Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Статья 5. Принципы обеспечения безопасности




Статья 4. Обеспечение безопасности

Статья 1. Понятие безопасности и ее объекты

«Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность».

«Безопасность достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства».

«Основными принципами обеспечения безопасности являются:

· законность;

· соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства;

· взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности».

Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнитель­ной и судебной власти.

В России на федеральном уровне существуют де­сятки организаций и ведомств, прямо связанных с мониторингом рисков, и сотни – для ликвидации их последствий. Это Министерство по чрезвычайным ситуациям, Госкомэкология, Госкомсанэпиднадзор, Госкоматомнадзор, Госгортехнадзор, Комитет по конвен­ционным проблемам химического и биологического оружия и многие другие. Все больше включаются в эту работу Служба внешней разведки, Министерство ино­странных дел, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Государственный таможенный ко­митет РФ. В правительстве действуют, помимо Совета Безопасности, несколько специализированных комис­сий, такие, как Межведомственная комиссия по пре­дотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на море и водных бассейнах России, Межведомствен­ная комиссия по санитарно-эпидемиологической, ве­теринарной и фитосанитарной охране территории России, Межведомственная комиссия по проблеме геологического обеспечения захоронения радиоактив­ных отходов и др. Фактически каждое государствен­ное ведомство имеет в своем составе орган для мони­торинга, предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Проблема экологической безопасности является особой частью проблемы безопасности существования государства. В современных условиях обеспечение экологической безопасности становится такой же приоритетной проблемой государства, как обеспечение военной и экономической безопасности.

Конституция РФ, закрепляя право человека на благоприятную окружающую среду, достоверную ин­формацию о ее состоянии, на возмещение ущерба, причиненного здоровью, подчеркивает тот факт, что на современном этапе основная цель экологической по­литики – человек и что развитие общества и окружа­ющая среда тесно взаимосвязаны.

Экологическая политика государства – это поли­тика, направленная на экономические, социальные и культурные изменения общества, одинаково необхо­димые для его выживания и для сохранения природы. Создается в этих целях соответствующая норматив­ная база.

Последствия от неблагоприятного воздействия окружающей и производственной среды проявляются в утрате здоровья, жизни, отрицательных изменениях в генетической программе человека. Поэтому важно знание правовых и организационных вопросов обес­печения безопасности жизнедеятельности.

Всеобщая декларацияправ человека в 1948 г. уста­новила неотъемлемость права человека на жизнь. Сток­гольмская декларация Конференции ООН по окружа­ющей среде (1972 г.) провозгласила в числе гуманитар­ных прав человека его право на благоприятные условия жизни. Декларация Международной конференции по окружающей среде и развитию (г. Рио-де-Жанейро, июнь 1992 г.) также подтвердила право человека на здоровую окружающую среду. Государствам вменяет­ся в обязанность разрабатывать национальные зако­ны, призванные защищать права человека на жизнь.

Под защитой населения в настоящее время принято понимать комплекс мероприятий, проводимых государством, взаимосвязанных по месту и времени с целью снижения угрозы для жизни и здоровья людей в случае возникновения чрезвычайных (экстремальных) ситуаций.

Наряду с внутренними, национальными факторами на создание системы правовых мер по обеспечению технической безопасности влияют факторы внешнего порядка. Аварии и загрязнения окружающей среды, происходящие в одной стране, оказывают неблагоприят­ное воздействие на состояние природной среды, здоро­вье людей и материальные объекты в других странах. В связи с этим государства договорились о совместных действиях по предупреждению аварий, минимизации и ликвидации их последствий.

При разработке собственных правовых мер в об­ласти технической безопасности Россия обязана транс­формировать конвенции, принятые ею международные обязательства и нормы. Даже если Российская Феде­рация не является участницей международных согла­шений, при создании своего законодательства она дол­жна учитывать их. Это обусловлено перспективами вхождения России в европейское и глобальное право­вое пространство по вопросам технической и экологи­ческой безопасности.

Учет мирового опыта правового регулирования отношений по обеспечению безопасности в промышленности, на транспорте, охране окружающей среды, регламентация мер безопасности с мировыми мерами выражает прогрессивную тенденцию развития зако­нодательства о безопасности Российской Федерации.

Правовую основу охраны здоровья и обеспечения безопасности населения в России составляют:

· Конституция Российской Федерации, которая в ст. 42 провозглашает право граждан на благоприятную окружающую среду и возмещение ущерба, причиненного здоровью;

· Гражданский кодекс, предусматривающий рассмотрение исковых споров о возмещении вреда, нанесенного здоровью, в судах;

· Закон РСФСР «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (1991 г.) регулирует санитарные отношения, связанные с ох­раной здоровья от неблагоприятного воздействия внешней среды – производственной, бытовой, природной. В законе (п.2 ст.5) закреп­ляется право граждан на возмещение в полном объеме «ущерба от вреда здоровью, причиненного в результате нарушения санитарных норм и правил, повлекших за собой заболевания, отравления»;

· «Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» (август 1993 г.) в целом относятся к источникам административного права, так как регулируют административные отношения. Однако в них есть нормы, обеспечивающие охрану здоро­вья и экологические права граждан; в ст. 1 дается определение охраны здоровья как совокупности мер политического, экономичес­кого, правового, социально-культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиеничес­кого характера. Основы предусматривают возмещение государством юридическим и фи­зическим лицам вреда, причиненного здоровью граждан в результате загрязнения при­родной среды (ст.28 закрепила права граждан на охрану здоровья в экологически неблагополучных районах);

· 19 декабря 1991 г. был принят Закон «Об охра­не окружающей природной среды», который определил пути разрешения противоречий, воз­никших между экологией и экономикой. Регу­лируя природоохранные отношения, закон пре­следует решение трех задач: сохранение при­родной среды, предупреждение и устранение вредного влияния хозяйственной деятельности на природу и здоровье человека, оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды.

Основное направление этого закона состоит в обес­печении научно обоснованного сочетания экологичес­ких и экономических интересов с приоритетом охра­ны здоровья и естественных прав человека на здоро­вую, чистую окружающую среду. В качестве такого обоснования выступают предельно допустимые нормы воздействия хозяйственной деятельности на природ­ную среду. Превышение этих норм является экологи­ческим правонарушением.

Центральная тема Закона – человек, охрана его жизни, здоровья от неблагоприятного воздействия ок­ружающей среды. В Законе человек рассматривается и как субъект воздействия на природную среду, несу­щий ответственность за свою деятельность, и как объект такого воздействия, наделенный гарантиями на возмещение причиненного вреда. В ст.86-88 детально определяются условия и порядок компенсации мате­риальных и денежных затрат граждан в связи с при­чинением вреда их здоровью и имуществу.

Закон закрепляет экономический механизм охра­ны окружающей среды, а также обязательность госу­дарственной экологической экспертизы, государствен­ного экологического контроля, меры административной и уголовной ответственности за экологические право­нарушения, возмещение вреда природной среде и здо­ровью человека.

11 ноября 1994 г. Государственной Думой принят Федеральный закон «О защите населения и терри­торий от чрезвычайных ситуаций природного и тех­ногенного характера», в котором определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без граж­данства, находящихся на территории Российской Фе­дерации, всего земельного, водного, воздушного про­странства в пределах Российской Федерации и его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей природной среды от чрезвычайных ситуаций природного и техноген­ного характера.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 587; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.