Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Возможные комплексы мышечных напряжений




• Во время речи у ребенка может быть ключичное дыхание, то есть он дышит верхней частью грудной клетки. Он может даже хва­тать воздух ртом, причем хватать много лишнего воздуха. Когда речь происходит на фоне глубокого ключичного вдоха, на­прягаются вообще все мышцы, расположенные выше грудной клет­ки — мышцы шеи, речевые, мимические, мышцы глаз — возни­кает тотальное напряжение. До тех пор, пока оно будет продол­жаться, вы никакого звука ребенку не поставите. Ребенок также может стремиться задерживать выдох. Он глубоко вдыхает — легкие у него «забиты» воздухом, а он еще и плечи


давлением этого воздуха пытается говорить. Попробуйте сами, насколько это возможно.

Нужно попросить ребенка выдохнуть лишний воздух («весь воз­дух») и еще опустить («уронить») плечи — с поднятыми плечами он не выдохнет достаточно воздуха.

• У ребенка могут быть подняты плечи. Дыхание при этом тут же становится ключичным (попробуйте поднять плечи), шея напря­гается (и как бы утолщается), речевой выдох при этом не будет достигать нужного места речевого аппарата — правильный звук не получится.

В этом случае ребенок должен просто опустить плечи, а еще луч­ше «уронить» их — потому что опускать плечи он тоже может с усилием.

• Подбородок у ребенка может быть «притянут» к груди. Не просто свободно, опущен, а именно притянут с усилием, так что под ним еще и второй подбородок может образовываться. От этого у ребенка язык, губы, щеки — все тяжелеет, язык прижимается плотно к зу­бам, губы выпячиваются вперед — фактически самые важные рече­вые органы теряют необходимую подвижность. Причем, чем силь­нее подбородок «притянут» вниз, тем сильнее все это проявляется. Ребенку нужно поднять подбородок, не вытянуть его вверх и не «задвинуть» назад, что ребенок и может попытаться сделать, а просто поднять, слегка подав его вперед. Для начала пусть ребе­нок на что-нибудь удобно положит его — на вашу руку, напри­мер. Положить подбородок нужно совсем — всей тяжестью и в таком положении тренировать произношение. Каждый раз, когда вы будете замечать у ребенка напряжения мышц шеи и нижней челюсти, вам нужно будет прибегать к этому приему.

• У ребенка могут быть «выпучены» глаза. Поскольку мышцы всегда работают совместно, нижняя челюсть у ребенка «оттягивается» вниз (губы при этом приоткрываются или могут оставаться сомкнутыми). Язык занимает место по центру ротовой полости, округляется и ста­новится совершенно непригодным ни для какой работы. В этом случае ребенок должен опустить глаза вниз — рот тут же закроется, язык примет нормальное положение — опустится вниз и станет широким и плоским.

• Голова ребенка вместе с шеей может быть отодвинута назад. Под­бородок при этом как бы втягивается назад в шею. Глаза широко открыты, смотрят прямо, напряженно, губы автоматически выд­вигаются вперед, в горле образуется комок. Язык «деревенеет» и придвигается к зубам ближе, чем это нужно для нормальной речи, голос будет звучать ниже естественного и грубее.


никающие затруднения и неудобства, при этом изменяется даже звучание звуков. Чтобы, не меняя позы, добиться полноценного произнесения, вам придется значительно сильнее, чем обычно, на­прячь и расплющить во рту язык, сильно вытянуть губы в улыб­ку, да еще и потренироваться.

Для устранения напряжения прибегайте к тому же способу, кото­рый описан в ситуации, когда подбородок у ребенка «притянут» к груди.

Голова у ребенка может быть вытянута вверх. Шея при этом на­пряжена и тоже вытянута, плечи, подчиняясь общему движению, подняты. Дыхание становится ключичным. Время от времени ре­бенок будет хватать много воздуха ртом. Голос будет выше есте­ственного. В этом положении речевой выдох никогда не достигнет тех мест в ротовой полости, где дол ясны формироваться звуки. Ребенок должен «уронить» плечи, шея и голова от этого придут в естественное положение.

Ребенок может слишком широко открывать рот. Почти всегда оп­тимальной шириной просвета между зубами является просвет, ха­рактерный для произнесения звука [ы], иногда чуть шире или уже. Если рот широко открыт, языку трудно дотягиваться до аль­веол. Широко открытый рот также способствует нарушению рече­вого выдоха — воздушная струя «распыляется» во рту. Следите за тем, чтобы ребенок не открывал широко рот. Ребенок может утрированно, громко, напряженно произносить зву­ки. Это вызывает напряжение органов речи, в первую очередь язы­ка, и мешает выполнению тонких и точных речевых движений. Ребенок может слишком плотно прижимать язык к зубам или альвеолам. Этим он перекрывает речевой выдох, закрывая про­свет, в который выходит воздух.

Если ребенок склонен к излишней тщательности в произнесении, предложите ему не стараться так сильно (вообще не стараться), говорить вяло, с ленцой — это самый лучший способ избежать лишних напряжений речевых мышц.

Возможно, вы заметите у ребенка какие-то иные комбинации мышеч­ных напряжений. В любом случае принимайте позы вашего ребенка, повторяйте его мимические выражения, пытайтесь в этих позах произ­носить то, что он сейчас должен произнести, и вы почувствуете, где у него образуются мешающие речи зажимы.

Если мышечные зажимы у ребенка трудно преодолеваются предложен­ными здесь способами, позанимайтесь с ним так, как это описано на с. 33-41.



Практикум по формированию правильного произношения

Теперь нам нужно познакомиться со способами постановки конк­ретных звуков. Пожалуйста, во время работы над звуками обращайте внимание на следующие существенные (и по большей части уже знако­мые вам) моменты:

• Как произносятся звуки в нормальном варианте, описывается в главе, посвященной обследованию звукопроизношения (см. с. 45).

• После описания каждого вида нарушения произношения звуков вы найдете рекомендации по поводу того, каким способом поста­новки звука лучше всего воспользоваться в зависимости от вида нарушения его произношения.

• Некоторые способы постановки звуков основаны на использова­нии других звуков, которые ребенок выговаривает правильно. Если у вашего ребенка есть такие звуки, то в первую очередь попытай­тесь воспользоваться именно этими способами.

• Прежде чем приступать к планомерному формированию произно­шения звуков, попытайтесь поставить их каким-нибудь быстрым и легким в исполнении способом (фактически вызвать его). В на­чале каждой главы указывается такой способ.

• Перед началом постановки каждого из звуков ознакомьтесь со всеми способами его формирования (а не только с теми, которые рекомендованы вам как наиболее подходящие). Это нужно для того, чтобы лучше разобраться в материале.

• В рекомендациях приводятся подробные описания постановки твер­дых глухих согласных звуков (например: [к], [с], [ш] и т. п.). Про­изношение звонких парных согласных ([г], [з], [ж] и т. п.) ставит­ся после постановки произношения глухих звуков (см. с. 148).

• Формирование мягких пар звуков (кроме некоторых, постановка которых описана в отдельных главах) также осуществляется пос­ле постановки произношения их твердых пар (см. с. 109).

• Иногда звук ставится сразу в слоге. После этого его произноше­ние закрепляется в слогах с другими гласными звуками и в сло­вах (см. с. 151).

• Звук может ставиться отдельно, и после этого его нужно ввести в слог. Если в рекомендациях не сказано, что слог формируется по подражанию, при произнесении слогов со вновь поставленными звуками используйте картинки (см. с. 93).

..... АЛ О


переходите к формированию слогов с использованием картинок. Если вам не удается поставить ребенку какой-нибудь звук одним способом (даже, если он указан, как наилучший для вашего слу­чая), не огорчайтесь и используйте другие способы постановки. С подобными проблемами сталкиваются и опытные специалисты. Это не обязательно значит, что вы что-то неверно делаете, просто бывает так, что ребенок по каким-то своим собственным причи­нам не может освоить того или иного способа произношения. В конце каждой главы приводятся рекомендации по поводу того, как лучше всего ставить звуки при нарушении подвижности ре­чевых мышц и недостатках строения речевых органов.

Постановка звуков [к] ([г]) и [х]

Когда у ребенка нарушено произношение всех твердых задне­язычных звуков, сначала поставьте ему произношение звука [х], затем [к], после этого [г]. Если у вас возникнут трудности с постановкой зву­ка [х], поставьте ребенку сначала звук [к], а затем, опираясь на пра­вильное произношение этого звука, — звук [х].

Прежде всего попытайтесь вызвать произношение звуков [х] и [к] по подражанию первым способом.

Постановка звука [х]




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.