КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Мировоззрение эпохи модернизма. Основные направления искусства авангарда
В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ Модернизм (от франц. moderne – новейший, современный) – совокупность художественно-эстетических движений конца XIX – середины XX веков, для которых характерен отказ от традиционных методов художественного отображения мира. Истоки модернизма лежат в явлении декаданса (dekadentia – упадок). Этот термин употребляется в качестве обозначения кризисных явлений в духовной культуре к. XIX – н. XX вв., отмеченных настроениями безнадежности, пессимизма; ощущением дисгармонии мира, нестабильности человеческого существования, бунтом против рационалистического искусства, мистицизмом, стремлением к новаторству любой ценой. Теоретическими основаниями модернистской культуры выступают: - философские взгляды Ф. Ницше, который выдвинул идею «переоценки ценностей» всей предшествующей культуры, усомнился в ценности разума; - психоанализ З. Фрейда, который акцентировал внимание на бессознательных желаниях и влечениях человека; - экзистенциализм М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра, А. Камю, интерес которого был сосредоточен на конкретном опыте человеческого существования в мире, таких феноменах человеческого бытия как смерть, страх, забота, одиночество в абсурдном мире и т. д.; - в гуманитарных науках – отход от европоцентризма и как его следствие – возросший интерес к восточным культурам, религиям, культам; - в социальных науках – социалистические, коммунистические, анархистские теории, с революционно-бунтарским пафосом отразившие острые проблемы социальной действительности того времени. Специфическими чертами модернизма являются: - антитрадиционализм – принципиальный разрыв с устоявшимся художественным опытом, традицией (главным образом с реалистическим искусством); модернизм впервые в истории отдает предпочтение не традиции (античной или христианской), а ценностям «современности» – свободе и индивидуальности в художественном творчестве; - признание дисгармоничности, абсурдности мира, антигуманности общественных отношений, отчуждения личности, несвободы и нестабильности положения художника в обществе. Преобладание мрачного колорита, пессимистических настроений, тревожных, томительных предчувствий, сознание непознаваемости и неизменности бесчеловечного мира – таков эмоциональный настрой произведений модернизма в литературе (Ф. Кафка, Дж. Джойс, А. Камю и др.) и театре (Э. Ионеско, С. Беккет, Ж. П. Сартр и др.), в изобразительном искусстве (Э. Мунк, О. Кокотка, С. Дали и др.) и музыке (А. Шенберг, II. Булез и др). Даже те произведения модернизма, где доминируют светлые или радостные эмоции (например, у Кандинского, М. Шагала, П. Мондриана, И. Стравинского, М. Пруста, Элиота и др.), проникнуты мотивами утраты связей с реальностью, культурой, природой, обществом, миром вещей; одиночеством и иллюзорной свободой художника, замкнутого в пространство своих фантазий, воспоминаний и субъективных ассоциаций; - отрицание возможности познания и отражения кризисных явлений и глубинных проявлений человеческого духа предшествующей культурой и традиционным искусством; - стремление к новаторству в художественном творчестве, отразившееся в появлении многочисленных направлений в искусстве, новаторских, экспериментальных методов и приемов художественного выражения; - отрицание традиционных эстетических ценностей прекрасного, гармоничного, возвышенного, пропорционального, соразмерного и т. д.; - акцент на субъективном, глубоко личном самовыражении художника как способе познания и преобразования мира; - акцент на автономии искусства, его принципиальной независимости от каких‑либо внехудожественных контекстов (социального, политического, религиозного и т.п.); - стремление к отказу от реалистического воспроизведения действительности в искусстве. К понятию «модернизм» близко другое понятие – «авангард» (фр. передовой отряд), объединяющее наиболее радикальную разновидность модернизма. Авангард – вся совокупность бунтарских, скандальных, эпатажных, манифестарных*, новаторских направлений первой половины ХХ века. В качестве основных направлений авангарда можно выделить фовизм, кубизм, абстрактное искусство, супрематизм, футуризм, дадаизм, экспрессионизм, конструктивизм, сюрреализм, наивное искусство, додекафонию и алеаторику в музыке, кинетическое искусство и др. К авангарду примыкают также такие крупные фигуры, не принадлежавшие в целом ни одному из указанных направлений, как М. Шагал, Ле Корбюзье, Дж. Джойс, М. Пруст, Ф. Кафка и многие другие. С точки зрения художественно-эстетической программы авангардизм тесно связан с модернизмом своим неприятием реалистической эстетики и практически представлен теми же школами, что и модернизм. Однако авангардизм значительно более отчетливо выразил тенденцию социального протеста, бунта против традиционного искусства, презрения к общественным ценностям, культа молодости и новизны, эпатажности (вплоть до скандального, шокирующего и агрессивного воздействие на толпу) и революционности в искусстве. К характерным и общим чертам большинства авангардных феноменов относятся: - экспериментальный характер художественного творчества; - революционно-разрушительный пафос относительно традиционного искусства (особенно его последнего этапа – новоевропейского) и традиционных ценностей культуры (истины, добра, прекрасного); - резкий протест против всего, что представлялось создателям и участникам авангардных направлений консервативным, обывательским, буржуазным, академическим; - в визуальных искусствах и литературе – демонстративный отказ от утвердившегося в XIX в. реалистически-натуралистического изображения видимой действительности; - безудержное стремление к созданию принципиально нового во всем и, прежде всего, в формах, приемах и средствах художественного выражения; - декларативно-манифестарный и эпатажно-скандальный характер презентации представителями авангарда самих себя и своих произведений, направлений, движений; - стремление к стиранию границ между традиционными для новоевропейской культуры видами искусства, тенденции к синтезу отдельных искусств, их взаимопроникновению. Остро ощутив глобальность начавшегося перелома в культуре и цивилизации в целом, авангард принял на себя функции ниспровергателя старого, пророка и творца нового в своей сфере – в искусстве. Этот процесс начался еще в прошлом веке с появлением импрессионизма, постимпрессионизма, и активно продолжился во всех основных направлениях и движениях искусства первой пол. ХХ в. Авангардисты демонстративно отказываются от большинства художественно-эстетических, нравственных, духовных ценностей европейской культуры и стремятся утвердить и абсолютизировать найденные или изобретенные ими самими формы, способы, приемы художественного выражения. Рассмотрим наиболее значительные направления авангарда и их художественно‑эстетическую сущность. Кубизм (фр. cubisme, от cube – куб) – одно из первых направлений в искусстве авангарда, суть которого заключалась в поиске геометрических форм предмета. Годом его возникновения считается 1907, когда молодой П. Пикассонаписал свою программную кубистическую картину «Авиньонские девушки», а несколько позже Ж. Брак свою «Ню». Главными представителями кубизма были П. Пикассо, Ж. Брак, X. Грис. Для кубизма характерно выявление с помощью цвета и формы оснований предметов натуры, попытка обнаружить элементарные геометрические основания вещей путем применения специфических геометрических приемов и совмещения различных точек или углов зрения на предмет. Предмет расчленялся на множество отдельных геометрических элементов, ракурсов, граней, которые затем определенным образом компоновались на плоскости холста, образуя абстрактные композиции. Господствующим в кубизме стал принцип симультанности, когда в одном изображении совмещались несколько различных точек зрения на один и тот же предмет (фас, профиль, трехчетвертной разворот и т.д.), несколько разновременных моментов существования одного и того же предмета. При этом возникала новая художественная реальность, практически не имеющая отношения к натуре. В кубистическом произведении сознательно нарушаются все предметно‑пространственные взаимосвязи и взаимоотношения видимого мира, все планы и уровни пространства перемешаны – стены, поверхности столов, книг, элементы скрипок, гитар, бутылки, листы партитур парят в особом оптически ирреальном пространстве. В 1911 г. Брак начинает вводить в свои произведения буквы, а вслед за ним Пикассо – цифры, целые слова и их фрагменты, различные типографские знаки. Это еще больше усиливает плоскостность кубистических композиций и их абстрактный характер. Кубисты также вводят в свои полотна неживописные элементы – наклейки из газет, театральных программ, афиш, спичечные коробки, обрывки одежды, куски обоев, подмешивают к краскам для усиления тактильной фактурности песок, гравий и другие мелкие предметы. Введением чужеродных живописи предметов в структуру живописного произведения, кубисты убедительно доказали, что изобразительно‑выразительные средства живописи не обязаны ограничиваться только красками. А главное, – что элементы самой реальной действительности, выведенные из утилитарного контекста обыденной жизни и введенные в контекст искусства, приобретают иное, собственно художественное значение. Кубизм открыл путь и к геометрическому абстракционизму (или неопластицизму) Мондриана, и к супрематизму Малевича, и к кубофутуризму Д. Бурлюка, А. Крученых, И. Северянина и к некоторым другим направлениям искусства ХХ в. Экспрессионизм (от лат. expressio – выражение) – направление, которое ставило своей целью выражение с помощью художественных средств и приемов внутренних переживаний человека, живущего во враждебном ему мире, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического спектра: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т.п. Экспрессионизм отмечен деятельностью художественных групп «Мост» (Дрезден, с 1905), в которую входили Э. Л. Кирхнер, Ф. Блейль, Э. Хаккель, О. Мюллер и др., и «Синий всадник» (Мюнхен, с 1912), представленный Ф. Марком, П. Клее, О. Кокошкой, Г. Гроссом, О. Диксом и др. Художественным символом экспрессионизма может служить картина Э. Мунка «Крик». (В некотором абстрактно-урбанистическом пространстве изображен человек с раскрытым в крике ртом. Пропасть этого рта — композиционный центр картины. Почему кричит этот человек? Художник не показывает никакой грозящей ему опасности. И зритель вправе предполагать некую всеобщую причину страдания человека. Мир враждебен личности как таковой, независимо от ее качеств. Перед нами «человек без качеств», единственная связь которого с миром — ужас при виде его несовершенства, дисгармоничности, бесчеловечности. Пространство вокруг кричащего рта организовано так, что у зрителя возникает ощущение, будто душераздирающий крик концентрическими кругами распространяется по миру, наполняет его. Однако мир остается глух и безответен; он равнодушен к боли; человек беспомощен перед грозной действительностью. Мунк словно говорит, что человеку в этом отчужденном мире остается только кричать о своей боли, кричать без надежды на помощь, как инстинктивно кричит агонизирующее живое существо.) Эстетическая концепция экспрессионизма, направленная на выражение эмоциональных составляющих существования человека в чуждом ему урбанистическом мире, с необходимостью требовала трансформации традиционных приемов художественной техники. Для экспрессионистской живописи характерна установка на простые геометрические формы; ориентация на эмоциональность цвета, резкие цветовые контрасты и диссонансы красок. Принципы экспрессионизма были характерны и для представителей других видов искусства первой трети ХХ в. В архитектуре они хорошо просматриваются у А. Гауди и Ле Корбюзье. В литературе экспрессионистские черты (тяготение к повышенной эмоциональности, гротеску, мистико‑фантастическим образам и ситуациям, изломанному напряженному стилю, острому монологизму) характерны для писателей, группировавшихся вокруг журналов «Штурм», «Акция» и др. Среди наиболее ярких фигур писателей‑экспрессионистов можно назвать имена Г. Майринка, Л. Франка, Ф. Кафки, Л. Андреева. Стилистические приемы экспрессионизма характерны и для киноязыка целого ряда мастеров того времени, так как немое монохромное кино требовало повышенной экспрессии. Большое место в фильмах экспрессионистов занимают изображения бессознательной жизни человека (снов, галлюцинаций, бреда, кошмаров); героями многих из них являются фантастически‑мистические или зловещие существа: Голем, Гомункулус, вампир Носферату, сомнамбулический убийца Чезаре и т.п. (режиссеры Р. Райнерт, П. Вегенер, Ф.В. Мурнау и др.). В музыке к экспрессионистам относят А. Шёнберга, Б. Бартока, А. Берга и др. Для музыки экспрессионизма характерна диссонансность гармоний, болезненная изломанность мелодики, использование жестких, пронзительных звучаний, прерывистость вокальной линии, переплетение пения с разговорной речью, использование возгласов и криков. Футуризм возник в изобразительном и словесных искусствах Италии и России в период 1909 – 1915 гг. Футуризм – направление, в котором наиболее полно отразился динамизм современной машинной цивилизации, технический прогресс, жизнь больших городов и т. д. Главные теоретики и художники: Ф. Маринетти, У. Боччони, Дж. Балла, Дж. Северини в Италии, В. Хлебников, А. Крученых, В. Маяковский, М. Ларионов, Н. Гончарова в России. Футуристы остро ощутили наступление глобального кризиса в традиционной культуре в связи с начавшимися научно-техническими и социально-политическими революционными процессами. Они с восторгом приняли их и, почувствовав, что они ведут к сущностным изменениям в менталитете человека, попытались найти им художественные аналоги. В революционно-техногенной действительности их больше всего привлекали активное бунтарское действие, движение, скорость, энергетика, революционные порывы во всем. Красоту видели во всех новациях технического прогресса, в революциях и войнах и стремились выразить ее в живописи путем создания напряженных динамических абстрактных полотен, в которых различные временные фазы движущегося объекта накладываются одна на другую (как кадры кинопленки); энергетические поля или состояния души передаются с помощью абстрактных лучащихся, динамически закручивающихся цвето-форм; бунтующие массы ассоциируются с острыми яркими клиньями, прорывающимися сквозь бурлящие цветовые пространства и т.п. Абстракционизм (абстрактное искусство) – направление авангарда, которое отказалось от изображения форм визуально воспринимаемой действительности и ориентировалось исключительно на выразительные, ассоциативные свойства цвета, абстрактные цвето-формы и их бесчисленные сочетания. Главными теоретиками и практиками абстракционизма были В. Кандинский, П. Мондриан, К. Малевич. Эстетическое кредо абстрактного искусства было изложено В. Кандинским в книге «О духовном в искусстве» (1910 г.) и в ряде других книг и статей. Суть его сводится к тому, что отказ от изображения внешних, видимых форм предметов позволяет художнику сосредоточиться на решении исключительно живописных задач гармонизации цвета и формы, через посредство которых духовный космос вступает в контакт с художником и зрителем. Кандинский полагал, что реальный мир иллюзорен и банален и художник должен покинуть его во имя мира «под знаком Духа». По Кандинскому, природные формы — препятствия для художника и должны быть отвергнуты. Беспредметная живопись призвана открыть новые горизонты выражения духовного только с помощью цвета и абстрактных форм, уводя искусство от повседневной эмпирии, практицизма, утилитаризма. Одним из главных представителей геометрического абстракционизма был русский художник Казимир Малевич, обозначивший свой способ художественного выхода в беспредметность как супрематизм(от лат. supremus – высший, высочайший; первейший; последний, крайний). Малевич формулировал смысл своего ухода в абстрактные формы так: «Экстаз необъективной свободы подтолкнул меня к «пустыне», где нет другой реальности, кроме чувственного восприятия... и, таким образом, чувственность превратилась в единственный смысл моей жизни. То, что я изобразил, было не «пустым квадратом», а восприятием необъективности». Сюжет, рисунок, пространственная перспектива (в традиционном их понимании) в супрематизме отсутствуют, определяющими факторами становятся геометрическая форма и открытый цвет. Дадаизм – одно из наиболее бунтарских, скандальных движений авангарда, культивировавшее пафос разрушения всего и вся, эпатаж как таковой, протест против всего. Дадаизм возникает в период с 1916 по 1921 и связан с именами таких авторов, как Т. Тцара, Х. Балль, Р. Хюльзенбек, Г. Арп, Ф. Пикабия, Г. Гросс, М. Эрнст и др. Своим предтечей дадаисты почитали Марселя Дюшана, создателя искусства ready-mades (готовые изделия), объектами которого стали вещи повседневного обихода (велосипедное колесо, сушка для бутылок, писсуар). Название течения связано с центральным термином «дада», характеризующимся многозначностью и в силу этого принципиальной неопределенностью значения: по формулировке Т. Тцары, «из газет можно узнать, что негры племени Кру называют хвост священной коровы: ДАДА. Кубик и мать в определенной местности Италии: ДАДА. Деревянная лошадка, кормилица, двойное согласие по-русски и по-румынски: ДАДА...». За внешней эпатажностью дадаизма (танцы в мешках «под урчание молодых медведей», вечера «гимнастической» и «химической» поэзии с неизменным вмешательством полиции и т.п.) стоит отказ от традиционных ценностей разума, религии, морали и красоты. Классический лозунг дадаистов – «дадаисты не представляют собой ничего, ничего, ничего; несомненно, они не достигнут ничего, ничего, ничего». «Мы с легкостью издевались надо всем, ничего не было для нас святого, мы все оплевывали... мы представляли собой чистый нигилизм, и нашим символом являлось Ничто, Пустота, Дыра» (Г. Гросс). Дадаисты пытаются утвердить индивидуальную свободу сознания в условиях его несвободы в культуры, которая проявляется посредством диктата рациональной логики и языка над спонтанностью мысли. Свобода возможна через освобождение от языка. В «Манифесте к первому вечеру дадаистов в Цюрихе» дадаисты заявляют: «Как достигают вечного блаженства? Произнося: дада. Как становятся знаменитыми? Произнося: дада. С благородным жестом и изящными манерами. До умопомрачения, до бессознательности. Как сбросить с себя все змеиное, склизское, все рутинное, борзописское? Все нарядное и приглядное, все примерное и манерное, благоверное, изуверное? Произнося: дада». Снятие языкового и логического диктата возможно только в художественном творчестве, которое должно освободить неповторимую индивидуальность бессознательного. «Я хочу совершать свои собственные безумные поступки, хочу иметь для этого собственные гласные и согласные» (Балль). В идеале акт творчества есть акт творения собственного, личного, не претендующего на общечеловеческую универсальность (авторского) языка. Игровое начало и спонтанность дадаизма, реализуется также в технике коллажа – произвольном объединении в объемных конструкциях газетных полос, деревянных фигур, пучков волос, трамвайных билетов, драпировки из ткани, предметов женского белья и др. Среди творческих находок дадаистов, унаследованных другими направлениями авангарда можно указать на принцип спонтанной организации своих произведений, метод «психического автоматизма» в творчестве, активное использование при создании произведений искусства отслуживших предметов обихода. Все это найдет последователей в сюрреализме, поп-арте, концептуализме и других арт-практиках ХХ в. Сюрреализм (фр. surrealism – сверхреализм) возник во Франции в 1924 г. по инициативе А. Бретона, опубликовавшего «Манифест сюрреализма». Главные представители: А. Бретон, П.Элюар, Л. Арагон, Ман Рей, М. Эрнст, А. Массон, Л. Бунюэль, С. Дали, Х. Миро, Р. Магритт, И. Голль, И. Танги и др. Эстетика сюрреализма опирается на идеи романтизма, фрейдизма и некоторые восточные мистико-религиозные и оккультные учения. Сюрреалисты призывали к освобождению человеческого «Я», человеческого духа от «оков» логики, разума, морали, государственности, традиционной эстетики, понимаемых ими, как «уродливые» порождения буржуазной цивилизации, закрепостившей с их помощью творческие возможности человека. Подлинные истины бытия, по мнению сюрреалистов, скрыты в сфере бессознательного, и искусство призвано вывести их оттуда, выразить в своих произведениях. Художник должен опираться на любой опыт бессознательного выражения духа – сновидения, галлюцинации, бред, бессвязные воспоминания младенческого возраста, мистические видения и т.п. Основа творческого метода сюрреализма, по определению Бретона, – «чистый психический автоматизм, имеющий целью выразить устно или письменно, или любым другим способом реальное функционирование мысли. Диктовка мысли вне всякого контроля со стороны разума, вне каких бы то ни было эстетических или нравственных соображений... Сюрреализм основывается на вере в высшую реальность; на ассоциативных формах, до сих пор остававшихся без внимания; на всевластии мечты, на неутилитарной игре мысли. Он стремится разрушить другие психические механизмы и занять их место для решения важнейших жизненных проблем...». Отсюда два главных принципа сюрреализма: автоматическое письмо и запись сновидений, ибо в сновидениях, согласно Фрейду, на которого активно опираются сюрреалисты, открываются глубинные истины бытия, а автоматическое письмо (исключающее цензуру разума) помогает наиболее адекватно передать их с помощью слов или зрительных образов. «Процесс познания исчерпан, - писали издатели первого номера журнала «Сюрреалистическая революция», - интеллект не принимается больше в расчет, только греза оставляет человеку все права на свободу». Сюрреалисты строят свои произведения на предельном обострении приемов алогичности, парадоксах, неожиданности, на соединении принципиально несоединимого. За счет этого и возникает особая, ирреальная (или сверхреальная), почти мистическая художественная атмосфера. Она погружает зрителя (или читателя) в самобытные миры, внешне вроде бы совершенно чуждые чувственно воспринимаемому миру и его законам, но внутренне чем-то очень близкие человеку, одновременно пугающие и магнетически притягивающие его. Художественные находки сюрреализма активно используются практически во всех видах современного искусства – в кинематографе, телевидении, видеоклипах, театре, фотографии, оформительском искусстве, дизайне, в самых «продвинутых» арт-практиках и проектах конца ХХ – нач. XXI вв. Таким образом, авангард – пестрое и неоднородное явление в культуре ХХ в. Цели и задачи искусства видятся представителям различных направлений авангарда самыми разными вплоть до отрицания вообще искусства как такового, во всяком случае, в его новоевропейском смысле. Общим для всех направлений является установка на принципиальную новизну в художественном творчестве и отрицание предшествующей художественной традиции. К середине ХХ века модернизм выполнил свою функцию ниспровергателя традиционного искусства в культуре и практически завершил свое существование в качестве художественно-эстетического феномена. Среди переходных к иному типу творчества направлений в искусстве можно выделить поп-арт и концептуализм. Поп-арт («массовое искусство»: от англ, popular — народный, популярный) — направление, возникшее в нач. 1950‑х гг., стремящееся преодолеть дистанцию между элитарной и массовой культурой. К представителям поп-арта относятся Э. Уорхол, Дж. Джонс, Р. Раушенберг, Дж. Дайн, Дж. Чемберлен, К. Ольденбург и др. На смену беспредметному абстрактному искусству авангарда приходит поп-арт, целью которого стал возврат к объекту в его непосредственной данности человеку. Художественную ценность можно найти в любом предмете, даже в уличных отбросах. Теоретики поп-арта утверждают, что в определенном контексте каждый предмет теряет свое первоначальное значение и становится произведением искусства. Поэтому задача художника понимается не как создание художественного предмета, а как придание обыденному предмету художественных качеств путем организации определенного контекста его восприятия. Эстетизация вещного мира становится принципом поп-арта. Художники стремятся добиться броскости, наглядности, доходчивости своих творений, используя для этого поэтику этикетки и рекламы. Произведения поп-арта предполагают использование готовых предметов («Банки из-под кофе» Дж.Джонса; «Лопата» Дж.Дайна; банки консервированного супа Кэмпбелл, бутылки кока– и пепси‑колы Э. Уорхола, смятые автомобили в композициях Дж.Чемберлена и др.), моделирование муляжей, коллажное объединение в плоскости «картины» фрагментов различных типов предметностей (комбинации Р.Раушенберга, куда включались фрагменты фотографий, рентгенограмм, чертежей, афиш, живописных копий Рубенса, реальные часовые механизмы, мешки, блоки, колесные оси, ведра и мн. др.). В целом поп‑арт открыл широкий путь принципиально новым типам художественных практик, осваивающих самые различные пространства с помощью всего множества предметов обыденной реальности. Концептуализм возникает в 60-е – 80-е гг. ХХ в. и представляет собой переходное от модернизма к постмодернизму направление в искусстве. Среди его основателей и главных представителей называют прежде всего имена американцев Р. Берри, Дж. Кошута, Д. Хюблера, Л. Вейнера, Д. Грехэма, Е. Хессе, Б. Наумана, О. Каварыи др. На первый план в концептуализме выдвигается концепт – идея вещи, явления, произведения искусства, документально изложенный проект. Суть арт-деятельности усматривается не в выражении или изображении идеи (как в традиционных искусствах), а в самой «идее», в ее конкретной презентации, прежде всего, в форме словесного текста, а также сопровождающих его документальных материалов кино-, видео-, фоно- записей. Концептуалисты активно используют вербальную среду в качестве своего рода материала для создания художественного произведения. Дж. Кошут, например, создает свои произведения посредством моделирования вербальных сред, в основе которого лежит прием комбинирования текстовых фрагментов. Например, одно из произведений автора представляет собой записанный столбцом перечень возможных аспектов интерпретации материи: «I. MATTER IN GENERAL 374.UNIVERSE 375. MATERIALITY 376. IMMATERIALITY 377. MATERIALS 378. CHEMICALS 379. OILS, LUBRICANTS 380. RESINS». Р. Берри предложил произведение в форме устного интервью: «Каково ваше произведение для выставки «Проспект-69»? — Произведение состоит из идей, которые появятся у людей после чтения этого интервью. — Может ли это произведение быть показанным? — Это произведение во всей его целостности неизвестно, потому что оно существует в умах очень многих людей, и каждый человек может реально знать только ту часть произведения, которая содержится в его сознании. — Является ли важным аспектом Вашего произведения неизвестное? — Я пользуюсь неизвестным, потому что оно предоставляет большие возможности и потому что оно более реально, чем что-либо другое. Некоторые из моих произведений состоят из забытых мыслей или подсознательного. Я также применяю то, что некоммуникабельно, непознаваемо или еще не познано. Эти произведения актуальны, но не конкретны». Согласно позиции концептуалистов, статус произведения искусства тот или иной феномен обретает лишь в силу выбора его художником на эту роль, и в этом отношении потенциально «все есть искусство». Поиски концептуалистов в сфере художественной техники (особенно в сфере моделирования вербальных сред и практики текстовых коллажей) во многом послужили основой постмодернистской концепции художественного творчества. Большинство произведений концептуализма рассчитано только на единоразовую презентацию в поле культуры; они не претендуют на вечность, на непреходящую значимость, ибо принципиально не создают каких-либо объективных ценностей. Модернизму был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства. В то же время модернизм носил не столько разрушающий, сколько созидательный характер. В целом значение модернизма для культуры ХХ в. состоит в том, что он раскрепостил художественное сознание, открыл возможность практически неограниченных новаций сфере искусства; показал принципиальную культурно‑историческую относительность всех форм, средств, способов и типов художественно‑эстетического выражения; придал статус искусства предметам, явлениям, средствам и способам выражения, не входившим в контекст традиционной художественной культуры; способствовал появлению и становлению новых (технических, как правило) видов искусств (фотографии, кино, телевидения, электронной музыки, всевозможных шоу, сочетающих многие виды искусства на основе современной техники и т.п.).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 3453; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |