Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Музыкальное искусство




Во второй половине XVIII ст. работали такие выдающиеся украинские композиторы как Г.Березовский, Д. Бортнянский, А. Ведель, которые стали классиками, а также С. Дегтярев, М. Концевич, И.Хандошкин, С.Давыдов, В.Трутовский. Музыку писал и украинский философ Г.Сковорода. Из-за неблагоприятных колониальных условий развития украинской культуры деятельность многих украинских музыкантов, в том числе таких исключительно талантливых композиторов как Березовский, Бортнянский, Дегтярев и др., проходила вне границ Украины — в России, а кое-кого (Г. Березовского, Д. Бортнянського) — и в Италии. Но их творчество является весомой частью украинского музыкального искусства второй половины XVIII ст. На судьбе украинских композиторов второй половины XVIII ст. отрицательно сказалась жестокая политика российского самодержавия. В неволе был А. Ведель, в рабском положении крепостного был С. Дегтярев, по возвращении из Италии в Россию до отчаяния был доведен Г. Березовский.

Что же нового появилось в украинском музыкальном искусстве второй половины XVIII ст.?

В украинской музыке в это время происходит изменение стилевой ситуации. В творчестве композиторов появляются те новые стилевые тенденции, которые были характерны для западноевропейской музыки «предклассичного периода» (признаки галантного стиля с выделением чувствительного начала), а также некоторые особенности раннего и зрелого классического стиля. В творчестве композиторов прослеживаются и сентиментальные черты.

Значительные изменения произошли в жанровой системе. Обновляется духовная музыка и возникает духовный циклический концерт нового стиля. В нем усиливаются связи со светским искусством, появляется новое качество музыкальной образности с ярчайшими воспроизведением эмоциональных переживаний.

Возникают новые жанры: опера (оперы-сериа Г. Березовского, Д. Бортнянского, лирико-комические оперы Д. Бортнянского); высоко-профессиональная инструментальная музика (Березовский, Бортнянский, Хандошкин). Расцветает жанр песня-романс, а также традиционный жанр — кант. Широкого распространения приобрел вертеп, в котором зарождались признаки украинской национальной оперы.

Народное творчество. Во второй половине XVIII ст. завершилось создание классического фонда украинского фольклора: героический эпос, лирико-эпические песни (баллады), а также казацкие, чумацкие, бурлацкие, любовно-лирические, шуточные, сатирические, танцевальные песни и инструментальная музика.

Канты. Во второй половине XVIII ст. широкое распространение в городской среде получили канты. Этот вокальный жанр, связанный с книжной поэзией, записывался как одноголосно, так и трёхголосно. Он возник еще в конце XVI — в начале XVII ст. и развивался на протяжении XVII— XVIII ст. Канты принадлежали к наиболее популярным и любимым жанрам городского бытового музицирования. Во второй половине XVIII ст. распространенными были светские канты. Существуют свидетельства о популярности во второй половине XVIII ст. любовно-лирических кантов. В любовно-лирических кантах вызревал жанр песни-романса, а во второй половине XVIII ст. эти жанры уже функционировали параллельно. Не менее распространенными во второй половине 18 ст. были шуточные канты («Ой, под вишней, под черешней»).

Параллельно со светскими кантами в городском быту бытовали и духовные канты. Благодаря распространенности во второй половине XVIII ст. духовных кантов в Украине сохранились их рукописные сборники. В Почаевской лавре (на Тернопольщине) в 1790—1791 гг. был напечатан сборник духовных кантов под названием «Богогласник». Организаторы «Богогласника» предназначали помещенные в нем канты для исполнения в церкви в конце Службы, а также во внецерковных пениях на разные религиозные праздники. Духовные канты были авторскими произведениями, но они распространялись преимущественно как анонимные. В XVII — первой половине XVIII ст. духовные канты писали такие известные писатели как Димитрий Туптало, Епифаний Славинецкий. Феофан Прокопович и др. Печатный «Богогласник» (1790-1791 гг.) состоит из 248 кантов-песен. Из них 33 — на польском языке, три — латынью, все другие — церковнославянским или книжным украинским языком.

Песня-романс. Во второй половине XVIII ст. развивался жанр песни-романса. Однако из-за отсутствия в Украине музыкальных изданий, за исключением «Богогласника» (напечатанного в Западной Украине), много произведений не дошли до нашего времени. Сохранились в основном те песни-романсы, которые остались в памяти украинского народа и распространялись в устной форме. Песни-романсы были индивидуальным творчеством. Они возникали в городах и предназначались для исполнения с инструментальным сопровождением в домашнем бытовом музицировании. Значительное количество украинских песен-романсов, печального настроения. В жанре песни-романса писал Г.Сковорода. Украинская песня-романс второй пол.. 18 ст. «питала» украинское профессиональное искусство.

Духовная музыка. На вторую половину XVIII ст. приходится кульминационный взлет украинской духовной музыки. В это время в украинской музыке сформировался новый стиль духовной музыки. Классиками этого стиля стали украинские композиторы Г. Березовский, Д. Бортнянский и А. Ведель. Значительные достижения украинской духовной музыки в этот период были обусловлены ее богатыми достояниями в предыдущую эпоху барочного партесного концерта и чрезвычайно высоким уровнем хорового исполнительства. Определяющим был и талант этих композиторов, их высокое профессиональное образование, прекрасное знание вокала и выразительных возможностей хора.

Новый стиль духовной музыки начал в Украине композитор Андрей Рачинский в середине XVIII ст. Пока что известны названия лишь четырёх его концертов: «Радуйтесь Богу помощнику», «Возлюблю тя, Господи», «Не отвержи меня», «Скажи ми, Господи, кончину мою».

Одним из зачинателей нового стиля стал также Г. Березовский (60-те — 70-те годы XVIII ст.). Его высокохудожественное творчество дало толчок для развития этого стиля в творчестве Д. Бортнянского (80-те — 90-те годы), А. Веделя (90-те годы), С.Дегтярева и С.Давыдова (90-те годы XVIII - поч. XIX ст.).

В отличие от А. Рачинского и А. Веделя, Г. Березовский, Д. Бортнянский и С. Дегтярев писали свои духовные концерты в России и в Италии, но они были украинцами по происхождению, что повлияло на их ментальность, которая ярко обозначилась на их творчестве. В творчестве композиторов второй половины XVIII ст. есть литургии, отдельные литургийные произведения (причасные, херувимские, ирмоси и др.). Но самое существенное место в их творчестве занимает хоровой концерт. Сравнительно с другими песнопениями на Литургии, хоровой концерт более всего развит, и именно в этом жанре церковная музыка имела ярчайшее проявление.

Духовные концерты во второй половине XVIII ст. писали на те же самые церковные тексты, что и партесные произведения. Однако заметно, что на новом историческом этапе композиторы чаще стали обращаться к текстам Псалтыря. Среди религиозных книг Псалтырь имел особую популярность: он использовался не только в Богослужении, но и как книга для личного чтения. Псалтырь состоит из 150 псалмов высокого литературно-художественного качества. Псалмы привлекали высказанными в них мыслями и чувствами, которые волновали людей, а также поэтичностью, тонким лиризмом и давали читателям эстетическое удовлетворение. Они выражали разное состояние людской души, которое «изливалось» в молитве к Богу: радость и печаль, счастье и подавленность. Псалмы передавали как переживания отдельной людской души, так и религиозные переживания всего сообщества. Они были благодатным поэтическим источником для воплощения в музыке религиозно-философских мыслей и широкой гаммы человеческих чувств. Украинский духовный концерт второй половины XVIII ст. воплотил тексты псалмов на новом интеллектуальном, художественном и эмоционально-выразительном уровнях.

Духовная музыка второй половины XVIII ст. - это второй этап активного усвоения композиторской техники и достижений тогдашнего западноевропейского музыкального искусства (первый этап приходится на барочный партесный концерт).

Исследователи предполагают, что прототипом духовного циклического концерта мог быть итальянский акапельный мотет венецианской и болонской школ. Но как и партесный концерт, циклический духовный концерт второй половины XVIII ст. не имеет прямых аналогий в западноевропейской музыке, потому что украинским композиторам удалось органически соединить «чужое» и «свое» и развить украинский стиль духовной музыки. Хоть жанр духовного концерта был характерным для музыкального стиля эпохи Барокко, однако духовный концерт второй половины XVIII ст. значительно трансформировался. Он еще связан с некоторыми традициями барочного партесного концерта, которые проявляются:

— в сохранении концертного стиля хоровой фактуры как характерного признака жанра (с колористическим сопоставлением хорового тутти с ансамблями и соло разных групп голосов);

— в объединении гармонической и полифонической фактур;

— в использовании построений мотетного типа (имитационное проведение голосов, которое завершается гармоническим тутти;

— в нанизывании ряда тематических построений в форме частей.

Но эти особенности включаются в контекст музыкальной образности нового качества, в новую интонационную сферу, в новую стилистику. Это дает основания считать духовный концерт второй половины XVIII ст. новым стилевым явлением. Переход от барокко к новому стилю состоялся в творчестве А. Рачинского и Г. Березовского.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 847; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.