КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результаты и рекомендации. Подвижность речевых органов
ОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ЮПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Подвижность речевых органов Упражнения, предназначенные для проверки подвижности рече-?ых органов, а также правила их выполнения вы найдете в предыду-цей главе. •^ Рот открыт. Язык ребенка должен свободно поочередно подниматься и опускаться к верхним и нижним зубам. ^ В этом же положении язык должен свободно поочередно подниматься к альвеолам и опускаться к нижним зубам у их оснований. ^ Губы находятся в неширокой улыбке, язык ребенка должен легко поочередно достигать углов рта. • Когда в инструкции сказано, что упражнение выполняется с открытым ртом, это значит, что рот ребенка должен быть приоткрыт на ширину, необходимую для произнесения достаточно открытого звука [э]. вых органов (нижней челюсти, губ). 1. У ребенка может обнаружиться нарушение подвижности речевых органов (дизартрия средней степени тяжести). Признаки: • Асимметричная работа мышц. Высунутый язык при этом отклоняется вправо или влево от средней линии, улыбка также смещается в соответствующую сторону. • Невозможность выполнить отдельные движения. Ребенок вообще не может совершать какие-то действия, например доставать кончиком языка углов рта - обоих или какого-либо одного из них. • Чрезмерная амплитуда при выполнении движений. Например, вместо того, чтобы коснуться языком верхних зубов, ребенок высовывает его изо рта гораздо сильней, чем для этого нужно, и может коснуться им даже верхней губы. • Неоправданные синхронные движения речевых органов. В этом случае совершение одного движения сопровождается другим. Например, если ребенок поднимает язык, у него вслед за языком подтягивается и нижняя челюсть, при совершении движения языком вправо-влево нижняя челюсть также может совершать аналогичные движения.
• Нарушение тонуса мышц. Мышцы языка и губ у ребенка могут быть излишне напряжены или, напротив, чрезмерно вялы. • Назализация голоса. Ребенок может говорить в нос. • Вы можете заметить, что ребенок не может поднять вверх язык, хотя с остальными заданиями справляется удовлетворительно. В этом случае вам нужно проверить, достаточной ли длины у него уздечка языка (см. с. 26). Если вы нашли у ребенка описанные затруднения, обратитесь к логопеду, владеющему техникой специального логопедического массажа. Если такой возможности нет, вы можете самостоятельно развивать подвижность речевых органов ребенка с помощью комплекса артикуляционной гимнастики (см. с. 84). Без этих занятий произношение ребенка вряд ли улучшится. 2. У ребенка может быть легкая форма дизартрии. Признаки: • Ребенок не сразу может найти для речевых органов нужную позу. • Не может удержать ее без изменений на протяжении 5~б секунд. • Ребенку бывает сложно переключиться с выполнения одного движения на другое, например, при поочередном поднимании и опускании языка. • При этом невооруженным глазом видно, что он совершает не такую уж и простую для него работу, заметно, что мышцы ему недостаточно повинуются.
гателыные задания по образцу. Если у вашего ребенка есть эти затруднения, вы с помощью специальных упражнений легко сумеете восстановить у него подвижность речевых мышц (см. с. 84). Иначе у ребенка не сможет сформироваться правильное произношение. 3. У ребенка нормальная подвижность речевых органов. Признаки: • Ребенок не смог выполнить какое-то упражнение с первого раза, так как он не освоил новое движение, но после нескольких попыток, когда ребенок уже разучит движение, оно должно выполняться легко.
• При выполнении нового упражнения ребенок может пытаться совершать неоправданные синхронные движения другими органами речи. Если указать ему на эту ошибку, он способен ее исправить. • Язык ребенка может быть чересчур напряженным. Это возникает от его излишней старательности. Если попросить ребенка не стараться так сильно и шевелить во рту «мягким», «ленивым» языком, чрезмерное напряжение мышц исчезнет. Если вы не нашли у ребенка общего недоразвития речи и нарушения подвижности речевых органов средней степени тяжести, значит, у него нет серьезных речевых расстройств и нет необходимости в срочной специальной помощи. У ребенка просто нарушено произношение большого числа звуков. Для его возраста это речевым дефектом не является. Но вам нужно выяснить, способен ли ваш ребенок к самостоятельному освоению правильного звукопроизношения или у него, скорее всего, зафиксируются неполноценные способы произношения звуков. Читайте следующую главу. Разборчиво говорящие дети Причины, которые вызывают у ребенка нарушение произношения звуков, можно разделить на основные и дополнительные. • Основные причины нарушения звукопроизношения: — нарушение подвижности речевых органов; — нарушение речевого слуха; — короткая уздечка языка. Эти неблагоприятные особенности являются самостоятельными дефектами и принудительно формируют у ребенка нарушение звукопроизношения. — нарушение общей подвижности ребенка; — нарушение речевого выдоха; — нарушение голоса. Эти особенности сами по себе не являются болезненными проявлениями, а только предрасполагают ребенка к возникновению и закреплению у него недостатков произношения. Существуют также различные способы неправильного произношения звуков. • Благоприятные способы произнесения звуков. Они указывают на то, что нормативное произношение этих звуков ребенок, скорее всего, сможет освоить самостоятельно. • Неблагоприятные способы произнесения звуков. Эти способы произнесения указывают на то, что эти звуки самопроизвольно у ребенка вряд ли появятся.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 462; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |