Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Способ I. Постановка звука по подражанию 1 страница




^ Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покаш­ливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между зву­ками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребе­нок должен «покашливать» себе на ладонь.

^ Большим и указательным пальцами руки можно несколько сда­вить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым.

^ После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «по­кашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха.

^ Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с дру-


 

 


^ В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [X]

•^ Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произ­носит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощу­пает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, про­тяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощу­щает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком.

^ Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под не­которым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, дол­жен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышит­ся звук [к].

^ В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыха­тельный оттенок, нужно потренировать его шепотное произноше­ние (см. способ I).

^ После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

•^ Затем переходите к произношению слогов (по подражанию).

у

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] НА ВДОХЕ

•^ Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по зву­чанию к звукосочетанию [ка — ка — ка].

^ Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией хра­па, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к].

^ В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдо­хе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-ни­будь спящего рядом).


вами изолированно.

^ Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими глас­ными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпате­лем или заменяющим его предметом. Предмет должен быть плоским и достаточно широким, иначе язык ребенка будет уворачиваться от ва­шего инструмента.

^ Пусть ребенок произносит слоги: [та — та — та]. В это время вы, нажимая на кончик его языка, постепенно и осторожно проталки­ваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги.

^ По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т'], затем нечеткий мягкий звук [к']. В какой то момент вы услышите, что ребенок произносит слоги [ка — ка — ка].

^ Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы со­бираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам ото­двигать его язык в глубь рта, и что звук, который он будет произ­носить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук.

^ Когда послышится правильный звук [к], еще какое-то время при­держивайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать..

^ Как-нибудь назовите его (например, скажите, что он напоминает покашливание).

^ Осторожно уберите шпатель, пусть ребенок сам продолжает про­износить слоги.

^ Предложите ребенку произносить слоги [ка — ка — ка] само­стоятельно («Теперь сам говори слоги с тем «покашливающим» звуком, который мы только что научились выговаривать»). Ско­рее всего, вам придется еще не один раз шпателем помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не за­помнит.

•^ Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

•^ В дальнейшем пусть ребенок произносит слоги с другими гласны­ми (он может повторять их за вами).


 

 


Если у вашего ребенка нарушена подвижность речевых органов,

сначала поставьте ему звук [к] четвертым способом, а после этого звук

[х] ВТОРЫМ СПОСОбоМ..!-Ш!-<?'

Постановка звуков [ф] ([в])

Произношение этих звуков нарушается из-за того, что воздушная струя не доходит до места их произнесения. Часто эти звуки произно­сятся губами (как раз потому, что, именно губами ребенок «зажимает» во рту речевой выдох).

СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ГУБНО-ЗУБНЫХ ЗВУКОВ ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ

^ Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощу­щать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощу­щаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышать­ся звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженны­ми, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята.

^ Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, на­зовите его ([ф]).

•^ Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа — фа — фа] и слогов с другими гласны­ми звуками. Слоги можно произносить по подражанию.

^ В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прика­сается к ней зубами (к ее внутренней поверхности).


НОСИТЬСЯ посредством ирили^иовения НИЖВЮЛ рсоц,ив к верхней 1'Уис'

Чтобы ощущать выдох, ладонь нужно ставить прямо напротив рта. Если у ребенка долго не появляются верхние резцы, можно по­ставить ему промежуточный губной вариант произношения зву­ков [ф] ([в]).

При таком произнесении звук [ф] возникает в результате трения воздуха о сближенные губы. Ребенок должен ощущать движение воздушной струи между губами и на подставленной ко рту ладони (ладонь должна находиться прямо напротив губ).

Постановка мягких звуков [х], [к], [г], [ф], [в], [л]

СПОСОБ ПОСТАНОВКИ МЯГКИХ ЗВУКОВ В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ [И]

•^ Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [хи — хи — хи] (или [фи — фи — фи] и т. п.), в этом случае перед гласным [и] будет слышаться мягкий звук. При произнесении слогов губы должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы — максимально сближены. Выдыхаемая изо рта воздушная струя должна ощу­щаться на подставленной ко рту ладони.

^ Если в этом положении произношение какого-либо из звуков бу­дет недостаточно мягким, его нужно будет произносить в звукосо­четании между двумя гласными [и][ихи] (или [ифи] и т. п.).

^ В дальнейшем нужно будет перейти к такому произношению: [ихи — хи — хи] (или [ифи — фи — фи] и т. п.).

^ После того как ребенок начнет легко произносить мягкий соглас­ный звук, сообщите ему, какой звук он выговаривает.

^ Затем тренируйте его произношение в слогах с другими гласными ([Хе — хю — хя — хё] или [фе — фю — фя — фё] и т. п.). Слоги можно произносить по подражанию.


Постановка звуков [ф] ([в]) при аномалиях строения речевых органов

^ Если у ребенка недостаточная подвижность губ (признаки дизар­трии), ему нужно посильнее закусывать нижнюю губу зубами и в таком положении произносить не только слоги, но и слова. Пер­вое время можно придерживать верхнюю губу пальцами. Посте­пенно приучайте ребенка более легко прикасаться зубами к губе — причем именно к ее внутренней поверхности. Рот при этом дол­жен быть почти закрыт.

1О8


Постановка мягких согласных [т1] ([д1])

Произношение этих звуков нарушается из-за неправильного ре­чевого выдоха, поэтому при их постановке тщательно контролируйте

его направление. Уже научившись произносить эти звуки, ребенок пер­вое время может возвращаться к прежнему их произношению, утрачи­вая правильный речевой выдох.


перестает оыть выраженным;, ит этого звуки звучат глуховато и недо­статочно мягко.

Сначала попытайтесь вызвать произношение звука [т'] первым способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т1] ПО ПОДРАЖАНИЮ ?

•^ Пусть ребенок поместит расплющенной язык между зубами и прикусит самый его кончик, верхние резцы при этом ложатся на язык «плашмя» (то есть расположение зубов сохраняет форму правильного прикуса).

^ В этом положении, выдохнув воздух, вслед за вами ребенок дол­жен длительно и очень тихо произносить звук [т]. Вторым звуком после него будет слышаться, напоминающий [с] свистящий звук. Поток выдуваемого воздуха должен ощущаться на подставленной ко рту ладони.

•^ После этого ребенок должен, как бы «пожевывая» язык, очень тихо, медленно и протяжно произносить звуки [т — т — т] (на каждое «жевательное» движение по звуку). При этом воздух, как бы порциями будет «выплевываться» на ладонь. Звук приобретет несколько смягченный оттенок.

^ Произнося звуки, ребенок должен все шире и шире улыбаться. От этого звуки будут получаться еще мягче.

^ Растянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произно­сить слоги [ти— ти— ти]. Воздух должен «выплевываться» на ладонь, язык — не двигаться с места. На язык нужно дуть корот­ко, аккуратно, чтобы звук [т'] оказался тонким.

•^ Дальше пусть ребенок повторяет за вами звукосочетания [ити — ити — ити], губы должны быть сильно вытянуты в улыбку, а звук [и] — звучать подчеркнуто.

•^ Затем нужно сб'лизить зубы (почти сомкнуть их в форме правиль­ного прикуса) и продолжать произносить слоги с закрытым ртом.

^ Произнося слоги [ити — ти — ти — ти], ребенок должен чувство­вать, как воздух тонкой струйкой проходит у него между зубами.

^ После этого пусть произносит другие слоги (повторяет по подра­жанию): [ти — тя], [ти — тю], [ти — те], [ти — те]. При помощи ладони нужно контролировать речевой выдох ребенка.

^ Для усиления мягкости звучания полезно потренировать звук в слогах — [тин' — тин' — тин'] (произносить слоги нужно сплош­ным потоком).

•^ В заключение ребенок должен повторять за вами изолированный звук.


выдувая воздух на ладонь.

Затем также вслед за вами — слоги [с'ти — с'ти — с'ти]. Звук [с'] должен звучать максимально мягко, а слоги произноситься быст­ро, сплошным потоком, без пауз, как бы на одном дыхании. Пре­дупредите ребенка, чтобы язык у него во рту не шевелился. На зубах он должен чувствовать тонкую воздушную струю. После этого пусть повторяет за вами слоги [с'ти — ти — ти]. Ска­жите ему, что после звука [с'] слышится другой звук (как будто «тенькает» маленькая птичка).

Ребенок должен произносить слоги [ти — ти — ти] (повторяя только второй после [с'] «птичий» звук).

Переходите к произнесению слогов с другими гласными звуками (по подражанию).

В дальнейшем ребенок должен повторить за вами изолированный звук.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЩЕЛКИВАНИЯ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ЗУБАМИ

^ Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внут­ренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки язы­ка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот дол­жен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку.

^ Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкус­ной пищи).

^ Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему про­изнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу — у ребенка выйдет звук, напомина­ющий [т']. Эти звуки должны произноситься попеременно.

^ В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «на­ружу».

^ Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти], или очень близкое к нему звукосочетание.

^ Обратите внимание ребенка на звук [т'], как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка).


v г> дальнейшем произносите слоги с другими гласными ^оиу чайте «птичку говорить»).

•/ В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает.

СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА [Н1]

Артикуляция этих звуков фактически одинакова, поэтому этот способ очень удобен. Однако звук [н'] — «носовой», при его произнесе­нии воздух поступает в нос, и это направление речевого выдоха может передаться звуку [т']. Поэтому, если заметите, что ребенок пытается произносить звук [т'] в нос, не используйте этот способ.

^ Вытянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произно­сить слоги [ни — ни — ни]. Кончик языка при этом прикасается к верхним резцам, рот слегка приоткрыт (между зубами должна виднеться узкая щель). Произнося слоги, ребенок должен пощел­кивать кончиком языка (отрываясь от места произнесения звука, язык должен издавать «чавкающий» звук).

^ В дальнейшем пусть произносит вслед за вами слоги [ни — ти — ни — ти] тихо, слитно, на одном дыхании. Звук [т'] произносится в том же месте, где и звук [н']. На ладони должна ощущаться струйка выдыхаемого воздуха.

•^ Если у ребенка получается полноценный звук [т'], закрепляйте его в слогах с другими гласными. Делать это можно по подражанию.

Постановка звуков [т1] ([д1]) при аномалиях строения речевых органов

^ При вертикальном прикусе звуки [т'] ([д']) ставятся третьим спо­собом. Только расплющенный кончик языка «присасывается» сразу к верхним и нижним резцам.

В таком положении ребенок должен произносить смягченный «цо­кающий» звук. Затем нужно сквозь зубы с характерным «всхли­пыванием» всасывать в себя небольшие порции воздуха (как пьют сок через соломинку, когда его осталось мало, на донышке). Та­ким образом, на вдохе будет возникать некий звук, напоминаю­щий мягкий звук [т']. При этом на кончике языка и на зубах ребенок должен чувствовать холодок. Следите, чтобы губы нахо­дились в широкой улыбке.

В дальнейшем дайте ребенку такую инструкцию: «Ты всосал в себя этот звук (как будто пьешь сок с донышка через трубочку), а теперь также сквозь зубы выдуй (процеди) его наружу». То есть ребенок попеременно на вдохе и на выдохе будет произносить фак-


оатем потренируйте звук [т \ уже только на выдохе между глас­ными [и] ([ити — ити — ити]). Все эти вещи ребенок должен по­вторять за вами по подражанию.

Если у ребенка нижний выдвинутый прикус, используйте третий и четвертый способы. При произнесении «цокающего» звука и звука [н'] кончик языка должен прижиматься к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к верхним.

В произношении звуков может сохраняться шипящий оттенок. Это может быть оттого, что речевой выдох ребенка нарушен — используйте прием с произношением слогов [ти — ти — ти] ([ити — ити — ити]) на вдохе и выдохе (как это описано в предыдущем случае). Пусть ребенок также с помощью ладони контролирует направление воздушной струи.

Если у ребенка высокое нёбо, используйте любой способ, кроме первого.

Постановка звука [и]

Прежде всего попытайтесь поставить звук [и] первым способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [И] ОТ ЗВУКА [И]

•^ Пусть ребенок вслед за вами произносит максимально закрытый звук [и] (зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса, губы сильно растянуты в улыбку, а широкий распластанный язык упи­рается в нижние зубы). Звук ребенок должен «выдувать» себе на ладонь. Произносить нужно длительно — тихим и низким голо­сом.

На фоне такого произнесения пусть поставит как бы «точку» язы­ком, прижав его к нёбу в районе альвеол. Предварительно пока­жите ребенку, где он должен поставить «точку». Прижать язык нужно резким и отрывистым движением по вашему сигналу. В этот момент послышится звук [и] (то есть ребенок произнесет [и — и — ий]).

Потренируйте некоторое время такое произношение. Обратите внимание ребенка на то, что после [и] слышится другой звук. Как-нибудь назовите этот звук (можно сказать ребенку, что так «виз­жит» пила).

После этого нужно сразу ставить языком «точку» и произносить звук, который от этого получается («визг пилы»).


СИТЬ резко И ОТРЫВИСТО ^НО не громки И НИЗКИМ гилииит;,

делать это вяло, звук [и] будет звучать «смазанно». ^ Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать.

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [И] В СЛОГАХ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ

^ Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [она], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть макси- и мально коротким.

•^ Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он дол­жен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.

•^ Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа — аиа — аиа — аиа] — между гласными будет отчетливо слышаться звук [и].

•^ Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).

^ В дальнейшем закрепляйте его в слогах (по картинкам).

^ В заключение сообщите ребенку, какой звук он научился выгова­ривать.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [И] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ

Вам понадобится деревянный шпатель или заменяющий его длин­ный, плоский предмет.

•^ Пусть ребенок опустит кончик языка к нижним резцам, улыбнет­ся и приоткроет рот (так, чтобы в него мог войти шпатель).

•^ В таком положении он должен тянуть звук [и]. Вы нажимаете шпа­телем на кончик языка ребенка и не спеша продвигаете его в глубь рта, пока не услышите звук [и]. В этой позиции задержите язык. Все это время ребенок должен, не прекращая, тянуть звук [и].

•/ Назовите получившийся звук (например, звук «визжащей пилы»)-

•^ Заранее предупредите ребенка, что в результате вашей манипуляции звук будет меняться, скажите ему, чтобы он не препятствовал этому-

^ Поставив шпателем язык ребенка в нужное положение и получив звук [и] («звук пилы»), уберите шпатель. Пусть ребенок самосто­ятельно продолжает произносить получившийся звук.


начнет оезошиоочно произносить звук [и], попро сите его повторить этот звук вслед за вами. Закрепляйте звук в слогах, начиная со слога [йа] (по подражанию)

Постановка звука [и] при аномалиях строения речевых органов

Если у ребенка высокое твердое нёбо и вам не удалось поставит! ему полноценного звука [и] (в звуке может не хватать «йотированное ти»), еще раз позанимайтесь с ним так, как это описано в первых двух способах.

При работе первым способом, когда ребенок длительно произно­сит звук [и], пусть приближает кончик языка к верхним резцам. «Точ­ку» нужно ставить передней частью спинки языка перед альвеолами, Пусть ребенок вначале ощупает пальцем это место.

При работе вторым способом, звукосочетания [оиа], [аиа], [уиа] нужно произносить следующим образом. Звук [и] нужно произносить, прислоняя (приближая) кончик языка к верхним резцам. Перед тем как произносить звукосочетания, потренируйте с ребенком изолиро­ванное произношение звука [и] подобным образом. Первое время ребе­нок должен повторять за вами звукосочетания медленно. Затем темп нужно ускорить, и между гласными начнет произноситься звук [и].

Постановка звука [л]

Прежде всего потренируйте речевой выдох ребенка на фоне про­изнесения звука [д]. Звук [д] нужно произносить, чуть приоткрыв зубы и прислоняя язык одновременно к верхним и нижним резцам (как бы «затыкая» им образовавшуюся щель).

Постановка звука [л] может оказаться сложной.

Во-первых, при его произнесении трудно управлять речевым вы­дохом.

Во-вторых, требуется совершенно определенное состояние мышц языка. Если язык будет слишком напряженным, это нарушит речевой выдох (он пойдет в нос). Если он будет чрезмерно вялым, им невозмож­но будет совершать отрывистых и лаконичных движений, необходи­мых для произнесения звука [л] (звук будет «смазанным»).

Возможно, вам придется переходить от одного способа постановки звука к другому и возвращаться назад — к уже испробованным. Это не Должно вас смущать.


 

 

 


в слогах (это правило не относится к постановке звука |л| первым и пятым способами).

Прежде всего попытайтесь поставить звук [л] вторым способом.

СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]

ПРИ ОТСУТСТВИИ ЭТОГО ЗВУКА В РЕЧИ РЕБЕНКА * ' ' *'"'

ИЛИ ЗАМЕНЕ ЕГО НА [Ы]

^ Попросите ребенка произнести звук [л]. Он либо произнесет звук [ы], либо некий неопределенный гласный звук. Если ребенок не сможет произнести никакого звука, вам придется отказаться от этого способа.

^ Пусть ребенок произносит этот свой звук [л] (на самом деле [ы] или неясный гласный звук) более четко, так, чтобы он «попадал» ему на ладонь. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно нужно отодвигать ладонь подальше ото рта, чтобы ре­бенок усиливал ротовой выдох.

Произнося звук, ребенок должен чувствовать, как воздух прохо­дит у него между зубами. Следите за тем, чтобы плечи у ребенка были опущены, и в мышцах не было других напряжений и зажи­мов. Губы должны быть открыты так, чтобы были видны нижние и верхние резцы.

В результате ребенок будет произносить некий гласный звук, к которому примешивается некоторый «жужжащий» призвук от трения воздушной струи о зубы.

^ На этот призвук обратите внимание ребенка, скажите, что именно таким и должен быть тот звук, произношение которого вы сейчас разучиваете.

^ Дальше во время длительного произнесения этого «жужжащего» гласного звука (который выдохом ощущается на ладони), ребенок должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом положении произносить свой звук.

Ребенок должен прижать мягкий, ленивый язык. В результате получится [л] (возможно также с «жужжащим» оттенком).

^ Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком то, каким образом он будет прижимать к зубам язык.

Собственно звук [л] возникает в момент отрыва языка от того места, к которому он был прижат. Поэтому, чем резче и определенней выражен этот «отрыв», тем четче произносится звук, то есть окончательное фор­мирование произношения звука [л] происходит в слоге,. который дол­жен звучать очень отрывисто.


[л], он должен тут же резко открыть рот и произнести слог [ла] (гласным звуком слог должен «попасть» в ладонь). Над слогами нужно работать с использованием картинок.

Четче всего звук получается тогда, когда при переходе на глас­ный звук рот ребенка резко открывается, и одновременно с этим язык как будто «отскакивает» от места произнесения звука.

^ Если при произнесении слогов будет сохраняться «жужжащий» призвук, их нужно произносить тихим голосом (или даже шепо­том) — это должно убрать этот призвук.

^ После формирования слога [ла] работайте над другими слогами в такой последовательности: [ло], [лу], [лэ], [лы].

•^ В завершение предложите ребенку правильно повторить вслед за вами звук [л].

СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л]

НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ГЛАСНОГО [А]

^ Пусть ребенок негромко и низким голосом тянет звук [а]. Рот широко открывать не нужно (звук [а] может звучать как что-то среднее между [а] и [э]). Выдох, как ровная струя горячего возду­ха, должен ощущаться на подставленной ко рту ладони.

^ Во время такого произнесения нужно «стучать» языком в верхние резцы (или одновременно в верхние и нижние зубы, если звук от этого будет получаться четче). Выдох (которым звук [а] «ложит­ся» на ладонь) должен быть горячим, ровным и непрерывным. Получится такое произношение: [ла — ла — ла] (гласный будет звучать усеченно). Предварительно беззвучно потренируйте с ре­бенком это движение.

^ Такие же упражнения ребенок должен выполнять на фоне произ­несения гласных [о], [у], [э], [ы] (будут получаться слоги [ло], [лу], [лэ], [лы]). На первых порах нельзя сильно вытягивать или округлять губы, от этого гласные звуки будут звучать несколько редуцированно (усеченно).

^ После того как ребенок без затруднений произносит звук [л], ска­жите ему, какой звук он научился выговаривать, и закрепляйте его в слогах по подражанию.

СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ МЕЖЗУБНОГО ЗВУКА [Л]

•" Пусть ребенок произносит очень открытый звук [ы]: резцы разом­кнуты — верхние находятся над нижними. Губы должны быть раскрыты так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Про-

_ 117


v После этого ребенок должен просунуть между зубами широкий распластанный язык и слегка закусить его (поставить на него вер. хние резцы). Все время следите за тем, чтобы верхняя губа ре­бенка не прикасалась к языку.

•^ В этом положении нужно произносить звук [ы], как и раньше ощущая широкий теплый выдох на ладони. Выдох оказывается широким, потому что воздушная струя с двух сторон огибает рас­положенный между зубами язык.

•^ Будет слышаться на слишком четкий протяжный звук [л] (воз­можно с небольшим «жужжащим» оттенком). Придумайте какое-нибудь название этому промежуточному звуку (например, «гудок парохода»). В дальнейшем, когда вы попросите ребенка изобра­зить этот «гудок» он должен произносить межзубный [л].

^ Затем пусть ребенок (по картинкам) произносит слоги [ла — ла — ла] с межзубным звуком [л] (попадая звуком [а] себе на ладонь). Вы можете сказать, например, ребенку, что ваш «пароход будет теперь учиться произносить слоги».

^ В дальнейшем произносятся слоги с гласными [о], [у], [э], [ы].

^ Когда ребенок будет легко и свободно произносить межзубный звук [л], сообщите ему, что он произносит звук [л].

•^ Теперь ребенку нужно убрать язык за зубы. Повторяя слоги [ла — ла — ла], он должен постепенно втягивать язык в рот, как бы соскальзывая с него зубами, пока тот не начнет прикасаться к внутренней поверхности верхних резцов. Выдох все время дол­жен ощущаться на ладони совершенно одинаковым образом.

•^ В заключение нужно потренировать произношение звука [л] в сло­гах (делать это можно по подражанию).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.