Мурзилка сразу же понял, что его обманывает агент Ябеды-Корябеды. Почему Мурзилка решил, что его обманывают?
III
Подведение итогов. В этот раз с вашей помощью Ябеде-Корябеде не удалось осуществить свои коварные планы. Один из ее агентов провалился, она страшно разозлилась и стала думать,
что бы ей еще такое вредное затеять. Может ли Мурзилка рассчитывать на вашу помощь?
Вспомните, что мы делали во время занятия, какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком сложными?
Домашнее задание.
Выполните тест № 1
Занятие № 7 с группой учащихся 5 класса, имеющих диагноз «дизорфография»
Темы:
коррекционная — «Развитие и уточнение временных представлений. Сутки. Дни недели»;
грамматическая — «Правописание наречий и предлогов»;
лексическая — «"Куда делся понедельник?" Ю. Мориц».
Цели:
1) закрепить представления по теме «Дни недели»;
2) уточнить понятия об основных единицах времени;
3) закрепить навык наблюдения и определения временной последовательности каких-либо действий и событий;
4) закрепить умение работать с календарем;
5) расширять и активизировать словарный запас.
Оборудование: «вечный» календарь, карточки с названиями дней недели, обычный календарь, доска, мел, фланелеграф.
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Объявление темы занятия.
2. Работа с тетрадью.
3. Упражнение «Вставь пропущенную букву».
4. Запоминание дней недели.
5. Работа с календарем.
6. Работа с тетрадью.
7. Рабочие и выходные дни.
8. Составление рассказа по теме.
III. Подведение итогов.
Ход занятия
№ п/п
Содержание
Примечания
I
Организационный момент.
Скажите, пожалуйста, какие сегодня число, месяц? А какие число, месяц будет завтра? А какие число и месяц были вчера? Какой сегодня день недели? Какой день недели был вчера, какой будет завтра?
II
Основная часть.
Сегодня мы поговорим о сравнительно небольшой части
времени. О какой? Догадайтесь.
Братьев этих ровно семь.
Вам они известны всем!
Каждую неделю кругом
Ходят братья друг за другом.
Попрощается последний —
Появляется передний.
Откройте тетради и запишите отгадку на с. 19
Тетрадь, с. 19.
Дни недели
Продолжение табл.
Ребята из соседней школы сделали красивый настенный календарь, только вот перепутали все дни недели. Они забыли их порядок и составили неделю из четырех дней. А вы сможете им помочь? Сколько дней в неделе? Назовите их по порядку
Тетрадь, с. 20, упр. 10. Семь:
понедельник, вторник, сре-да, четверг,
Запишите в тетрадях эти названия. Объясните значение этих слов
пятница, суббота, воскресенье
Ошибки в календаре друзей мы исправили. Давайте сделаем и себе такой же. Ой, какой ужас, на компьютере заклинило кнопки и некоторые буквы придется написать от руки. Да к тому же потерялось какое-то слово! Что за слово потерялось?
Пон__дельник, ср__да, ч__тверг, п__тница, су__ота,
в__скресен__е
Поиграем. Условия игры. Команды поочередно называют дни недели, начиная с понедельника. А затем в обратном порядке
Прочитайте стихотворение «Кто родился в понедельник?». А кто-нибудь знает; в какой день недели он родился? Давайте попробуем это узнать по чудо-календарю
Тетрадь, с. 21, упр. 13. Чудо-календарь
А сейчас задание непростое. Кто догадается, получит приз. Назовите пять дней недели, не используя чисел и названий дней. Запишите эти слова в тетрадь
Тетрадь, с. 21, упр. 12
У кого-нибудь из вас есть самый любимый день недели? Да, конечно, это воскресенье. Почему? Правильно, потому что это выходной день. А какой еще день считают выходным? Какие дни называют рабочими?
Пришло время провести соревнование на звание лучшего рассказчика. Вам предложены слова. Составим рассказ с опорой на эти слова сначала устно, а потом письменно.
Тетрадь, с. 21, упр. 14
Окончание табл.
III
Подведение итогов.
Наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Вспомните, что мы делали во время этого занятия, какие задания вам больше всего понравились, какие были слишком сложными.
Домашнее задание
С. 19. упр. 8, с. 20, упр. 11
Занятие № 40 с группой, учащихся 7 класса, имеющих диагноз «дизорфография»
Темы:
коррекционная — «Состав слова. Суффикс. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса»;
грамматическая — «Суффиксальный способ образования слов»;
лексическая — «Миниатюра Ф. Кривина "О словообразовании"».
Цели:
1) уточнить лексическое значение суффиксов имен существительных;
2) закрепить знания по теме «Состав слова. Морфемика. Суффикс».
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Чтение и обсуждение миниатюры Ф. Кривина «О словообразовании».
2. Определения: морфема, морфемика, суффикс.
3. Лексическое значение суффиксов «-чик-» — «-щик-».
4. Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса.
5. Дифференциация суффиксов «-ик-» — «-чик-».
6. Динамическая пауза.
7. Лексическое значение суффиксов «-тель-» — «-ник-».
8. Лексическое значение суффикса «-ок-».
III. Подведение итогов.
Ход занятия
№
Содержание
Примечания
I
Организационный момент.
Назовите себя — представьтесь
II
Основная часть. Чтение рассказа Ф. Кривина.
О каком способе словообразования говорится в
миниатюре Ф. Кривина?
Пришла Работа к Человеку и говорит: «Есть у меня сынок — способный, дельный парнишка. Не хоте-лось бы, чтобы он, как мать, остался неодушев-ленным. Так вот я и подумала: не возьмешь ли ты моего сынка на выучку? Поработает у тебя Прилагательным, в Существительные выйдет, а там, глядишь, воодушевится.
— А как зовут сынка-то?
— Рабочий.
— Ну что ж, имя подходящее. Пусть выходит завтра на работу.
И вот появился в тексте рядом со словом Человек его ученик — Рабочий. Рабочий человек... Очень хорошее сочетание.
— Ты следи за мной, — говорит Человек ученику. — Во всем со мной согласуйся... Пока ты прилага-тельное, это необходимо.
Старается ученик, согласуется, а Человек его поучает:
— Существительным, брат, стать не просто. В особенности одушевленным. Здесь не только род, число — падеж усвоить нужно. Главное — значение. Вот знаешь ты, что значит — Человек?
Продолжение табл.
— Откуда мне знать? — вздыхает ученик. — Я ж еще не учился.
Но со временем он разобрался во всем. Верно гово-рила Работа, что у нее способный, дельный сынок.
Увидев, что ученик усвоил его науку, человек сказал ему:
— Ну вот и ты стал одушевленным существительным; как говорят, вышел в люди. Теперь можешь работать самостоятельно:
каждому будет ясно твое значение.
Так появилось в тексте новое существительное. Рабочий... Это не просто мужской род, единственное число, именительный падеж. Тут, как говорил Человек, значение — самое главное.
Слово «рабочий» — сначала какая часть речи?
Затем?
От какого слова образовано слово «рабочий»?
Как называется такой способ образования?
Имя прилагатель-ное.
Имя существитель-ное.
Работа.
Суффиксальный способ образова-ния слов
Объявление темы урока.
Что такое суффикс?
Какие еще есть части слова?
Как называется часть слова?
А сегодня рассмотрим такую морфему — суффикс
Суффикс — часть слова, которая сто-ит после корня и служит для образо-вания новых слов.
Морфема — часть слова
Продолжение табл.
Откройте тетради. Какое сегодня число? Лексическое значение суффиксов.
Придумайте и запишите слова — имена существительные, образованные с помощью суффиксов
На доске картинка — барабан и суффиксы «-чик-»
и «-щик-».
Обозначение чело-века по роду заня-тий: каменщик, стекольщик, свар-щик, точильщик, гардеробщик, но-сильщик, постав-щик, квартиро-съемщик,
крановщик, банщик, часовщик, переплетчик, лет-чик, переводчик, грузчик, наладчик, разведчик и т.д.
В значении «маленький»: барабанчик, маль-чик, стульчик, карманчик, блинчик и т.д.
Какие еще уменьшительно-ласкательные суффиксы вы знаете?
«-ик-»: домик, садик, ежик, чижик и т.д.
«-ок-»: лесок, гри-бок, крючок и т.д.
«-онок-» —
«-енок-»: лисенок, волчонок, медве-
Продолжение табл.
Давайте попробуем образовать с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов ласковые слова.
жонок и т.д.
«-ичк-»: сестричка, лисичка и т.д.
«-оньк-»—«-еньк-»: лисонька, рученька и т.д.
«-очек-»: листочек, сыночек.
Ключ — ключик, альбом — альбом-чик, шляпа — шляпка, солнце —
А в слове «ласточка» есть суффикс? А в словах «тычинка», «венчик», «лепесток», «пестик»?
солнышко, лес — лесок, улица — улочка, дерево — деревце, ухо — ушко, слово — словечко, лев — львенок, снег — снежок, изба — избушка.
Нет
Динамическая пауза.
По Чите течет Читинка, в речку воткнута тычинка.
Спишите скороговорку в тетрадь. Выделите суф-фиксы.
Повторите ее, пожалуйста.
Игра «Что я люблю есть».
Сейчас Вася вернется, и, после того как произнесет скороговорку, я попрошу его сообщить мне шепотом его любимое блюдо. А мыВасю разыграем: угадаем это слово. Я буду называть слова, обозначающие названия еды. А Васино
На доске написана скороговорка.
Ни у кого не полу-чается. Один из детей выходит за дверь репетиро-вать произнесение скороговорки. Ос-тавшимся детям логопед объясняет ход игры. Репети-
Окончание табл.
любимое блюдо (например, мороженое) я произнесу после слова «чай». Например: Вася больше всего любит: макароны (дети хором кричат «Нет!»), борщ («Нет/»), молоко («Нет!»), чай («Нет!»), мороженое («Да!»)
ровавший ребенок, зайдя в кабинет после прочтения скороговорки, шепотом сообщает логопеду свое лю-бимое блюдо. Вася пытается дога-даться, как ребята узнали его секрет
Вернемся к профессиям. Суффиксы «-щик-», «-чик-». А еще?
Очень интересен суффикс «-ник-».
Итак, мельник — суффикс обозначает человека по роду профессий; чайник, кофейник, бумажник — емкость для хранения чего-либо; кустарник, валежник, цветник
А теперь внимательно посмотрим на слова.
В каких словах есть суффикс «-ок-»?
Запишите слова в столбик:
флаг —
сахар —
порог —
гриб —
башмак —
город —
берег —
звон —
жук —
колос —
Образуйте новые слова с помощью суффиксов «-ок» — «-ёк-».
В каких парах слов произошло чередование согласных в корне?
Организационный момент.
Выяснение числа, месяца, времени года, времени суток и т.п.
II
Основная часть.
Сообщение темы урока.
На доске представлены изображения предметов: почка — бочка. Что это?
Какими звуками отличаются эти слова?
Какие это звуки?
Следующие две картинки: бант — пальто. Назовите первые звуки в словах.
Сказочные персонажи: Буратино, Карабас-Барабас, Джузеппе, папа Карло, кот Базилио. Из какой они все сказки?
Перечислите сказки, в названиях которых встречаются звуки [б—п]. На каком месте находятся в этих словах интересующие нас звуки?
Перечислить сказочных героев, в именах которых встречаются звуки [б—п]. На каком месте находятся в этих словах интересующие нас звуки?
Это персонажи сказки «Золотой ключик, или приключения Бурати-но». Акцентируется внимание на том, что во всех этих именах есть звуки [б—п].
«Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Бре-менские музыканты», «Синяя борода», «Сви-нопас», «Принцесса на горошине», «Волшеб-ная лампа Алладина», «Али Баба и сорок раз-бойников», и т.д. Чебу-рашка, Баба Яга, Труба-дур. Винни-Пух, Барма-лей, Айболит и т.д.
Продолжение табл.
А в какой сказке мы встречаемся с такими персонажами: Йагупоп, Абаж?
Какими буквами на письме обозначаются звуки [б—п]. Давайте запишем некоторые из этих слов в тетради в два столбика: в первом слова со звуком [б], во втором — [п]. Подчеркните букву «п» одной чертой, а букву «б» — двумя чертами
Подведение итогов.
Какие звуки мы сегодня повторяли? Какими буквами они обозначаются на письме? Домашнее задание. Придумайте и запишите в тетради названия растений, в которых есть звуки [б—п]. Подчеркните «б» — двумя чертами, «п» — одной чертой
лексическая — «А.А. Милн "Винни-Пух и все-все-все..."».
Прогулка по лесу».
Цели:
1)учить детей различать звуки [л—р—л'—р'] автоматизировать эти звуки в связной речи;
2) развивать у детей слуховое внимание, память;
3) развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;
4) развивать мимику детей;
5) совершенствовать речевую моторику, фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические анализ и синтез;
6) развивать коммуникативную сторону речи.
Оборудование: доска, мел, фланелеграф, серия сюжетных картинок с изображениями героев книги А. Милна «Винни-Пух и все-все-все...», серии предметных картинок с изображениями грибов и ягод, картинки для раскрашивания, заготовки для графического диктанта, ручки, карандаши, фломастеры.
План занятия:
I. Организационный момент.
II. Основная часть.
1. Упражнения на развитие мелкой моторики.
2. Графический диктант.
3. Пение песенки.
4. Выделение звуков из слова.
5. Упражнения на развитие мимической мускулатуры.
6. Определение количества звуков в слове.
7. Называние слов, отличающихся от предыдущих одним звуком.
8. Игра «Доскажи словечко».
9. Изменение места слова с целью создания грамотной стихотворной фразы.
10. Исключение и включение необходимого звука в слово.
11. Договаривание слога, необходимого для составления слова.
12. Закрепление произношения звуков в связном тексте.
13. Прочтение стихотворного речевого материала наизусть.
Ш. Подведение итогов.
Ход занятия
№ п/п
Содержание
Примечания
I
Организационный момент.
Приветствие. Проверка домашнего задания. Уточнение пространственно-временных представлений. Какие сегодня число, день недели? Какой идет месяц?
На сегодняшнем занятии мы с вами совершим прогулку в лес, во время которой будем повторять звуки [л—р—л'—р'] и будем учиться их различать.
А помогут нам наши друзья — веселый медвежонок Винни-Пух, поросенок Пятачок и другие герои сказки А. Милна «Винни Пух и все-все-все».
В лес на встречу с героями мы пойдем по узкой тропинке. Давайте решим, кто пойдет первым, а кто — следом. Кто первым вспомнит считалку, стихотворение или скороговорку со звуками [л—р—л'—р']?
Дети по очереди вспоминают считалки, стихотворения или скороговорки, которые ис-пользовались на прошлых занятиях для автоматизации этих звуков. Например: «На горе Арарат растет крупный ви-ноград»; «Роет землю старый крот, разоряет огород»; «Мышь в углу прогрызла нор-ку, тащит в норку хлеба корку. Но не лезет корка в норку, велика для норки корка»; «Дятел жил в дупле пустом. Дуб долбил, как доло-том»; «Ломами лед ломали мы. Летели клочья от зимы» и т.д.
II
Основная часть.
«Дорожки» — «Тропинки»
Детям выдаются лис-ты бумаги с нарисо-
Продолжение табл.
ванными на них уз-кими «тропинками» и широкими «дорож-ками». Детям предла-гается пройти по ним, используя ка-рандаш, — прямой линией, волнистой, пунктиром
Графический диктант. Проложим тропинку между этими препятствиями. Учитель-логопед диктует, например: две клетки вправо, одна клетка вниз, три клетки вправо и т.д.
Теперь выдается лист в клетку. На нем: гриб, ель, ромашка, забор, нора, валун, гора и т.д.
Идут дети по тропинке. Песенку поют: «ла—ла—ла». Тут Винни-Пух их встречает. Радуется гостям и радостно рычит свою ворчалку: «ра—ра—ра».
Решил Винни-Пух отвести детей на прогулку по лесу, познакомить со своим другом Пятачком. Дети согласились. Поднимается Винни-Пух в гору, тяжело ему идти. Поет он медленную песню: «ру—ру—ру», «ру—ру—ру». И детям тяжело. Они поют посвоему: «лу—лу— лу», «лу—лу—лу». Спускается медведь с горы, быстро бежит: «ры—ры—ры», «ры—ры—ры». дети тоже быстро побежали: «лы—лы—лы», «лы—лы—лы». медведь обходит осторожно большую яму: «ро—ро—ро», «ро—ро—ро». Дети обходят яму: «ло—ло—ло», «ло—ло— ло»
Дети повторяют за Винни-Пухом и сами «поют» слоги
Вывел Винни-Пух детей на поляну, а там ягоды разные растут: черника, брусника, морошка, клубника, черная смородина, красная
Картинки на флане-леграфе:
Продолжение табл.
смородина, земляника. малина, голубика и волчье лыко, вороний глаз, крушина.
Винни-Пуху понравились ягоды, в названии которых есть звуки [р—р']. Какие это ягоды?
А детям понравились ягоды, в названии
которых есть звуки [л—л'].
Какие?
Какие ягоды сладкие?
Попалась кислая брусника.
А что будет, если съесть волчье лыко, вороний глаз, крушину?
Возьмите карандаши и схематически нарисуйте разные мордочки: грустные, веселые, злые, добрые, удивленные
Дети улыбаются: ма-лина, клубника и т.д.
дети морщат нос, щурят глаза.
Дети делают груст-ное лицо, «плачут»
Винни-Пух остался доедать ягоды. А ребятам показал дорогу к поляне Пятачка. Дети быстро нашли поросенка. Он собирал грибы на полянке перед своим домиком. Посмотрите-ка, Пятачок уже взял в руки какой-то гриб. Он очень красивый, красный с белыми крапинками.
Что это за гриб, ребята?
Давайте остановим Пятачка и поможем набрать ему хороших грибов.
Какие грибы мы положим в корзинку?
Сколько звуков в этих словах? На каком месте они находятся?
Мухомор.
На фланелеграфе грибы: белый гриб, сыроежка, лисичка, масленок, сморчок, груздь, волнушка,
Продолжение табл.
Про какие грибы вы знаете стихотворения?
Раскрасьте картинку, положите в корзинку съедобные грибы.
Какие грибы растут под этими деревьями? Дорисуйте и раскрасьте
бледная поганка, му-хомор, ложный бе-лый, ложный опенок.
Я тянусь за сыроеж-кой скромной, Взгляд мой к ней как будто весь прилип.
А между тем стоит в тени укромной Крупный, круглый, крепкий белый гриб. На горе растут дубы, Под горой растут грибы
Белый стар — брать не стал.
Моховик взял — и мал.
Береза — подберезовик, ель — боровик, ольха — лисичка, масленок
Пятачок понес грибы домой. А ребята продолжили прогулку. Друзья договорились встретиться на берегу озера. Пятачок обещал прихватить удочки и половить рыбу. Ребята еще немного поиграли, а когда собрались идти к озеру, поняли, что заблудились. Тут навстречу им из кустов вышел Кролик. Ребята сначала удивились, а потом попросили Кролика отвести их к озеру. Кролик согласился, но поставил условие: «Я вам буду называть слова, а вы
Бал — бар, мол — мор, дар — дал, жар — жал, вар — вал, мир — мил, укол — укор, катар — катал, веер — веял, костер — котел, тапир — топил, стар — стал, плут — прут, игла — игра, булки — бурки,
Продолжение табл.
должны быстро и, главное, правильно называть слово, отличающееся только одним звуком», — и напомнил, что мы учимся правильно произносить и различать звуки [л—р]
полка — порка, мер-ка — мелко, села — сера, терка — телка
Выполнили дети задание, дальше пошли вместе с Кроликом. А навстречу им Тигра.
— Тигра, Тигра, помоги нам озеро найти! Согласился Тигра, но с условием:
— Я вам буду маленькие стихотворения рассказывать, а вы заканчивайте вторую строчку словом, подходящим по смыслу.
Дедушку зовут Лука, У него болит...
На столе с картошкой плошка,
За столом голодный...
Рисовал художник ламу
И картину вставил в...
Друг позвал меня на пир,
Я ел торт и чай я...
Вкусный и душистый плов
Приготовил повар...
Хорошо танцует Валя
И ее сестричка...
Вечно плачет этот Лева
Говорят ему: «Ты...
Зреет на кустах малина,
Соберет ее...
Собирал модели Юлик,
Помогал братишке...
В блеске солнечных лучей
По земле бежит...
А эти стихи слушайте еще внимательнее!
Если я что-то перепутаю, поправьте меня,
пожалуйста!
Поднимается в воздух надутый БАРОН,
На балу появляется важный БАЛЛОН.
Украшают царей золотые КОЛОННЫ,
А дома украшают из камня КОРОНЫ.
Баба деду пекла из муки КОРОБОК,
Из древесной коры сделал дед КОЛОБОК
Выполнили дети и это задание. Повели их Кролик и Тигра дальше. Шли-шли они и встретили Кенгу с крошкой Ру. Просят дети провести их до озера.
— Проведу вас, только выполните мое задание. Я буду называть вам слова со звуками [л—р], а вы произносите слова без этих звуков.
А теперь наоборот, я называю слова без этих звуков, а вы сообразите, какой звук нужно произнести, чтобы получилось новое слово
Пошли все вместе: дети Кролик, Тигра, Кенга и крошка Ру. Идут, озеро ищут, а навстречу им ослик Иа. Обратились к нему с просьбой. Задает им ослик Иа свое задание:
— Я буду называть первый слог слова. А вы договаривайте слог «РЫ» или «ЛЫ», да так, чтобы слово звучало правильно
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2025) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление