Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты и рекомендации. • Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показыва­ете ребенку движение, он, глядя в зеркало




УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ПОДВИЖНОСТИ РЕЧЕВЫХ ОРГАНОВ

ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

• Упражнения должны выполняться перед зеркалом: вы показыва­ете ребенку движение, он, глядя в зеркало, повторяет его за вами.

• Каждое движение ребенок может совершать многократно, так как детям этого возраста часто бывает трудно с первого раза выпол­нить новое двигательное задание.

• Постарайтесь обнаружить те препятствия, которые мешают ре­бенку совершить требуемое действие.


 


Подвижность речевых органов»

Бывает, что ребенок не может в полном объеме совершать необхо­димые для речи движения. В результате у него не формируется полно­ценное произношение звуков, а в тяжелых случаях вообще не появля­ется никакой речи.

У неговорящих детей встречаются два вида ярко выраженных дви­гательных затруднений:

1. У ребенка могут быть параличи и парезы (частичные парали­чи) мышц речевых органов. Это заболевание называется дизартрией (или анартрией).

2. Мышцы ребенка могут быть вполне здоровы. Но по причине того или иного мозгового нарушения он не может, образно говоря, «на­учиться» совершать речевыми органами необходимые движения. Это заболевание называется моторной алалией.

^ Нужно открывать и закрывать рот, «шлепая» при этом губами.

^ Попеременно высовывать изо рта язык и убирать его обратно.

^ Приоткрыть рот, положив широкий, распластанный язык на ниж­ние зубы, удерживать его около 5-6 секунд в таком положении в спокойном состоянии.

•^ Губы должны поочередно симметрично располагаться в неширо­кой улыбке и вытягиваться в трубочку (при выполнении этого задания зубы ребенка должны быть сомкнуты, и движение совер­шаться одними губами, без дополнительного движения подбород­ком).


1. У ребенка может обнаружиться тяжелая форма дизартрии (анартрия). Этому речевому нарушению обычно сопутствуют и разнообразные общие расстройства движения в области различных неречевых мышц.

Признаки:

• Речевые органы не могут сохранять одно и то же положение в течение 5~б секунд. Это особенно заметно по состоянию языка - он постоянно дергается, дрожит, его невозможно расслабить.

• Синеватый оттенок языка. Если ребенок пытается какое-то время удер­жать язык неподвижным, язык от напряжения синеет.

• Повышенное слюноотделение. Если вы попросите ребенка некоторое время посидеть с открытым ртом, то заметите, как под языком у него мгно­венно скапливается слюна.

• Невозможность выполнить многие простые движения. Например, ре­бенок совершенно не может вытянуть губы в трубочку или высунуть язык.

• Асимметрия в работе мышц. Если ребенок, например, пытается высу­нуть язык изо рта, он отклоняется у него вправо или влево. Часто даже в состоянии покоя у ребенка можно обнаружить асимметричность губ, когда рот оказывается смещенным в ту или иную сторону.

• Нарушение тонуса мышц. Мышцы либо напряжены, зачастую до невоз­можности совершить необходимое движение, либо излишне расслабле­ны — тогда лицо ребенка амимично, а рот приоткрыт.

• Подергивания, дрожание в различных группах мышц.

• Очень сильная назализация голоса. Ребенок говорит сильно «в нос» (гнусаво).

В результате этих препятствий ребенок не в состоянии точно выполнить Н1/ одного из упражнений, а некоторые движения не может совершать вовсе из-за чрезмерного напряжения мышц или сильных подергиваний в них. Если вы обнаружите у ребенка подобную картину, вам нужно будет срочнс обратиться к логопеду, специализирующемуся именно на дизартриях и вла-


 

 

 


нрип-эо^лип^! ^ улучшспил речи у реиен^с! возникну 1Ь не МОЖеТ, 6

ду тем отставание в речевом развитии будет сказываться на его умственном и психическом развитии в целом.

2. У ребенка может быть моторная алалия.

Признаки:

• Ребенок не может повторить вслед за вами требуемое движение. При­чем, если вы поможете ему выполнить его (например, потянете его за под­бородок, чтобы он открыл рот), то движение у него может получиться. Это связано с тем, что он «не знает», как совершить то или иное действие.

• Ребенок не может воспроизвести последовательности действий. Он не может запомнить, в каком порядке нужно совершать движения. Это осо­бенно заметно при выполнении последнего упражнения

• Речевые органы не могут переключиться с одного действия на другое (например, улыбнувшись, ребенок не может вслед за тем вытянуть губы в трубочку). Но, если попытаться выдвинуть его губы вперед, нажав паль­цами на углы рта, движение ребенку удается.

• Ребенок не сразу находит нужное положение для своих речевых ор­ганов, а действует как бы «на ощупь». Помощь со стороны облегчает на­хождение позы.

Эти затруднения не позволяют ребенку выполнить упражнения. Иногда дети догадываются различными способами помогать себе (например, сжимают губы пальцами, чтобы закрыть их, проталкивают пальцем язык внутрь рта и т.п.).

Если вы обнаружите у ребенка подобные нарушения, вам нужно будет обра­титься к логопеду, имеющему опыт работы с моторной алалией. Ребенка так­же можно определить в логопедический детский сад в группу для детей с общим недоразвитием речи. Имейте в виду, что наличие этого дефекта мо­жет вызвать у ребенка задержку психического (в том числе и умственного) развития.

3. Вы не обнаружили у ребенка особенных проблем при выполнении им двигательных заданий. После нескольких попыток большинство упраж­нений ему удаются. Серьезных нарушений понимания речи вы у него также не обнаружили. Обследовать такого ребенка более подробно вы сами не сможете.

По поводу уточнения диагноза и назначения лечения вам необходимо обра­титься к дефектологу и детскому психологу, а также к детскому психоневро­логу. В Москве, например, существуют районные медико-психолого-педа­гогические комиссии, где проводится комплексное обследование детей. В детских психоневрологических диспансерах также есть диагностические ка­бинеты. У ребенка может быть какое-то заболевание, связанное с наруше­нием интеллекта, возможны и другие психические недостатки, сопровожда­ющиеся недоразвитием речи.


У неразборчиво говорящего ребенка могут быть как сложные ре­чевые нарушения, требующие вмешательства специалиста, так и про­сто неправильное произношение большого числа звуков.

Чтобы определить, есть ли у ребенка какой-либо серьезный рече­вой дефект, нужно выяснить следующие моменты:

• Соответствует ли возрасту его общее речевое развитие:

— словарный запас;

— грамотность речи;

— развернутость фразовой речи;

— понимание речи окружающих;

— рисунок (или структура)слова.

• Нарушена ли (и в какой мере) подвижность речевых органов ре­бенка.

Общее речевое развитие

1. СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС

Нужно проверить словарь глаголов, существительных, прилага­тельных и предлогов.

Словарь глаголов

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет хорошо извест­ные ему действия (вы можете совершать их сами или показывать ребенку картинки, на которых они изображены: «машина едет*, «мальчик спит*, «девочка ест» и т. п.). При этом задавайте ре­бенку вопросы: «Машина что делает?», «Мальчик что делает?».

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет действия, при­сущие тем или иным объектам. Примерные вопросы: «Самолет что делает?» (летит). «Поезд что делает?» (едет). «Лампочка что делает?» (светит или горит) и т. п.

Словарь существительных

^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет известные ему предметы: например, стол, стул, кресло, тарелка, чашка, авто­бус, машина, дерево, цветок и т. п. Вы показываете ребенку сам предмет или картинку с его изображением, а он называет.

•^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет детенышей из­вестных ему животных. Вы спрашиваете у ребенка: «Как называ­ются детеныши кошки?» (котята), «Собаки?» (щенята) и т. д.


 

 


черный, белый, красный, зеленый, синий, желтый, коричневый. Попросите ребенка сказать, какого цвета тот или иной предмет. ^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок называет размер предме­тов: большой, длинный, широкий, маленький, толстый и т. д. Для этого вы показываете ребенку соответствующие предметы.

Словарь предлогов

•^ Нужно выяснить, правильно ли ребенок употребляет предлоги. Вы задаете ребенку вопросы о местонахождении предмета. На­пример: «Где находится ручка?» столе, за столом, под столом, на столе, над столом, возле стола, перед столом).

2. ГРАМОТНОСТЬ РЕЧИ ?

Поскольку речь ребенка неразборчива, бывает трудно уловить на слух, грамотно ли он говорит. Поэтому нужно специально выяснить, использу­ет ли он в речи необходимые окончания, приставки, суффиксы и т. п.

Нужно проверить, использует ли ребенок множественное число существительных, а также уменьшительную форму существительных, может ли он образовывать женский род от глагола мужского рода про­шедшего времени и множественное число прилагательных.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.