Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Результаты и рекомендации. 1. Тяжелое недоразвитие речиили алалия (отсутствие речи)




1. Тяжелое недоразвитие речи или алалия (отсутствие речи). Речи у ребен­ка почти нет или есть короткая (из 2-3 слов) грамматически неоформленная фраза, с пропуском слов, которые могут заменяться жестами. Слова ребенок произносит крайне неразборчиво, искажая их до неузнаваемости. В этом случае нужно срочно обратиться к логопеду, имеющему опыт работы с этим нарушением, или определить ребенка в логопедический детский сад, в группу для детей с общим недоразвитием речи.

2. Общее недоразвитие речи средней степени. В этом случае ребенок бу­дет допускать ошибки при выполнении всех заданий по всем или почти по всем пунктам. Рекомендации те же, что и в предыдущем случае.

3. Легкое недоразвитие речи. Некоторые задания ребенок выполняет, а с некоторыми не справляется. Например, он одни грамматические формы упот­ребляет правильно, а другие - нет, избирательно использует предлоги. Сло­варный запас у него достаточный для того, чтобы объясниться в простой си-


Иногда у детей наблюдается легкое недоразвитие речи с сильно нарушен­ной структурой слова. Речь ребенка звучит очень непонятно и производит впечатление более тяжелого общего недоразвития. Возникает впечатление, что ребенок говорит совершенно безграмотно (например, неправильно упот­ребляет окончания, приставки, предлоги). На самом же деле он просто не может полностью выговаривать слова из-за многочисленных неправильно произносимых и пропускаемых звуков, а также из-за перестановок звуков и слогов.

При легком недоразвитии речи возможна самостоятельная постановка ре­бенку звукопроизношения, это подтолкнет развитие его речи, но при нали­чии возможности нужно обратиться к логопеду.

4. Отсутствие недоразвития речи. Ребенок справляется со всеми задания­ми, и ошибки в их выполнении встречаются только тогда, когда он просто не понял инструкции. При повторном, наглядном объяснении ребенок выпол­няет задание правильно. Ошибки могут встречаться и в том случае, когда у него не достает каких-либо знаний (например, никто до сих пор не сказал ему, что детеныша лошади называют жеребенком). В этом случае вы можете самостоятельно ставить ребенку звуки.

Подвижность речевых мышц

Подвижность речевых мышц нарушается из-за того, что некото­рые мышцы не получают достаточного нервного импульса. В результа­те они не могут совершать необходимых речевых движений. Это забо­левание называется дизартрией.

При дизартрии ребенок говорит медленнее обычного. Речь может звучать неблагозвучно, неряшливо, про такую речь говорят — «каша во рту». Если вы обнаружили у ребенка сильную назализацию голоса и боковое, а также межзубное произношение звуков — можно предполо­жить, что у него есть нарушение подвижности речевых мышц. Для этого дефекта также характерно смягчение всех согласных звуков, про­износящихся с помощью языка.

Каким образом проверить подвижность речевых мышц ребенка описано на с. 21-25. Там же вы найдете и все необходимые рекомен­дации.

Если у ребенка не восстановлена подвиленость речевых мышц, это Может быть причиной неэффективности проводимых с ним логопеди­ческих занятий.


Чаще всего у детей наблюдаются следующие анатомические недо­статки в строении речевых органов, в результате которых нарушается произношение звуков.

1. Укороченная уздечка языка (см. с. 26).

2. Неправильный прикус (о правильном прикусе см. с. 11).

Встречается два вида неправильного прикуса:

Вертикальный прикус. Резцы располагаются строго друг над дру­гом. Они могут смыкаться полностью или образовывать между собой овальной формы зазор. При таком прикусе почти всегда удается поставить ребенку полноценное произношение.

• Нижний выдвинутый прикус. При сомкнутых коренных зубах нижние резцы находятся впереди верхних. При таком прикусе произношение некоторых поставленных звуков может оставаться грубоватым и неточным, поэтому для исправления прикуса жела­тельно обратиться к ортодонту.

3. Отсутствие необходимого количества зубов. Это обстоятельство влияет на произношение звуков. Коренные нужны для произнесения шипящих звуков, резцы — свистящих.

4. Высокое твердое нёбо. Для осмотра нёба при хорошем освеще­нии снизу загляните ребенку в широко открытый рот. Нёбо нормально­го строения напоминает гладкую и ровную полусферу, несколько вытя­нутую по линии, идущей в глубь рта.

При высоком положении нёбо простирается в ротовой полости не плавным «куполом», а резко, угловато поднимается от коренных зубов к своей самой высокой точке (недаром такое нёбо еще называют «готи­ческим»). На «высокое» нёбо у ребенка может указывать строение лица, когда расстояние от носа до рта оказывается непропорционально боль­шим.

При этом анатомическом дефекте не всегда удается добиться пол­ноценного произношения, а устранить его, к сожалению, невозможно.

Методики занятий с ребенком с аномалиями строения речевых органов приводятся на с. 88, 102.


как заниматься с ребенком

Чтобы занятия были эффективными, нужно учитывать следую­щие моменты:

• Работа над произношением имеет свою последовательность, кото­рая определяется недостатками, обнаруженными у ребенка во время обследования, и проводится в несколько этапов.

• На занятиях с ребенком нужно придерживаться некоторых обяза­тельных правил.

• При постановке звукопроизношения нужно соблюдать определен­ный порядок в работе над звуками.

Последовательность работы с ребенком

Занятия с ребенком нужно проводить с учетом тех недостатков, которые обнаружены у него в результате обследования его речи.

Ситуация I

Ребенок не выговаривает некоторых звуков. Речевое дыхание у него может быть нарушенным или ненарушенным. При этом у ребенка нормальный речевой слух и хорошая подвижность речевых органов.

Этап 1. Вы проводите работу над речевым выдохом (см. с. 76).

Этап 2. Затем вы ставите ребенку звуки, которые он не выговари­вает (см. с. 102).

Этап 3. После того, как ребенок научился произносить звук в изо­лированном положении, нужно закрепить (автоматизировать) его (см. с. 151).

Этап 4. Нужно ввести этот звук в повседневную речь ребенка (см. с- 151).


Ситуация II

Ребенок не выговаривает некоторые звуки, и у него нарушен ре­чевой слух.


нужно провести до начала постановки у ребенка тех звуков, которые он путает.

Этапы 2 и 3 аналогичны этапам первой ситуации.

Этап 4. Вы проводите работу над дифференциацией (разграниче­нием) поставленного звука, от его прежнего произношения (см. с. 154). Эту работу можно совмещать с автоматизацией звуков (см. с. 151).

Этап 5 аналогичен четвертому этапу предыдущей ситуации.

Этап 6. Нужно заняться профилактикой у ребенка нарушений чтения и письма (см. с. 158). Это можно делать одновременно с введе­нием звуков в речь.

Ситуация III

У ребенка выявлено нарушение подвижности речевых мышц.

Этап 1. Артикуляционная гимнастика (см. с. 84)— это система упражнений, рассчитанная на улучшение подвижности речевых орга­нов. Она может проводиться одновременно с постановкой речевого вы­доха и в дальнейшем совмещаться с постановкой звуков. Проще всего бывает начинать с нее любое занятие.

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.

Ситуация IV

У ребенка обнаружен какой-либо недостаток строения речевых органов.

Этап 1. Если этот недостаток может быть исправлен, он исправля­ется до начала работы над звуками, произношению которых он препят­ствует (см. с. 88). Эта работа проводится одновременно с постановкой речевого дыхания.

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3 и 4 этапам первой ситуации.

Ситуация V

.. v,.: •..•.••:,•••• '.'.'/.-

У ребенка нарушены речевой слух и подвижность речевых органов.

Этап 1. Вы занимаетесь улучшением речевого слуха ребенка и артикуляционной гимнастикой (см. с. 82, 84). Это можно совмещать с постановкой у него речевого дыхания (см. с. 76).

Дальнейшие этапы соответствуют 2, 3, 4, 5 и 6 этапам второй си­туации.


1. Возраст ребенка. Заниматься с детьми постановкой звуков нужно с 5 лет обязательно, с 4,5 — желательно, если ребенок в этом возрасте способен к систематическим занятиям.

2. Режим занятий. Заниматься с ребенком нужно минимум два раза в неделю. Лучше всего два раза в неделю проводить 45-минутные заня­тия, на которых ребенок будет осваивать новые навыки, и каждый день _ 10-15-минутные занятия для закрепления пройденного материала.

3. Необходимое оборудование:

Зеркало. Зеркало должно быть таким, чтобы в нем ребенок мог видеть все свое лицо. Перед зеркалом он будет осваивать речевые дви­жения (артикуляции).

Некоторых слишком беспокойных детей зеркало чересчур отвле­кает. В этом случае использовать его нужно минимально: для того что­бы, например, посмотреть, куда поставить язык, что сделать с губами и т. п. После того, как ребенок освоил артикуляцию звука, зеркало нужно убрать, так как с этого момента он должен учиться контролиро­вать свое произношение с помощью мышечных ощущений и на слух.

Картинки. Они потребуются для работы над речевым слухом, и для закрепления произношения. В книжном магазине в отделе логопе­дической литературы можно купить готовый логопедический альбом с картинками, которые сопровождаются необходимым для занятий рече­вым материалом.

Можно обойтись и без альбома, так как образцы речевого матери­ала всегда даются в книге, а разнообразные картинки можно подобрать самостоятельно.

Приспособления, заменяющие логопедические зонды (специаль­ные инструменты, с помощью которых ставятся некоторые звуки). Это могут быть, например, зубочистки, деревянные шпатели. Для поста­новки звука [р] может понадобиться какой-нибудь предмет, заменяю­щий логопедический зонд, который выглядит как тонкий стержень с небольшим гладким шариком на конце.

Желательно, чтобы предметы были деревянными или пластмассо­выми, а не железными, так как прикосновение холодного металла мо­жет быть неприятно ребенку.

Диктофон. При закреплении правильного звукопроизношения на него можно наговаривать речевой материал, с тем чтобы ребенок само-

.

стоятельно повторял его. 4. Очень важное правило: никогда не говорите ребенку заранее, какой звук вы собираетесь ему ставить. Никогда (кроме тех случаев, Когда ставите звук по подражанию) сами не произносите этого звука.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.