КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Личность как социокультурный тип
ЦИВИЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ Индивиду не дано осознать трагизм бытия ввиду его собственной невычлененности из синкретического с этим бытием целого. Паллиат, если не осознаёт этот трагизм до конца, то по крайней мере чувствует. Более того, осознание трагизма бытия — главный экзистенциальный рубеж паллиата. Он пытается преодолеть его посредством партисипации к положительно отмеченному полюсу. Личность же не просто осознает, но принимает трагическое как непреодолимое и фундаментальное обстоятельство, вытекающее из самой природы бытия. И проблема эта осмысляется ею как проблема внутренняя. Соответственно, для индивида трансцендирование как преодоление отчуждения связано с максимальным погружением в ритмический континуум репродуктивной деятельности. Для паллиата это активная социальная практика во имя установления должного космического порядка. Для личности — творчество в самом широком понимании. Что такое личность как тип, как модальность homo? Направленность эволюционного процесса, рассматриваемого предельно широко, начиная с космологии и кончая социальной историей, развивается в сторону все большей и большей индивидуализации. Или иначе говоря, все более плотной концентрации идеальных потенций во все более свернутых и локализованных материальных структурах. В этой теоретической перспективе личность оказывается завершающим типом культурной эволюции. А формирование западно-европейской цивилизации, саморазвитие которой привело к третьей великой революции во всемирной истории, обретает статус исторически неизбежного процесса, опирающегося на закономерности космоэволюционного уровня'. Перечисляя наиболее значимые черты личности (как социокультурного типа), следует выделить ее максимальную автономность, самодостаточность и постоянную ориентированность на свершение выбора. Эти черты не только главные но и критериальные, ибо они от личности не отчуждаемы. Личность демонстрирует такую точку диалектического перетекания в спектре отношения партисипации, где партисипационое переживание осуществляется не через растворение переживающего я во внеположенном объекте, а напротив, путем ассимиляции этого объекта в я, в духовном пространстве субъекта. Причем надо отметить, что на уровне оформления и осознания этих переживаний возможны неадекватные и замещенные представления, иллюзорные формы. Так, к примеру, современная личность вполне может осознавать свои религиозные переживания как движение к Богу, то есть описывать их во вполне традиционных моделях. На самом же деле происходит ассимиляция идеи Бога в достаточно релятивном духовном пространстве современной личности. Сегодня не Бог выбирает личность, а личность выбирает Бога. Это связано с тем, что личность по определению снимает в своем духовно-ментальном пространстве целостный, а не локальный опыт своей культурной системы. Этот опыт включает в себя не только семантические конструкции и нормативные установления, но и многообразную, разветвленную антиномичность культурного целого. Так антиномичность не только познается, но и осознается как органическая характеристика бытия. Для индивида ситуация антиномичности не проблематизуется. Паллиат решает эту проблему путем глобальной партисипации к одному из полюсов, выводя другой за пределы единосущной себе онтологии. Личность же, подобно гегелевскому духу, способна терпеть противоречия внутри себя. Именно поэтому обреченность на постоянный выбор составляет ядро, сердцевину природы личности. Экзистенциальное самоманифестирование, самоподтверждение личности свершается в выборе. Перманентное расширение поля выбора — экзистенциальный императив личности, определяющий её историческое саморазвитие. Личность не только делает выбор сама, но и не склонна доверять его кому бы то ни было. А также делегировать это право внешним инстанциям. Поэтому личность в минимальной степени может быть объектом социальной манипуляции и идеологических внушений. Если для личности и есть что-то императивное, то это сугубо индивидуальная, априорно заданная программа культурного творчества. Родившись личностью, человек не выбирает, выполнять ее или нет. Ибо программа культурного творчества составляет природу личности, а ее реализация оправдывает существование. В этом отношении для личности снимается вопрос о смысле жизни, всегда с неизменной остротой стоящий для паллиата. Зато перед личностью во всей полноте разворачивается поле путей и форм реализации своей программы. Само обнаружение творческой программы ни в коей мере не умаляет проявления самостности личности, поскольку в итоге ее выполнения рождается результат, в котором абстрактный ментальный импульс, чистая интенция опосредуется в специфически индивидуальных формах. Можно говорить о том, что культура Ренессанса требовала, предполагала и ожидала появления такой фигуры, как Микеланджело, и в этом смысле появление этого титана было необходимым и закономерным. Но тот культурный продукт, который был им создан, совершенно немыслим вне сугубо индивидуальных, особенных характеристик его личности, со всеми её психологическими, характерологическими и пр. особенностями. С этих позиций наивысшими сферами личностной самореализации являются те сферы культурного творчества, которые в наибольшей степени соответствуют ролевому образу демиурга (см. гл. II). Помимо выработки новых макрокультурных парадигм мироустройства, как правило, в форме религиозных или социальных учений, это философия и искусство. Поясним, что в творчестве научном имеет место известное растворение субъективного в объективном. Научные законы объективны. Они не создаются, а открываются. Не умаляя достоинств великих, скажем, что закон всемирного тяготения был бы открыт и без Ньютона. Что же касается высших проявлений искусства и философии, то здесь личность в полном смысле слова творит миры. Научное творчество соотносимо скорее с первотектональными ролевыми функциями культурного героя, тогда как художественное и философское — с функцией собственно демиурга. Это разделение не следует, разумеется, понимать абсолютно. Выходящая на философский уровень наука вполне достигает демиургических высот (тот же Ньютон, Эйнштейн, Дарвин и др.), а большая часть авторов художественных произведений находится в русле традиции и тем самым соответствует функции культурного героя. Личность может быть и фигурой синкретической. Это почти всегда связано с привнесением в мир новых религиозных или мировоззренческих учений. Таковыми были первые личности эпохи осевого времени, таковыми были виднейшие деятели культуры, в системном качестве которых сохранялся синкрезис и в позднейшие времена (Толстой, Ганди, Вивекананда, У. Моррис и т. д.). Как может заблуждаться паллиат, преувеличивая свою самостность, а в действительности являясь агентом внеположенной идеи, так может заблуждаться и личность, но в обратном смысле. То есть, осознавая свою деятельность как служение чему-то внешнему, личность в действительности разворачивает инновативное поле культуры в выражение индивидуализованных формах. Как уже было сказано, личность как прецедент рождается в эпоху осевого времени одновременно в разных культурных ареалах. Деятельность этих личностей была еще всецело подчинена синкретическому характеру культуры эпохи. Полем их самореализации было формирование новых мировоззренческих парадигм под эгидой религиозных или натурфилософских учений. Дальнейший генезис личности связан с европейским культурным кругом. Дело в том, что европейская макрокультурная парадигма (см. о гносеологических парадигмах) ориентирована на последовательную прогрессию семантических форм партисипационного переживания со смещением последнего к их семиотическим образам. Переживающее я-сознание в этом случае проходит последовательную цепь актов партисипации/отчуждения, по ходу которых первоначальные синкретические блоки последовательно дробятся, семиотизуются и онтологизуются как самостоятельные дискретные элементы смыслового пространства. Именно этот процесс и оказался прямым продолжением того генерального вектора космоэволюционного процесса индивидуализации, с формулирования которого начиналась настоящая глава. Итак, европейская цивилизация стала рождающим лоном личности. Трудно сказать, да это и не так важно, что первично и что вторично: личность ли с индивидуализующими установками, или сама гносеологическая парадигма, способная пронизывать, пропитывать культурный контекст, в котором этой личности надлежало развиваться. Мы считаем, что здесь причинно-следственные связи, если и могут быть установлены (что не очевидно), то не играют принципиальной роли. Здесь скорее можно говорить о когеренции сущностей, а не явлений. Каковы фазисы исследуемого процесса? Сначала появляется личность-в-себе, когда инновативно-творческая функция осознается в несобственных формах. Личности осевого времени и последующих веков, включая и адептов монотеистических вероучений, всегда рассматривали свою деятельность как служение внеположенному идеалу, либо ретроспективному, либо хилиастическому. Иначе говоря, новые культурные парадигмы, вырабатываемые личностью, внедрялись под лозунгами вернуть, восстановить, воссоздать. Это связано с тем, что в культуре доминировал синкрезис. Рефлектирующего отщепления личности от этого синкрезиса ещё не произошло. Одним словом, личность проявляла свою личностность всегда по поводу чего-то. Еще в эпоху Ренессанса мастера искусств соперничали не в сфере индивидуальных манер, техник и эстетических приоритетов, а в сфере наибольшего приближения к некоему общепризнанному эстетическому идеалу (античному). Можно сказать, что от внерефлективного в-себе-бытия личности в начале новоевропейской эпохи происходит переход к следующей стадии вычлененности: внеположенная парадигма деятельности в виде той или иной традиции или системы продолжает оставаться скрепляющей синкретической оболочкой, но личность уже обретает полную свободу внутри нее. Иначе говоря, личность обретает возможность по своему усмотрению интерпретировать и комбинировать смысловые структуры внутри традиции. К примеру, если традиции магии, оккультизма, алхимии, герметизма, кабалистики были для средневекового человека неукоснительной инструкцией, то для человека Ренессанса они превратились в основу для широчайшего поля творческих экспериментов, комбинаций и вариаций. Такая ситуация породила уникальную (хотя все культурные ситуации уникальны) ситуацию особого равновесия восходящих и нисходящих тенденций: с одной стороны некая всеобщность синкретических ценностных оснований культуры, всеобщий характер ее базовых топосов (антично-библейская мифология, комплекс оккультных традиций и т. д.) и с другой стороны нарастающая автономизующаяся самостность человеческого существа, то есть личности. Никогда единичное не находилось в такой гармонии со всеобщим, а свобода индивидуального творчества так органично не укладывалась в нишу традиции как всеобщей необходимой формы самопресуществления культуры. В этом неповторимое своеобразие и недостижимость культурных результатов эпохи Ренессанса, Реформации и ранних буржуазных революций. Любые антиномии понимаются личностью как проблемы внутренние, а поэтому высшей ценностью и средоточием, фокусом ее экзистенциальных ориентации является свобода. Свобода в данном случае понимается как конкретная возможность выхода из внутренней антиномичности. Презумпция свободы как высшей ценности свойственна личности, и только личности. И, повторимся, нет большего заблуждения, чем приписывать это стремление всему человеческому роду, как это делает европейская культурно-антропологическая традиция, берущая начало от Просвещения. Не-личность ищет не свободы, а “хозяина получше”. Со временем процесс переламывается; диалектика единичного и всеобщего все более смещается в сторону ассимиляции всеобщего единичным или, иначе говоря, личность все более и более автономизуется. Дробятся и умножаются семиотические подсистемы, сужается и локализуется сфера коммуникаций. В конце концов в результате этих процессов европейская личность испытывает сильнейший кризис отчуждения, первая фаза которого наступила в XIX веке. Разумеется, маятник взлётов и кризисных падений европейского антропоцентрического гуманизма, служившего идейным основанием цивилизации личности, был запущен ещё в веке XVI, когда ренессансный гуманистический проект оказался ниспровергнут податливой реальностью. Однако лишь век XIX довёл дело до обвального крушения идеалов. Показательным планом выражения этого процесса служило утверждение атеизма в мировоззрении, материализма и позитивизма в философии и реализма в искусстве. Провозвестником следующего этапа был Ницше. А эпоха начала XX века окончательно похоронила казалось бы полностью исчерпавшиеся идеалы Истины, Добра и Красоты. Если в эпоху романтизма трагически отчужденная от социума личность еще могла обрести духовную опору в неких метафизических идеалах, то в веке XX ей оставалось надеяться только на себя. И черпать силы исключительно в глубинах своего духа, который при этом все более подвергался эрозии отчуждающей рефлексии. Как говорилось, личности присуще выстраивание системы отношений с внешним миром по принципу интерсубъективности. Становление этого принципа вызревало постепенно и во вполне определившихся формах появилось, пожалуй, лишь в последнее время. Но основы интерсубъективного принципа были заложены в личности изначально. Понимание всего во Вселенной через себя самого, уподобление иного себе относится к видовым характеристикам человека. Об этом говорят психологи, свидетельствует история культуры. Об этом же говорит наш собственный жизненный опыт. Отношение ко всякому иному субъекту как к себе подобному утверждается в эпоху формирования широких цивилизационных общностей, когда рушатся архаические перегородки, а в “чужих” перестают видеть оборотней. Эта тенденция закладывалась еще в эпоху осевого времени в монотеистических учениях. С этим же связана идея равенства людей перед Богом. Бог естественно понимается не только как внеположенный онтологический и нравственный абсолют, но и как внутренний этический императив. Синтез в очередной раз оборачивается новым синкрезисом. Следующий уровень становления личности достигается в ходе революции личности, или в эпоху великой духовной революции. Революция личности охватывает Ренессанс, Реформацию, великие буржуазные революции. За субъектом признается свобода выбора веры и утверждается в широком смысле религиозная терпимость. Расширяются и деформируются границы сословно-корпоративной социальности, а в дальнейшем, в эпоху Просвещения, оформляется презумпция неотчуждаемых прав и складывается относительно завершенная система европейского правосознания. Становящаяся интерсубъективность европейского сознания выражается в том, что субъектная саморефлексия личности эксплицируется вовне. Личность видит во всяком субъекте, индивидуальном или коллективном, себе подобного, хотя часто это может быть завуалировано различного рода эгоцентрическими декларациями. Но в сущности, отношения личности с миром иных субъектов строятся на основе равного признания неотчуждаемых прав. В э т о м смысле личность ничем не отличается от предшествующих культурно-антропологических типов, которые также творят образы иного по своему подобию. Равно тому как индивид не способен видеть в другом ничего кроме индивида, личность не желает видеть во всяком ином субъекте ничего кроме личности. Отсюда вырастает специфическая картина мира, сформированная буржуазно-либеральной цивилизацией, которая на сегодняшний день переживает очевидный кризис. Синкретические тенденции в культуре лишний раз демонстрируют свою неустранимость на всех уровнях, так как даже для личности с ее бесконечной внутренней антиномичностью целые блоки реальности оказываются табуированы к дифференцированию.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 410; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |