Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ I. Постановка звука по подражанию 3 страница




^ В этом положении ребенок должен «дуть на край чашечки» («что­бы остудить налитый в нее чай»). Выдох нужно ощущать на при­ставленной ко рту ладони. Будет слышаться неясный свистящий звук.

^ Потом «чашечку» нужно будет «занести» в рот («так чтобы не расплескать содержимое») и прислонить широкий кончик языка («край чашечки») спереди к альвеолам. «Край чашечки» при этом должен не отрываясь скользить сначала по внутренней стороне верхних резцов, потом по нёбу до альвеол.

Все это время ребенок должен продолжать «дуть на край чашеч­ки». Нечеткий свистящий звук сначала заменится на [с], затем послышится звук [ш] (несколько жесткий из-за слишком широко открытого рта).


v Когда ребенок научится «заносить чашечку» в рот и произносить

звук [ш], обратите его внимание на этот звук. Скажите ему, что

так шипит змея. ^ В дальнейшем нужно сразу ставить «край чашечки» к альвеолам

и «шипеть». ^ После этого нужно будет закрыть рот (поставить верхние резцы

на нижние) и в этом положении продолжать «шипеть».

•^ Во время длительного «шипения» округлите губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полноценный звук [ш].

•^ В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно

(глядя в зеркало). ^ Затем закрепляйте звук в слогах (по картинкам).

•^ Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему, какой звук он произносит.

СПОСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] НА ВДОХЕ

•^ Пусть ребенок длительно произнесет звук [т], прикасаясь кончи­ком языка к верхним резцам и ощущая на подставленной ко рту ладони выдыхаемый воздух. Верхние резцы находятся над ниж­ними, между ними небольшой просвет.

^ Затем пусть выдохнет воздух и произнесет этот же звук на корот­ком вдохе. Послышится звук трения о зубы «всасывающегося» внутрь воздуха. На верхних резцах должен чувствоваться холо­док от «просачивающегося» в рот воздуха. Следите, чтобы ребе­нок не «хватал» воздух «горлом» (тогда никакого звука не полу­чится), а втягивал его (как через соломинку) в щелку между вер­хними резцами и кончиком языка.

^ После этого, произнося на вдохе звук [т], нужно «всасывать» в глубь рта вместе с воздухом и язык, пока он не окажется присло­ненным к передней поверхности альвеол. Предварительно можно ощупать это место пальцем.

^ Укажите ребенку на то, что, когда его язык попадает на альвео­лы, слышится как бы «шорох», от того что воздух в этом месте трется об альвеолы. От этого на альвеолах чувствуется холодок.

•^ Пусть ребенок сразу ставит язык на альвеолы и на вдохе воспро­изводит этот звук «шороха».

^ Затем ребенок должен «всосать» немного воздуха, так чтобы по­слышался «шорох» и на альвеолах почувствовалось движение воз­духа, а потом этот же воздух с тем же «шорохом» «выдуть» обрат­но (так чтобы воздух при этом «просочился» между языком и альвеолами). Послышится немного смягченный звук [ш].


• После этого нужно произносить звук «шороха» попеременно на коротком вдохе и выдохе, между альвеолами и языком должно ощущаться движение воздушной струи (как она «ходит» туда-сюда).

•^ Во время произнесения на выдохе звука [ш] выдвиньте вперед губы ребенка, нажав пальцами на углы его рта. Послышится полно­ценный звук [ш].

•^ Обратите внимание ребенка на то, что так «шорох» стал еще более

звучным и уже превратился в настоящее «шипение», как будто

шипит змея. ^ В дальнейшем пусть ребенок округляет губы самостоятельно и без

предварительного вдоха сразу на выдохе «шипит». ^ «Обучайте» вашу змею «произносить слоги». ^ Когда ребенок будет свободно произносить звук [ш], сообщите ему,

какой звук он выговаривает.

Постановка звука [ш] при аномалиях строения речевых органов

^ Если у ребенка есть признаки дизартрии, выполняйте с ним уп­ражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для по­становки этого звука (см. с. 84) до тех пор, пока у него не сформи­руются необходимые двигательные навыки.

Ставить звук [ш] лучше всего пятым способом. Если ребенок уже выговаривает звук [с], можно воспользоваться четвертым спосо­бом.

^ При нижнем выдвинутом прикусе звук [ш] лучше всего ставить первым, вторым, третьим и шестым способами. Для улучшения произношения звука кончик языка нужно прислонять ближе к верхним резцам (у их основания), чем обычно.

^ Таким же образом нужно работать при высоком нёбе.

^ Если у ребенка нет верхних коренных зубов и они долго не выра­стают, можно поставить временное произношение звука [ш]. При этом кончик языка будет прикасаться к задней поверхности аль­веол (иногда звук может получиться и тогда, когда кончик языка прислоняется к верхушке альвеол). Звук [ш] будет излишне жес­тким.

Звук можно ставить первым способом. Тогда звук [т] нужно про­износить, прижимая кончик языка к внутренней поверхности аль­веол. Можно воспользоваться также вторым, четвертым и пятым способами. Во всех случаях язык ребенку придется продвигать в рот глубже, чем обычно. Вам придется полагаться на собственный


.Когда у реоенка появятся коренные зубы, нужно будет уточнить у него произношение звука [ш]. Для этого во время произнесе­ния звука кончик языка нужно будет продвинуть вперед, чтобы он оказался с наружной стороны альвеол. Звук будет звучать мягче.

Постановка звука [ч]

Прежде всего попытайтесь поставить звук [ч] первым способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ч] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Г]

•^ Ребенок должен раскрыть губы «рупором» (как при произнесе­нии звука [ш]), сомкнуть зубы в форме правильного прикуса и быстро произносить слоги [ти — ти — ти]. Кончик языка должен прикасаться к нёбу примерно посередине между основаниями верх­них резцов и альвеолами. На подставленной ко рту ладони долж­на ощущаться выдыхаемая воздушная струя.

^ Предварительно такое произношение можно потренировать с от­крытым ртом (перед зеркалом).

^ В то время как ребенок произносит слоги, вы большим и средним пальцами руки надавливаете на его щеки, прижимая их к корен­ным зубам, и этим движением несколько выдвигаете вперед его губы. В этом положении вместо [ти — ти — ти] будет слышаться [чи — чи — чи].

Предупредите ребенка, что звучание звука [т'] изменится, и пред­ложите вместе посмотреть, какой звук в итоге выйдет.

^ Обратите внимание ребенка на этот звук, как-нибудь назовите его (например, такой звук может издавать кипящий чайник).

•^ Пока ребенок произносит слоги [чи — чи — чи], отпускайте на время его щеки, чтобы он продолжал произносить их самостоя­тельно, если же звук [ч] утрачивает точность, снова прижимайте щеки ребенка к коренным зубам.

•^ После этого пусть ребенок произносит слоги [чи — чи — чи] само­стоятельно.

* * *

Затем он должен произнести отдельно звук [ч] (показать, как «го­ворит чайник»).

Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он на самом деле выговаривает.

В дальнейшем тренируйте его произношение в слогах [че], [чу], [чё], [ча] (слоги можно произносить по подражанию).

134 _ ______


Пусть ребенок выдвинет губы «рупором» и очень быстро произно­сит звукосочетание [т'щ — т'щ — т'щ] (воздушная струя должна ощущаться на ладони). В результате будет слышаться звук [ч]. Для уточнения произношения нажмите пальцами на щеки ребен­ка, прижав их к коренным зубам.

Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, ка­кой звук он произносит. В дальнейшем тренируйте его в слогах.

Постановка звука [щ]

Прежде всего попытайтесь поставить звук [щ] третьим способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ш]

^ Ребенок вслед за вами должен произносить пары переднеязычных звуков, отличающихся между собой по признаку твердости-мяг­кости: [т — т'], [д — д'], [с — с'], [з — з']. Объясните ему, что пер­вый звук пары твердый, а второй — мягкий.

^ Затем называйте твердый парный согласный, ребенок должен на­зывать его парный мягкий.

•^ После этого произнесите звук [ж] и сразу вслед за этим произне­сите его мягко — [ж'] (как будто это парные по признаку твердо­сти-мягкости согласные). Пусть ребенок повторит это за вами.

^ Предложите ребенку угадать, какой мягкий парный звук у звука [ш]. Если ребенок сообразит по аналогии с предыдущими случая­ми произнести звук [щ] — звук поставлен.

^ Если же нет, предложите ему, длительно произнося звук [ж'], пе­рейти на тихое, шепотное его произнесение ([ж'-щ]).

•^ В дальнейшем ребенок должен сразу произнести звук [ж'] «шепо­том».

^ Когда звук будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он произносит.

^ Закрепляйте произношение звука в слогах [щи], [ще], [щу], [щё], [ща] (слоги можно произносить по подражанию).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С1]

•^ Ребенок должен тянуть звук [с'] при верхнем положении языка (см. второй способ постановки звука [ш]).


стороне альвеол. ±5 результате получится следующее про­изношение: [с' — щ].

•/ Если звук [щ] не получается, можно прибегнуть к механической помощи. Во время длительного произнесения звука [с'] нажимай­те шпателем на кончик языка ребенка, продвигая его в глубь рта до тех пор, пока не услышите звук [щ].

^ Предупредите ребенка, что звук должен измениться, придумайте ему название (например, можно сказать, что с таким шумом «вол­на набегает на берег»).

^ В дальнейшем ребенок должен самостоятельно ставить язык к альвеолам и изображать «шум морского прибоя».

^ Когда это будет получаться у него без затруднений, сообщите ему,
какой звук он выговаривает.,,

^ После этого закрепляйте его в слогах (по подражанию).

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Щ] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ч]

^ Пусть ребенок тянет звук [ч]. При таком произнесении вторым звуком после него будет слышаться [щ].

•^ Обратите внимание ребенка на то, что после звука [ч] слышится другой звук («похожий на шум морского прибоя»).

•^ Пусть ребенок как можно дольше тянет этот второй звук.

^ В дальнейшем произношение идущего после [ч] звука [щ] должно

прерываться короткими паузами («как будто одна волна, шурша,

набегает на берег за другой»).

•^ Паузы следует удлинять так, чтобы после сочетания [чщ] звучали следующие друг за другом фактически изолированные звуки [щ] («как будто волны набегают на берег все реже и реже»).

^ В заключение пусть ребенок сразу (без предшествующего [ч]) про­изнесет звук, похожий на «шум прибоя».

^ Тренируйте его произношение в слогах («обучайте море говорить»)-

•^ После того как звук произносится ребенком свободно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

Постановка звука [ч] при аномалиях строения речевых органов

•^ Если у ребенка есть признаки дизартрии, звук [ч] можно ставить любым способом, звук же [щ] лучше всего ставить, используя вто­рой или третий способы.

^ Если у ребенка долго не вырастают зубы, молено воспользоваться любым способом. Все они опираются на использование правиль-


для вашего случая описано в главах, посвященных формирова­нию этих звуков.

При высоком нёбе звуки [ч] и [щ] будут звучать более полноцен­но, если кончик языка будет прикасаться к нёбу ближе к верхним резцам, почти у самых оснований.

Постановка звука [р]

В русском языке звук [р] никогда не произносится раскатисто, а, напротив, звучит сглажено и часто одноударно. Поэтому не нужно до­биваться от ребенка усиленной вибрации кончика языка.

Если же у него появилось такое избыточное произношение (чаще всего оно возникает при постановке звука последним способом), его следует устранить. Для этого нужно выработать у ребенка «ленивое», «вялое» произношение звука.

Прежде всего попытайтесь поставить звук [р] первым способом. Если у ребенка грассирующий звук, для его постановки используйте второй и третий способы и никогда не используйте пятый способ.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ЗВУКА [Д]

^ Пусть ребенок очень звонко произносит звук [д], прижимая кон­чик языка спереди к альвеолам. Покажите ему, как это делается. Звук нужно произносить максимально длительно (то есть язык как можно дольше не должен отрываться от альвеол). Скажите ребенку, что его язык — это «парус, который наполняет­ся ветром». Когда он произносит звук [д], он должен выдувать воздух так, чтобы тот «надувал» язык, «как парус». Ребенок мо­жет прикасаться пальцем к нижней поверхности языка, чтобы чувствовать, как он напрягается и «гудит» («наполняясь ветром»).

^ В дальнейшем ребенок должен подуть «ветром» в «парус» силь­нее, так чтобы тот «захлопал, затрепетал и завибрировал на вет­ру», так чтобы ветер «прорвал парус» (оторвал кончик языка от альвеол). На подставленной ко рту ладони ребенок должен чув­ствовать этот «порыв, вырвавшегося наружу ветра». Возможно, в результате у ребенка получится звукосочетание [др — р — р] (может быть не с первого раза).

^ Тренируйте с ребенком это звукосочетание, следующий за [д] звук [р] должен произноситься как можно более длительно («ветер дол­жен долго трепать парус»).


V В дальнейшем звук [р] нужно произносить кратко, чтобы он зву­чал естественно. ^ Укажите ребенку на этот «вибрирующий» звук, который идет после

[Д].

^ Закрепляйте звук [р] в слогах [дру], [дро], [дрэ], [дры]. Ребенок может повторять их за вами, если он начнет возвращаться к ста­рому произношению звука, произносите слоги по картинкам.

•/ Переходите к произнесению слов, начинающихся со звукосочета­ния [др], например: драка, друг, дрова, дрозд и т. п. (ребенок по­вторяет их за вами).

•^ Тренируйте звук [р] в словах, начинающихся со звукосочетания [тр], например: трава, тропа, труд, трон и т. п.

^ Тренируйте его в словах, в которых звукосочетания [др] и [тр] находятся в середине (патрон, витраж, бедро, квадрат и т. п.) и в конце слова (кадр, метр, театр, кедр и т. п.).

•^ Затем пусть ребенок после звукосочетания [др] сразу произнесет звук [р].

•^ Если это получится, закрепляйте произношение звука в слогах [ра], [ро], [ру], [рэ], [ры] (ребенок может повторять их за вами).

•^ Если же нет — нужно будет произносить звукосочетание [др — р — р], прерывая произношение звука [р] короткими паузами («как будто машина буксует»).

^ Паузы нужно постепенно удлинять, пока ребенок не будет произ­носить фактически изолированные друг от друга звуки [р]. Нужный ритм произношению можно задавать, постукивая по сто­лу рукой.

^ В завершение переходите к произношению слогов [ра], [ро], [ру]> [Рэ]» [Ры] (ребенок может повторять их за вами).

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [3]

Если звук [з] ребенок произносит, прикасаясь кончиком языка к нижним резцам, предварительно нужно поставить ему «верхнеязыч-ное» (кончик языка — у оснований верхних резцов) произношение это­го звука (см. с. 124).

^ Пусть ребенок при верхнем положении языка тянет звук [з], вер­хние резцы должны находиться над нижними, между ними мо­жет быть очень небольшая щель.

При этом он должен чувствовать, как воздушная струя проходит между языком и верхними зубами. Звук должен произноситься максимально звонко. На кончике языка должен как будто «зве­неть и дрожать» воздух.

138 ----——— —


веол, почти к самой их верхушке.

Для наглядности предварительно можно ощупать это место паль­цем.

Все время нужно продолжать тянуть звук [з]. Когда язык достиг­нет альвеол послышится фрикативный звук [р] (длительный глу­ховато «жужжащий» звук, по звучанию напоминающий звук [р], но без вибрации). Воздух с трением должен проходить между кон­чиком языка и альвеолами, воздушная струя должна ощущаться на кончике языка и на подставленной ко рту ладони. Для усиления четкости произнесения нужно немного выдвинуть вперед нижнюю челюсть (так, чтобы нижние резцы оказались впе­реди верхних).

Обратите на этот звук внимание ребенка н скажите ему, что он напоминает «жужжание мухи, которая бьется о стекло». Затем нужно прерывать длительное произношение фрикативного [р] произнесением звука [т] («как будто муху на мгновение прижал языком к альвеолам и тут же отпустил, и она дальше жужжит»). У ребенка будет получаться такое произношение: [г т г т г т] (зна­чок [г] обозначает фрикативный звук [р]). Между звуками [г] и [т] не должно прокрадываться никакого гласного звука. Ребенок дол­жен чувствовать, как «муха жужжит» у него между кончиком языка и альвеолами (то есть постоянно ощущать в этом месте воз­душную струю).

Такое произношение будет вынуждать ребенка несколько задер­живать дыхание, поэтому время от времени давайте ему отды­шаться (пусть делает глубокий вдох и затем полный выдох). В дальнейшем нужно произносить звук [г] кратко, так чтобы зву­ки [г] и [т] сменяли друг друга как можно быстрее. В результате к фрикативному звуку [р] добавится вибрация и у ребенка будет получаться звукосочетание [тр — тр — тр].

Обратите внимание ребенка на следующий за звуком [т] «вибри­рующий» звук, сообщите ему, что именно этот звук вы с ним и учитесь произносить.

Пусть прерывает произношение [тр — тр — тр] все более и более удлиняющимися паузами. Делать это нужно по вашему сигналу (например, знаку рукой).

В результате ребенок будет произносить изолированные звукосо­четания [тр] ([тр], [тр], [тр]).

В заключение предложите ему произнести звукосочетание [тр] однократно.

Затем «обучайте муху» произносить слоги ([тра] и др.). Делать это нужно с использованием картинок.

..__. _.139


СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] ОТ ОДНОУДАРНОГО ЗВУКА [Р]

•^ Нужно поставить ребенку фрикативный звук [р] от звука [з] (см. предыдущий способ). Звук должен быть максимально звонким. Назовите его «жужжанием мухи».

•^ Этот звук нужно произносить очень коротко, за одно быстрое ка­сание языка к альвеолам (ребенок должен как будто «ударять» языком по альвеолам). Будет слышаться одноударный звук [р]. Скажите ребенку, что такое «жужжание» возникает, когда муха «бьется о стекло» («язык, как муха, ударился об альвеолы, как о стекло, и в этот момент коротко прожужжал»). Ребенок должен чувствовать, как вздрагивает его язык, «ударяясь» об альвеолы, на подставленной ко рту ладони он должен ощущать, как порция­ми выходит изо рта воздух.

Время от времени (или даже всегда) к такому произношению будет присоединяться некоторая (не очень сильная) вибрация. Зубы у ребенка должны быть немного приоткрыты, верхние находиться над нижними, нижние могут быть несколько выдвинуты вперед.

^ Начинайте «обучать муху» произносить слоги. Ребенок должен произносить (с использованием соответствующей картинки) слог [г А]. Для начала звук [г] может произноситься несколько про­тяжно (чтобы ребенок имел время сообразить, какой гласный он должен произнести вслед за ним).

^ Затем звук [г] должен произноситься как можно короче (но звон­ко). При произнесении слогов нельзя широко открывать рот (иначе ребенку будет трудно доставать кончиком языка до альвеол). Звук [а] должен произноситься с максимальным ударением (гласным зву­ком ребенок должен «попадать» на подставленную ко рту ладонь).

^ Дальше нужно произносить слоги (по картинкам) с гласными [о], [У], И, [ы].

Если ни одним из способов у вас сразу не получится поставить ребенку окончательное произношение звука [р], этот одноударный звук [р] нужно будет закрепить в словах, чтобы предотвратить формирова­ние в речи ребенка горлового (грассирующего) звука [р].

