КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Результаты и рекомендации. 1. Тяжелое недоразвитие речиили алалия (отсутствие речи)
1. Тяжелое недоразвитие речи или алалия (отсутствие речи). Речи у ребенка почти нет или есть короткая (из 2-3 слов) грамматически неоформленная фраза, с пропуском слов, которые могут заменяться жестами. Слова ребенок произносит крайне неразборчиво, искажая их до неузнаваемости. В этом случае нужно срочно обратиться к логопеду, имеющему опыт работы с этим нарушением, или определить ребенка в логопедический детский сад, в группу для детей с общим недоразвитием речи. 2. Общее недоразвитие речи средней степени. В этом случае ребенок будет допускать ошибки при выполнении всех заданий по всем или почти по всем пунктам. Рекомендации те же, что и в предыдущем случае. 3. Легкое недоразвитие речи. Некоторые задания ребенок выполняет, а с некоторыми не справляется. Например, он одни грамматические формы употребляет правильно, а другие - нет, избирательно использует предлоги. Словарный запас у него достаточный для того, чтобы объясниться в простой си- Иногда у детей наблюдается легкое недоразвитие речи с сильно нарушенной структурой слова. Речь ребенка звучит очень непонятно и производит впечатление более тяжелого общего недоразвития. Возникает впечатление, что ребенок говорит совершенно безграмотно (например, неправильно употребляет окончания, приставки, предлоги). На самом же деле он просто не может полностью выговаривать слова из-за многочисленных неправильно произносимых и пропускаемых звуков, а также из-за перестановок звуков и слогов. При легком недоразвитии речи возможна самостоятельная постановка ребенку звукопроизношения, это подтолкнет развитие его речи, но при наличии возможности нужно обратиться к логопеду. 4. Отсутствие недоразвития речи. Ребенок справляется со всеми заданиями, и ошибки в их выполнении встречаются только тогда, когда он просто не понял инструкции. При повторном, наглядном объяснении ребенок выполняет задание правильно. Ошибки могут встречаться и в том случае, когда у него не достает каких-либо знаний (например, никто до сих пор не сказал ему, что детеныша лошади называют жеребенком). В этом случае вы можете самостоятельно ставить ребенку звуки. Подвижность речевых мышц Подвижность речевых мышц нарушается из-за того, что некоторые мышцы не получают достаточного нервного импульса. В результате они не могут совершать необходимых речевых движений. Это заболевание называется дизартрией. При дизартрии ребенок говорит медленнее обычного. Речь может звучать неблагозвучно, неряшливо, про такую речь говорят — «каша во рту». Если вы обнаружили у ребенка сильную назализацию голоса и боковое, а также межзубное произношение звуков — можно предположить, что у него есть нарушение подвижности речевых мышц. Для этого дефекта также характерно смягчение всех согласных звуков, произносящихся с помощью языка. Каким образом проверить подвижность речевых мышц ребенка описано на с. 21-25. Там же вы найдете и все необходимые рекомендации. Если у ребенка не восстановлена подвиленость речевых мышц, это Может быть причиной неэффективности проводимых с ним логопедических занятий. Чаще всего у детей наблюдаются следующие анатомические недостатки в строении речевых органов, в результате которых нарушается произношение звуков. 1. Укороченная уздечка языка (см. с. 26). 2. Неправильный прикус (о правильном прикусе см. с. 11). Встречается два вида неправильного прикуса: • Вертикальный прикус. Резцы располагаются строго друг над другом. Они могут смыкаться полностью или образовывать между собой овальной формы зазор. При таком прикусе почти всегда удается поставить ребенку полноценное произношение. • Нижний выдвинутый прикус. При сомкнутых коренных зубах нижние резцы находятся впереди верхних. При таком прикусе произношение некоторых поставленных звуков может оставаться грубоватым и неточным, поэтому для исправления прикуса желательно обратиться к ортодонту. 3. Отсутствие необходимого количества зубов. Это обстоятельство влияет на произношение звуков. Коренные нужны для произнесения шипящих звуков, резцы — свистящих. 4. Высокое твердое нёбо. Для осмотра нёба при хорошем освещении снизу загляните ребенку в широко открытый рот. Нёбо нормального строения напоминает гладкую и ровную полусферу, несколько вытянутую по линии, идущей в глубь рта. При высоком положении нёбо простирается в ротовой полости не плавным «куполом», а резко, угловато поднимается от коренных зубов к своей самой высокой точке (недаром такое нёбо еще называют «готическим»). На «высокое» нёбо у ребенка может указывать строение лица, когда расстояние от носа до рта оказывается непропорционально большим. При этом анатомическом дефекте не всегда удается добиться полноценного произношения, а устранить его, к сожалению, невозможно. Методики занятий с ребенком с аномалиями строения речевых органов приводятся на с. 88, 102. как заниматься с ребенком Чтобы занятия были эффективными, нужно учитывать следующие моменты: • Работа над произношением имеет свою последовательность, которая определяется недостатками, обнаруженными у ребенка во время обследования, и проводится в несколько этапов. • На занятиях с ребенком нужно придерживаться некоторых обязательных правил. • При постановке звукопроизношения нужно соблюдать определенный порядок в работе над звуками. Последовательность работы с ребенком Занятия с ребенком нужно проводить с учетом тех недостатков, которые обнаружены у него в результате обследования его речи. Ситуация I Ребенок не выговаривает некоторых звуков. Речевое дыхание у него может быть нарушенным или ненарушенным. При этом у ребенка нормальный речевой слух и хорошая подвижность речевых органов. Этап 1. Вы проводите работу над речевым выдохом (см. с. 76). Этап 2. Затем вы ставите ребенку звуки, которые он не выговаривает (см. с. 102). Этап 3. После того, как ребенок научился произносить звук в изолированном положении, нужно закрепить (автоматизировать) его (см. с. 151). Этап 4. Нужно ввести этот звук в повседневную речь ребенка (см. с- 151). Ситуация II Ребенок не выговаривает некоторые звуки, и у него нарушен речевой слух. нужно провести до начала постановки у ребенка тех звуков, которые он путает. Этапы 2 и 3 аналогичны этапам первой ситуации. Этап 4. Вы проводите работу над дифференциацией (разграничением) поставленного звука, от его прежнего произношения (см. с. 154). Эту работу можно совмещать с автоматизацией звуков (см. с. 151). Этап 5 аналогичен четвертому этапу предыдущей ситуации. Этап 6. Нужно заняться профилактикой у ребенка нарушений чтения и письма (см. с. 158). Это можно делать одновременно с введением звуков в речь. Ситуация III У ребенка выявлено нарушение подвижности речевых мышц. Этап 1. Артикуляционная гимнастика (см. с. 84)— это система упражнений, рассчитанная на улучшение подвижности речевых органов. Она может проводиться одновременно с постановкой речевого выдоха и в дальнейшем совмещаться с постановкой звуков. Проще всего бывает начинать с нее любое занятие. Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации. Ситуация IV У ребенка обнаружен какой-либо недостаток строения речевых органов. Этап 1. Если этот недостаток может быть исправлен, он исправляется до начала работы над звуками, произношению которых он препятствует (см. с. 88). Эта работа проводится одновременно с постановкой речевого дыхания. Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации. Ситуация V .. 'Л v,.: •..•.••:,•••• '.'.'/.- У ребенка нарушены речевой слух и подвижность речевых органов. Этап 1. Вы занимаетесь улучшением речевого слуха ребенка и артикуляционной гимнастикой (см. с. 82, 84). Это можно совмещать с постановкой у него речевого дыхания (см. с. 76). Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3, 4, 5 и 6 этапам второй ситуации. 1. Возраст ребенка. Заниматься с детьми постановкой звуков нужно с 5 лет обязательно, с 4,5 — желательно, если ребенок в этом возрасте способен к систематическим занятиям. 2. Режим занятий. Заниматься с ребенком нужно минимум два раза в неделю. Лучше всего два раза в неделю проводить 45-минутные занятия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день _ 10-15-минутные занятия для закрепления пройденного материала. 3. Необходимое оборудование: Зеркало. Зеркало должно быть таким, чтобы в нем ребенок мог видеть все свое лицо. Перед зеркалом он будет осваивать речевые движения (артикуляции). Некоторых слишком беспокойных детей зеркало чересчур отвлекает. В этом случае использовать его нужно минимально: для того чтобы, например, посмотреть, куда поставить язык, что сделать с губами и т. п. После того, как ребенок освоил артикуляцию звука, зеркало нужно убрать, так как с этого момента он должен учиться контролировать свое произношение с помощью мышечных ощущений и на слух. Картинки. Они потребуются для работы над речевым слухом, и для закрепления произношения. В книжном магазине в отделе логопедической литературы можно купить готовый логопедический альбом с картинками, которые сопровождаются необходимым для занятий речевым материалом. Можно обойтись и без альбома, так как образцы речевого материала всегда даются в книге, а разнообразные картинки можно подобрать самостоятельно. Приспособления, заменяющие логопедические зонды (специальные инструменты, с помощью которых ставятся некоторые звуки). Это могут быть, например, зубочистки, деревянные шпатели. Для постановки звука [р] может понадобиться какой-нибудь предмет, заменяющий логопедический зонд, который выглядит как тонкий стержень с небольшим гладким шариком на конце. Желательно, чтобы предметы были деревянными или пластмассовыми, а не железными, так как прикосновение холодного металла может быть неприятно ребенку. Диктофон. При закреплении правильного звукопроизношения на него можно наговаривать речевой материал, с тем чтобы ребенок само-
стоятельно повторял его. 4. Очень важное правило: никогда не говорите ребенку заранее, какой звук вы собираетесь ему ставить. Никогда (кроме тех случаев, Когда ставите звук по подражанию) сами не произносите этого звука.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 351; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |