Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика коррекционной работы 2 страница




 

Не-дели Заня-тия Темы и содержание коррекционной работы Грамматические и лексические темы, используемые на занятиях[17] Развитие неречевых процессов[18]
         
Сентябрь
I Фронтальное обследование
II
I—II этапы (диагностико-подготовительные)
Ш     Сбор анамнеза, данных о раннем развитии, перенесенных заболеваниях. Раннее речевое развитие. Исследование неречевых психических функций. Состояние звукопроизношения. Анатомическое строение артикуляционного аппарата. Речевая моторика. Состояние дыхательной и голосовой функций. Особенности динамической стороны речи. Воспроизведение звукослоговой структуры слова. Состояние фонематического восприятия (слухопроизносительной дифференциации звуков речи). Состояние фонематического анализа и синтеза. Исследование понимания речи (импрессивной). Исследование лексики и грамматического строя экспрессивной речи. Состояние связной речи. Исследование процесса чтения. Исследование процесса письма
 
IV  
  Логопедическое заключение

 

Продолжение табл.

         
III этап (коррекционный) Октябрь
I       Морфология. Повторение и закрепление темы Именные части речи Развитие произвольности. Игра «Веселые человечки»
  Имя числительное Числительное как часть речи  
II   Изменение имени числительного по падежам Согласование имени существительного с именем прилагатель-ным Развитие произвольности. Упражнение «Найди отличие между двумя картинками»
  Закрепление темы «Имя числитель-ное»    
II       Наречие Наречие как часть речи Развитие восприя-тия. Развитие дифференцирован-ности восприятия
  Конечные гласные наречий (суффик-сы)    
IV       Закрепление темы «Наречия»   Развитие аналитич-ности восприятия
  Служебные части речи (повторение)    

 

Продолжение табл.

         
Ноябрь
I Каникулы
II       Предлог. Виды предлогов Значение предлогов Развитие конкрет-ности восприятия
  Союзы. Виды союзов    
III       Закрепление темы «Служебные части речи»   Развитие прогно-стичности воспри-ятия
  Закрепление темы «Морфология»    
IV   Проверочная работа   Развитие памяти. Развитие памяти через установку на запоминание
    Состав слова Словообразование  
Декабрь
I   Части слова. Мор-фемика   Развитие приемов, позволяющих уве-личивать объем за-поминаемого мате-риала
    Дифференциация корней «лаг—лож» Корень слова  
II       Дифференциация корней «кас—кос» Корень слова Развитие приемов деятельного запоми-нания
  Дифференциация корней «гор—гар» Корень слова  
III   Дифференциация корней «раст—рос» Корень слова Приемы для заучивания правил

Продолжение табл.

         
      Дифференциация корней «бир—бер» Корень слова  
IV   Однокоренные и родственные слова (повторение)   Приемы «усиления» орфограммы
    Основа слова    
Январь
I Каникулы
II
III       Окончание   Упражнения на избирательность запоминания
  Окончание имени существительного Согласование существительных и прилагательных  
IV   Окончание имени прилагательного    
    Окончания глаголов Спряжение глаголов Координация объема зрительной и слуховой памяти
Февраль
I   Приставка Лексическое значение приставки  
      Дифференция приставок «по-», «под-», «у-», «от-», «за-», «к-»   Развитие двигательной памяти на физкультминутке
II   Дифференциация приставок «при-», «пре-», «пере-»    
      Дифференциация приставок «при-», «пре-»    

 

Продолжение табл.

         
III       Дифференциация приставок «раз-», «рас-»    
  Дифференциация «с—з» в корнях и приставках   Развитие мышления Построение вопросов
IV       Дифференциация приставок «без-», «бес-»    
  Образование гла-голов с помощью приставок Развитие функции словообразования  
Март
I       Суффикс. Лексиче-ское значение суф-фикса   Индуктивные и дедуктивные умозаключения
  Состав слова. Суф-фикс. Образование существительных с помощью умень-шительно-ласка-тельного суф-фикса. Дифферен-циация суффиксов «-ик-»— «-чик-» Суффиксальный способ образования слов. Миниатюра Ф. Кривина «О словообразовании»  
II       Употребление суф-фиксов различных частей речи    
  Суффиксальный способ образова-ния различных частей речи Развитие функции словообразования Построение плана действий
III       Образование наз-ваний детенышей животных    
  Словообразовательная модель    
           

 

Продолжение табл.

         
IV Каникулы
Апрель
I       От словообразова-тельной модели к лексическому значению слова Овладение навыками анализа лексического значения слова на ос-нове словообразова-тельной модели. Н. Сладков «Как их зовут?» Использование пиктограмм для лучшего усвоения отвлеченных понятий
  От словообразова-тельной модели слова к определе-нию грамматичес-ких свойств слова Формирование навы-ков грамматико-слово-образовательного анализа слов на основе словообразовательной модели. История обра-зования крылатых вы-ражений (иерихонская труба, силоамская ку-пель, вавилонское столпотворение, эзопов язык, казанская сирота и т.д.)  
II   От словообразо-вательной модели слова к определе-нию граммати-ческих свойств слова Формирование навы-ков грамматико-слово-образовательного анализа слов на основе словообразовательной модели. Б. Заходер «Чудовищная история»  
           

Продолжение табл.

         
    От словообразова-тельной модели к выбору написания Анализ словообразо-вательных моделей как средство повыше-ния орфографической грамотности. «Зимняя сказка»  
III       Индивидуально-авторские слова Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной модели. Л. Кэрролл «Алиса в Зазеркалье» (пер. Б. Заходера)  
  Индивидуально-авторские слова Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной модели. Творчество В. Хлебникова  
IV     Индивидуально-авторские слова Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста на основе внимания к словообразовательной  

Окончание табл.

         
|     модели. Творчество В. Маяковского  
  Индивидуально-авторские слова Формирование эле-ментарных умений лингвистического анализа художест-венного текста  
      на основе внимания к словообразовательной модели. Творчество Е. Евтушенко  
IV этап (оценочный) Май
I     Оценка результативности коррекционной работы. Проведение итоговых срезовых проверочных работ. Оценка динамики работы с учащимися. Количественный и качественный анализ ошибок. Подведение итогов работы за год. Награждение детей
 
II  
 
III Фронтальное обследование  
IV

Приложение 8
ПРИМЕРНЫЕ КОНСПЕКТЫ
ЗАНЯТИЙ С ГРУППАМИ УЧАЩИХСЯ,
ИМЕЮЩИХ РАЗЛИЧНЫЕ ДИАГНОЗЫ

Занятие № 5
с группой учащихся 5 класса,
имеющих диагноз «дизорфография»

Темы:

коррекционная — «Развитие и уточнение пространственных представлений»;

грамматическая — «Правописание существительных множественного числа, родительного падежа»;

лексическая — «Отважные путешественники. Занимательные приключения в космосе».

Цели:

1) уточнить и закрепить пространственные представления;

2) закрепить осознание схемы тела;

3) уточнить правое и левое направления в пространстве;

4) уточнить пространственные взаимодействия объектов;

5) уточнить графическое обозначение направлений;

6) развивать словесно-логическое мышление;

7) развивать пространственно-образное мышление;

8) закреплять навык определения предметной последовательности ряда.

Оборудование: цветные карандаши, часы, зеркало, календарь, доска, мел, фланелеграф. План занятия:

I.Организационный момент.

II. Основная часть.

1. Проба Хеда.

2. Работа с тетрадью.

3. Упражнение «Ухо—нос».

4. Рисование иероглифов.

5. Работа с цифровым рядом.

6. Физкультминутка.

7. Графический диктант.

8. Работа с тетрадью.

9. Графический диктант.

III. Подведение итогов.

Ход занятия

№ п/п Содержание Примечания
     
I Организационный момент. Скажите, пожалуйста, какое сегодня число, месяц? А какое число, месяц будет завтра? А какое было вчера?  
II Основная часть. Сегодня мы с вами отправимся в веселое путешествие по пространству. А те из вас, кто пройдет все этапы, хорошо и правильно выполнит все задания, в следующий раз смогу отправиться в путешествие по времени. Давайте проверим, все ли готовы выдержать трудные испытания, все ли могут стать пилотами на нашем «виртуальном» корабле. Чтобы быть хорошим пилотом, надо хорошо ориентироваться в пространстве. Все помнят, где находится левая рука? Поднимите ее, пожалуйста. Теперь поднимите правую руку. У всех одинаково. Никто не забыл? А теперь экзамен для пилотов. Дотроньтесь правой рукой до правого уха. Опустите руку. А теперь левой рукой до левого уха. Молодцы! Покажите правой рукой левое ухо. А теперь в быстром темпе: правой рукой — правое ухо, левой рукой — правое ухо, закройте ладонью правой руки правый глаз, ладонью правой руки левый глаз.  

 

Продолжение табл.

     
  Положите правую руку на левое колено, левую руку — на левое колено. Молодцы! Все прошли первый тур «посвящения в пилоты»  
  Выполняем задание № 2. Откройте тетради[19] (см. с. 152) на с. 4 (формулировка заданий по тетради). Тетрадь, с. 4, упр. 1—6
  А теперь главное испытание. Проводится оно в условиях невесомости. Для тех, кто сможет справиться с таким заданием, не страшны космические перегрузки. Выполняем упражнение «Ухо—нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой за левое ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот». Хорошо, а теперь еще раз. Тот, кто лучше всех справился с заданием, будет капитаном вашего корабля  
  Теперь капитан раздаст карандаши всей команде. Команда и капитан приготовились к выполнению следующего испытания. Откройте свои рабочие тетради. Напишите в них число. Возьмите красный карандаш в правую руку, синий — в левую. Для общения с инопланетянами мы должны научиться рисовать иероглифы. Правой рукой рисуем квадратные скобки, развернутые вовнутрь, а левой рукой — наружу  
  Посмотрите: к нам пришло письмо от жителей другой планеты. Им непонятно значение некоторых наших слов. Они написали каких, но все перепутали, и вместо букв использовали цифры. Давайте расшифруем эти слова и объясним их значение  
  Пришло время нам немного отдохнуть. Сделаем привал. Все встали у своих парт. Руки на пояс. На счет «8» начинаем с правой руки. Начали. 1. Правая рука вперед. 2. Левая вперед. Физкульт-минутка «Подарочки»
       

 

Продолжение табл.

     
  3. Правая рука на левое плечо. 4. Левая рука на правое плечо. 5. Левая рука вперед. 6. Правая рука вперед 7. Левая рука на пояс. 8. Правая рука на пояс. Сели на свои места  
  Ой! Только что поступило сообщение: космический ко-рабль из параллельного класса потерпел бедствие. Мы дол-жны их спасти. К месту катастрофы можно добраться на самолете. Летчик уже готов лететь. Но вот беда — не гото-ва схема полета. Давайте поможем командиру и нарисуем схему. Откройте тетради. Нашли точку «начало полета» Тетрадь, с. 6, упр. 12
  А сейчас послушайте историю про девочку Машу, которая тоже собиралась в путешествие. Правда, не в космос, а на дискотеку. Но сборы затянулись. Она не могла найти нужную ей обувь. Кто поможет Маше? Тетрадь, с. 6, упр. 13
  Пришло время для соревнования пилотов — кто самый сообразительный. Выполняем задание «Автобус» Тетрадь, с. 9, упр. 15
  Еще одно испытание выпадает на долю отважных воз-духоплавателей: космический спутник упал на дно Ма-рианской впадины. Водолазы уже на месте происшес-твия. Но и с ними приключилась беда. Один из водола-зов не может найти выход на поверхность среди корал-лов и рифов, подводных скал и пещер Тетрадь, с. 8, упр. 14
  Настало время подведения итогов. Все прошли испытания, все готовы к путешествию на космическом корабле. А чтобы ничего не забыть, выполните дома задания... Домашнее задание, тет-радь, с. 4, упр. 7—8, с. 6, упр. 9, 10, 11
III Подведение итогов. Наше сегодняшнее путешествие подошло к концу. Вспомните, что мы делали во время этого путешествия, какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком сложными. На следующем занятии мы отправимся в путь на машине времени  
       

Занятие № 6
с группой учащихся 5 класса,
имеющих диагноз «дизорфография»
По мотивам рассказов А. Семенова
«Двенадцать агентов Ябеды-Корябеды»

Авторы предлагают использовать такой персонаж, как Мурзилка, или на усмотрение логопедов главного героя можно поменять на Гарри Поттера и т.п.

Темы:

коррекционная — «Развитие и уточнение пространственных представлений»;

грамматическая — «Безударная гласная в корне слова, словарные слова»;

лексическая — «Детективно-загадочная история. Мурзилка против Ябеды-Корябеды».

Цели:

1 ) уточнить и закрепить пространственные представления;

2) уточнить правое и левое направление в пространстве;

3) уточнить пространственные взаимодействия объектов;

4) закрепить графическое обозначение направления;

5) развивать словесно-логическое, пространственно-образное мышление;

6) развивать произвольное внимание, наблюдательность;

7) закрепить пространственный навык при определении * последовательности буквенного ряда;

8) закрепить темы «Безударная гласная в корне слова», «Словарные слова»;

9) закрепить темы «Словоизменение и словообразование». «Расширение активного словаря»;

10) воспитывать нравственно-этические модели поведения у школьников.

План занятия:

I. Организационный момент.

Знакомство с Мурзилкой. Беседа о сказочных персонажах.

II. Основная часть.

1. «Сцена с переодеванием».

2. «Ночной десант».

3. «Следопыт».

4. Динамическая пауза.

5. «Чрезвычайное заседание».

6. «Ночной десант-2».

7. «Цирковые номера».

8. «Загадка разбитого окна».

III. Подведение итогов.

Ход занятия

Содержание Примечания
     
  Организационный момент. Здравствуйте. Сегодня у нас необычное занятие. Давайте вспомним время, когда вы были маленькими и только научились читать. Какие детские журналы вы читали или вам читали родители? Очень хорошо, что вы все помните журнал «Мурзилка». А кто такой этот Мурзилка? Мурзилка — это такой сказочный персонаж наподобие, Буратино, Чебурашки... Мурзилка — это герой, помогающий школьникам преодолевать их отрицательные качества и справляться с проблемами, с которыми «Мурзилка», «Веселые картинки», «Колобок», «Золотое детство». Логопед проводит беседу с детьми по поводу сказочных персонажей и говорит о том, что бывают герои, придуманные авторами (Лошарик, Тяни-Толкай), и сказочные персонажи, прототипом которых явился человек (Незнайка, Элек-троник, Гарри Поттер) или реально существующее животное (Крокодил Гена,

Продолжение табл.

Содержание Примечания
     
  они встречаются в своей повседневной жизни А Ябеда-Корябеда... Вы сами мне это скажете Серый Волк, Конек-Горбунок, Сивка-Бурка). Дети предлагают варианты та-ких отрицательных персона-жей сказок, как Баба Яга, Бас-тинда, Гингема и т.п., и про-водят аналогию между ними
II   Основная часть. А теперь слушайте. Злая волшебница Ябеда-Корябеда заканчивала ужин. Она съела крысу без хвоста, вытерла рот бумажной салфеткой и сказала: «Вкусно!» Затем повернулась к своим верным людям, которые почтительно стояли поодаль. Их было двенадцать... А может быть больше? Ведь каждый из них имел свою кличку, которая как нельзя более точно отражала его харак-тер. Агенты были жадными, ленивыми, не в меру болтливыми, драчливыми, трусливыми, хитрыми и коварными грязнулями. Давайте догадаемся, как звали агентов. А поможет нам в этом песенка Б. Савельева и А. Хайта «Ловить, крушить и рвать на части...»   «Сцена с переодеванием» Ябеда-Корябеда напоминает задание: «Господа агенты, вы должны войти в контакт с ребятами, завоевать их доверие и начать хулиганско-диверсионную работу. При работе над этой темой можно использовать диск «Злодейские песенки» из серии «Антология детского шлягера». Дети образуют имена агентов: Жадина, Лодырь, Трус, Балбес, Тараторка и т.д.   Одежда у мальчиков застегивается на правую сторону. А у девочек — на левую

Продолжение табл.

     
  Вы должны ссорить их между собой, учить их шалопайничать, ябедничать и свали-вать вину друг на друга. Для того чтобы вам было легче выполнить задание, я превращу одну часть агентов в девочек, а другую — в мальчиков. Сегодня ночью ваш десант высадится в Санкт-Петербург». Но у Мурзилки есть свои агенты. И он получил фотографию этого секретного сборища, сделаную через замочную скважину.  
  Мурзилка посмотрел на фотографию и сразу догадался, что здесь восемь мальчиков и четыре девочки. Как он об этом узнал?  
  «Ночной десант». В это время раздался звонок мобильного телефона. В трубке слышится спокойный голос: «Обнаружено место высадки лазутчиков. Это в пяти километрах от Невского проспекта. Записывайте по буквам: «МАЛАЯ ПОСАДСКАЯ». Мурзилка бросился к двери. Звонок телефона вернул его с лестницы. На этот раз голос был пренеприятным: «Произошла ошибка. Быстро записывай, а то опоздаешь, грамотей. Уточняю место высадки. Это в трех километрах от Дворцового моста. Сообщаю дословно: "БАЛЬШАЯ МАНЕТНАЯ"». Мурзилка тут же спокойно сказал в трубку: «Передайте Ябеде-Корябеде, что меня не так легко провести». Как Мурзилка догадался, что второй звонок ложный? Логопед обращает внимание на то, что первый вариант сообщения был написан верно, а во втором присутствуют ошибки. Только безграмотный агент мог ошибиться в написании таких слов, да еще так невежливо обращаться к собеседнику
       

 

 

Продолжение табл.

     
  «Следопыт». Слушайте дальше. На влажном песке на месте высадки десанта хорошо сохранились следы. Но дальше шла густая трава, и они терялись. Странным было то, что не двенадцать, а всего шесть пар следов было на песке. Сначала Мурзилка решил, что здесь сброшена только половина агентов. Но он быстро догадался, в чем дело: остальных шестерых они посадили к себе на плечи. Как Мурзилка разгадал маневр противника? Под веткой свободно пройдет человек даже высокого роста, но если на плечах сидит еще кто-то, то ветку придется обойти. Следы это и показывают
  Динамическая пауза. Давайте поможем Мурзилке догнать и обезвредить агентов и попробуем повторить их маршрут Дети по очереди проходят под указкой, которую держит ведущий
  «Чрезвычайное заседание». Итак, первую группу агентов Мурзилка легко разоблачил, а вы ему в этом помогли. Ябеда-Корябеда устраивает чрезвычайное заседание своих агентов. Все лазутчики с одного слова понимали злую волшебницу. Да что с одного слова — с полуслова, с ноль целых одной десятой части слова понимали они ее, поэтому речь Ябеды-Корябеды была краткой: — Дооай, биа: зыв. Все было ясно. Ведь стараясь быть доходчивой, она произнесла даже больше, чем каждую десятую букву своей речи: — За прошедший период мы приложили немало усилий, чтобы ребята росли такими, как надо: разболтанными и ленивыми. Какие по счету буквы называла Ябеда-Корябеда? В речи Ябеды-Корябеды присутствует каждая восьмая буква.

Продолжение табл.

     
  «Ночной десант-2». И опять по тревоге подняли утром Мур-зилку. Обычно Мурзилка ложится спать вовремя. Но вчера до поздней ночи по телевизору показывали футбольный матч «Зенит» — «Манчестер-Юнайтед», и поэтому он немного не выспался. Но через полчаса, как всегда собранный, подтянутый, он был на месте — на проспекте Большевиков — на окраине города. Кое-где еще остаются на нем деревянные домики. Будто утлые Как показывают следы, все лазутчики неожиданно повернулись в одну сторону, что-то их там заинтересовало. Однако заинтересоваться там нечем — лишь высокая стена с той стороны. А вот лазутчику, сидящему верхом на другом агенте, есть что посмотреть. На высокой витрине магазина виден телевизор, по которому в то время, когда проходили
  лодочки, теряются они около океанских лайнеров — белых многоэтажных корпусов. Было еще рано, и снова Мурзилка увидел шесть пар следов, четко выделяющихся на мостовой. Осмотрев все вокруг, Мурзилка забрался на высоченный забор, заглянул в люк канализации. Усмехнулся: «Прием-то старый. Я думал, Ябеда-Коря-беда приготовит что-нибудь новенькое...» Всего агентов было двенадцать. Шестеро из них посадили себе на плечи еще по лазутчику. Почему он так решил? агенты, показывали футбольный матч
  «Цирковые номера». Мурзилка пустился по следу. Ведь когда тащишь на себе тяжелую ношу, далеко не убежишь. Следы вели вдоль длинного забора, за которым что-то строили. Внезапно они стали попарно сближаться, еще Следы прошли под натянутой через улицу проволокой. Сидящие наверху лазутчики добрались по ней до забора и слезли по другую его сторону. Трое из оставшихся шести

 

  несколько метров — и не шесть, а только три пары следов вели дальше. Мурзилка, конечно, решил, что каждый агент тащит на себе еще троих. Неожиданно следы опять стали сближаться, и только одна пара следов была на земле. Мурзилка удивился. Ведь нести на себе одиннадцать человек — это просто цирк. Как видно, агенты долго отрабатывали этот цирковой номер и теперь показали все свое снова уселись верхом Лазутчики прошли под веревкой, и все агенты, находящиеся и вверху и внизу, могли по ней добраться до забора. Но чтобы больше запутать Мурзилку, один из них остался, а веревку оборвали
  искусство. Уже не пара, а след всего лишь одного ботинка вел дальше. «Целая футбольная команда на нем, а он еще на одной ножке прыгает!» — изумился Мурзилка А след показывал, что лазутчик прыгал — прыгал и... пропал. Как лазутчики провели Мурзилку? Лазутчика догнал велосипед и поехал рядом с ним. Затем лазутчик сел на его багажник, перед этим попрыгав немного на одной ноге
  «Загадка разбитого окна». Вскоре в городе произошло первое происшествие. Назовем его так: «Загадка разбитого окна». На место происшествия срочно выехал Мурзилка и увидел: в доме на первом этаже разбито окно, рядом стоят два мальчика. Кто же из них виноватым? Мальчик в светлой рубашке рассказывает: «Я учусь во вторую смену, уроки еще вчера сделал, поэтому утро у меня было свободным. Я сидел на лавочке в сквере и читал книгу. Вдруг к дому подошел вот этот мальчишка. Решил, что его не видят, поднял камень и бросил в окно». На скамейке висит табличка «Окрашено». Если бы лазутчик действительно на ней сидел, то был бы испачкан краской

Окончание табл.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 450; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.