^ Для усиления вибрации перед произнесением гласного звука нуяс-но плотнее прижимать язык к альвеолам. Скажите ребенку: «Муха прилепилась к стеклу своими цепкими лапками и жужжит, потом резко взлетает (в это время ты открываешь рот и произносишь звук [а])». Следите, чтобы звук [р] был максимально звонким.

140..——-..., __


ударением на последнем гласном.

Первый звук [а] и следующий за ним звук [р] произносятся очень быстро. Когда ребенок произносит звук [р], он должен быстро «уда­рять» языком по альвеолам.

^ Когда звук [р] будет звучать вполне отчетливо (не нужно доби­ваться раскатистого произношения), сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

^ Попросите ребенка произнести звук [р] изолированно.

^ Дальше тренируйте звук в слогах, которые ребенок должен повто­рять вслед за вами.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] НА ВДОХЕ

Ребенок должен иметь полноценное произношение звука [с].

•^ Прислонив язык к зубам, ребенок должен тянуть звук [с] и чув­ствовать, как воздушная струя проходит у него между зубами.

•^ Затем звук [с] нужно произносить на коротком вдохе, ощущая, как воздух холодной струйкой попадает на кончик языка. Зубы долж­ны быть в положении правильного прикуса, губы — в улыбке. Скажите ребенку: «Сначала выдуй изо рта воздух и произнеси звук [с] наружу, а потом всоси в себя этот же воздух и вместе с ним звук [с] обратно — внутрь».

В результате ребенок будет произносить звук [с] на выдохе и вдо­хе. Следите, чтобы он не делал глубокого вдоха (грудная клетка и плечи должны быть опущены) и чтобы он не запыхался — давай­те ему передохнуть.

•" Ребенок должен выдохнуть воздух, а потом (на вдохе) вместе с длительно произносимым звуком [с] очень быстро «всосать» внутрь рта язык («как будто улитку в раковину»), так чтобы тот «чирк­нул» по альвеолам. Нужно как можно меньше «втягивать» в себя воздуха, а звук [с] произносить максимально внятно.

^ Когда язык достигнет альвеол, послышится «булькающий», виб­рирующий шепотный звук (как бы одноударный звук [р] произне­сенный шепотом на вдохе). Очень важно, чтобы ребенок на вдохе произносил именно звук [с] (то есть ни на мгновение не отрывал языка от нёба), а не какой-то невнятный звук (в последнем случае никакого «бульканья» не послышится).

Не получится вибрации и в том случае, если ребенок, «всасывая» язык, не коснется им альвеол. Движение языком нужно совер­шать очень быстро.

•^ Можно иначе объяснить ребенку, что он должен сделать: предло­жить ему, произнося звук [с], совершать такое движение язы-


^ Укажите ребенку на то, что в тот момент, когда его язык «чирка­ет» по альвеолам он «вздрагивает» и как бы «булькает». Пусть попробует усилить этот эффект (в результате будет получаться зву­косочетание, похожее на [ср]).

•^ Предварительно покажите ребенку, как, «всасывая» язык, произ­носить на вдохе звук [с]. Вы можете произносить на вдохе одно-ударный шепотный звук [р]. Пусть ребенок ощупает пальцем то место во рту, по которому должен «чиркать» язык.

^ В дальнейшем нужно на выдохе (естественным образом) произно­сить звук [с] и в это время быстро «чиркать» языком по альвео­лам так, чтобы слышался «булькающий» звук. Будет получаться произносимое шепотом звукосочетание [ср].

Следите, чтобы ребенок «чиркал» языком от резцов к альвеолам, а не в противоположном направлении (иначе будет получаться звук, напоминающий английский вариант произношения звука [р]).

^ Можно произносить звукосочетание [ср] сначала на вдохе, а по­том на выдохе, совершая абсолютно одинаковые «булькающие» движения языком.

^ Затем нужно подставить ко рту ладонь и, произнося шепотом только на выдохе звукосочетание [ср], чувствовать на ней легкий выдох.

^ В дальнейшем нужно перейти к произношению звукосочетания [зр], то есть добавить к произношению голос (см. с. 148).

•^ Нужно произносить слоги [зра], [зро], [зру], [зрэ], [зры] (по кар­тинкам).

^ Когда слоги будут произноситься ребенком без затруднений, сооб­щите ему, что вслед за звуком [з] он произносит звук [р].

^ После этого ребенок должен произносить слова (повторять их за вами), начинающиеся со звукосочетаний [зр] и [ср] (зразы, срок, сруб, зрачок и т. п.).

^ Предложите ему произнести звук [р] изолированно.

•^ Если это не получится, нужно произносить слог [зра] следующим образом: [зрарара] (повторяя только второй звук). Сначала нужно произносить очень быстро, затем — отделяя друг от друга слоги [ра] все большими и большими паузами.

^ В дальнейшем закрепляйте произношение звука [р] в слогах (ре­бенок может повторять их за вами).

Если у ребенка сразу не получится на выдохе произнести звуко­сочетание [ср], можно использовать дополнительный прием.

•^ Скажите ребенку, чтобы он «всасывал» язык без вдоха. Нужно просто «чиркать» кончиком языка по альвеолам, чтобы возникал

.__ __............ 142


Пытаясь выполнить эту инструкцию, ребенок, конечно, будет со­вершать некоторый вдох, но он будет очень незначительным и для самого ребенка практически не заметным.

•^ Это же упражнение нужно выполнять на очень незначительном выдохе (зубы должны быть в положении правильного прикуса, чуть приоткрыты).

Следите, чтобы ребенок совершал движение языком от резцов к альвеолам, а не в противоположном направлении.

^ Можно поочередно выполнять упражнение сначала — «без вдо­ха», затем— «почти без выдоха» (время от времени давайте ре­бенку «перевести дух»).

Когда ребенок будет на выдохе «чиркать» языком по альвеолам, у него будет получаться коротко произнесенный шепотный звук [р] (то есть как бы глухой звук [р]).

^ В дальнейшем от этого звука нужно будет поставить ребенку про­изношение полноценного звонкого звука [р] (см. с. 148).

^ После этого закрепляйте звук [р] в слогах (по картинкам).

•^ Сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать.

СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Р] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Использующийся для постановки звука логопедический зонд вы­глядит как гладкий шарик, прикрепленный к тонкому стержню (мож­но, кстати, купить практически такой же формы вязальные спицы). В крайнем случае можно воспользоваться собственным пальцем ребенка (только подпилите ему ноготь пилочкой, чтобы он не царапал язык). ^ Ребенок должен длительно произносить «верхнеязычный» звук [з] и в это время перемещать кончик языка к передней поверхности альвеол, пока не послышится фрикативный звук [р] (см. способ II). ^ Пока ребенок длительно произносит фрикативный звук [р], вы дол­жны ввести ему под язык зонд (то есть заменяющий его предмет) и, прикасаясь этим предметом к нижней поверхности языка ребенка (где-то посередине между уздечкой языка и его кончиком), совер­шать быстрые движения справа налево и слева направо (движения должны быть довольно широкими — от одного бокового края язы­ка до другого), вызывая этим самым колебание языка ребенка. Будет слышаться грубоватый раскатистый звук [р]. ^ Сразу лее сообщите ребенку, что он произносит звук [р].

Если вы используете палец ребенка, то вначале вы сами должны совершать движения его кистью (палец должен быть абсолютно пря­мым, иначе никакой существенной вибрации языка не возникнет), в

«лихи*.. 143 ——


При выполнении упражнения рот ребенка должен быть приотк­рыт ровно настолько, чтобы в него мог войти использующийся для вы­зывания вибрации языка предмет или палец ребенка. Следите за тем, чтобы фрикативный звук не утрачивал звонкости (ребенок должен силь­но «гудеть» голосом).

^ После того как у ребенка получается хорошая и устойчивая виб­рация языка, переходите к произнесению слогов (с механической помощью).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 993; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.