Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Три срособа голосообразов-я




Нарушениеголоса. Акустич-е и анатомо - физиолог-ие основы голосообразов-я. Этапы разв голоса, последст, профилакт. Общая характ-а нарушен-я голоса. Центральни перефер функцион-ые нарушен голоса. Центр и перферич органич нарушен голоса.

27.

42.

Характ-а норм темпа речи, Физиолог итерации. Нарушен темпа речи. Брадилалия. Тахилилия. Формы тахилалии (бормотание, баттаризм, полтерн)

Норма темпа речи от 9-14 фонем, увелич-е до 20 фон в сек с сохранной ясностью. Нормой явл-ся больше или меньше фонем в сек по этническ причинам (кавказцы говор-т быстро, северные народы медленно). Темп речи отлич-ся по возрасту: 1. для младш школьн и дошкольн-в характ повышен темп речи – это возрастн явлен-е. 2. у дошк-ов физиологич-е итерации хар-ся повторами, паузами, застреван-ем. Они быстро говорят и это их правоцир-т, но это норма, у них не сформир-ы функции контроля и несозрел речедвигат аппарат. К 5 годам они д исчезнуть, но есть случаи, когда физиол итерац удержив-я после 5 лет и они переход-т в заикан-е - это патология (причины: возбуд-ый реб, с неустойч нервн сист-ой, родит-и не замечают их в речи реб-а.

Патология темпа речи: 1.Человек сознательно не может ускорить или замедлить темп 2. Изменен-е темпа ведет за собой больш-ое колич-во речевых ошибок. Брадилалия - патологич-и замедл-ый темп речи. Чел-ек произнос 9 фонем в сек. Формы: легкая 6-9 фон в сек, средняя 6-3 фон в сек, тяжелая 3-1 фон в сек. Механизмы брадилал 1. Нарушен-е экстрапирамидн сист-ы (системы подкорковых слоев она отвечает за темп и ритм. 2. М возник-ть как след-е ослаблен-е речедвигат деят-ти 3. Доминиров-е тормож-я над проц возбужд-ия ЦНС

Причины брадил и тахил: 1.Наследств-ть 2. Влияние внешних экзогенных факторов, заболев кот откладыв-т отпечаток на ЦНС 3. Психологическ прич (недостатки воспит-я - реб в игре стал говор медленно, постеп-о этот темп закрепился, подражание - усваив-я медл-ая речь по подражанию).

Формы брадил: 1) Самостоят-ая возник-т по причине наследств-и, 2) Брадил в клинике некоторых других форм психич заболев-ий возник–т по причине экзогенных факторов, проявл как следствие заболев ЦНС, либо речевого нарушения полилалический симптокомплекс (брадилал+дизартр). Признаки брадилалии: умств. отстал, астения, последств инцефалитов, менингоэнцеф, инсульты.

Неречевая симптом-а: 1.Особенности двигательн сферы хар-ся брадикеезией - замедл-ть движений, слабая переключ-ть, амимичность лица,

2. Психологич-ая симптом-а - м отмеч-ся недостат-и воспр-ия, страдает процесс запоминан-ия (реб не успев-ет в норм среде, если среда подстроена под такого реб-а, то он успев-ет, мышление при форме №1 сохранно, при форме №2 замедленно, затрудн-а ориентир-а в простр-ве.

Речевая симптом-ка: 1) голос монотонный 2) звукопроизнш-ие - м.б замены. Отсут-ие, чаще искажение - это связано с тем, что его плохо и трудно слушать. Чел-ек хочет говорить быстро, но он не досказал первое слово и у него появл-ся желание сказать другое поэтому появл-ся искажения звуков, протягив-ие отдельных фонем (гласных и щелевых согл), звукопроизн-ие м сопровожд-ся ринофонией - оттенком нозальности, реб пыт-ся говорить быстро, а двигательн сфера не успевает и небная занавеска не успевает смыкаться. 3) Словарь. Сам словарь сформир-ан, но трудности в отборе слов, не успев-т вовремя выбрать необходимое слово 4) Связная речь - паузы м/у словами удленены, предлож-ия м иметь аграматизмы морфемные (оконч, пристав, суффиксы), так и синтаксич-ие (повторы предл-ия по неск-у раз) 5) монологич речь-долго рассказыв-ет 6) Особенности письменн речи – чтение страдает техника чтения, читают медленнее, страдает правильность чтения (им хочется читать быстрее, но не могут), страдает выразительность, м не соблюдать запятые, начало и конец предлож-я 7) письмо - м встречаться пропуски, недописывание это проявл-ся при письме под диктовку, при самостоят письме реже.

Тахилалия - патологически ускоренный темп речи. Чел-ек проговарив-ет более20 фонем в сек. Степени тахилалии (легкая 20-25 фон в сек, средняя 25-30 он в сек, тяжелая более 30). Механизмы тахилалии: 1) Следствие поражения экстропирамидн системы подкорки. 2) патологич-е доминиров-е процессов возбужд-я над торможен-ем ЦНС

Формы тахилалии: 1) Чистая - возник-ет по причине наследств-ти, вся двигат сфера с этим согласуется 2) Параллельная - под влиянием экзогенных факторов, причины: чмт, инсульты, нцефалиты, менингоэнцефалиты 3) Функциональная –тахилалия переросла в заикание (у реб нервного, слабого).

Разновидности тахилалии - это патологически ускоренный темп речи, пораждающий большое кол-во речевых ошибок: 1-ая легкая- бормотание -это патологич ускорен темп речи с речевым ошибками, кот проявл-ся во внешн речи, речь невнятная, искажен, пропуски. 2-ая баттаризм -патологич ускорен темп речи с налич речев ошибок во внутр речи и передающ-ся во внешн речь, чаще баттаризм явл-ся послед-ем перенес заболев-ий (эпилепсия, полилалическ симптокомплекс и сопровождает афазию). Механизмы баттаризма: 1) С клиническ точки зрен по мнению медиков и логопед есть огранич пораж мозга стриополидарной системы 2) с точк зрен лингвист проявл-ся в синтаксич аграмматизмах (неправ-ое конструир-ие фразы) 3-яя полтерн -патологич ускорен темп речи с наличием прирывистости темпа не судорожн-го хар-ра (м/б спотек-ие, застрев-ие, повторы), нужно уметь различать реб с полтерном при тахилал от реб заикающ-ся, отправ-ют реб к неврологу он смотрит налич-е судорог, если палтерн-то н логопед воздейств, если заикание-то н медицин вмешат-во. Формы полтерна: 1-ая Чистая форма полтерна (по причине наследств-ти) а) возникает вслед кинестетическ недостаточн-ти (реб проговар-т звук, задержив-ся на нем и проговар-т его медленно) б) следств недостат речеслухов-го анализат-ра в) вследст-ии речедвигат-го недостаточн-ти (одна из наиболее тяжелой, ограничен-ть в зоне Брока, допускает паузыдля того чтобы досоставить фразу г) сопровождающ-ся высказыв-ми отражающ-ся трудност поражден-ия высказыв-ия д) в основе речедвигат недоста-ти отмеч-ся различные вставки (междометия) 2-ая Спотыкание –синдром (влиян экзоген факторов) Неречев-я симптом-а тахилал-и: а) гиперактив-ть, чрезмерн подвижн-ть, во время речи соверш-ют сопутств движения руками, ногами, туловищ-м, беспокойство во сне, своеобразн акт речев-го дыхания (истощенное дыхание, затем резкий вдох и опять начин-т быстро говор-ть б) особен-ти вегетативн-й, нервной системы, в момент речи покрасн-ие лица, арт-ые органы быстро работают с похолоднением конечн-ей в) психологич-ий аспект нарушено восприят-е, нарушен-ие памяти трудности запоминан-ия связано вслед а неустойчив-ю воспр-ия, особен-ти мышления- м наблюдать рассогласованность мышлен-ия и речи: речь опереж-ет мышлен-ие (реб хочет говорить быстро, но высказыв-е еще не сформулиров-сь), мышлен-е опереж-т речь (реб вынужден остановиться, он не успел договорить, а у него выходит другое слово. Особенности поведения дети неусидчивы, неуправляемы, импульсивны.

Речевая симптом-ка: 1) Если внутр-яя речь наруш-а а) нарушен-е правильн-й целеполагания речи, нарушен мотив, возник-т ложный мотив, речь неправ-ая б) речев-я атаксия, речь до конца непродуманная+ ошибки+речь опереж-т ошибки

Недостатки произн-ия фонем л и ль и приемы их устранения.

Ламбдацизм-недост-ки произн-ия фонем ли л .. Арт-ия зв л- положен-е губ завс от послед-го положен-я гласн-го. Верхн и нижн резцы нах-ся на незначит расст друг от друга. Конч яз упир-ся в верхн резцы, боков края не смык-ся с корен-ми зубами. Врез-те чего по бокам ост-ся проходы для выдых-го возд.корень яз поднят. Благодаря чему при налич боков-х проходов с обеих сторон яз приним форму седла, мягк небо поднято. Закрыв проход в носов полость. Глос склад сомкнут и вибрир-т. Арт зв л – подним-ся не корень яз-а, а передн исредн час спин яз-а.смык-ся не только конч яз с деснами, но и значит-ая поверх-ть передн чпсти спин яз-ка с альвеолами. Нарушен-е тверд и мягк-го л –встреч-ся очень редко, обычно неправ произн-ся только тверд л тк он сложнее по арт-ии. Разновидности: 1) Удлинение смежных гласных (аампа) 2) Параламдац-м замена л на ы –губы растяг-ся, яз опущен и оттянут назад. Задн часть спин яз подним-ся к мягк небу. 3) замена л на й –губы нейтр-но, конч яз-а опущен, передн и средн часть спин яз подним-ся к мягк небу, боков кр не подним-ся. 4 ) замена л на л- губы сильнее раст-ся. Предн ч спин яз сильнее подним-ся к небу, задн ч спин яз приподним-ся. 5) замена л на н – губы без измен-ия. Конч яз упир-ся в верх резцы, мягк небо опущ-о, возд стр уходит в носов полость. 6 ) замена л на нг (заднеязычн, носового). 7) Замена л на в 8) Замена л на г – конч яз упир-ся в нижн резцы, средн част спин яз-а подним-ся к тверд небу, задн часть спин яз-а опущена, яз оттянут назад, возд стр толчкообр-ая 9 ) Замена л на у –губы вытягив-ся, язык не учавств-т в артик-ии, возд стр свободная. 10) замена л на в – конч яз-а упир-ся в нижн резцы, верх зубы смык-ся с верх-ей губой, задн част спин приподнята. Причины: 1) коротк подъязычн уздечка, 2)слабость мышц яз-а,3) снижен физиолог-о слуха,4) нарушен фонемати сл,5) излишн напряж-е задн час спин яз-а, 6)узкий яз, массивный яз,7) недостаточн пластичн яз-а. Арт гим-ка: улыбочка. Заборч, хобот, лопаточ, иголоч. Чашечка, трубочка-статич-ие, часики, качели. Верх лесин, накаж непосл яз-к- динамич вне ротов полост, лошадка, почист непосл яз, моляр, барабанщ,гармошка-динамич внутри ротов полости. По подражанию: реб проговар-ет ы –а, закусив конч яз м-у резцами, проговар-ет отрывисто. Затем он должен не меняя полож-е яз-а. Произ-и протяжно а или ы. Теперь логоп только формулир-ет инстр-ию, а сам артикулирует перед зеркалом без голоса. Уже при этом может получ-ся протяжный л, на что вним-е реб-ка не обращать, чтобы он не сбив-ля на привычную артик-ию. Первые упраж-ия, направ-ые на закрепл-ие полученной артик-ии. Сводят к произнес-ию полученн зв-а в слогах с гласн а: сначала в закрыт слоге (ал), затем м-у гласными (ала) и в открыт слоге ла. Далее ввод-ся слоги с гласн-ми ы.о,у (ала, алы). Когда нарушен мягкий л, исправлен-е твердого л служит надежной базлй для усвоения мягкого л. Мягкий л легко достиг-ся в открытых слогах с гласн перднего ряда (ли, ле), а затем и сдр глас-ми при сопостав-ии слогов, включающ-х л и л (ла-ля, ло-ле,лу-лю). После когда достиг-та прав-ая арт-ия зв л и проделаны упр-ия по его закрепл-ю на слогах, словах, фразах, в случаях ламбдоцизм необх-о провести ряд упр-ий, направл-ых на выраб-у дифференциации вновь усвоенного зв-а и того кот он ранее замен-ся.

 

40.

По клин-педагогич классиф нарушен голоса относ-ся к группе фонацион-о оформлен-я высказыв-ия. Акустико - физиологич-ие основы- Голос-совок-ть звуков разнообр-ых по своим характер-ам, возник-ий в рез-те колебан-я голос складок. Голос заним-ет важное значение в жизни чел-ка. Значение голоса-голос сопровожд-т выполн-ие физиолог-х актов, голос необх-м для выполн-ия речи, в речи голос яв-ся средством просодики, для произн-я гласн и звонк согл-ых. Речевой –голос- звукопроизн-е важно, голос заним-ет второстеп-ое значение, важны согл-ые менее гласные, ощущен-е возник в арт апп-те, диапазон от 4-7. Певческий голос-м елодика на первом месте, произн-е заним-т второстеп роль, важны гласн-е, согл-е воростеп-е, ощущения при сбивке голоса-неприятн-е ощущен-я в речев ап-те, более широкий диапозон.

1-ый твердая атака голоса- сначала произ-ся напряж-ие и смыкание мышц голос-го ап-та, после нагнетается возд струя, которая размыкает образовавшиеся смычки.(голос грубый, натужный) 2-аямягкая атака голоса (реб-к напрягает мышцы голосов-го и артик-го апп-та одновременно с проведением возд струи9голос спокойн, мягкий) 3 -яя Придыхательная атака голоса-сначала пропуск-ся возд струя.

Две теории фонации:1-ая миоэластическая-голос склад колебл-ся и осуществ-ся воздейст-ем проходящей воздушн струи 2_ая нейрохронаксическая, автор Юсон-он увидел в голос склад маленькие мышцы, колебание голос склад обуславл-ся напряж-ем и расслабл-ем интервокальн-х мышц располож-ых в голос склад-х. Обе теории живы.

Акустические характеристики голоса: Звуки голоса - колеб-ие частиц воздуха распростр-ся в виде волн сгущения и разряжения

Высота голоса - измиряется в Герцах, обусловлна частотой колебат-ых движений голос-ми склад-ми, чем чаще колебл-ся, тем выше голос. Высота голоса зависит от 2 факторов: 1.- от степени натяжения голос склад. 2. От формы голос складок.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 751; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.