниями гармоничности только человека. На первый план выходят его способно­сти, могущество. Природа — это только косная материя, человек — центр ми­роздания, природа становится его фоном.

Антропологическая культура противопоставляет человека и мир приро­ды. Преобладает прагматический мотив во взаимодействии с этим миром (на­пример, О. Конт предлагал уничтожить всякую для промышленности бесполез­ную жизнь на земле).

Технологическая культура

В XX в. вторжение человека в ход естественных процессов принимает невиданные масштабы. В технологической культуре происходит овладение че­ловеком мощнейшими техническими средствами, формируется ориентация на непрерывный рост технологического потенциала. Технологическая культура динамична. Она исходит из постоянного совершенствования техники и техно­логии на основе непрерывного роста научного знания.

Технологическая культура вступает в конфликт с культурной традицией человечества и закономерно ведет к глобальному кризису.

Поиск нового типа культуры

' Конец XX в. определил глобальный характер проблемы антропологиче­ского плана. Это потеря духовных ориентиров, смыслообразующих оснований

»

бытия человека и. общества. Главная причина — повсеместная технизация со­циальной жизни, при которой человек отрывается от почвы, теряет преемст­венность традиций. Человеческая4 жизнь оказывается научно-технической заор-

ганизованностью. В XX в. наблюдается массовый приход к власти малообразо-

ванных, неинтеллигентных людей, лишенных критического мировосприятия.

При такой власти высокоразвитые технологии неизбежно вступают в

ч

конфликт с культурной традицией человечества. В данной ситуации выдвигает­ся необходимость такого духовного роста человека, который бы не отставал от роста технологических новшеств.

Взаимосвязь понятий «культура» и «общество»

Первый подход: культуру можно изучать независимо от общества как. своеобразное самодостаточное целое. Другое понимание: общество представляет собой всеобъемлющий контекст культуры. Наконец, общество и культура разли­чаются: культура — это образ жизни и существования определенного общества.

Культура — особый способ существования жизни и общества, это произ­водный духовный мир человека, который позволяет ему преодолевать рамки своей повседневной жизни.

Дифференциация общества и культуры проявляется в неодинаковом их развитии. Например, часто шедевры культурного творчества по своему уровню не отвечают социально-экономической стороне развития общества. Нередко культурные ценности, созданные на основе пера шитых общественных of поте­ний, обладают значением «вечного культурного образца».

Культура не является и не может быть ничем другим, кроме как миром человека. Она проявляется вединстве, что го мира. Кул мура - по единство ценное™ и средств очеловечивания отдельною индивида и ею мира. С ней че­ловек отходит от дикости в самом себе и в природе.

Одновременно историю культуры, понимаемую и ее эмпирическом виде. нельзя отделить от истории человеческого общества если под ней подразуме­вается история возникновения и развития человека и его мира. Историю чело-человечества (общества) следует понимать не только как создание ценностей куль­туры, но и как историю варварского разрушения мира человека.

Одновременно составляющие культуры религия, наука, искусство, фи­лософия — устремятся воплотить в себе ее универсальные ценности.

Существуют генетические связи культуры и общества (как содержание и формы) культуры и культур (общего и частного). Социологи выделяют два типа взаимоотношений между обществом и культурой. Первый существовал в примитивных ситуациях человеческой истории, когда общественное и куль­турное в повседневной жизни почти не подразделялось. Втором характерен для современного индустриального общества, в котором проявляется разде-ленность культуры и общества (3. Бауман, польский социолог). Экономиче­ская система примитивного общества идентична его системе родственных от­ношений., связей, т.е. здесь про я в плетен недифференцированность обществен­ных и культурных сторон человеческой жизни. I; современном обществе дифференциация общества и культуры проявляется в большом числе обшественных

событий, не содержащих культурного значения. Например, общественная и культурная системы имеют раздельные механизмы внешних воздействий и связей.

В примитивных обществах вопрос о примате культуры или общества не будет иметь смысла, т.к. общественная и культурная переменные тождествен­ны. В современном обществе вопрос о соотношении культуры и общества ста­ится в теоретической и практической областях, по решить его не удается.

Т. Парсонс выделяет особые культурные системы и особые «обществен­ные системы», представляющие подсистемы общества. Общество и культура не равнозначны, но разделить их эмпирическим путем невозможно.

Американский социолог Г. Олпорт утверждает, что система культуры со­держит традиционные понятия и ценности, которые влияют на личность, в то время как взаимодействие индивидов в создании этих ценностей создает обще­ственную систему.

Таким образом, культура — все то, что не относится к природе, что выде­ляет индивида как творческую личность. Исходя из этого, культура представля­ет собой и одновременно определяется общественной реальностью и самой це­лостностью общества. Однако поэтому же культура за счет универсальности своих ценностей превосходит границы любого конкретного общества. Своими творческими достижениями наполняет истинным смыслом повседневную жизнь человека. Общество как социальная система обозначает отношения меж­ду индивидами и социальными общностями, культура определяет ценностно-смысловое значение этих отношений.

Общество --- продукт человеческих действий, т.е. общество — продукт культуры. Все изменения основных подсистем и структур общества соверша­ются при ведущей роли культуры. В общественном развитии культура первич­на. Все представления, идеи мировоззрения, убеждения, верования являются действенными в силу их активного или пассивного признания.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 494; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.