Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Безопасность жизнедеятельности – это научная дисциплина, изучающая опасности и защиту от них и включающая в себя четыре взаимосвязанные подсистемы




Первая подсистема– основы безопасности жизни (ОБЖ) решает проблемы относительно высоких рисков поражения отдельных людей и элементов объектов в процессе повседневной жизни и деятельности человека. Важно отметить, что относительно малые потери и ущерб в каждом из опасных повседневных событий складываются в значительные общие потери и ущерб (например, в течение года), которые создают для любого общества проблемы. Основной подход в ОБЖ – разработка эффективных законов, правил, инструкций, рекомендаций по безопасности в различных сферах деятельности человека и создание условий, позволяющих не только научить человека безопасному поведению, но и обеспечить постоянный контроль за соблюдением правил безопасности.

При изучении дисциплины глубоко рассматриваются следующие вопросы:

· номенклатура опасностей;

· безопасность человека на производстве, на транспорте и в связи с транспортом;

· безопасность в быту, на природе;

· охрана труда и техники безопасности;

· экология производственной среды;

· социальная, правовая, информационная безопасность;

· здоровый образ жизни, физическое и этическое совершенствование человека и другие.

Дисциплина содержит нормативы и положения, регламентирующие безопасность человека в условиях повседневного действия многочисленных опасных факторов.

Будущий специалист в любой сфере деятельности должен не только знать условия, обеспечивающие ему повседневную безопасность, но и иметь достаточно твердые представления о нормах поведения, исключающих (с его стороны) возможность возникновения предпосылок катастрофических событий и последствий («Правила дорожного движения»).

Вторая подсистема – это безопасность в чрезвычайных ситуациях мирного времени связана с проблемами относительно малых рисков больших людских потерь и масштабных поражений материальных, природных и культурных ценностей в результате стихийных бедствий, аварий и катастроф, конфликтов в общественной сфере.

Приоритетной задачей решения проблем безопасности в ЧС является предупреждение предпосылок и предотвращение ЧС. Так как сегодня невозможно обеспечить гарантированное решение этих задач, то достаточно актуальными являются задачи локализации катастроф, локализации и ликвидации их последствий, проведение превентивных и оперативных мероприятий по защите населения и территорий.

В отличии от первой подсистемы– это уже не дисциплина, которая изучается каждым в школе, СПТУ, среднем или высшем учебном заведении, а специальность, по которой обучаемый будет работать в специальных органах и службах. Специалисты в области безопасности должны достаточно хорошо представлять:

· вопросы защиты населения и территорий от ЧС (все известные и разрабатываемые методы, способы и средства защиты в ЧС, а также инженерные способы защиты населения и территорий);

· технические и экономические механизмы смягчения последствий катастроф;

· фактическую устойчивость функционирования объектов и территорий и методы ее повышения;

· методики оформления и экспертизы Деклараций безопасности объектов и систем;

· организацию и технологии проведения поисковых, спасательных и неотложных аварийных и обеспечивающих работ (ПС и НАОР), а также технические средства их проведения;

· правовую базу защиты населения и территорий во время ЧС;

· возможности по оказанию оперативной медицинской помощи во время ЧС.

Эта подсистема рассматривает и изучает силы и средства ликвидации ЧС, систему подготовки кадров МЧС России, научно-технические программы, нормативно-правовую базу, систему финансирования и страхования, мониторинг и прогнозирование ЧС. Отдельно – проблемы природно-технической безопасности в каждом регионе страны.

Рост числа пострадавших от ЧС природного характера у нас ежегодно составляет не менее 1 тыс. человек, а ущерб более 1,5 млрд. руб.; в отдельные годы – до 4-5 млрд. руб. без учета отдаленных последствий. Это обусловлено следующими обстоятельствами:

· увеличение антропогенного воздействия на окружающую природную среду;

· изменение некоторых параметров биосферы, атмосферы, гидросфе­ры и суши;

· нерациональное размещение объектов хозяйственной деятельности
к расселению людей в зонах потенциальной природной опасности;

· неразвитость или отсутствие систем мониторинга (слежения) окружающей природной среды, ослабление государственных систем на­блюдения за вулканическими, систематическими, гидрометеорологическими и гелиофизическими явлениями из-за резкого снижения финансирования;

· низкая достоверность прогнозирования опасных природных явле­ний;

· отсутствие или плохое состояние гидротехнических, противооползневых, противоселевых и др. защитных сооружений;

· недостаточная и низкая сейсмостойкость гражданского строительства;

· снижение активности специализированных государственных служб санэпиднадзора, ветеринарно-санитарного и др. по проведению профилактических мероприятий по предупреждению и распространению инфекционных заболеваний среди населения, сельскохозяйственных животных и уничтожения вредителей растений из-за отсутствия необходимого финансирования;

· незавершенность и недостаточная детализация районирования территорий России по критериям природной опасности, незнание потенциально опасных районов (сейсмоопасных, затапливаемых, лавиноопасных и т.п.);

· отсутствие необходимых кадров в области БЖД.

Тоже самое, можно отметить и в промышленной сфере, где сохраняет­ся высокий уровень аварийности, что связывают с такими факторами:

· рост масштабов и сложности производства;

· нерациональное по техногенной безопасности размещение потенциально опасных объектов по территории страны и в планах горо­дов;

· низкие темпы внедрения ресурсо- и энергосберегающих технологий;

· значительный прогрессирующий износ основных производствен­ных фондов, достигший в ряде отраслей 80-100%;

· снижение производственной дисциплины, уровня техники безопасности;

· низкая обеспеченность средствами индивидуальной защиты работающих;

· сокращение числа работников сферы обеспечения безопасности и
объектовых аварийно-спасательных служб.

Третья подсистема – это гражданская оборона (ГО) – составная часть системы общегосударственных оборонных мероприятий, проводимых в мирное и военное время в целях защиты населения, объектов и территории от оружия массового поражения и других современных боевых средств, обеспечения устойчивости их функционирования, для подготовки и проведения поисково-спасательных и неотложных аварийных и обеспечивающих работ (ПС и НАОР) в очагах поражения.

Вследствие небывалой мощи и дальности действия ядерного оружия гражданская оборона приняла глобальный характер, расширились ее цели и задачи, но ее суть не изменилась: гражданская оборона, прежде всего, предназначена для защиты населения в условиях войны.

Современная гражданская оборона России организационно входит в состав РСЧС, участвует в ликвидации последствий особо крупных бедствий, но находится в постоянной готовности для решения своих основных задач, которые ставит обстановка военного времени.

Переход к военному времени для РСЧС означает автоматический переход всех структур к решению основных задач гражданской обороны, причем общее командование силами и средствами ГО переходит к Верховному главнокомандующему и Государственному комитету обороны.

 

Федеральный закон «О гражданской обороне»

(принят 12 февраля 1998 гг. № 28-ФЗ)

Данный закон определяет задачи в области гражданской обороны и правовые основы их осуществления.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.