Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Социокультурный процесс




 

Культура зарождается и развивается одновременно с человеческим сооб­ществом. Она является связующей субстанцией, полем притяжения любого со­циума. На определенных этапах развития человеческой цивилизации культура

постепенно вытесняет чисто жизненные мотивы и потребности развития сооб-ществами в современном обществе обретает самодостаточное значение и сози­дательную роль. Зарождение цивилизации, возникновение традиционных госу­дарств связано в основном с культурным сдвигом в социальном развитии. Именно в это время появляются письменность, институты образования, науки, ремесла, мануфактурные технологии. Зарождаются города, развиваются рынки, усиливается неравенство, формируются сословия и классы, устанавливаются монархические системы управления. Социальная коммуникация и культурная трансформация приобретают самостоятельный институциональный вес.

Развитие индустриальных обществ выводит производство и технологии (т.е. материальную культуру) на первый план общественных ценностей, пре­вращая их в основной источник развития. Урбанизация, возрастающая соци­альная мобильность сближает жизненные стандарты различных социальных групп, смягчается социальное расслоение. Формируются многонациональные государства, империи, которые к концу XX в. неизбежно все разваливаются. Мигранты делают многие государства многонациональными.

В условиях мировой рыночной экономики некоторые страны (особенно развивающиеся аграрного типа) теряют свою идентичность, чувствуют себя от­сталыми и неконкурентоспособными, потерявшими перспективу. Подобное пе­реживают и страны социалистической модели, вступившие на путь капитализа­ции и проведения рыночных реформ по западному образцу. В историческом противоборстве капитализм победил. Основным средством при этом была со­циализация, т.е. культурное многообразие и терпимость к нему современных обществ — это реальный путь к выживанию.

Современное постиндустриальное (информационное, технотронное) общест­во только начинает развиваться. Это высоко урбанизированное общество, в кото­ром основная часть национального дохода тратится на производство средства ин­формации и человека, а не на средства физического существования. Поэтому раз­витие многообразия культур, саморазвития человека — характерные черты нового века.

Таким образом, культура в процессе развития цивилизации, видимо, вновь начинает доминировать.

П. Сорокин отмечал, что социальные изменения в обществе связаны с мак­ропроцессами в социокультурных системах. Социальные изменения в любой сфе­ре происходят в определенном количественном и качественном направлении, пока не будет достигнута «точка насыщения», затем изменения идут по инерции. Ис­черпав потенциал экономических, политических, моральных ценностей, система начинает обратное движение. При этом она не повторяет прежние стадии, а приоб­ретает новое содержание и формы, но на принципах, лежащих в основе конкрет­ных стадий.

Таким образом, происходит замена одной социокультурной системы другой, альтернативной, которая затем под влиянием новых ценностных ориентации лю­дей, начинает движение в другом направлении до «точки насыщения», затем все повторяется. Современные социокультурные изменения становятся все более раз­ноплановыми, они то затухают, то ускоряются, резко меняют свою направлен­ность. Аналогичное сегодня происходит в России. В целом суть мирового социо­культурного процесса — резкое повышение роли культуры в жизни современного общества.

Характерными чертами социокультурного процесса в России становятся: расширение рамок массовой культуры; коммерционализация культуры; падение престижа социокультурной деятельности; снижение общего уровня культуры на­селения, в том числе и правящих кругов.

Социокультурный процесс — это всегда конфликт культурных образцов: старых и новых норм, ценностей, ориентации, деятельности и поведения. Это кон­фликт традиционных и зарождающихся культурных форм на уровне индивидуаль­ного или группового сознания.

По мнению американского антрополога Ф. Бека, существуют следующие способы разрешения этого конфликта.

Геттоизация, когда представители другой культуры или отдельных куль­турных образцов (субкультур) под давлением или добровольно создают свои замк­нутые сферы и формы жизнедеятельности, например, особые районы проживания или род деятельности.

Ассимиляция. Индивид или социальная группа (насильственно или добро­вольно) отказываются от своей культуры и стремятся усвоить необходимую для сносной жизнедеятельности новую культуру (ее отдельные образцы). Процесс это­го очень сложный, т.к. индивиду, группе сложно сразу усвоить новую культуру. Нередко ее представители отталкивают «чужаков», создавая различные социаль­ные и другие препятствия, границы.

Промежуточный способ заключается и культурном обмене и взаимодейст­вии. Для этого необходима готовность, открытость к взаимообогащению предста­вителей различных культур, что в истории встречается крайне редко. Наиболее ха­рактерный пример — формирование российской цивилизации.

Частичная ассимиляция, когда индивид, социальная группа отказывается от каких-то своих культурных образцов в пользу инокультурной среды. Например, в трудовой деятельности воспринимают нормы, требования инокультурной среды, в быту руководствуются своими нормами, традициями, навыками. Такая практика разрешения конфликтов различных культур чаше всего встречается в реальной жизни.

Наконец, способ преодоления конфликта культур — колонизация. Одна из форм культурной колонизации — политическая. Пришельцы замыкаются в своей культуре и не воспринимают культуру населения колонии, а поэтому почти не воздействуют на нее. Например, политически господствующее длительный исто­рический период белое меньшинство на юге Африки.

Колонизация в широко распространенной форме — оказание помощи сла­боразвитым народам (государствам) со стороны более развитых. Например, поли­тика царской России в Сибири, Средней Азии, Советского Союза в отношении развивающихся стран и др.

Сегодня страны Запада внедряют новые (часто индустриальные) модели технологической, организационной, управленческой культуры, к которой вынуж­дено приспосабливаться население зависимых от них государств.

Разновидностью культурной колонизации является распространение образа жизни. Например, после второй мировой войны американский образ жизни, на­чавшийся распространяться в Европе, сегодня продолжает колонизировать многие развивающиеся страны, активно проникает и в Россию.

Россия, после «социалистической» индустриализации, разрушившей прежний уклад жизни в городе и деревне, сегодня переживает вторую культур­ную колонизацию. Смена социально-экономической системы сопровождается активным внедрением и усвоением западных ценностей, норм, поведенческих, сексуальных, организационных и других моделей.

В мировой социологии такой социокультурный процесс характеризуется термином «модернизация». Термин имеет оценочный аспект и предполагает, что новые культурные модели, идущие на смену старым, носят более совер­шенный по содержанию и форме тип культуры.

Если культурный колониализм преследует цель навязать свою культуру другим народам и, таким образом, закрепить право своего господства над ними, то культурный национализм формирует право освобождение от этой зависимо­сти. В этом случае высшая форма национализма — политический национализм Т.е. формирование национально-культурной идентичности увязывается с необ­ходимостью формирования национальной государственности. Тогда происхо­дит либо отделение, выход из полинационального государства, либо автонали-зация в его рамках. Но есть более совершенная форма национальной идентич­ности — не политический, а культурный национализм.

Единую национальную культуру можно рассматривать как непременное следствие современного индустриального, технологического развития. Оно приводит, во-первых, к разрушению типичных для аграрной эпохи изолирован­ных культурных анклавов, во-вторых, к созданию урбанизированной жизнен­ной среды, мегаполисов, куда стекаются большие массы народа с различными элементами культур. Все это требует унификации образа жизни и культурных навыков. Вследствие этого создаются крупные единообразные культуры, инди­виды которых сначала осознают свою культурную идентичность, а затем начи-нают стремиться к политической идентичности.

Складывающаяся таким образом в процессе индустриализации культур­ная идентичность, как таковая, в историческом аспекте отсутствует. В боль­шинстве государства национальная элита не является подлинно национальный

культурном смысле, точнее, ее следует называть космополитической. Для мас­совой мобилизации своих сторонников она конструирует национальный куль­турный идеал. Традиционная национальная культура в современных крупных городах практически отсутствует. Она состоит in множества локальных и ре­гиональных культур. Нормирование национально-культурного идеала происхо­дит на основе одной из этих культур, остальные остаются невостребованными.

Почти все национальные идеологии, заводившие мир в исторический ту­пик, были сформированы на основе национальных идей. Если они становились реальностью, если в них верили и они внедрялись в жизненную практику свер­ху или при помощи масс, то эти идеи превращались в миф и обретали огром­ный энергетический потенциал, выражающийся в завоевательных походах, ре­волюциях и т.д. Мифологический национализм — самая глубинная форма на­ционализма. Острота проявления национализма в национальном возрождении и революциях зависит от степени мифологизации национальных чувств. «Вели­кая история и славное прошлое» — это чисто мифологическая выдумка, сло­женная национальной элитой или интеллектуалами по ее заказу. Однако часто она становится образом жизни, превращается в мифический менталитет, против которого бессмысленно, бесполезно выступать и предостерегать, т.к. как это то же самое, что предостерегать человека против него самого, против его собст­венной жизни.

Мифологическая идентичность — это подлинная национальная идентич­ность. Именно на ее основе создается культурная и политическая «надстрой-ки». Это не миф, который отражает прошлое, а миф, который представляет со­бой современную реальность. Современное и традиционное существуют одно­временно. Это присуще и для общества, и для каждого индивидуума.

Ни один социокультурный процесс нельзя оценить однозначно «хорошо-плохо», что для России очень актуально. Российские формы организации куль­турной жизни распадаются в поразительно короткое время. В сложнейшей си­туации находятся система образования, паука. здравоохранение, имена новых писателей практически не появляются, старые политизировались; учреждения

культуры — библиотеки, театры, музеи — ветшают. Но одновременно резко увеличилась интенсивность культурной жизни. Появились новые журналы, га­зеты, выставки, учебные заведения, учреждения религиозных культов. Наблю­дается коммерционализация культуры, формируются новые культурные элиты.

Таким образом, социокультурный процесс в России очень сложен и про­тиворечив. Не совсем ясны глубина и масштаб происходящих перемен. Но уже можно выделить в нем несколько тенденций.

1. Деидеологизация культуры (очередная спекуляция), точнее, исчезновение
государственной монополии на культуру:

а) в содержательном плане это привело к большей свободе творчества и
свободе выбора в сфере культуры;

б) к потере контроля за качеством предлагаемой потребителю культурной
продукции. -

2. Наблюдается приватизация и коммерционализация культуры. Новый
российский капитал предпочитает вкладывать свои средства в «высокодоход­
ную область» — детективно-развлекательную и эротическую индустрию.

3. Растет интерес к дореволюционному культурному наследию, в том
числе к религии, церкви.

4. Происходит обособление национальных культур и использование их в
качестве инструмента политики, средства завоевания доверия избирателей.

5. Идет усиление культурно-коммуникативной апатии, ослабление инте­
реса в пользу визуальных, зрелищных форм (телевидение, видео), падение по­
сещаемости театров, музеев, библиотек.

6. Особую озабоченность вызывает состояние русского языка, который
можно рассматривать индикатором культуры. Он организует характер и способ
восприятия реальности. За несколько десятилетий в русском языке произошли
глубинные изменения, которые привели к снижению уровня грамотности, к
распространению официального полуязычия, к росту сквернословия и широко­
му употреблению «матерной смазки» обыденной речи.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 4704; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.