Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Монументальное искусство в России 2-й половины XVIII в




Российская живопись во 2-й половине XVIII в.

В живописи во II половине XVIII в. наиболее интересным направлением продолжает оставаться портрет. Уже в середине столетия развитие русской живописной школы было ознаменовано появлением ряда крупных мастеров портрета: И. Я. Вишнякова, А. П. Антропова, И. П. Аргунова. К концу века среди русских портретистов выделяются три по истине великих мастера: Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий и В. Л. Боровиковский.

 

Федор Степанович Рокотов (1735–1808) – непревзойденный мастер небольших по размерам камерных портретов. Его работы отличаются особой задушевностью: мягкий свет, «вызывающий» из таинственной мглы одухотворенные лица, мерцающие, легкие мазки. Рокотов не уделяет особого внимания изображению одеяний, орденов, драгоценностей – всему тому, что выходило на первый план в парадных портретах, популярных в то время. Сила художественного воздействия его произведений сосредоточена в передаче душевной красоты его моделей. Среди лучших работ Ф. С. Рокотова могут быть названы портреты В. И. Майкова, А. П. Струйской, В. Н. Суровцевой.

Дмитрий Григорьевич Левицкий (1735–1822) – крупнейший мастер парадного портрета. В его произведениях абсолютная портретная схожесть и тонкий психологизм сочетается с мастерской передачей материала окружающих аксессуаров. Наиболее известные его работы: портрет архитектора А. Ф. Кокоринова, портрет П. А. Демидова и серия портретов «смолянок» – воспитанниц Смольного института, в которых художник нашел средства передать разнообразие характеров, живость чувств, обаяние молодости и своеобразную красоту девушек.

Владимир Лукич Боровиковский (1757–1825) писал как парадные, так и камерные интимные портреты. Классикой парадной портретной живописи считается портрет князя А. Б. Куракина, при всех орденах и регалиях, на фоне бюста Павла I. Совсем иное настроение рождает приобретший хрестоматийную известность поэтичный и женственный портрет М. И. Лопухиной.

Помимо портрета во II половине XVIII в. получают распространение до того почти отсутствовавшие жанры живописи. Классицизм в живописи проявился в появлении картин на историческую тему. Мастерами исторической живописи были А. П. Лосенко («Владимир и Рогнеда», 1770 г.); Г. И. Угрюмов («Испытание силы Яна Усмаря», 1797 г.). Родоначальником русской пейзажной живописи стал С. Ф. Щедрин.

Вторая половина явилась периодом настоящего расцвета русской скульптуры. Наивысшие достижения в этой области связаны с творчеством Федора Ивановича Шубина (1740–1805). Судьба его напоминает судьбу его земляка М. В. Ломоносова. Обучившись на родине косторезному делу, Шубин прибыл в Петербург и поступил в Академию художеств в класс профессора Н. Жилле. Окончив курс с золотой медалью, с образовательной целью он посетил Францию, Италию и вернулся оттуда уже зрелым мастером. Ф. И. Шубин работал в основном в жанре портрета. Первое и одно из самых лучших произведений скульптора – бюст князя А. В. Голицына. Шубину удалось создать образ умного, слегка надменного, благодушно насмешливого русского аристократа. Живой ум, вдохновенная сила и в то же время душевная мягкость видны в лишенном всякой парадности скульптурном портрете Ломоносова. Незаурядным произведением является портрет Павла I, в котором Ф. И. Шубину удалось сочетать правдивое изображение карикатурности и, в то же время, своеобразного мрачного величия черт императора. Жестокость на лице Павла при круговом осмотре неожиданно сменяется выражением мечтательности и затаенной тоски.

Эстетика классицизма нашла выражение в творчестве М. И. Козловского. Его памятник А. В. Суворову, созданный еще при жизни великого полководца, не имеет портретного сходства – на гранитном пьедестале установлена фигура воина в античных доспехах, призванная аллегорически воплотить силу русского оружия. Аллегорична и композиция Самсон, раздирающий пасть льву, установленная в каскаде петергофских фонтанов и посвященная победе России над Швецией (лев – герб Швеции) в Северной войне.

Первая величина среди иностранных мастеров, работавших во II половине XVIII в. в России – француз Этьен Морис Фальконе (1716–1791), автор знаменитого «Медного всадника». Непревзойденная по художественной силе фигура Петра Великого на вздыбленном коне являет собой образ России, поднятой в титаническом скачке властной рукой царя-реформатора.

45. Архитектура и градостроительство в России середины – второй половины XVIII в.: от барокко к классицизму.

В архитектуре середина XVIII в. стала временем сложения стиля русского барокко. Истинный его расцвет связан с именем Франческо Бартоломео Растрелли (сына Бартоломео Карло Растрелли, 1700–1771). Им было построено несколько великолепных зданий, считающихся настоящими шедеврами отечественной архитектуры: Большой Петергофский дворец (1755 г.), Екатерининский дворец в Царском Селе (1757 г.), Зимний дворец в Петербурге (1762 г.), ансамбль Смольного монастыря (1764 г.). Облику барочных дворцов и храмов присуща особая пышность и прихотливость форм, богато используемый причудливый растительный орнамент, сложность построения архитектурных объемов, обилие мягких изгибов в элементах декора. Помимо Растрелли в стиле барокко работали архитекторы Д. В. Ухтомский (колокольня Троице-Сергиевой лавры, 1769 г.), С. И. Чевакинский (Никольский Морской собор в Петербурге, 1762 г.)

Во второй половине столетия на смену пышному и декоративному барокко пришел классицизм. В архитектуре, как и в литературе, классицизм проявился прежде всего в ориентации на античную (древнегреческую и древнеримскую) традицию. Строгость форм, наличие портиков и колоннад (классический ордер), сдержанный колорит – таковы характерные черты этого стиля. Утверждение классицизма во многом связано с развитием абсолютизма в России. К эпохе раннего классицизма относится здание Академии художеств с Петербурге (А. Ф. Кокоринов, Ж. — Б. Валлен-Деламот, 1788 г.). Настоящим шедевром архитектуры раннего классицизма считается знаменитый Дом Пашкова, построенный в 1784 – 1786 г. в Москве Василием Ивановичем Баженовым (1738–1799). Академик Флорентийской и Болонской академий, профессор Римской, в России В. И. Баженов не мог найти взаимопонимания с императрицей. Большая часть его грандиозных проектов не была воплощена в жизнь. Среди них проект глобальной реконструкции Кремля и загородной резиденции Екатерины в деревне Царицыно. Особенно трагична судьба последнего проекта: ансамбль, на постройку которого В. И. Баженов потратил девять лет жизни, уже почти готовый, по приказу императрицы был разрушен.

Более счастливо сложилась творческая биография Матвея Федоровича Казакова (1738–1812), самого, пожалуй, яркого представителя московской школы зодчества, мастера зрелого (строгого) классицизма. Им были возведено очень много зданий в Москве: как общественных, так и усадеб. Самыми известными работами М. Ф. Казакова являются здание Сената в Кремле (1787 г.), Благородного собрания (1784 г.) и Голицынская больница (1801 г.).

В Петербурге классицизм был представлен работами Ивана Егоровича Старова (Таврический дворец, 1789 г.), Антонио Ринальди (Мраморный дворец, 1785 г.) и замечательного итальянского мастера Джакомо Кваренги, построившего целый ряд зданий во многом определивших облик классической архитектуры столицы конца XVIII в. Архитектура Кваренги строга и лаконична. Среди его построек выделяются здания Академии наук (1789 г.), Эрмитажного театра и Смольного института (1808 г.).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1399; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.