КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Паллиат как таковой
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ПАЛЛИАТА Качественная трансформация родового человека привела к формированию следующего типа исторического субъекта. Изменения родовой социокультурной системы, породившие паллиата, возникают в результате критического внутреннего напряжения самой этой системы под действием разрастающихся семантико-семиотических ветвлений. Коренным выражением данного процесса выступает глобализация оппозиций (большие боги пожирают маленьких). Условно “горизонтальная” система структурных связей, присущая родовому человеку и группирующаяся вокруг родовой вертикали, чрезвычайно разрослась и усложнилась. Традиционная мифоритуальная система утратила способность выполнять интегративную функцию. Росла угроза хаотизации, умножения несогласованно действующих сил в горизонтальном континууме. Требовалась новая собирающая парадигма, способная блокировать распад синкрезиса. Причем новое качество интегративной парадигмы должно было по определению выступать антитезой качеству предшествующему, т. е. быть ориентировано “вертикально”. Выход был найден на путях стягивания семантических оппозиций к полюсам, или глобализации оппозиций, то есть объединения разрозненных семантических блоков и конструктов в одной всеохватной онтологической нише. Такая ниша содержит под общим семантическим знаменателем огромное количество потенциальных смыслов. А партисипация к ней радикально решает проблему упорядочивания космоса. С этого можно начать отсчет глобальных витков уплотнения, характеризующих процесс культурной динамики. Иными словами, правомерно говорить о сжатии опыта культуры, данного в огромном количестве оппозиций, сведения их к генерализующей макрооппозиции, которая чрезвычайно уплотняет культурно-смысловое пространство, рождая образ нового синкрезиса. Кроме того, именно рождение паллиата ознаменовало осмысление самого принципа оппозитности как универсального культурно-космологического закона. Само осознание оппозитной природы бытия, выраженное пусть не в абстрактно-логической, но в образной форме, носило революционный характер. Его значение далеко выходит за рамки даже таких важнейших процессов, как смена исторических форм мироощущения и, соответственно, типов исторического субъекта. Рефлексия оппозитности культурного существования стала своего рода вехой в становлении культурно-антропологического портрета человека. Более или менее осознанное взаимоотношение всякого субъекта культуры с принципом оппозитности оформилось как неотъемлемый атрибут его ментальности. Эволюция форм понимания антиномичности бытия, от ранней натурфилософии до структурализма, могла бы стать предметом отдельного исследования. Еще раз скажем, что по нашему мнению, стремление постмодернистской мысли “отменить” принцип оппозитности не представляется серьезным. Можно заставить себя не видеть дуалистическую природу реальности, но в этом любой архаик даст сто очков вперед любому постмодернисту. Можно пытаться ее игнорировать, пытаясь свести все многообразие дуальных отношений к “простой” лобовой оппозитности, как будто не существовало многовековой традиции диалектической логики. Оппозитность пронизывает реальность на столь глубоких ее уровнях, что игнорирование последней предстает как локальная тенденция, определяемая особенностями современного контекста. Традиции (главным образом восточные), озабоченные сохранением синкрезиса в его наиболее архаичных, начальных формах, по существу нацелены на оберегание субъекта от погружения в конфликтное пространство оппозитарности. Признание европейским духом неустранимой оппозитарности бытия, берущее начало в аристотелевской логике с ее законом исключения третьего, стало исходной точкой процессов в той или иной форме осмысленного послойного разрушения синкрезиса. Эти процессы стали лейтмотивом самодвижения европейской цивилизации, где на каждой ступени достигаемый синтез оборачивается новым синкрезисом и служит отправным пунктом дальнейшего антиномического членения. Что же за человек паллиат? Перечислим черты, имеющие отношение к зрелой форме настоящего явления. Само слово указывает на переходность. Это не означает неустойчивости или онтологической бескачественности. Паллиат эйдетичен и чрезвычайно устойчив. Переходность его связана с тем, что он занимает промежуточное положение между двумя крайними и максимально противопоставленными фазами эволюции культурного субъекта — индивидом и личностью, — в известном смысле включая в себя свойства как того, так и другого. Если браться за болезненный вопрос об универсальных телеологических направленностях человеческой истории, то можно сказать, что ее содержанием, или по крайней мере одним из существеннейших аспектов этого содержания, является поэтапный процесс индивидуализации и паллиат занимает в этом эволюционном ряду срединное место. Говоря о переходности паллиативного типа, мы имеем в виду прежде всего это самое качество. Очевидно, что критерием степени индивидуализации или, иначе говоря, субъектной самостности являются параметры свободы выбора. Поле выбора паллиата качественно шире выбора индивида. Выбор индивида не только чрезвычайно узок вследствие жесткой регламентированности патриархально-родовой нормативностью всех аспектов его жизни. Выбор индивида проявляется в собственном смысле лишь в незначимых, подчиненных и, следовательно, профанных ситуациях, соотносимых как правило с прагматически-бытовыми аспектами жизни. Во всем остальном за индивида выбирает традиция. Иное дело паллиат. Если необходимость партисипации к истине и благу для него носит бессознательно-императивный характер, то образ этих ценностей находится непосредственно в поле выбора. Поэтому паллиат в гораздо большей степени является носителем волевого импульса. Если обратиться к привычной лексике, паллиат занимает существенно более выраженную активно жизненную позицию. А его неприятие иного носит в отличие от индивида не пассивный, а активный характер. В лице паллиата история получает субъекта активного, ориентированного на волевое, деятельное преобразование реальности. Глобализация оппозиций с неизбежностью формирует специальную картину мира, которая строится на оппозиции рядоположенных макрополюсов, маркируемых в зависимости от конкретного историко-культурного процесса: добро—зло, свет—тьма, свои—чужие, классово близкие—классово чуждые и т. д. Причем свои никогда не исчерпываются кругом родовых связей, как у индивида. Это принципиально важно. Полюса эти жестко разведены, медиативные смыслообразующие механизмы подавлены, а партисипация к положительно отмеченному полюсу тяготеет к наиболее “чистым” формам. Такая, манихейская, картина мира всегда предполагает снятие оппозитности за гранью имманентного эмпирического бытия. При всем мифологическом хилиазме подобного снятия, именно в манихейской парадигме оно осмысляется как фундаментальная задача человеческого существования. И это есть революция, ибо возникают условия для формирования проективного сознания. Возникает возможность для вызревания идеологии в собственном смысле. Соответственно появляется предпосылка для возникновения религии спасения, вызревает также и новое качество государств а, в значительной степени берущее на себя функцию медиатора на пути к спасению. Паллиат — это государственный человек, поскольку только человек с паллиативно-манихейской картиной мира способен отстраниться, оторваться от ценностей родовой иерархии и принести их в жертву ради партисипации к, казалось бы, гораздо более абстрактному и безличному государственному принципу. Государство прочно заняло в сознании паллиата место Рода. Родовые ценности вытесняются в факультативные области, а доминантой становятся макросоциальные принципы — наш город, наш царь, наш народ, наш вождь, наш бог и т. п. На уровне номинаций и семантических воплощений все было как бы по-старому. Люди так же служили богам, городам или царям, но ценности, которые воплощались в этих образах, репрезентировали не просто количественно разросшуюся родовую иерархию, а качественно иной макросоциальный принцип — принцип государственный. Партисипация к положительно отмеченному полюсу являлась экзистенциальной сверхзадачей паллиата. Паллиат партисипируется к государству, ибо государство воплощает принцип космической упорядоченности в его социальной модальности, при том что принцип социализации уже прочно охватил все основные аспекты жизни. Здесь мы обращаемся к категории социального абсолюта, ибо последний формируется со становлением паллиата. Под ним понимается некий синкретический конструкт, включающий в себя имманентное и трансцендентное: трансцендентную идею истины и ее имманентного носителя в виде того или иного коллективного субъекта — народа, класса, конфессиональной идеологической общности и т. д. Иначе говоря, это то самое мы, растворяясь в котором паллиат обретает гармонию с космосом. Переходной ступенью между уровнем собственно родовым и уровнем макросоциальным в типологии объектов партисипации является этноплеменная, а позднее национальная ступень. Между “нашими”, понимаемыми как сородичи и “нашими”, понимаемыми как вселенское воинство, противостоящее мировому злу, лежат этноплеменные и национальные “наши”, до которых редуцируется партисипационная направленность паллиата в случае развала и деструкции макросоциальной идеологии. К примеру, по этой модели в эпоху кризиса марксистской идеологии коммунист может трансформироваться в фашиста. На данной ступени происходит встреча опущенного паллиата и возвысившегося до надродовых ценностей индивида. Индивид, начинающий воспринимать всю свою племенную целостность как род, поднимается до паллиата. Идеология паллиата долго использовала несобственные формы и предшествующую родовую семантику. Как отмечает Вебер, христианские и другие группы, реализовывавшие идею религии спасения, создавая свои общности, подчеркивали их интернациональную всеобщность, открытость для всех. Но при этом сама община строилась в соответствии с родовой структурностью. В этом отношении показательна семантика общинной иерархии, в самоназвании утверждающаяся в этих группах: отец-настоятель, братство, братья и сестры и т. д. Иными словами, они предельно приближали структуру своих отношений к привычной для индивида и тем самым максимально облегчали для него адаптацию и приобщение к новому, более глобализованному, уровню ценностей. В этой же связи можно вспомнить монографию Г. С. Кнабе (Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного мира), в которой описываются механизмы переплетения макросоциальных, т.е. государственнических, форм социализации с постродовыми и необщинными объединениями в Риме. Микрогруппы: профессиональные, амикальные (дружески-застольные), религиозные, похоронные и т.д. — объединяли массы людей, так что каждый римлянин входил в сеть разнообразных микрообщностей, природа которых восходила к родовому, догосударственному быту. Цивилизация паллиата имеет специфическую структуру. Подробное рассмотрение всех оппозитных отношений, ее образующих, требует отдельного разговора. Мы ограничимся анализом двух, на наш взгляд важнейших, оппозиций этой структуры. Обе оппозиции имманентны паллиату. Они формируются вместе с ним и обречены существовать до тех пор, пока существует сам паллиат с присущей ему картиной мира.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |