КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Музыкальная культура в Украине второй половины 18 века
Музыкальная культура Украины в XVIII в. Светская профессиональная вокальная и инструментальная музыка, существовавшая в помещичьих имениях, воинских частях, с 17 века развивается в городах. Создаются музыкальные цеха, при магистратах – оркестры, капеллы. На основе народно-песенных традиций в 18 веке начале 19 века распространяется песня-романс на стихи различных поэтов. Один из первых ее авторов – Г.С. Сковорода ввел в песенный жанр гражданскую, философскую и лирическую тематику. Огромное значение в украинской музыкальной культуре XVIII века имела созданная по инициативе гетмана Даниила Апостола в 1730 г. Глуховская певческая школа, воспитанниками которой стали Дмитрий Бортнянский, Максим Березовский и Артемий Ведель. По окончании Глуховской школы Бортнянский и Березовский продолжали свое обучение в итальянских музыкальных школах, которые были центрами тогдашней европейской музыки. Сочетание традиций партесного пения и современных техник европейского письма обусловило уникальность творчества этих композиторов. Став придворным капельмейстером в Петербурге, а с 1796 года – руководителем придворной капеллы, составленной почти исключительно из воспитанников Глуховской певческой школы, Бортнянский значительно повлиял и на развитие российской музыкальной культуры. Он был также первым композитором в Российской империи, музыкальные произведения которого стали выходить в свет. Во второй половине XVIII ст. условия развития украинской культуры становятся все больше неблагоприятными: Украина потеряла свою независимость, превратившись в часть Российской империи. В 1750 г. гетманом Украины стал Кирилл Розумовский — 22-летний брат Алексея Розумовского. Молодой гетман получил хорошее образование в Западной Европе. Он начал перестраивать украинское Гетманское государство наподобие государств европейского типа, стал организовывать судебное дело, дал городу Глухову (своей резиденции) европейскую утонченность, украсив его величественными дворцами, парками и театром. Но по приказу Екатерины II в 1775 г. была разрушена и Запорожская Сечь. В 1783 г. были ликвидированы казацкие полки и преобразованы в полки российской армии. В этом же году на Левобережной Украине было юридически внедрено крепостничество. Отменялись и права украинской церкви. Земли, которые принадлежали церквам и монастырям, были переданы российскому государству. Таким образом, Екатерина II окончательно завершила то дело, которое начал Петр І — полностью уничтожила украинскую (гетманскую) державу. Трудной была судьба украинского народа и в Правобережной Украине. После того, как Правобережье снова отошло к Польше (1677 г.), в Украину вернулись большие польские магнаты и мелкая шляхта. Здесь они заводили свои порядки, угнетали украинских крестьян, преследовали их за православную веру. Это и вызвало с 1750 г. целый ряд народных восстаний, которые вылились в так называемое гайдамацкое движение, кульминация которого приходится на грандиозную Колиивщину (1768 г.). Предводителями её стали запорожец Максим Железняк и Иван Гонта. Колиивщина охватила большие пространства Правобережной Украины, Волыни и даже Полесье. Это восстание закончилось трагически. На помощь польскому правительству пришли российские войска. Народные предводители были изменнически преданы и казнены, а восстание было жестоко подавлено. Под конец XVIII ст. вследствие делений Польши между Пруссией, Австрией и Россией (1772, 1793, 1795 гг.) вся Правобережная Украина оказалась под властью Российской империи. С 1772 г. Галичина попала под власть Австро-Венгерской монархии, а со временем — и Буковина и Закарпатье. Итак, в конце XVIII ст. все украинские земли оказались в колониальных условиях. С того времени украинская культура существовала как культура «негосударственной» наций. Колониальное положение привело к усилению вынужденного оттока интеллектуальных и художественных сил в Россию из-за отсутствия надлежащих условий для их деятельности в Украине. Это обескровливало украинскую культуру и отрицательно сказалось на ее развитии. Процесс формирования новой светской культуры был замедлен. Петербург и Москва стали ведущими культурными центрами империи, где украинцы имели лучшие условия для своего творчества. Украинские музыканты в России. Во второй половине XVIII ст. продолжался большой отток, кроме интеллектуальных, еще и музыкальных сил из Украины в Россию, который часто был принудительным. В России даже существовали центры, куда перевозили украинцев; там они компактно проживали и находились на церковной и придворной службе как певчие наилучших хоров, а также как певцы театров, инструменталисты-исполнители, композиторы, регенты и руководители хоров и т.п. Такими центрами были петербургский Александра-Невский монастырь, Придворная певческая капелла и Придворные театры в Петербурге, поместья российских графов Шереметевых и др. Малолетних мальчиков, набранных в Украине для придворного хора, отправляли в Петербург большей частью насильно, без их согласия. Срок службы в Петербурге для привезенных из Украины мальчиков-певчих был разный. Часто семи-восьмилетние певчие пели в хоре до мутации, а потом их отправляли к себе на Родину, кое-кто шел учиться в Академию искусств. Наилучших певчих переводили в группу взрослых певчих, которые служили до старости. Музыкальное образование. В большинстве монастырей Украины во второй половине XVIII ст. были хорошие хоры, при которых певчих учили музыкальной грамоте. В музыкальном образовательном деле важную роль сыгрывали также архиерейские школы, которые готовили церковных певчих. Еще большее внимание отводилось обучению пению в духовных семинариях. В конце XVIII ст. такие заведения были открыты в Луцке, Каменец-Подольском, Остроге и других городах. Центральной сердцевиной музыкального образования и дальше была Киево-Могилянская академия. Во второй половине XVIII ст. продолжала существовать также Глуховская музыкальная школа (возникшая в 30-х годах XVIII ст.), которая готовила мальчиков из Украины для петербургского двора. Рекрутированные из Украины потом продолжали обучение в Придворной певческой капеле, а кое-кто — и в Италии (Березовский, Бортнянський). В 1786 г. по инициативе российского князя, генерал-фельдмаршала Потемкина на базе его большой домашней капеллы в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) была открыта музыкальная академия. Ее директором стал итальянский композитор Дж. Сарти. В 1787 г. эта академия была переведена в Кременчуг. Таким образом, во второй половине XVIII ст. в Украине существовали разные центры музыкального образования. Центральное место в музыкальном образовании отводилось воспитанию певчих и регентов церковных хоров.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 2859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |