Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты и рекомендации. Подвижность речевых органов




ОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

ЮПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Подвижность речевых органов

Упражнения, предназначенные для проверки подвижности рече-?ых органов, а также правила их выполнения вы найдете в предыду-цей главе.

•^ Рот открыт. Язык ребенка должен свободно поочередно подни­маться и опускаться к верхним и нижним зубам.

^ В этом же положении язык должен свободно поочередно подни­маться к альвеолам и опускаться к нижним зубам у их оснований.

^ Губы находятся в неширокой улыбке, язык ребенка должен легко поочередно достигать углов рта.

• Когда в инструкции сказано, что упражнение выполняется с от­крытым ртом, это значит, что рот ребенка должен быть приот­крыт на ширину, необходимую для произнесения достаточно от­крытого звука [э].


вых органов (нижней челюсти, губ).

1. У ребенка может обнаружиться нарушение подвижности речевых ор­ганов (дизартрия средней степени тяжести).

Признаки:

• Асимметричная работа мышц. Высунутый язык при этом отклоняется вправо или влево от средней линии, улыбка также смещается в соответ­ствующую сторону.

• Невозможность выполнить отдельные движения. Ребенок вообще не может совершать какие-то действия, например доставать кончиком язы­ка углов рта - обоих или какого-либо одного из них.

• Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Например, вместо того, чтобы коснуться языком верхних зубов, ребенок высовывает его изо рта гораздо сильней, чем для этого нужно, и может коснуться им даже верхней губы.

• Неоправданные синхронные движения речевых органов. В этом слу­чае совершение одного движения сопровождается другим. Например, если ребенок поднимает язык, у него вслед за языком подтягивается и нижняя челюсть, при совершении движения языком вправо-влево нижняя челюсть также может совершать аналогичные движения.

• Нарушение тонуса мышц. Мышцы языка и губ у ребенка могут быть из­лишне напряжены или, напротив, чрезмерно вялы.

• Назализация голоса. Ребенок может говорить в нос.

• Вы можете заметить, что ребенок не может поднять вверх язык, хотя с ос­тальными заданиями справляется удовлетворительно. В этом случае вам нуж­но проверить, достаточной ли длины у него уздечка языка (см. с. 26).

Если вы нашли у ребенка описанные затруднения, обратитесь к логопеду, владеющему техникой специального логопедического массажа. Если такой возможности нет, вы можете самостоятельно развивать подвижность рече­вых органов ребенка с помощью комплекса артикуляционной гимнастики (см. с. 84). Без этих занятий произношение ребенка вряд ли улучшится.

2. У ребенка может быть легкая форма дизартрии.

Признаки:

• Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу.

• Не может удержать ее без изменений на протяжении 5~б секунд.

• Ребенку бывает сложно переключиться с выполнения одного движения на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка.

• При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно пови­нуются.


9 Я

 


гателыные задания по образцу.

Если у вашего ребенка есть эти затруднения, вы с помощью специальных уп­ражнений легко сумеете восстановить у него подвижность речевых мышц (см. с. 84). Иначе у ребенка не сможет сформироваться правильное произноше­ние.

3. У ребенка нормальная подвижность речевых органов.

Признаки:

• Ребенок не смог выполнить какое-то упражнение с первого раза, так

как он не освоил новое движение, но после нескольких попыток, когда ребенок уже разучит движение, оно должно выполняться легко.

• При выполнении нового упражнения ребенок может пытаться совершать неоправданные синхронные движения другими органами речи. Если указать ему на эту ошибку, он способен ее исправить.

• Язык ребенка может быть чересчур напряженным. Это возникает от его излишней старательности. Если попросить ребенка не стараться так сильно и шевелить во рту «мягким», «ленивым» языком, чрезмерное на­пряжение мышц исчезнет.

Если вы не нашли у ребенка общего недоразвития речи и нарушения подвижности речевых органов средней степени тяжести, значит, у него нет серьезных речевых расстройств и нет необходимости в срочной спе­циальной помощи. У ребенка просто нарушено произношение большого числа звуков. Для его возраста это речевым дефектом не является. Но вам нужно выяснить, способен ли ваш ребенок к самостоятельному ос­воению правильного звукопроизношения или у него, скорее всего, за­фиксируются неполноценные способы произношения звуков. Читайте следующую главу.

Разборчиво говорящие дети

Причины, которые вызывают у ребенка нарушение произноше­ния звуков, можно разделить на основные и дополнительные. • Основные причины нарушения звукопроизношения:

— нарушение подвижности речевых органов;

— нарушение речевого слуха;

— короткая уздечка языка.

Эти неблагоприятные особенности являются самостоятельными дефектами и принудительно формируют у ребенка нарушение звуко­произношения.


— нарушение общей подвижности ребенка;

— нарушение речевого выдоха;

— нарушение голоса.

Эти особенности сами по себе не являются болезненными проявле­ниями, а только предрасполагают ребенка к возникновению и закреп­лению у него недостатков произношения.

Существуют также различные способы неправильного произно­шения звуков.

• Благоприятные способы произнесения звуков.

Они указывают на то, что нормативное произношение этих звуков ребенок, скорее всего, сможет освоить самостоятельно.

• Неблагоприятные способы произнесения звуков.

Эти способы произнесения указывают на то, что эти звуки само­произвольно у ребенка вряд ли появятся.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.