На воссоединенных землях бурно растут города, развиваются ремесла, торговля, формируется новый уклад жизни. На земли Левобережья и Слобожанщины с Правобережной Украины, оставшейся под властью Польши, целыми селами и городами переселяется украинское население, основываются новые города и села, растут и застраиваются старые. Западные центры украинской культуры – Львов, Луцк и Острог – постепенно утрачивают свое значение, уступая место Киеву, Чернигову, Переяславу, Полтаве, а также новопостроенным Харькову, Изюму и Сумам. Повсеместно начинается возведение церквей, монастырей, домов казацкой старшины – теперь они становятся основными заказчиками. В XVII веке в Российском государстве управление всем строительством было централизовано. Им руководил Приказ каменных дел, в обязанности которого входила проверка квалификации мастеров, посылка их по вызовам заказчиков, надзор над заключением договоров и строительством. После 1654 года юрисдикция Приказа каменных дел распространяется и на украинские земли, и так как объем строительства был очень велик, в Украину приезжают русские мастера – ведущие архитекторы страны – О. Д. Старцев, Д. В. Аксаматов и другие. Вполне естественно, что они принесли с собой новые формы и приемы строительной техники, характерные для русской архитектуры того времени, а также определенные черты, свойственные их творческой индивидуальности. Несмотря на это, «стиль, сформировавшийся в Украине во второй половине XVII века, имел свои особенности, обладал устойчивой общностью типологических, конструктивных и художественных черт, что дает полное основание назвать его украинским барокко»17. Католическое барокко, ассоциировавшееся с деятельностью иноземных угнетателей, было ненавистно украинскому народу настолько, что многие поместья и дворы польских магнатов оказались разрушены. Понятно, что строящиеся храмы не должны быть на них похожими. В связи с этим украинское барокко быстро вырабатывает свои стилевые особенности. Компонентами стиля стали национальные приемы типов и композиций зданий, некоторые черты украинской архитектуры, выразившиеся в характере декора. К постройкам барочного стиля украинской архитектуры второй половины XVII – начала XVIII века нужно отнести многочисленные трапезные палаты в православных монастырях: Михайловского Златоверхого, Флоровского, Братского, Выдубецкого в Киеве, Густынского под Прилуками, Софрониевского близ Путивля и многих других. Для большинства трапезных характерно бесстолпное перекрытие центрального зала и алтарной апсиды с куполом с восточной стороны. В украинских храмах этого периода отмечается несколько типов, из которых один восходит к традициям древнерусской архитектуры, остальные – к типам украинских деревянных церквей. Первый тип восходит к реставрированным в XVII столетии древнерусским святыням – киевскому Софийскому, Михайловскому Златоверхому соборам, Кирилловской церкви в Киеве, Спасскому собору и собору Елецкого монастыря в Чернигове, и особенно Успенскому собору Киево-Печерской Лавры. Все эти сооружения после реставрации «облачили» в барочную «одежду»: надстроили верха, добавили пристройки, фасады украсили декором. Строящиеся храмы завершались по украинской традиции пятью или тремя верхами. Такими были соборы монастырей: Троицкого в Чернигове (1679-1695 годы), Братского (1690-1693 годы), Никольского (1690-1696 годы) и Флоровского (1732 год) в Киеве, Крестовоздвиженского в Полтаве (1689-1709 годы).
Любопытным зданием является собор Флоровского монастыря на Подоле в Киеве
В традиционном для древнерусского зодчества плане он завершается тремя верхами подобно украинским трехчастным церквям. Но не этот тип зданий был главным в украинской архитектуре рассматриваемого периода. Наиболее выразительно национальные черты украинской архитектуры проявились в каменных храмах, идущих от трехкамерных и пятикамерных, а в усложненном типе – девятикамерных деревянных церквей. Наиболее распространенным во второй половине XVII – начале XVIII века был пятикамерный тип храма, образующий в плане крест, часто с дополнительными ячейками по углам, боковые стороны которого обычно имели граненую форму и вместе с апсидой создавали в плане форму тетраконха. Здания с крестообразным планом, с центрической объемной динамической композицией, завершающиеся в большинстве случаев пятью или девятью верхами, как правило, ставились на хорошо обозреваемых со всех сторон местах, что определило одинаковое построение фасадов. Старейшим храмом этого типа является Николаевский собор в Нежине, построенный в 1668-1670 годах, венчают который пять широких восьмигранных барабанов, перекрытых куполами с высокими, традиционными для украинской архитектуры завершениями. Композиция здания имеет четко выраженную пирамидальность. В пластике фасадов отсутствуют элементы, роднящие ее с московской архитектурой XVII века. Шедевры архитектуры этого типа зданий – Всехсвятская церковь на Экономических вратах в Киево-Печерской Лавре (1696-1698 годы), Георгиевский собор киевского Выдубецкого монастыря (1696-1701 годы) и Екатерининская церковь в Чернигове (1715 год). К выдающимся памятникам позднего барокко относится Успенский собор Почаевской Лавры на Тернопольщине, возведенный в 1771-1783 годах. Собор поставлен на двухэтажной террасе и очень хорошо вписывается в окружающую природу, доминируя над местностью. По характеру архитектуры и расположению Успенский собор в Почаеве напоминает австрийские дунайские монастыри, в частности – монастырь в Мельке (1702-1733 годы).
Великая колокольня Киево-Печерской Лавры – своего рода программное архитектурное произведение того времени. Это была самая высокая постройка в Российской империи – 96,5 метров! Колокольня была первым зданием, возведенным по принципу ордерной архитектуры. Ее нижний ярус трактован как пьедестал, второй выдержан в формах римско-дорического ордера, третий – ионического и четвертый – коринфского, то есть была использована классическая схема ордерной архитектоники, известная еще по зданию римского Коллизея. Ярусы кверху уменьшаются в диаметре и становятся стройнее. Барочные черты видны лишь в спаренных колоннах, раскрепованных карнизах каждого яруса и очертании завершения главы. В строительстве колокольни применена новая для того времени техника, в частности, специально изготовленные керамические блоки. Как писал о ней сам автор И. Г. Шедель, «сия звоница в Киево-Печерской Лавре, трудом моим сделанная, каким образом по всей Руси и в Европе другой не обыщется... и на вечность оная звоница стоять будет»19. Шедевром барочной архитектуры Украины стала и колокольня Дальних пещер Киево-Печерской Лавры, возведенная С. Д. Ковниром в 1754-1761 годах. Композиционный эффект двухъярусной колокольни построен на контрасте горизонтальных и вертикальных элементов. Фасады нижнего яруса подчеркивают сплошным рустом его горизонтальные пропорции. Сочной лепкой украшена лишь плоскость над проездом. Верхний ярус насыщен пластикой – спаренными колонками с коринфскими капителями на угловых выступах, орнаментальной лепкой, покрывающей все плоскости фасадов. Колокольня завершается высокой барочной многоярусной и четырьмя конусовидными башенками. В 1763-1768 годах С. Д. Ковнир строит колокольню Ближних пещер, сходную по характеру архитектуры с колокольней Дальних, но без боковых башенок на углах. Барокко – стиль архитектурных ансамблей. В монастырях Украины большинство их складывалось в разное время, довольно часто – еще в период Киевской Руси, но окончательное формирование происходит именно в эпоху украинского барокко. Тогда создаются новые постройки, объединенные в единый архитектурный комплекс, возводятся колокольни – вертикальные доминанты ансамблей, обители окружаются стенами и башнями. Наконец, всем зданиям придается единое стилевое лицо – постройки штукатурят, белят, древние здания «одевают в барочную одежду». Так создаются цельные в своем художественном выражении церковно-архитектурные ансамбли Киева (Софийский, Михайловский, Выдубецкий и другие монастыри, Киево-Печерская Лавра), Чернигова (Троицкий и Елецкий монастыри, ансамбль Черниговского детинца), Переяслава (Вознесенский, Михайловский монастыри), Межигорского, Красносельского, Густынского, Мгарского и других монастырей Приднепровья и Левобережья.
Во второй половине XVIII века господствующим архитектурным стилем в большинстве европейских стран становится классицизм, сменивший барокко
В Украине в это время происходят важные события: воссоединение Правобережья, Брацлавщины и Волыни, освобождение обширных южных земель с выходом к Черному морю, завоевание Крыма. Заселяется Юг, основываются десятки новых городов: Одесса, Херсон, Николаев, Мариуполь, Мелитополь, Симферополь. Для всей Российской империи разрабатываются генеральные планы городов как старых, так и вновь создаваемых, с классицистической регулярной планировкой. Классицизм в Украине проходит те же этапы, что и в России, а именно: ранний классицизм – 1760-1780 годы, время, когда формировались его особенности в России, в архитектурных формах еще отмечались барочные черты; зрелый или высокий – 1790-1830 годы; поздний – 1840-1850 годы, когда стиль начинает изживать себя, появляются черты архитектуры следующего периода. В Украине классицизм ранее всего проявился в усадебной архитектуре, в крупных поместьях, в основном строившихся столичными петербургскими зодчими. В 1765-1771 годах в имении К. Разумовских в Почепе (ныне Брянская область) по проекту одного из родоначальников раннего классицизма Валена Делямота строится Воскресенская церковь, близкая по типу и характеру архитектуры к украинским церквям в Лемешах, Коропе и Глухове. Дворцовые постройки 80-90-х годов XVIII века уже полностью классицистичны. Таков собор Джакомо Кваренги в Спасо-Преображенском монастыре в Новгород-Северском (1791-1806 годы) – с обычными для классицистических церквей портиками перед входом, полусферическими куполами и гранеными башенками-колокольнями над западным фасадом. При всей регламентации форм и приемов классицизма каждый город в той или иной степени налагал на классицистическую архитектуру определенные, свойственные только ему черты, обусловленные характером местности, рельефа, пейзажа, окружающей застройки, местных вкусов и традиций. Так, в окраске вновь возводимых храмов в Украине часто преобладал традиционный белый цвет – в отличие от «обязательного» желтого в России.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав!Последнее добавление