КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Упражнения на усиление мышечных напряжений. 2 страница
При произнесении звука [х] (рис. 6) образуется щель, в которую с шумом выходит воздух. При произнесении звуков [к] и [г] (рис. 7). вначале возникает смыкание корня языка с нёбом, закрывающее выход струе воздуха, затем язык отлепляется от нёба и воздух резко, с характерным щелчком устремляется в возникшую щель.
Несмотря на то что заднеязычные звуки образуются почти в горле, воздушная струя при их произнесении должна беспрепятственно выходить изо рта. Особенно это заметно при произнесении звука [х]. Выдох легко обнаружить подставленной ко рту ладонью. [х7] — хит, хек, мухи, духи [к] — кот, кнут, покой, окно, буква, бок, док [к'] — кит, кипа, макет, анкета [г] — гудок, губа, гам, нога, подмога, магма, манго [г'] — гид, Гена, бумаги, ангина ГУБНО-ЗУБНЫЕ ЗВУКИ [Ф, В] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ Произношение звука [ф]: Язык лежит на дне ротовой полости. Верхние резцы соприкасаются с нижней губой, воздушная струя проходит между ними. При произнесении звука [в] положение речевых органов остается прежним, но добавляется голос (рис. 8). Для этих звуков используется единственный способ постановки. Н МЛ. ,П, Виды неправильного произношения заднеязычных звуков: Звук [х] чаще всего заменяется на звук [к]. Способ постановки — П. Часто он заменяется на правильный или дефектный звук [ф]. Способ постановки — I. Может звучать как форсированный горловой выдох. Способы постановки — II, III. Подобным же образом нарушается произношение мягкого звука [х']. Звуки [к, г] чаще всего заменяются на звуки [т, д]. Способ постановки — любой. Иногда звук [к] заменяется на звук [х], а звук [г] на звук, напоминающий южнорусское или украинское произношение этого звука (как бы звонкий [х]). Способы коррекции — III, IV. Мягкие звуки [к', г'] нарушаются подобным же образом. Рис. 8 Виды неправильного произношения губно-зубных звуков: Звуки [ф, в] могут произноситься как губные, тогда струя воздуха проходит в щель между губами. При этом возможны 2 варианта произношения: 1. Если воздушная струя ослаблена, звуки несколько напоминают звуки [п, б]. 2. Если же воздушная струя достигает губ, звук [ф] звучит как Простой выдох, его звучание искажается мало, зато звук [в] получается несколько оглушенным и больше напоминает английский вариант произношения этого звука.
их. «глотает». ото происходит из-за того, ню достигает губ ребенка, так как уходит в нос. Обнаружить это легче (зажав ребенку нос пальцами) при произнесении звука [в]. • В произношении звуков [ф, в] может участвовать язык. Он высовывается между зубами, и струя воздуха проходит между ним и верхними резцами (к языку может прикасаться также и верхняя губа). • Аналогичным образом может нарушаться произношение мягких пар этих звуков. Слова для проверки произношения губно-зубных звуков: • - [ф] — фантик, фуга, кафе, муфта, кафтан, нимфа, миф [ф'] — фильм, Феня, кофе, пуфик, гольфик, амфибия [в] — Ваня, вода, подкова, овод, подвох, двойка [в'] — вина, вена, ливень, аквилегия, подвид, Матвей МЯГКИЕ СОГЛАСНЫЕ [Т1] И [Д1] Произношение звука [т']: рот почти закрыт, губы вытянуты в улыбку, зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса. При произнесении этих звуков допустимо 2 положения для языка: 1. Кончик языка прижат к основанию верхних резцов или к самим верхним резцам, ближе к их основанию. 2. Кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к основанию верхних резцов. В обоих случаях спинка языка приподнята и приближена к нёбу, как это бывает при произнесении звука [и] (рис. 9). Воздушная струя должна точно нацеливаться в место образования звука. При длительном произнесении звука [т'], после того как кончик или передняя часть языка немного отодвигаются от основания верхних резцов, вторым звуком слышится мягкий звук [с']. Звук [д'] образуется так же, только с добавлением голоса. При правильном его произнесении вторым звуком после него слышится звук [з']. Произношение этих звуков нарушается почти всегда, когда бывает нарушено произношение шипящих, но его труднее заметить. Ставить эти звуки нужно обязательно, так как они часто встречаются в речи, и при их дефектном произношении она будет звучать неряшливо. Виды неправильного произношения звуков [т', д']: • Звуки [т', д'] могут произноситься с неясным шипящим призвуком, так, что звук [т'] несколько отдает в [ч], а звук [д'] в звук, напоминающий озвонченный звук [ч] ([д'ж']). Губы принимают по- ^аи иыоа±\л приоткрыты, оии^ои шдладивли — ЛЮООИ. • Звук [т'] может произноситься как нечетко звучащий [ч], а звук [д'] — как звук [д'ж'] (причем [ж'] слышится смягченным и неточным). Избыточная артикуляция губ при этом отсутствует. Способ постановки — любой. • Звуки [т', д'] могут произноситься с оттенками звуков [к' и г']. Иногда может даже казаться, что звуки [т', д'] почти заменяются на эти звуки. Это объясняется тем, что язык ребенка оттянут в глубь рта. Губы при этом растянуты в очень выраженную и напряженную улыбку. Способы постановки — I, III. При всех видах нарушения произношения воздушная струя практически не выходит изо рта ребенка, а «распыляется» внутри. Слова для проверки произношения звуков [т'] и [д']: [т'] — тина, тип, плетень, котенок, палантин, мантия, мать, тать [д'] — дед, Дина, Надя, будильник, ундина, Индия, Авдей ЗВУК [И] Произношение звука [и]: Губы растянуты чуть меньше, чем при произнесении звука [и]. Зубы почти сомкнуты в правильном прикусе. Кончик языка находится у нижних резцов. Средняя часть спинки языка поднята к твердому нёбу.
Воздух проходит между нёбом за альвеолами и языком (рис. 10).
нарушен. При этом смягченно могут произноситься и другие согласные звуки. Способ постановки — любой. • Звук [и] может заменяться на йотированный южнорусский звук [г] (смесь звуков [и] и [г]), то есть произноситься с помощью задней части спинки языка. При этом речевой выдох сильно нарушен. Способ постановки — любой. Слова для проверки произношения звука [и]: [и] — яма (произносится йама), йод, Майя, гайка, мойва, обойма, бой, вой •И ЗВУК [Л] И ЕГО МЯГКАЯ ПАРА Произношение звука [л]: Губы в нейтральном положении, зубы либо прикрыты, либо слегка приоткрыты. Положение языка может быть различным: кончик языка может упираться в место между альвеолами и верхними резцами, в основание верхних резцов, а также в верхние или нижние резцы (рис. 11). л»: Рис. 11 Звук [л] звучит правильно, когда речевой выдох четко направлен в самые зубы. От этого при длительном произнесении звука [л] к его звучанию добавляется некий «жужжащий» призвук от трения воздушной струи о зубы. слегка окрашенный призвуком [л] звук [ы]. При правильном произнесении звук [л] возникает, когда язык отрывается от того места, к которому был только что прижат. В этот момент может даже слышаться некоторая примесь звука [д] или небольшое шуршание («всхлипывание») проходящего между языком и местом артикуляции воздуха. При произнесении мягкого звука [л'] спинка языка дополнительно поднимается к твердому нёбу. Виды неправильного произношения звуков [л] и [л']: • Звук [л] может заменяться звуком [ы], язык при этом не смыкается с нёбом или зубами, а остается посередине ротовой полости. Способ постановки — I. • Вместо звука [л] может произноситься губной звук, напоминающий звук [в], или кратко произнесенный [у] (как в польском языке), язык при этом бездействует. Способ постановки — П. • Задняя часть спинки языка может приближаться к твердому нёбу (кончик языка в артикуляции участия не принимает). Слышится звук, напоминающий южнорусский или украинский звук [г]. Способы постановки — II, III, IV. • Звук [л] может заменяться на правильный мягкий звук [л']. Способ постановки — V. • Он может заменяться на звук [и]. Способы постановки — II, III, IV. • Очень редко звук [л] заменяется на правильный звук [р]. Способы постановки — И, III, IV. • Звук может заменяться грассирующим [р]. Способы постановки — III, IV. • Звук [л] может произноситься межзубно, язык при этом высовывается между зубами и прикасается либо к верхним зубам, либо к верхней губе. Способ постановки — III. Как бы ни нарушалось произношение звука [л] (кроме замены на полноценные звуки [р, л', и]), речевой выдох у ребенка будет очень сильно нарушен. • Звук [л'] нарушается редко. Встречается полумягкое произношение или замена на звук [и]. При этом может быть смягченным и произношение других звуков. Слова для проверки произношения звуков [л] и [л']: [л] — лодка, луна, улов, олово, плов, облава, колба, калмык, глава, вол, мел [л'] — лен, Лида, улитка, калина, плетень, фляга, альфа, альт, мель ИрОИЗНОШеНИе звука. |_и_|; 1 уиь! аоапау 1Ы о ны в форме нормального прикуса. Боковые края языка прижаты к коренным зубам. По средней линии языка образуется желобок, по которому, как в свисток, идет воздушная струя. Кончик языка может упираться как в нижние, так и в верхние резцы. Струя воздуха четко подается в самые зубы (рис. 12, 13). Звук [с] должен звучать тонким свистом, если к свисту прибавляется некий более грубый шум, значит, звук произносится неправильно. Звук [з] произносится так же, только добавляется звук голоса.
Звук [ц] (рис. 14, 15) образуется в результате быстрого последовательного произнесения звуков [т] и [с] ([тс]). Виды неправильного произношения свистящих звуков: Звуки могут произноситься межзубно. Язык высовывается между зубами, и струя воздуха по желобку проходит между языком и верхними зубами. Способы постановки — III, VII. Звуки могут формироваться между высунутым языком и верхней губой. В этом случае звук [с] больше напоминает звук [ф] ([з] и [ц] — звуки [в] и [тф]). Способы постановки — III, VII. Звуки могут произноситься с помощью нижней губы и верхних зубов (как губно-зубные). Звук [с] напоминает звук [ф] ([з] и [ц] — как в предыдущем случае). Способ постановки — любой. Язык может вообще не принимать участия в произношении. Воздушная струя просто проходит сквозь сомкнутые зубы, издавая некий шипяще-свистящий шум. Способы постановки — I, II, III, IV, VII. Кончик языка может прижиматься одновременно к верхним и нижним резцам. При этом он перекрывает ток воздуха, «затыкая» щель между зубами. В результате при произнесении звуков [с] и [ц] получается взрывной звук [т] (сначала язык плотно примыкает к зубам, затем поток воздуха «взрывает» преграду и с шумом выходит изо рта). При произнесении звука [з] слышится взрывной [д]. Способы постановки — II, III, IV, V, VII. Существует 3 варианта бокового произношения свистящих звуков: 1. Воздух может обтекать прижатый (как в предыдущем случае) к зубам язык с обоих краев и с неряшливым шумом выходить изо рта по бокам. Способы постановки — II, III, VII. 2. Кончик языка прислоняется к зубам, а передняя часть спинки языка плотно смыкается с альвеолами, воздух обтекает возникшую преграду с одного из боков, в результате слышится хлюпающий шум. Губы могут быть в асимметричном положении. Способы постановки — III, VII. 3. Кончик языка прислоняется к зубам не по центру, а несколько слева или справа, воздух обтекает преграду с одного из боков. Слышится ровный, но грубый, с шипящим оттенком свист. Губы могут быть в асимметричной улыбке. Способы постановки — III, VII. Любой вариант бокового произношения можно обнаружить, подставив ко рту ребенка ладонь, на ней вы почувствуете, из какого угла рта выходит воздух. Свистящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные шипящие: [с] — на [ш] (иногда несколько смягченный [ш]), ([з] и [ц] — на [ж] и [тш]. Способы постановки — I, И, III, IV, VII.
бы постановки — I, II, III, IV, VII. • Произношение мягких звуков [с'] и [з'] может нарушаться таким же образом, как и произношение их твердых пар, но может оставаться и правильным. Слова для проверки произношения свистящих звуков: [с] — сад, сон, усы, оса, паста, басма, самса, клипсы, икс, лис [с'] — сено, осина, осень, овсянка, кисть (произносится кис'ть), моська, пенсия [з] — завод, зуд, коза, Лиза, гильза, азбука, вздох, клизма, узник [з'] — Зина, зяблик, физика. Азия, вензель, Пльзень [ц] — цапля, циновка, птица, пальцы, унция, акцент, ацтек, опция ШИПЯЩИЕ ЗВУКИ [Ш, Ж]
Произношение звука [ш]: Зубы сближены, верхние резцы находятся прямо над нижними, губы округлены и выдвинуты вперед. Язык своими боками прижат к верхним коренным зубам. Расширенный, сплющенный кончик языка прикасается чуть спереди к альвеолам, средняя часть языка прогибается вниз, то есть язык имеет форму «ковша». Воздушная струя проходит между кончиком языка и альвеолами. Если кончик языка будет прикасаться к самой макушке альвеол, звук будет жестковатым (рис. 16). чуть смягченным, так, чтобы звук звучал приятно на слух, густо и бархатно. Если слышится жесткое произношение — значит, язык, скорее всего, находится слишком глубоко во рту. То же самое относится к звуку [ш]. Он должен мягко «шуршать» и иметь чуть заметный свистящий оттенок, а не произноситься глухо и жестко. При произнесении звонкого звука [ж] дефектное произношение заметнее, поэтому шипящие часто бывает удобнее проверять по звуку [ж]. Виды неправильного произношения звуков [ш, ж]: • Язык может быть отодвинут в глубь рта и не участвовать в произношении. Тогда воздух с шумом проходит между сжатыми зубами (и резцами, и коренными). Способ постановки — любой. • Иногда в подобном произношении, так или иначе, участвуют губы. Они могут прижиматься к передним зубам, тогда возникает дополнительный призвук звука [ф] (или [в] при произнесении звука [ж]). Способ постановки — любой. • Губы могут быть выставлены вперед, в этом случае возможны 2 варианта произношения: 1. Воздух может «бить» в обе щеки (иногда сильнее в одну), так, что при произнесении звука с силой щеки у ребенка раздуваются. Впрочем, легкий «удар» воздуха в щеки можно почувствовать и при обычном произнесении, если прислонить к ним ладони. Звук получается неряшливый, «хлюпающий». Способ постановки — любой. 2. Пытаясь улучшить произношение, ребенок может прижимать щеки к коренным зубам, чтобы воздух не уходил в стороны. Звуки [ш, ж] тогда похожи на нормально произносимые. Это достигается, в том числе за счет излишне вытянутых вперед губ. Попросите ребенка показать, где у него находится язык. Способ постановки — любой. • Кончик языка может быть прижат за нижними зубами, а спинка— выгнута «горбиком». Тогда воздух, шурша, проходит между самым высоким местом спинки и альвеолами. Звуки звучат мягче, чем нужно. При этом нижняя губа (а иногда и нижняя челюсть) выдается вперед сильнее верхней. Способ постановки — любой. Некоторые дети очень хорошо «подделывают» в таком положении правильное произношение шипящих звуков, так что отличить их от «настоящих» бывает сложно. Нужно проверить произношение звуков в стечениях согласных и посмотреть, где находится язык. • Звуки могут произноситься «боковым» образом. Воздушная струя со «всхлипываньем» проходит между одной из щек и коренными Способы постановки — I, III, IV. • Задняя часть языка может подниматься к твердому нёбу, тогда воздух проходит по создавшейся там щели. Звук [ш] звучит как неотчетливый шипящий звук в то же время напоминающий [х]. Звук [ж] напоминает южнорусский или украинский звук [г]). В редких случаях шипящие могут полностью заменяться на эти звуки. Способы постановки — I, III, V, VI. • Кончик языка может находиться за альвеолами. Звуки звучат почти правильно. При этом губы ребенка бывают слишком широко открыты (видны и верхние и нижние зубы чуть ли не вместе с деснами). Зубы также могут быть приоткрыты. Нужно попросить ребенка показать, где у него находится язык. Способы постановки — I, III, IV, V. • Язык может быть прижат или приближен к передним зубам. Такое положение языка легко увидеть. Звуки звучат смягченно и небрежно. Способ постановки — любой. • Шипящие звуки могут заменяться на правильные или дефектные свистящие звуки ([ш] на [с], [ж] на [з]). Способы постановки — I, III, V, VI. Слова для проверки произношения звуков [ш] и [ж]: [ш] — шум, шаг, мыши, уши, каштан, кашне, мундштук, кашпо, пунш, душ [ж] — жадина, жук, кожа, наждак, пижма, отжим, Фиджи, жаж •'. 1.">,д".- '(.':.: •••.;•"=. Произношение звука [щ]: Органы речи расположены так же, как и при произнесении звука [ш], только спинка языка дополнительно приподнята и приближена к нёбу (рис. 1 7). Звук [ч] складывается из слитно произнесенных звуков — мягкого [т'] и [щ] ([т'щ]) (рис. 18). Виды неправильного произношения звуков [ч, щ]: • Язык может быть у нижних зубов. При произнесении звука [ч] появляется призвук мягкого [т'], при произнесении [щ] — призвук мягкого [с']. Способы постановки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III. • С помощью сильно вытянутых губ ребенку удается улучшить произношение, тогда звуки звучат почти нормально, только чересчур жестко и отрывисто, с нажимом. Способ постановки для обоих звуков — любой. рией гуо. Воздушную струю можно почувствовать ладонью у одного из углов рта. Способы постановки: для звука [ч] — любой для [щ] — I, III. • Кончик языка может быть отодвинут глубоко в рот. Речевой выдох при этом сильно нарушен. Звук [ч] имеет оттенок звука [к'] мягкого, звук [щ] — оттенок звука [х'] мягкого. Редко встречается полная замена этих звуков на заднеязычные. Способ постановки для обоих звуков — любой. • Язык может быть за альвеолами. Звуки [ч, щ] звучат очень жестко и твердо. Может появляться придыхательный призвук. Губы напряжены. Речевой выдох сильно нарушен. Способы постановки: для звука [ч] — любой, для [щ] — I, III. • Язык может упираться в передние зубы или приближаться к ним. Такое положение языка легко увидеть. Звуки получаются смягченными со свистящим оттенком. Способ постановки для обоих звуков — любой. • Звук [щ] может произноситься как сочетание [шч]. Способ постановки — любой. Слова для проверки произношения звуков [ч, щ]: [ч] — чай, чуб, качели, бочонок, овчина, кочка, Камчатка, кончина, печь, ночь
[щ] — щель, щи, Кощей, гуща, вещь
пящие звуки. Только кончик языка больше напряжен и вибрирует в точно направленной на него воздушной струе (рис. 19). Рис. 19 При произнесении мягкого звука [р'] язык продвигается немного вперед, очень короткая (одноударная) вибрация создается не самым кончиком языка, а его передней частью, отчего звук получается несколько грубее. Задняя часть языка приподнята к нёбу. Изолированный звук [р] может звучать раскатисто. В словах же он произносится редуцированно (ослабленно). Иногда в зависимости от обрамляющих его звуков — одноударно (с очень короткой и слабой вибрацией, как бы за одно касание языка к точке артикуляции). Виды нарушения произношения звука [р]: • Может вибрировать маленький язычок и возникать грассирующий звук. Иногда грассирующий [р] бывает гармоничным и коротким, тогда его молено спутать с русскоязычным звуком. Во время произнесения звука загляните ребенку в рот — при заднеязычном произношении кончик языка оттянут назад и опущен вниз. Способы постановки — II, III. • Может вибрировать не только маленький язычок, но и мягкое нёбо, тогда звук получается грубым, сопровождается неблагозвучным шумом. Способы постановки — II, П1. языка с коренными зубами, и боковой край языка начинает колебаться. Слышится звук, в котором как бы сливаются звуки [р] и [л]. Может быть асимметрия губ. Способы постановки _ II, III, IV. • Могут вибрировать губы или щеки (так называемое «кучерское» [р]), вибрация получается грубой, и такое произношение заметно на глаз. Способы постановки — II, III, IV. • Звук [р] может заменяться на звук [р'] (мягкий). Способ постановки — любой. • Он может заменяться на мягкий или твердый звук [л]. Способ постановки — любой. • Также он может заменяться на [и]. Способ постановки — любой. • Звук [р] может заменяться на южнорусский звук [г], иногда к этому звуку может присоединяться вибрация маленького язычка — легкий призвук французского [р]. Способы постановки — I, II, III, IV. • Звук [р] может заменяться на звук [д]. Способы постановки — II, III, IV, V. • Звук [р] может произноситься одноударно — за одно касание языка. В этом случае возможно 2 способа произнесения: 1. Если язык прикасается к задней поверхности альвеол— звук напоминает короткий английский звук [р]. Вибрации может не быть, или она едва заметна. Способы постановки — I, II, IV, V. 2. Если язык прикасается к альвеолам спереди (то есть артикуляция правильная) — слышится короткий сопровождающийся неясной вибрацией звук [р]. В обоих случаях рот слишком широко открыт, речевой выдох нарушен. Способ постановки — III. • Встречается фрикативное произношение звука [р], то есть язык прикасается к альвеолам либо в правильном месте, либо к самой макушке, вибрации не возникает, а слышится неясно «жужжащий» звук. Рот также широко открыт, выдох нарушен. Способ постановки — любой. • Мягкий звук [р'] может нарушаться таким же образом, как и твердый. Слова для проверки произношения звуков [р] и [р']: [р] — рак, рука, Кира, урок, Мурка, карман, ковры, кардамон, Кадр, Кипр, вор [р'1 — Рим, река, Марина, варенье, гурьба, грек, Африка, крюк, Хворь, дверь
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |