Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роль средств массовой коммуникации (СМК) в развитии современной культуры и феномен манипулирования сознанием




Одной из отличительных черт культуры 20 – 21 вв. является расширение сфер ее воздействия на людей через средства массовой коммуникации - такие, как радио, кино, телевидение, Интернет, - которые явились продуктами научно-технической революции. Существование современного общества невозможно представить без этих явлений, прочно вошедших в нашу повседневную жизнь.

Массовая коммуникация - это процесс распространения информации (знания, духовных ценностей, моральных и правовых норм) с помощью средств печати, радио, кино, телевидения, Интернета на большие разрозненные аудитории. При этом массовая коммуникация это социально-ориентированный опосредованный вид общения, главной функцией которого становится не просто информирование, а, прежде всего, соединение рассредоточенных в обществе индивидов. Таким образом, массовая коммуникация выступает как средство, с помощью которого человек ощущает себя членом широкой общности, т. е. социума, и активно включается в его жизнь.

Роль массовой коммуникации в общественной жизни лучше всего проявляется через анализ её функций:

- функции информирования, увеличивающей объём и изменяющей состав знаний у аудитории;

- функции воспитания, формирующей или изменяющей интенсивность и направленность установок, целей, средств их достижения;

- функции организации поведения, прекращающей, преобразующей или инсценирующей какие-либо действия;

- функции развлечения, создающей ситуации для выхода чувств и формирующей комплекс психологических, физиологических (усталость, раздражение) и тому подобных характеристик с помощью эффектов отвлечения и (или) переключения внимания;

- функции общения, поддерживающей, усиливающей или ослабляющей связи между представителями аудитории.

Термин «средства массовой информации/ массовой коммуникации» (СМИ или СМК), используемый в русском языке, соответствует английскому mass-media, что характерно подчеркивает главный акцент в понятии не на «информации», а на «массовости». Современные СМИ становятся, прежде всего, средством создания общедоступной образно-смысловой среды существования огромных масс людей (media - по-английски, окружающая субстанция, среда обитания), и только затем уже выполняют задачу информирования (впрочем, тенденциозного информирования – т.е. пропускают нужную в данный момент и «маскируют» остальную информацию).

Поставив понятие СМИ в ряд аналогичных по признаку словосочетаний ("Массовые издания", "массовые зрелища", "массовые песни", "места массового отдыха", "оружие массового поражения", "товары массового спроса", "массовое производство" и "массовое потребление") достаточно легко увидеть связь СМИ с массовой культурой и, соответственно основными функциями и признаками последней. В определенном смысле можно сказать, что и само существование массовой культуры возможно прежде всего благодаря СМИ: ведь абсолютное большинство представителей современного общества ориентируются сегодня на те образы, идеалы и нормы, которые создаются и задаются средствами массовой (в смысле "общедоступной") информации.

Одним из первых (еще в пятидесятые годы прошлого века) к проблемам СМК обратился канадский ученый Герберт Маршалл Маклюэн (1911-1980) – философ, литературовед, социолог, культуролог.

Известный американский журнал «Wired» даже назвал канадского философа и культуролога «святым электронной культуры». В 60-х, начале 70-х годов имя Маклюэна в сознании среднего американского обывателя стояло едва ли не в одном ряду с Христом, Фрейдом и Марксом. Его книги переведены на все европейские языки и изданы огромными тиражами.

В своих монографиях ученый утверждал, что западная цивилизация достигла водораздела в ХХ веке, имеющего не меньшее значение, чем эпоха Ренессанса. Качественные сдвиги в истории человечества, согласно Маклюэну, связаны с появлением новых технических средств коммуникации.

Ученый выделил три этапа в развитии цивилизации. Первый этап - первобытная дописьменная культура, основанная на принципах коллективного образа жизни, восприятия и понимания окружающего мира. На этом этапе жизнь общества детерминирована устными средствами коммуникации. На смену первобытной пришла письменно-печатная культура. С появлением печатного станка, как пишет Маклюэн в книге «Галактика Гуттенберга», наступила эпоха дидактизма, индивидуализма и национализма, которая породила «типографского и индустриального» человека. Письменно-печатная культура изначально являлась элитной, доступной лишь образованным людям. Развиваясь, печатная техника, по мнению Маклюэна, создала публику. (Публика, в отличие от массы, состоит из отдельных индивидуумов, отличающихся собственными установившимися взглядами на мир, собственными позициями и точками зрения; масса же унифицируется, усредняется, и «давит все непохожее»).

Третий, современный этап развития цивилизации, по мнению Маклюэна, связан с изобретением электричества и распространением его использования в СМК. Электронные средства коммуникации (телеграф, телефон, телевидение, компьютер), считает ученый, становятся продолжением нервной системы человека и преобразуют все стороны его психической и общественной жизни. Электронные связи мгновенно охватывают и соединяют людей во всем мире, устраняют границу между днем и ночью, между странами, континентами и даже поколениями. Электронные связи превращают человеческое сообщество в одну «глобальную деревню» (здесь нет тайн и секретов, здесь нет времени ожидать, здесь все явно и напоказ, все доступно и ничто не является уникальным), здесь уже нельзя будет игнорировать мнение меньшинства (слишком много людей знают многое друг о друге).

Если следовать логике Маклюэна, то с помощью электронных СМИ общество возвращается в первобытное состояние, к коллективному восприятию мира, к унификации точек зрения, хотя правильнее здесь уже говорить не о коллективном, а о массовом восприятии.

Особое значение в системе современных средств массовой коммуникации имеет кинематограф. Само по себе это явление можно рассматривать двояко – и как вид искусства, и как часть СМК. С точки зрения художественного творчества кино - род искусства, произведения которого создаются с помощью киносъёмки реальных, специально инсценированных или воссозданных средствами мультипликации событий действительности. Как вид искусства кинематограф отличается своей синтетичностью: в нем синтезированы эстетические свойства литературы, театра, изобразительного искусства, фотографии, музыки, а так же научно-технические достижения в оптике, механике, химии, физиологии. Популярность кинематографа заключается в свойственной только ему совокупности и многообразии выразительных средств. Кино, зародившись на рубеже XIX — XX вв., возникло под влиянием потребностей общества осмыслить свою историю, жизнь и деятельность, а развивалось в русле культуры XX в., поэтому его стили и направления отвечают основным стилям искусства XX в.

Исторически киноискусство подразделяется на 4 основных вида:

художественный (игровой) кинематограф, воплощающий средствами исполнительского творчества замысел кинодраматического произведения (или адаптированного произведения поэзии, прозы);

документальный, являющийся особым видом образной публицистики;

мультипликация или анимация, «одушевляющая» графические или кукольные персонажи;

научно-популярный, использующий средства всех трех жанров для пропаганды знаний.

В целом, киноискусство многогранно по жанрам, но для современного кино характерна тенденция к их взаимопроникновению, реализующаяся в основном посредством новаторских устремлений и приемов.

Таким образом, возникает своеобразная и достаточно сложная дилемма: художественный кинематограф, будучи и видом искусства, и средством массовой коммуникации, формирует публику «по своему подобию» и связывает ее незримыми узами между собой, но и сама публика оказывает обратное воздействие – фактически именно зритель создает (или точнее задает) кино, в котором отражаются глубокие пласты коллективной души. Характеристики киноповествования - теснейшая связь с реальным бытием людей, способность фильма вовлечь зрителя в свое пространство - обуславливают потенциал общественного воздействия кинематографа, возможность осуществлять все функции СМК в комплексе.

Произведение киноискусства, как некая це­лостность, оказывается тесно связанным с широким социокультурным контекстом, который его порождает. Восприятие фильма вызывает целый ряд ассоциаций, на первый взгляд, не вытекающих из его визуального ряда. По всей видимости, та­кая связь текста фильма с действительностью объясняется спе­цификой языка, которым оперирует кинематограф. Киноречь - это «оттиски» видимой и слышимой жизни. Зритель, захвачен­ный экранными образами, переживает судьбу героя, как свою собственную. Он как бы входит в мир фильма. Человек перестает быть простым наблюдателем событий, происходящих на экране, становясь их активным участником. Более того, сюжетные перипетии фильма рождают у зрителя ассоциации, связывающие художественную ткань картины с той действительностью, которая его окружает.

Художественный фильм, оперируя наиболее живым и непосредственным языком, обращаясь к публике кинозала, создает особый тип контакта с произведением искусства. Конечно, любое произведение искусства «общается» со своим зрителем (слушателем), воздействуя на его разум, сердце и душу. Но нельзя забывать, что художественный кинематограф принадлежит не только к музам, но и к средствам массовой коммуникации, поэтому в данном случае мы сталкиваемся с ситуацией, когда все перечисленные функции СМК реализуются фильмом в комплексе. Более того, реализуются они не только через информативность, зрелищность, психологическое влияние, но и, главное, через эстетическое воздействие кинопроизведения.

Слова Маклюэна о том, что «вначале мы формируем технологии, а потом они формируют нас» сегодня как никогда актуальны: сегодня на авансцену истории и общества вышли поколения «с телевизором своей матери всосавших все времена и пространства мира…».

Одним словом, для современной массы людей «вечные» вопросы человеческого бытия - в каком мире я живу и кто я в этом мире - стали осмысливаться в ХХ – ХХІ вв. в образах и смыслах, создаваемых не искусством, не религией и даже не наукой, но в образах, создаваемых системой современных массовых коммуникативных сетей (сначала на базе газет, плакатов и кино, а позже радио, телевидения, кино). Уже на глазах сегодняшних подрастающих поколений первенство в массовой коммуникации постепенно переходит к глобальным компьютерным сетям, которые необходимо включаются сегодня в понятия СМИ и СМК.

Впрочем, говоря о современных СМК, Маклюэн совсем не склонен видеть мир в «черном свете», оценивая их роль исключительно негативно. У всякого процесса есть и свои положительные стороны. Так, общаясь друг с другом через СМК, человечество воссоздает единство мышления, формирует всеобщее «космическое сознание», расширяет пространство и горизонты знания.

Исследуя масс-медиа (в то время приоритетным средством масс-медиа являлось телевидение), Маклюэн еще полвека назад положил конец бессмысленным, по его мнению, дебатам о том, что телевидение перенасыщено сексом, насилием и вообще безнравственно. Прогресс, как считал философ, состоит в изобретении нового средства коммуникации, а не в изобретении нового содержания. Протестовать против содержания бесполезно, потому что публике всегда будут показывать то, что она хочет видеть. Истинное содержание любого средства массовой коммуникации - это сами пользователи. Мы и есть содержание наших масс-медиа, а электронная культура не менее коррумпирована и безнравственна, чем печатная культура, или долитературные формы поэзии, или, скажем, мифы. Ученый понимал, что будущее за новыми технологиями, и проблема человечества заключается в том, чтобы найти общий язык с тем новым, что ждет нас впереди.

Вывод, к которому трудно не прийти, анализируя позицию Маклюэна, весьма печален – уровень наших СМК точно, как в зеркале отражает проблемы и недостатки современной культуры, сегодняшний день среднего «массового» человека. А это значит, что, увидев свое отражение, человек должен попытаться стать совершеннее, нравственнее и ставить для себя не низменные и примитивные, а высокодуховные, собственно человеческие цели и идеалы.

Развитие СМК в современной культуре породило неожиданный и явно негативный феномен нашей эпохи – феномен постоянного и навязчивого манипулирования сознанием индивида. В целом феномен манипуляции можно связать с процессами становления массовой культуры, а средствами достижения манипуляции выступают сегодня прежде всего СМК. Манипуляция сознанием масс зрителей, читателей и пользователей производится с вполне определенной целью – создать легко управляемого предсказуемого усредненного человека, в котором нет места индивидуальности и самостоятельности мышления. Воспитание такого индивида возможно через навязывание определенных стандартов поведения, формирование общего образа мысли, заданность схем общения, развлечения, организации всей жизни.

Страшный и показательный пример подготовки массового сознания приводит в своих исследования известный социолог и философ Э.Фромм. Он пишет о волне насилия в обществе, особенно подчеркивая рост детской преступности. Э.Фромм видит истоки данной проблемы в определенной подготовке сознания (манипуляции), проделанной в частности телевидением и компьютерными играми. Изначально телевидение (а вслед за ним и компьютер), пишет Фромм, создали общество спектакля, устранив «рампу», отделяющую настоящую жизнь от театральной. Таким образом, современный человек начал «путать» реальность и виртуальный мир, пересекать собственную жизнь с тем, что наблюдает на экране телевизора или компьютера. Показ насилия* (по Фромму этот показ спровоцирован страшной скукой, овладевшей миллионами индивидов) в итоге привел к переносу «виртуального» насилия на реальную жизнь; а итогом стал рост преступности, увеличение по экспоненте количества сообщений об убийствах, погромах, совершенных детьми и подростками, воспринявшими реальную жизнь как игру в мире виртуальном.

Современные СМК пользуются большим количеством разнообразных приемов, нацеленных на тенденциозную подачу информации и формирование необходимого общественного мнения (и, как следствие, манипуляцию сознание индивидов). Таких технологий и методик манипуляции сознанием индивидов можно привести довольно много. Например:

- фабрикация фактов или прямая ложь (впрочем, при наличии огромного числа изданий и интернета она все сложнее проходит в обществе). Для передачи заведомо ложных сведений и внушения их читателям (зрителям) сегодняшние СМИ пользуются приемами «подстраховки» ложных сведений правдивыми, или чисто психологическим приемом перехода от тенденциозных новостей к нереальной рекламе, что подчеркивает правдивость и реальность изложенных новостей;

- «селекция» (тщательный отбор «нужных» событий для сообщений);

- «подтасовка» или «переворачивание наизнанку» (прием чаще всего используют печатные СМИ, используя слова и выражения «с купюрами», вне контекста, добиваясь нужного им эффекта и ничуть не заботясь о правдивости);

- «стандартизация явления» (повторение и «заговаривание» информации, психологически обеспечивающее падение интереса к данной проблематике (фактам), ее необъективному восприятию);

- осложнение поиска смысла информации никчемной информацией или выдуманной сенсационностью;

- часто применяющимся сегодня приемом манипуляции сознанием в СМК становится конструирование новых слов и выражений, зачастую непонятных или же вообще не несущих никакого смысла (примером таких действий может служить использование специальных слов и оборотов речи, заимствованных из других языков и не наполненных для обывателя достаточно ясным смыслом – гражданское общество, ваучер, демократия, харизма и т.п.)

Таким образом, средства массовой информации и коммуникации в современном обществе далеко выходят за функциональные рамки собственно информирования и связи населения. СМК сегодня приобретают надобщественный характер, организуя жизнь индивидов и манипулируя их сознанием. Являясь неотъемлемой частью массовой культуры, СМК в полной мере выполняют все функции массовой культуры, используя ее средства и возможности. Динамика существования СМК, их развитие проявляют как отрицательные (массовизация и манипуляция сознанием), так и положительные моменты влияния на общество. Позитив заключается в том, что возможности компьютерных технологий позволяют сблизить людей, рождают в них чувство коллективизма, «ответственности за все» и, в перспективе, надеемся, формируют общечеловеческое космической сознание. Конечно, благоприятные прогнозы отнюдь не закономерность развития СМК, только от человека современного мира зависит дальнейшее существование, только мы можем остановить поток бессмыслицы, угроз, насилия, лжи и сформировать истинно современные средства массовой коммуникации, связывающие людей в единое сообщество уникальных личностей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2936; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.