КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Исторические судьбы цивилизации индивида в последующие эпохи
3.1. Отдельно следует остановиться на перипетиях цивилизации индивида с той поры, когда последняя утратила монополию и вынуждена была существовать на фоне цивилизации паллиата, а затем и личности. Цивилизация индивида становится локусом в рамках более широких целостностей, основанных на иных жизнестроительных принципах. Как уже говорилось выше, экзистенциальные ориентации индивида, человека иерархически-родовой структуры со свойственным ему объектно-субъектным режимом партисипации и трансцендирования, принципиально не изменились. Вообще экзистенциальные ориентации относятся к культурно-антропологическим характеристикам. Другое дело, что такой человек способен до определенной степени ассимилировать свойства, нормы, установки, способствующие его адаптации и взаимодействию с другими цивилизационными парадигмами. Так, сельский мир может идти на компромисс с государством, признавать перед ним какие-то обязательства, но до тех пор, пока государство не разрушает основ родового уклада. Вообще говоря, границы адаптации, с одной стороны, существенно шире, а с другой, эфемернее, нежели это может показаться рационализованному сознанию. В монографии С. Лурье “Метаморфозы традиционного сознания” приводится рассуждение исследователей Рудольфа и Феликса Киссингов, которые фиксируют, что за какие-то десять лет папуас может “полностью отойти от представлений о космосе, принятых в его племени”. Миссионер убеждает его в том, что источником могущества белого человека является Библия. А через пять лет он узнает о высадке на Луну, которую еще недавно воспринимал как тотемное божество. Авторы поражаются тому, как человек может справиться с такими хаотическими сдвигами в области сознания и не сойти с ума. Между тем в сознании папуаса Луна как тотемное божество свободно уживается с Луной, на которую “летают”. (Иванушка ведь ходил к бабе-яге в царство мертвых, и ничего.) Идея небесного тела в сознании Киссингов существенно далека от аналогичной идеи в сознании папуаса. Причем идея Луны как небесного тела отбрасывается без всякого ущерба для архаического субъекта. Именно поэтому адаптивные буферы для цивилизационного симбиоза отпадают и сбрасываются при первой возможности. Как только исчезает необходимость, родовая модель стремится освободиться от неорганичных ей напластований. Если, как уже отмечалось, овладение теми или иными достижениями технологии, системами передачи и усвоения знания не затрагивает экзистенциальных ориентации субъекта, то нетрудно догадаться, почему индивид, с его архаическим ментальным субстратом, получающий в руки современные высокие технологии, становится опаснейшим врагом цивилизации как таковой. Разумеется, у всякого нормального человека имеются ценностные привязки к близким и родным, то есть тем, кто представляет род. Эти ориентации никогда не бывают устранимы до конца. Однако у индивида такие ориентации нормативны и неотменяемы. Никаких более значимых ценностей для него не существует, что бы он ни утверждал по этому поводу. Ради них он может отказаться от ценностей любых других уровней. Субъект с другой доминантой также не чужд этих ориентации, но они для него не являются последними опорами существования. Так, во имя борьбы с мировым злом манихей, в отличие от родового человека, может уничтожить любого родича. Процесс постепенного схождения цивилизации индивида с исторической арены видится нам следующим образом. Цивилизация индивида была сметена нашествием народов моря. Новообразованные после этого государства во многом включали в себя иной этнический материал и, воспроизводя на первый взгляд традиционные формы социальности, тем не менее перешли к осуществлению следующей цивилизационной парадигмы. В нашей терминологии она называется паллиативной. Технологические открытия, а именно переход к железу, в котором часто видят причину глобальных цивилизационных изменений, по нашему убеждению, являются следствием фундаментальных изменений ментальности. Технология обработки железа возникает тогда, когда в этом появилась необходимость, а необходимость возникает по причинам, к железу как таковому отношения не имеющим. Если в форме этнокультурных целостностей цивилизация индивида маргинализуется и оттесняется на дальнюю периферию, то в структурном смысле индивидская родовая парадигма, как и база ментальности, лежащая в ее основе, хотя и оттесняется в глубь слоев культурной памяти, но при этом дает богатую палитру вариантов. По сей день классический индивид представлен в аграрных локусах. Индивид может быть дисперсно растворен и в городской среде. Причем родовая парадигма индивида, как неотменяемый базис ментальности любого субъекта культуры, способна актуализоваться и ситуативно занимать доминирующее положение. Это происходит в те моменты, когда наслаивающиеся формы социализации и мировидения разрушаются и родовая парадигма оказывается не только оптимальной, но единственной формой вписания человека в реальность. Как правило такое случается в моменты цивилизационных сломов и фазовых переходов, когда в результате сброса и расчистки семантических слоев ментальности и, соответственно, предметного тела культуры (такой процесс обычно воспринимается современниками как раскультуривание и гибель упорядоченного космоса) обнажаются первичные и наиболее архаичные основания человеческой бытийственности, где индивид оказывается до известной степени в своей стихии. Индивид является наиболее социально манипулируемым персонажем. Однако возможности такого манипулирования лежат в пределах, которые не разрушают родового космоса. И внутри этой системы, и вне ее, в стадиально иных контекстах. глава Х
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 511; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |