Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие положения. 1. 1. Учитель-логопед и школа




Ч а с т ь I

1.1. Учитель-логопед и школа

Работа учителя-логопеда, с одной стороны, определяется общими стратегическими целями и задачами школы и находится в соответствии с государственными стандартами образования. С другой стороны, учитель-логопед следует частным чисто профессиональным целям и задачам, которые определяют основные направления деятельности, оказывая, прежде всего, помощь детям, испытывающим трудности при освоении общеобразовательных программ (прежде всего, по русскому языку), содействуя учителям в учебно-воспитательной работе с данной категорией детей, что в итоге способствует оптимизации общеобразовательного процесса.

Таким образом, директор как официальный представитель образовательного учреждения чрезвычайно заинтересован в появлении среди сотрудников учителя-логопеда, поддерживая и оказывая содействие в организации работы на всех ее этапах, ожидая от специалиста встречной заинтересованности, проявления профессионализма и результативности логопедической помощи. При этом пропаганда логопедических знаний не есть манифестация их значимости и пользы, а эффективная и действенная работа учителя-логопеда, являющегося, как правило, единственным специалистом в области коррекционной педагогики в общеобразовательном учреждении.

Принимая во внимание, что школьный логопед - работник системы образования и, следовательно, должен строить свою работу с учетом взаимодействия ее структур: окружное управление образования, окружной научно-методический центр (ОНМЦ), окружные центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи, институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Департамент образования города Москвы, НИИ коррекционной педагогики РАО, Министерство образования РФ (Управление специального образования).

Основные рекомендации, которые следует учитывать в работе учителю-логопеду:

►Вы - работник системы образования, а значит, вправе рассчитывать на содействие и помощь в организационно методической работе со стороны структурных подразделений системы и должны взаимодействовать с ними.

►Вы - сотрудник конкретного общеобразовательного учреждения, а значит, содействуете оптимизации общеобразовательного процесса, используя для этого свои профессиональные знания и умения.

►Вы - специалист в области коррекционной педагогики, а значит, помогаете учителю в работе с той категорией учащихся, которые требуют специализированной помощи, что в дальнейшем позволит детям максимально адекватно воспринимать учебный материал и адаптироваться к процессу обучения.

►Вы - учитель для детей, которые пришли в школу и испытывают трудности в освоении общеобразовательных программ, и активно помогаете, корригируя и развивая, воспитывая и обучая, прежде всего таким учащимся.

►Вы - консультант родителей и учителей, обращающихся к Вам за профессиональной поддержкой по вопросам воспитания и обучения детей с нарушениями речи с целью получения действенных рекомендаций.

► Вы - творческая личность и самоутверждаетесь в профессиональном поиске.
Если этому соответствовать, то Вы «обречены» на:

♦ любовь со стороны детей;

♦ уважение и содействие со стороны коллег;

♦ признательность и поддержку со стороны родителей;

♦ высокую оценку своих профессиональных качеств со стороны руководства;

♦ чувство самоудовлетворения.

Сравнивая профессиональную деятельность (общие и частные направления работы, цели и задачи, принципы, методы и приемы коррекционного воздействия) учителя-логопеда школы и учителя-логопеда логопедического пункта как структурного подразделения государственного общеобразовательного учреждения, становится очевидным, что принципиальных различий в организационно-методической работе быть не должно, независимо от того, работаете Вы «при» школе в логопедическом пункте (и Ваш работодатель - Управление образования) или «в» школе (и Ваш работодатель - школа).

С одной стороны, работа в конкретном общеобразовательном учреждении упрощает решение многих организационных вопросов, с другой - разработанные нормативные документы ориентированы прежде всего на учителя-логопеда, работающего в логопедическом пункте. Учитывая, что общие направления профессиональной деятельности и методика коррекционно-развивающей учебно-воспитательной работы идентичны, учитель-логопед школы, как и учитель-логопед логопедического пункта, обязаны руководствоваться следующими нормативными документами и методическими рекомендациями (до возможного принятия соответствующих инструкций, регламентирующих деятельность школьного логопеда):

1 Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ, 1995 г. (Дано в приложении).

2 Инструктивное письмо «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения», 2000 г. (Дано в приложении).

3 Инструктивно-методическое письмо о работе учителя-логопеда при общеобразовательной школе. Ястребова А. В., Бессонова Т. П., 1996 г.

1. 2. Оформление на работу

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» (ст. 56).

>образовательное учреждение является юридическим лицом, осуществляет «подбор, прием на работу и расстановку кадров», т.е. оно выступает «работодателем» для всех работников данного образовательного учреждения. А так как официальный представитель образовательного учреждения - это его директор, то именно он принимает учителя-логопеда на работу, поощряет, порицает (вместе с профсоюзным комитетом), увольняет сотрудников. Таким образом, с одной стороны, расширены права директора по подбору и расстановке кадров, с другой - возросла и его ответственность как руководителя образовательного учреждения;

>трудовые отношения работника и образовательного учреждения регулируются трудовым договором (контрактом), который заключается в письменной форме и, как правило, коллективный. С большинством сотрудников директор общеобразовательного учреждения заключает долгосрочный контракт на неопределенный срок, т. е. на всю жизнь, но это не лишает права увольняться или переводиться на другое место работы.

При оформлении на работу специалист обязан предоставить директору школы следующие документы:

■заявление о приеме на работу на имя директора школы;

■паспорт;

■трудовую книжку (на начинающего специалиста трудовую книжку обязана оформить школа);

■диплом об образовании;

■аттестационный лист квалификационной категории (если имеется);

■удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации (если имеется);

■свидетельство об ИНН;

■карточку медицинского страхования;

■медицинскую книжку (если имеется);

■страховое свидетельство государственного пенсионного страхования.

В свою очередь, школа обязана ознакомить устраивающегося на работу учителя-логопеда со следующими документами (ознакомление подтверждается в письменной форме):

■коллективным договором;

■уставом школы;

■правилами внутреннего распорядка;

■должностными обязанностями учителя-логопеда (если разработаны);

■приказом по охране труда и соблюдению правил техники безопасности;

■другими актами, характерными для данного образовательного учреждения.

Далее директор издает приказ по школе о приеме на работу, и в трудовой книжке делается соответствующая запись «назначен(а) на должность учителя-логопеда». Учитель-логопед расписывается в «Книге приказов» о том, что он ознакомлен с приказом о своем назначении.

1.3. Права, обязанности и ответственность

Организация деятельности учителя-логопеда определяется четким представлением своих должностных прав, обязанностей и ответственности, которые необходимо конкретизировать исходя из основных положений должностных обязанностей учителя-логопеда.

Как руководитель общеобразовательного учреждения директор школы информирован только в общих вопросах функциональных обязанностей учителя-логопеда, руководствуясь Тарифно-квалификационными характеристиками (ТКХ), и не обязан знать всей специфики организационно методической работы специалиста коррекционной педагогики. В этом вопросе директор школы вправе рассчитывать на профессиональную помощь и компетентность со стороны логопеда при составлении Должностной инструкции, в которой раскрываются, конкретизируются все направления деятельности учителя-логопеда как сотрудника учреждения.

Должностная инструкция - документ, закрепляющий обязанности, права и ответственность учителя-логопеда как сотрудника государственного общеобразовательного учреждения (ГОУ), разработанный в соответствии с действующими на момент составления нормативными документами и с учетом потребностей конкретного образовательного учреждения учителем-логопедом (в случае отсутствия разработанной ранее должностной инструкции для специалиста коррекционной педагогики).

«Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации (далее - учреждения) служат основой при... разработке должностных инструкций работников, закрепляющих их обязанности, права и ответственность». (22.11.95 г. № 65).

Цель должностной инструкции - дать точное описание конкретного рабочего места, определить существенные элементы правового статуса сотрудника, выполняющего данную работу.

Основные требования к должностной инструкции заключаются в следующем:

■ инструкция должна соответствовать тарифно-квалификационным характеристикам (для учителя дефектолога, учителя-логопеда) и действующему на момент ее утверждения законодательству;

■ форма должностной инструкции, структура ее текста должны соответствовать ГОСТу на организационно-распорядительную документацию;

■текст должностной инструкции состоит из следующих разделов:

1) Общие положения.

2) Функции.

3) Должностные обязанности.

4) Права.

5) Ответственность.

6) Взаимоотношения. Связи по должности.

При составлении Должностной инструкции необходимо учитывать:

■ Среди неуспевающих учащихся общеобразовательных школ почти половина отстает в психическом развитии от сверстников. Неуспеваемость в школе часто вызывает негативное отношение к учебе, создает трудности общения с успевающими детьми, учителями, родителями, что может привести к появлению асоциальных форм поведения, особенно в подростковом возрасте. В связи с этим логопед, психолог, социальный педагог школы могут совместно разработать и подать для рассмотрения директору школы Проект комплексной целевой программы психолого-социально-коррекционной службы, предусматривающей взаимодействие и сотрудничество школьных работников, направленной на личностное развитие, социальную адаптацию и коррекцию имеющихся нарушений, способствуя успешному обучению и воспитанию детей данной категории. В этом случае в раздел «Взаимоотношения. Связи по должности» должны быть внесены соответствующие дополнения.

■ Расширяя свои права в рамках профессии, Вы автоматически увеличиваете и свои профессиональные обязанности, за которые должны будете нести ответственность.

■ Должностная инструкция представляется для согласования и утверждения руководителю учреждения и с момента подписания вступает в силу.

Вы можете или использовать в полном объеме предлагаемый вариант Должностной инструкции, разработанный в соответствии с Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должностям «учитель-дефектолог», «учитель-логопед», или взять за основу при составлении собственного документа, адаптируя содержание, с учетом потребностей конкретного общеобразовательного учреждения, или разработать самостоятельно Должностную инструкцию, руководствуясь следующими нормативными документами (текст документов прилагается):

1. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников учреждений образования РФ» (разделы «Должностные обязанности», «Должен знать») от 22.11.1995 г. № 65.

2. Инструктивное письмо Министерства образования РФ «Об организации работы логопедического пункта общеобразовательного учреждения» от 14.12.2000 г. № 2.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 446; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.