КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Закрепление правильного речевого выдоха
Правильное произнесение: ^ Теперь нужно перейти к естественному произнесению слогов. Контролировать свой выдох ребенок должен только ощущением движения воздуха на зубах и слегка — на губах. Можно дать ребенку такую инструкцию: «Вот ты до сих пор говорил, как будто выкладывал каждый слог на ладонь, а теперь просто, совершенно не стараясь, выпускай их изо рта и чувствуй, как они у тебя между зубами просачиваются». •^ В дальнейшем нужно перейти к произношению звуков [ф — в], если их произношение нарушено, их сейчас очень удобно поста-
v При произнесении звуков [ф — в] струя воздуха проходит между нижними зубами и верхней губой и ребенок должен чувствовать шуршание воздуха между губой и зубами. •/ Хорошо, если ребенок будет чувствовать щекотку на нижней губе (она особенно заметна при произнесении звука [в]), попросите его дуть так, чтоб было щекотно. ^ При произнесении глухого [ф] может появляться свистящий призвук, при произнесении звонкого [в] — звенящий. Это нужно приветствовать. ^ Звуки [ф — в] можно тянуть. На фоне такого произнесения звука [в] нужно потренировать речевой выдох при различных изменениях модуляций голоса. Повторяя за вами ребенок должен повышать и понижать голос, усиливать его и ослаблять (это может быть попыткой имитировать звук летящего самолета). Воздушная струя при этом контролируется ладонью, чувством щекотки и ощущением проходящего сквозь верхние зубы воздуха. ^ В дальнейшем поработайте над слогами с этими звуками. •^ На этом работа над воздушной струей завершена, если ребенок правильно выговаривает звуки [с — з], потренируйте направление речевого выдоха и на фоне произнесения эткх звуков. Если во время этих занятий вы заметите, что ребенок держится напряженно (поднимает плечи, широко открывает глаза и вообще имеет избыточную мимику, втягивает голову в плечи, дышит верхней частью грудной клетки и т. п.), поработайте с ним над улучшением его общей подвижности (см. с. 33). Зажатость мышц препятствует формированию нормального речевого выдоха и постановке звуков. -,и л • • '• >; Исправление речевого слуха Вы проверили речевой слух ребенка и выписали те пары звуков, которые он между собой путает. Теперь нужно научить его различать эти звуки. Для работы над речевым слухом можно купить в книжном магазине в отделе логопедической литературы какое-нибудь пособие с речевым материалом и картинками (оно также пригодится для автоматизации звуков). Ниже приводится примерный речевой материал, по аналогии с которым можно придумывать свой собственный. Работа над различением звуков описывается на примере звуков [р — л].
г*г»11±илпсп*цг1 у ирсгл^псП-ИЛ —— н<1 З-Вухх |^1_|* *-> ис^Л5ипа.чс1лг>пи1У1 рснеВОМ Материале не должно быть других сонорных звуков ([и], [л'], [р']). УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ИСПРАВЛЕНИЯ РЕЧЕВОГО СЛУХА •^ Различение звуков в изолированном положении. Вы произносите различные звуки, среди которых встречаются звуки [р] и [л]: [л], [р]> [з], [б], [м], [р] и т. д. Когда ребенок слышит звук [р] (в дальнейшем — звук [л]), он должен поднять руку. ^ Различение звуков в слогах. Вы произносите слоги: [ра], [ды], [ло], [ну], [рэ], [зы] и т. д. Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р] (в дальнейшем — звук [л]). Мягкий и твердый звук это разные звуки, которые по-разному звучат и произносятся, поэтому в слогах не должно попадаться мягких звуков [р'] и [л']. ^ Различение звуков в словах (в одном и том же слове не должно встречаться обоих звуков одновременно, в словах не должны попадаться другие сонорные звуки). — в начале слова: рак, лук, работа, росток, лопата, ласточка (следите, чтобы не получалось чередования слов сначала с одним, потом с другим звуком, в этом случае ребенок перестанет обращать внимание на словесный материал, а начнет просто поднимать руку через слово); — в середине слова в положении между гласными: корова, молоток, сало, город, урок, колос; — в конце слова: вор, мел, комар, опал, гол, кадр, кошмар, вол. Имейте в виду, что парные звонкие согласные в конце слова оглушаются ([з] звучит как [с], [ж] — как [ш]), поэтому пытаться различать их в этой позиции бессмысленно (слово воз звучит как вое, нож — как нош). Ребенок поднимает руку, когда слышит звук [р] (в последующем — звук [л]). Для детей младшего возраста нужно ограничиться упражнениями на различение звуков, стоящих в начале слова. ^ Различение звуков на фоне близких по звучанию звуков. В дальнейшем вы включаете в речевой материал другие, близкие по звучанию звуки (в нашем примере — сонорные). Звуковые ряды в этом случае будут выглядеть так: [р], [д], [и], [б], [л], [с], [л'], [р], [н], [р'] и т. д. Слоги — [ма], [ро], [ды], [лы], [йа], [шу], [ли], [ра], [бо], [лю] и т. д. Примерные слова: рак, лодка, яма (звучит — йама), лист, лук, рис, лак, йод, рот и т. д. Аналогичным образом подбирайте слова, где звуки [р] и [л] находятся в середине и в конце слова.
шую работу над различением звуков в словах (в середине и в конце слова) можно совмещать с постановкой произношения этих звуков и их закреплением.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 405; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |