КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Социокультурный процесс
Культура зарождается и развивается одновременно с человеческим сообществом. Она является связующей субстанцией, полем притяжения любого социума. На определенных этапах развития человеческой цивилизации культура постепенно вытесняет чисто жизненные мотивы и потребности развития сооб-ществами в современном обществе обретает самодостаточное значение и созидательную роль. Зарождение цивилизации, возникновение традиционных государств связано в основном с культурным сдвигом в социальном развитии. Именно в это время появляются письменность, институты образования, науки, ремесла, мануфактурные технологии. Зарождаются города, развиваются рынки, усиливается неравенство, формируются сословия и классы, устанавливаются монархические системы управления. Социальная коммуникация и культурная трансформация приобретают самостоятельный институциональный вес. Развитие индустриальных обществ выводит производство и технологии (т.е. материальную культуру) на первый план общественных ценностей, превращая их в основной источник развития. Урбанизация, возрастающая социальная мобильность сближает жизненные стандарты различных социальных групп, смягчается социальное расслоение. Формируются многонациональные государства, империи, которые к концу XX в. неизбежно все разваливаются. Мигранты делают многие государства многонациональными. В условиях мировой рыночной экономики некоторые страны (особенно развивающиеся аграрного типа) теряют свою идентичность, чувствуют себя отсталыми и неконкурентоспособными, потерявшими перспективу. Подобное переживают и страны социалистической модели, вступившие на путь капитализации и проведения рыночных реформ по западному образцу. В историческом противоборстве капитализм победил. Основным средством при этом была социализация, т.е. культурное многообразие и терпимость к нему современных обществ — это реальный путь к выживанию. Современное постиндустриальное (информационное, технотронное) общество только начинает развиваться. Это высоко урбанизированное общество, в котором основная часть национального дохода тратится на производство средства информации и человека, а не на средства физического существования. Поэтому развитие многообразия культур, саморазвития человека — характерные черты нового века. Таким образом, культура в процессе развития цивилизации, видимо, вновь начинает доминировать. П. Сорокин отмечал, что социальные изменения в обществе связаны с макропроцессами в социокультурных системах. Социальные изменения в любой сфере происходят в определенном количественном и качественном направлении, пока не будет достигнута «точка насыщения», затем изменения идут по инерции. Исчерпав потенциал экономических, политических, моральных ценностей, система начинает обратное движение. При этом она не повторяет прежние стадии, а приобретает новое содержание и формы, но на принципах, лежащих в основе конкретных стадий. Таким образом, происходит замена одной социокультурной системы другой, альтернативной, которая затем под влиянием новых ценностных ориентации людей, начинает движение в другом направлении до «точки насыщения», затем все повторяется. Современные социокультурные изменения становятся все более разноплановыми, они то затухают, то ускоряются, резко меняют свою направленность. Аналогичное сегодня происходит в России. В целом суть мирового социокультурного процесса — резкое повышение роли культуры в жизни современного общества. Характерными чертами социокультурного процесса в России становятся: расширение рамок массовой культуры; коммерционализация культуры; падение престижа социокультурной деятельности; снижение общего уровня культуры населения, в том числе и правящих кругов. Социокультурный процесс — это всегда конфликт культурных образцов: старых и новых норм, ценностей, ориентации, деятельности и поведения. Это конфликт традиционных и зарождающихся культурных форм на уровне индивидуального или группового сознания. По мнению американского антрополога Ф. Бека, существуют следующие способы разрешения этого конфликта. Геттоизация, когда представители другой культуры или отдельных культурных образцов (субкультур) под давлением или добровольно создают свои замкнутые сферы и формы жизнедеятельности, например, особые районы проживания или род деятельности. Ассимиляция. Индивид или социальная группа (насильственно или добровольно) отказываются от своей культуры и стремятся усвоить необходимую для сносной жизнедеятельности новую культуру (ее отдельные образцы). Процесс этого очень сложный, т.к. индивиду, группе сложно сразу усвоить новую культуру. Нередко ее представители отталкивают «чужаков», создавая различные социальные и другие препятствия, границы. Промежуточный способ заключается и культурном обмене и взаимодействии. Для этого необходима готовность, открытость к взаимообогащению представителей различных культур, что в истории встречается крайне редко. Наиболее характерный пример — формирование российской цивилизации. Частичная ассимиляция, когда индивид, социальная группа отказывается от каких-то своих культурных образцов в пользу инокультурной среды. Например, в трудовой деятельности воспринимают нормы, требования инокультурной среды, в быту руководствуются своими нормами, традициями, навыками. Такая практика разрешения конфликтов различных культур чаше всего встречается в реальной жизни. Наконец, способ преодоления конфликта культур — колонизация. Одна из форм культурной колонизации — политическая. Пришельцы замыкаются в своей культуре и не воспринимают культуру населения колонии, а поэтому почти не воздействуют на нее. Например, политически господствующее длительный исторический период белое меньшинство на юге Африки. Колонизация в широко распространенной форме — оказание помощи слаборазвитым народам (государствам) со стороны более развитых. Например, политика царской России в Сибири, Средней Азии, Советского Союза в отношении развивающихся стран и др. Сегодня страны Запада внедряют новые (часто индустриальные) модели технологической, организационной, управленческой культуры, к которой вынуждено приспосабливаться население зависимых от них государств. Разновидностью культурной колонизации является распространение образа жизни. Например, после второй мировой войны американский образ жизни, начавшийся распространяться в Европе, сегодня продолжает колонизировать многие развивающиеся страны, активно проникает и в Россию. Россия, после «социалистической» индустриализации, разрушившей прежний уклад жизни в городе и деревне, сегодня переживает вторую культурную колонизацию. Смена социально-экономической системы сопровождается активным внедрением и усвоением западных ценностей, норм, поведенческих, сексуальных, организационных и других моделей. В мировой социологии такой социокультурный процесс характеризуется термином «модернизация». Термин имеет оценочный аспект и предполагает, что новые культурные модели, идущие на смену старым, носят более совершенный по содержанию и форме тип культуры. Если культурный колониализм преследует цель навязать свою культуру другим народам и, таким образом, закрепить право своего господства над ними, то культурный национализм формирует право освобождение от этой зависимости. В этом случае высшая форма национализма — политический национализм Т.е. формирование национально-культурной идентичности увязывается с необходимостью формирования национальной государственности. Тогда происходит либо отделение, выход из полинационального государства, либо автонали-зация в его рамках. Но есть более совершенная форма национальной идентичности — не политический, а культурный национализм. Единую национальную культуру можно рассматривать как непременное следствие современного индустриального, технологического развития. Оно приводит, во-первых, к разрушению типичных для аграрной эпохи изолированных культурных анклавов, во-вторых, к созданию урбанизированной жизненной среды, мегаполисов, куда стекаются большие массы народа с различными элементами культур. Все это требует унификации образа жизни и культурных навыков. Вследствие этого создаются крупные единообразные культуры, индивиды которых сначала осознают свою культурную идентичность, а затем начи-нают стремиться к политической идентичности. Складывающаяся таким образом в процессе индустриализации культурная идентичность, как таковая, в историческом аспекте отсутствует. В большинстве государства национальная элита не является подлинно национальный культурном смысле, точнее, ее следует называть космополитической. Для массовой мобилизации своих сторонников она конструирует национальный культурный идеал. Традиционная национальная культура в современных крупных городах практически отсутствует. Она состоит in множества локальных и региональных культур. Нормирование национально-культурного идеала происходит на основе одной из этих культур, остальные остаются невостребованными. Почти все национальные идеологии, заводившие мир в исторический тупик, были сформированы на основе национальных идей. Если они становились реальностью, если в них верили и они внедрялись в жизненную практику сверху или при помощи масс, то эти идеи превращались в миф и обретали огромный энергетический потенциал, выражающийся в завоевательных походах, революциях и т.д. Мифологический национализм — самая глубинная форма национализма. Острота проявления национализма в национальном возрождении и революциях зависит от степени мифологизации национальных чувств. «Великая история и славное прошлое» — это чисто мифологическая выдумка, сложенная национальной элитой или интеллектуалами по ее заказу. Однако часто она становится образом жизни, превращается в мифический менталитет, против которого бессмысленно, бесполезно выступать и предостерегать, т.к. как это то же самое, что предостерегать человека против него самого, против его собственной жизни. Мифологическая идентичность — это подлинная национальная идентичность. Именно на ее основе создается культурная и политическая «надстрой-ки». Это не миф, который отражает прошлое, а миф, который представляет собой современную реальность. Современное и традиционное существуют одновременно. Это присуще и для общества, и для каждого индивидуума. Ни один социокультурный процесс нельзя оценить однозначно «хорошо-плохо», что для России очень актуально. Российские формы организации культурной жизни распадаются в поразительно короткое время. В сложнейшей ситуации находятся система образования, паука. здравоохранение, имена новых писателей практически не появляются, старые политизировались; учреждения культуры — библиотеки, театры, музеи — ветшают. Но одновременно резко увеличилась интенсивность культурной жизни. Появились новые журналы, газеты, выставки, учебные заведения, учреждения религиозных культов. Наблюдается коммерционализация культуры, формируются новые культурные элиты. Таким образом, социокультурный процесс в России очень сложен и противоречив. Не совсем ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Но уже можно выделить в нем несколько тенденций. 1. Деидеологизация культуры (очередная спекуляция), точнее, исчезновение а) в содержательном плане это привело к большей свободе творчества и б) к потере контроля за качеством предлагаемой потребителю культурной 2. Наблюдается приватизация и коммерционализация культуры. Новый 3. Растет интерес к дореволюционному культурному наследию, в том 4. Происходит обособление национальных культур и использование их в 5. Идет усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление инте 6. Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4740; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |