КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Родовой человек — субъект истории
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ИНДИВИДА Теперь от эскизного очерка исторической эволюции в её целостности можно перейти к более подробному её рассмотрению. Исторически первичным субъектом этого процесса является родовой человек. Если мы принимаем за точку отсчета такое состояние, когда мифоритуальная форма упорядочивающей медиации между человеком и миром носила тотальный характер, то из этого вытекает, что всякие центробежные процессы, и прежде всего становление человеческой субъектности, носили подчиненный и в этом отношении внутренний характер и протекали чрезвычайно медленно. Системное качество ментальности и соответственно культуры характеризовалось в первую очередь тотальностью синкретизма, всеобщей невычлененностью, где всякие акты проявления частного, отдельного, автономного либо носили бессознательный характер, либо осознавались в несобственных формах, через семантическое соотнесение с Единым. Это состояние легло в основу устойчиво воспроизводящегося системного качества цивилизации. Названное качество, будучи самым древним и первичным в смысле отделения человека от природы, породило соответствующего субъекта, со специфическим и чрезвычайно устойчивым до почти полной нетрасформируемости типом ментальности. Этот тип ментальности и отвечающий ему тип цивилизации лежит у основания пирамиды цивилизационных типов. Начиная описание эволюции исторических типов человека, отметим, что индивид наследует, условно говоря, прединдивиду или архаическому человеку. Последний предшествует всем рассматриваемым цивилизационным типам исторически и логически. Прединдивид вырастает из последних фаз антропогенеза и по мере течения предыстории, формирования первичных форм социальности и вызревания родовых отношений переформируется в индивида. Разворачивание процессов неолитической революции — время активного становления, а затем и полного торжества индивида как исторически первой модальности человеческого субъекта в цивилизации. Подробное описание качественных характеристик прединдивида — специальная тема. Наметим наиболее важные моменты. В этом длительном и чрезвычайно сложном для изучения процессе перехода от прединдивида к индивиду для нас критериальным является то обстоятельство, что целостная и развитая форма космологического ритуала появляется лишь на стадии вызревания родового человека. Формирование ритуально-родовой системы может быть с известной долей условности взято за своеобразный ноль отсчета, соответствующий максимальному синкретизму в постприродном пространстве человеческого бытия. Отметим в этой связи, что индивид — родовой человек — это субъект, обладающий наиболее исторически стабильными характеристиками и наибольшей витальной силой. Он ближе всех к постприродному синкрезису, его энергия и делает родового человека таким устойчивым, несгибаемым, нетрансформируемым. Родовой человек может быть лишь условно и приблизительно назван субъектом. Сила факторов, детерминирующих мышление и поведение такого субъекта, была настолько велика, что, строго говоря, с точки зрения социального целого, он был объектом. Родовой человек есть субъект-в-себе. Отношения индивида и социального целого были отношениями объекта и субъекта. Субъект не подозревал о своей субъектности и видел субъекта вовне — в духах, богах, демонах, высоких социальных инстанциях. Сам же он был точкой приложения внеположенных сил. Иными словами, можно сказать, что механизм партисипации, ключевое значение которого неоднократно отмечалось выше, для индивида протекает не в режиме природнения объекта к Я, а в режиме природнения я к некоему внешнему объекту. Именно эта характеристика служит ключом к пониманию психологической и аксиологической парадигматики цивилизации индивида. Иного режима партисипации индивид не знает и не приемлет. Отметим специально, что речь идет о разнице не на уровне семантического оформления, а на уровне различения экзистенциальных ориентации. Для верующей личности Бог есть часть ее собственного внутреннего мира, в то время как для индивида Бог всегда есть внеположенный ему объект, партисипация к которому всегда растворяет его самость. Если этимологически индивид — это один из вида, то при переводе на язык культуры родовой человек будет “один из рода”. Род переживается как конкретное воплощение Единого и универсальная форма медиации с трансцендентным. Обращаясь к самым ранним эпохам мировой истории, мы обнаруживаем всеобщий и универсальный характер родовых отношений. Можно сказать, что родовая система — наследие природы. В рамках родовой системы организации человеческого общества отрабатываются модели социальности, присущие ульевым конгломератам. (Характерно, что идеологи архаической реставрации говорят о “роевом начале” и “традициях роевой жизни”.) Каковы значимые признаки родовой системы? Прежде всего, наделение самого рода чертами субъектности. Род есть единственный субъект, субъект по преимуществу. Далее, осознание каждого отдельно взятого члена рода только как элемента родового целого (фундаментальная несамодостаточность и несамостоятельность отдельно взятого человека). И, наконец, патриархальная иерархия, как структура, оформляющая родовое целое. Далее следует упомянуть императивную нормативность функции продолжения рода. Продолжение рода утверждается как первый и непреложный закон существования. Наделение рода чертами субъектности и партисипация к роду есть архаическая форма трансцендирования. Непрерывная цепь рода экзистенциально-духовным образом связывает время трансцендентное (рай первозданный как мифическое время первопредков) с актуальной реальностью (раем потерянным) и позволяет реализовать соответствующие партисипационные интенции. Партисипация к роду осуществляется на основе природной животно-виталистической связи. Это пуповина оптической связи с природным универсумом, разрыв которой длился тысячелетиями, а память о которой образует один из самых глубинных и не размываемых до конца слоев ментальности. Для родовой системы в высшей степени характерны как культ предков или его атавистические формы, так и предзаданная функциональность и отсутствие свободы человека. (В этой связи вспоминается опубликованное в эпоху перестройки письмо в газету, автор которого — человек традиционных ориентации — чеканно формулирует следующий принцип: “каждый мальчик — будущий солдат, каждая девочка — мать солдата”.) Поведение и предел возможностей человека, его статус предзаданы полом, возрастом, социальной ролью, предписанными социальными функциями. Человек максимально, предельно регламентирован. К примеру, социологические опросы, проводившиеся в 70-е гг., показали, что с точки зрения сельских жителей в кино или в клуб пристало ходить одинокой, не вступившей в брак молодежи. Сам же клуб осмысливается через призму традиционных, а потому легитимных в общественном мнении, предматримониальных гулянок. Допустимы гулянки молодых семейных пар до рождения ребенка. Что же касается женщины после тридцати лет, то ей пристало сидеть дома и заниматься хозяйством. Такой конфигурации ментальности соответствует синкретизм как безусловно доминирующее системное качество. Отметим, что патриархальная иерархия есть не что иное, как первая форма преодоления, выхода из синкрезиса и структурирования автономизующихся смыслов, в то время как смысловые пласты, лежащие за пределами указанной иерархии, пребывают в гораздо более синкретизованном состоянии. Из этого, по нашему убеждению, и вытекает политеистический характер религиозных представлений родового индивида. Культ предков, культ отца выступает стержневой доминантой религиозного трансцендирования, то есть зоной, максимально отрефлектированной и выделенной из синкрезиса. Все же остальное пространство более синкретично и более отчуждено. Оно населено разнообразными запредельными существами, чье воздействие непреодолимо и непредсказуемо. Более того, как свидетельствуют конкретные исследования, степень враждебности и непредсказуемости духов прямо пропорциональна их топологическому соотнесению с воплощающим родовую субстанцию центром. А. К. Байбурин отмечает интересную закономерность: движение от домового к дворовому, баннику, овиннику, лешему показывает, что ближние духовные сущности (домовой) понимаются как добрые, расположенные к хозяевам и предсказуемые. Однако по мере движения от центра родового космоса, воплощенного в доме, нарастает враждебность и непредсказуемость запредельных сущностей, которыми архаическое сознание населяет космос[lxxix]. Индивидское сознание живо как база, которая актуализуется в момент деструкции надстроенных над ней слоев культурного опыта. Речь идет не только о многочисленных атавистических формах, когда глава государства называется “отцом нации”. Родовая система мировидения может вновь стать доминирующей. Деструкция государственных институтов и соответствующих форм социализации автоматически освобождает пространство для реставрации патриархальных отношений. В этой связи стоит вспомнить о том, что сегодня на Северном Кавказе и в Средней Азии восстанавливается патриархальное рабство. Вообще говоря, процессы актуализации предшествующего культурного опыта в момент деструкции надстроенных слоев носят универсальный характер. В этой связи позволительно указать на принцип обратимости историко-культурной эволюции. Действие этого принципа состоит в том, что в психике культурного субъекта хранятся основные модели поведения, стадиально предшествующие актуальной для него исторической ситуации. В ситуациях деструкции эти принципы, модели и интенции актуализуются в тех или иных формах. Полная обратимость никогда, разумеется, не достигается, но актуализация самых разнообразных пластов социокультурного опыта, представлений, навыков и технологий создает причудливую амальгаму с феноменами стадиально последующими. Принцип обратимости можно рассматривать в связи с заявленным выше принципом единства онто-, фило- и кулътурогенеза, в соответствии с которым человек, проходя путь от ребенка к взрослому, в разных формах проходит основные стадии историко-культурного развития. Наконец, как под принципом обратимости, так и под принципом указанного единства лежит единый закон формирования структур культуры, в соответствии с которым последующие пласты культурного опыта (стадии развития человека) нарастают послойно, располагаясь поверх предшествующих. Новые структуры оттесняют предшествующие, дезактуализуют их, иногда частично используют, трансформируя, но никогда не уничтожают полностью. Этот вывод находит свое подтверждение, в частности, в таких феноменах, как патологическая атавистичность — инцест, людоедство и т. д. Поскольку структуры прошлого не исчезают, а лишь сублимируются, в случаях деструкции актуальной культуры — неважно, социогенной или психогенной, — они “выплывают на поверхность” и актуализуются в новых условиях. Именно в этой связи следует рассматривать современное неоязычество. Сегодняшний индивид одновременно свободно верит в Христа, в НЛО, в астрологический фатум, в карму, в черную магию и неизвестно во что еще. Главное — во всё понемножку, но, в отличие от язычника древнего, ни во что серьёзно. Скажем еще, что патриархальная иерархия — с одной стороны, вещь в высшей степени характерная и органичная для родовой системы, но, с другой, именно она и стала паттерном, на основе которого сформировалось новое качество. Принцип иерархии как таковой отрицает синкрезис. Пока не существует иерархии — нет человека. Сам процесс иерархизации с необходимостью расчленяет синкрезис. Так мы еще раз сталкиваемся с непреодолимой диалектикой самоорганизации. Исходя из этого, главным показателем культурной динамики или фактором, ее детерминирующим, является характер соотношения процесса смысловой иерархизации отпадающих от синкрезиса феноменов с центростремительными силами синкретического целого. Для цивилизации индивида эта динамика была предельно замедленной. Тем не менее она присутствовала. Длительность описываемых процессов чрезвычайно велика, а ситуация размыта. Процесс растворяет в себе событие. Поэтому органической чертой индивида является его неизбывный, глубочайший традиционализм (инертность, ориентация на простое воспроизводство в широком понимании). Отсюда, в частности, прецедентное мышление, сохраняющееся в цивилизациях, где синкрезис остаётся функционировать как единая оболочка, скрепляющая системное качество (например, Китай). Мы полагаем, что первичным импульсом к дивергенции культурных функций, расслаивавших гомогенность первобытной общины, было проявление априорных первотектональных ролевых сценариев: демиург, трикстер, богиня-мать, культурный герой. Напомним, что по нашему убеждению, эти первотектональные модели типов социокультурной активности эйдетически предсуществуют всему необозримому ряду их позднейших вариаций. Существенным свойством родового человека является его ориентированность на группу, которая выступает для него заместителем рода. Родовой человек переживает все и всяческие формы социальности как родовые, а любые общности, группы и коллективы, с которыми ему приходится общаться, суть для него модальности рода. Другой формы вписания себя в социальную целостность он не знает и не принимает. В этом месте наших рассуждении естественно возникает тема соборности как атавизма ритуала, создающего гомогенное психологическое поле и обеспечивающее растворение человека в общинном теле. В рамках соборного действа (моделью которого является традиционный сельский сход) решение конкретной проблемы приходит стихийно, как результат ритуализованного группового действия, имеющего форму прения[lxxx]. Смысл происходящего не в установлении истины в ходе дискуссивных процедур, а в нерефлектированном поиске доминирующей точки зрения по данному вопросу, которая стихийно выделяется на фоне общего эмоционального возбуждения, вызванного неизбежным конфликтом позиций и интересов. В момент, когда одна из точек зрения заявляет себя как преобладающая, все лавинообразно присоединяются к ней, партисипируясь таким образом к Роду. В рефлексах поведения на сельском сходе коренится недавняя практика единогласного голосования на бесчисленных собраниях трудовых коллективов. Под конец советской эры голосование, превратившееся в чистый ритуал, ничего не значило и никаких последствий для голосовавших не несло. И тем не менее оставалось стойко единогласным. Глубинное смысловое ядро ритуала схода носит космогонический характер и предполагает: 1) фазу хаотизации — разрушение родовой целостности, а значит и космоса, через зримый конфликт позиций; 2) пик противостояния — временное падение Рода; когда противостояние позиций, а значит и священный ужас перед распадом космического порядка, достигают предела; 3) воскрешение Рода (восстановление космического порядка, победа единства) — на фоне предельной аффективности формулируется доминирующая позиция, приобщаясь к которой, участники мирского действа восстанавливают космос. С точки зрения каждого конкретного участника схода решение приходит извне. В то же время это решение оказывается оптимальным с позиций традиционных представлений и интересов большей части схода. Оно удовлетворяет большинство архаического коллектива, а остальными принимается как непреложное (как гласила крестьянская пословица XIX века, “с миром не поспоришь”). Обращаясь к мирскому сходу (он же соборное действо), мы сталкиваемся с созданием коллективного субъекта, общего энергетического тела, снятием выбора как индивидуального акта и индивидуального воления и, наконец, с коллективным волевым наитием.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 807; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |