КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способ I. Постановка звука по подражанию 1 страница
^ Ребенок должен «покашливать» вслед за вами. Широко откройте рот, чтобы ребенок видел, как расположен ваш язык, и, выдохнув воздух, имитируйте легкое покашливание (такое, какое бывает, когда саднит горло), с ощутимым призвуком [к] ([кхэ]). «Покашливать» нужно тихо с минимальным выдохом, тогда между звуками [к] и [э] не будет выраженного звука [х], а будет слышаться только легкое придыхание. Повторяя за вами упражнение, ребенок должен «покашливать» себе на ладонь. ^ Большим и указательным пальцами руки можно несколько сдавить ему шею в области горла сразу под подбородком. Это сделает звук [к] при «покашливании» более отчетливым. ^ После этого покажите ребенку, как «покашлять» шепотом — «покашливайте» едва слышно, почти без выдоха, устранив из своего произношения срединный призвук [х]. Ребенок должен повторять за вами. Делать это нужно после полного выдоха. ^ Если получится правильный звук [к], то есть ребенок фактически произнесет слог [кэ], потренировав его, переходите к слогам с дру-
^ В конце произнесите звук изолированно, пусть ребенок повторит его за вами. СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [X] •^ Обратите внимание ребенка на то, что, когда он тщательно произносит звук [х], корень его языка прикасается к нёбу, пусть ощупает языком это место. Нужно, чтобы во время длительного, протяжного произнесения звука [х] ребенок в том месте, где он ощущает прикосновение языка к нёбу, зажал им щель и перекрыл ток воздуха, как бы «поставил там точку» языком. ^ Под образовавшейся смычкой воздушная струя окажется под некоторым давлением. В этот момент ребенок, слегка кашлянув, должен выдохнуть ее изо рта себе на ладонь, в результате послышится звук [к]. ^ В дальнейшем ребенок должен сразу зажимать корнем языка щель в горле и произносить звук [к]. Если звук получается слишком «взрывным» или напряженным, а также, если он имеет придыхательный оттенок, нужно потренировать его шепотное произношение (см. способ I). ^ После того как звук у ребенка получается свободно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. •^ Затем переходите к произношению слогов (по подражанию). у СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] НА ВДОХЕ •^ Ребенок должен на вдохе как можно дальше в горло «всосать» язык, «как улитку в раковину». Покажите ему как это сделать, при этом вы должны произносить на вдохе слоги, близкие по звучанию к звукосочетанию [ка — ка — ка]. ^ Еще это можно сравнить с беззвучной (шепотом) имитацией храпа, только следите, чтобы в вашем произношении не появлялось раскатистого горлового звука, напоминающего грассирующий звук [р] (после [к] может слышаться короткий придыхательный звук, напоминающий [х]). Вы можете произносить звук, максимально близкий по звучанию к звуку [к]. ^ В дальнейшем пусть ребенок произносит слог [ка] сначала на вдохе и тут же на выдохе («всосал улитку — теперь выпусти ее» или «всхрапнул внутрь — теперь наружу»). Для того чтобы избежать появления раскатистого произношения, слоги нужно произносить очень тихо, шепотом (чтобы не разбудить своим храпом кого-нибудь спящего рядом). вами изолированно. ^ Затем тренируйте произношение звука [к] в слогах с другими гласными и только на выдохе. Слоги ребенок должен повторять за вами. СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [К] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Очень просто можно поставить звук [к], воспользовавшись шпателем или заменяющим его предметом. Предмет должен быть плоским и достаточно широким, иначе язык ребенка будет уворачиваться от вашего инструмента. ^ Пусть ребенок произносит слоги: [та — та — та]. В это время вы, нажимая на кончик его языка, постепенно и осторожно проталкиваете его в глубь рта. В это время ребенок должен, не прекращая, произносить слоги. ^ По мере продвижения языка в глубь рта звук будет меняться. Вначале послышится нечеткий мягкий звук [т'], затем нечеткий мягкий звук [к']. В какой то момент вы услышите, что ребенок произносит слоги [ка — ка — ка]. ^ Перед выполнением упражнения расскажите ребенку, что вы собираетесь делать. Предупредите его, чтобы он не мешал вам отодвигать его язык в глубь рта, и что звук, который он будет произносить, от этого постепенно будет меняться. Пусть не мешает ему изменяться. Предложите ему вместе посмотреть, какой в итоге получится звук. ^ Когда послышится правильный звук [к], еще какое-то время придерживайте язык ребенка шпателем. Сообщите ему, что именно этот звук вы и хотели услышать.. ^ Как-нибудь назовите его (например, скажите, что он напоминает покашливание). ^ Осторожно уберите шпатель, пусть ребенок сам продолжает произносить слоги. ^ Предложите ребенку произносить слоги [ка — ка — ка] самостоятельно («Теперь сам говори слоги с тем «покашливающим» звуком, который мы только что научились выговаривать»). Скорее всего, вам придется еще не один раз шпателем помогать ребенку находить место произнесения звука, пока он его не запомнит. •^ Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает. •^ В дальнейшем пусть ребенок произносит слоги с другими гласными (он может повторять их за вами).
Если у вашего ребенка нарушена подвижность речевых органов, сначала поставьте ему звук [к] четвертым способом, а после этого звук [х] ВТОРЫМ СПОСОбоМ..!-Ш!-<?' Постановка звуков [ф] ([в]) Произношение этих звуков нарушается из-за того, что воздушная струя не доходит до места их произнесения. Часто эти звуки произносятся губами (как раз потому, что, именно губами ребенок «зажимает» во рту речевой выдох). СПОСОБ ПОСТАНОВКИ ГУБНО-ЗУБНЫХ ЗВУКОВ ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ ^ Пусть ребенок немного закусит нижнюю губу верхними резцами и в этом положении выдувает изо рта воздух. Выдох нужно ощущать на ладони, подставленной снизу ко рту, он должен ощущаться также на нижней губе и верхних зубах. Будет слышаться звук [ф]. Следите, чтобы губы ребенка не были напряженными, чтобы он не «морщил» их. Верхняя губа должна быть приподнята. ^ Обратите внимание ребенка на звук, который он произносит, назовите его ([ф]). •^ Затем (сохраняя то же положение речевых органов) переходите к произнесению слогов [фа — фа — фа] и слогов с другими гласными звуками. Слоги можно произносить по подражанию. ^ В дальнейшем пусть ребенок не закусывает губу, а просто прикасается к ней зубами (к ее внутренней поверхности). НОСИТЬСЯ посредством ирили^иовения НИЖВЮЛ рсоц,ив к верхней 1'Уис' Чтобы ощущать выдох, ладонь нужно ставить прямо напротив рта. Если у ребенка долго не появляются верхние резцы, можно поставить ему промежуточный губной вариант произношения звуков [ф] ([в]). При таком произнесении звук [ф] возникает в результате трения воздуха о сближенные губы. Ребенок должен ощущать движение воздушной струи между губами и на подставленной ко рту ладони (ладонь должна находиться прямо напротив губ). Постановка мягких звуков [х], [к], [г], [ф], [в], [л] СПОСОБ ПОСТАНОВКИ МЯГКИХ ЗВУКОВ В СЛОГЕ С ГЛАСНЫМ [И] •^ Пусть ребенок вслед за вами произносит слоги [хи — хи — хи] (или [фи — фи — фи] и т. п.), в этом случае перед гласным [и] будет слышаться мягкий звук. При произнесении слогов губы должны быть вытянуты в широкую улыбку, зубы — максимально сближены. Выдыхаемая изо рта воздушная струя должна ощущаться на подставленной ко рту ладони. ^ Если в этом положении произношение какого-либо из звуков будет недостаточно мягким, его нужно будет произносить в звукосочетании между двумя гласными [и] — [ихи] (или [ифи] и т. п.). ^ В дальнейшем нужно будет перейти к такому произношению: [ихи — хи — хи] (или [ифи — фи — фи] и т. п.). ^ После того как ребенок начнет легко произносить мягкий согласный звук, сообщите ему, какой звук он выговаривает. ^ Затем тренируйте его произношение в слогах с другими гласными ([Хе — хю — хя — хё] или [фе — фю — фя — фё] и т. п.). Слоги можно произносить по подражанию. Постановка звуков [ф] ([в]) при аномалиях строения речевых органов ^ Если у ребенка недостаточная подвижность губ (признаки дизартрии), ему нужно посильнее закусывать нижнюю губу зубами и в таком положении произносить не только слоги, но и слова. Первое время можно придерживать верхнюю губу пальцами. Постепенно приучайте ребенка более легко прикасаться зубами к губе — причем именно к ее внутренней поверхности. Рот при этом должен быть почти закрыт. 1О8 Постановка мягких согласных [т1] ([д1]) Произношение этих звуков нарушается из-за неправильного речевого выдоха, поэтому при их постановке тщательно контролируйте его направление. Уже научившись произносить эти звуки, ребенок первое время может возвращаться к прежнему их произношению, утрачивая правильный речевой выдох. перестает оыть выраженным;, ит этого звуки звучат глуховато и недостаточно мягко. Сначала попытайтесь вызвать произношение звука [т'] первым способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Т1] ПО ПОДРАЖАНИЮ ? •^ Пусть ребенок поместит расплющенной язык между зубами и прикусит самый его кончик, верхние резцы при этом ложатся на язык «плашмя» (то есть расположение зубов сохраняет форму правильного прикуса). ^ В этом положении, выдохнув воздух, вслед за вами ребенок должен длительно и очень тихо произносить звук [т]. Вторым звуком после него будет слышаться, напоминающий [с] свистящий звук. Поток выдуваемого воздуха должен ощущаться на подставленной ко рту ладони. •^ После этого ребенок должен, как бы «пожевывая» язык, очень тихо, медленно и протяжно произносить звуки [т — т — т] (на каждое «жевательное» движение по звуку). При этом воздух, как бы порциями будет «выплевываться» на ладонь. Звук приобретет несколько смягченный оттенок. ^ Произнося звуки, ребенок должен все шире и шире улыбаться. От этого звуки будут получаться еще мягче. ^ Растянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произносить слоги [ти— ти— ти]. Воздух должен «выплевываться» на ладонь, язык — не двигаться с места. На язык нужно дуть коротко, аккуратно, чтобы звук [т'] оказался тонким. •^ Дальше пусть ребенок повторяет за вами звукосочетания [ити — ити — ити], губы должны быть сильно вытянуты в улыбку, а звук [и] — звучать подчеркнуто. •^ Затем нужно сб'лизить зубы (почти сомкнуть их в форме правильного прикуса) и продолжать произносить слоги с закрытым ртом. ^ Произнося слоги [ити — ти — ти — ти], ребенок должен чувствовать, как воздух тонкой струйкой проходит у него между зубами. ^ После этого пусть произносит другие слоги (повторяет по подражанию): [ти — тя], [ти — тю], [ти — те], [ти — те]. При помощи ладони нужно контролировать речевой выдох ребенка. ^ Для усиления мягкости звучания полезно потренировать звук в слогах — [тин' — тин' — тин'] (произносить слоги нужно сплошным потоком). •^ В заключение ребенок должен повторять за вами изолированный звук. выдувая воздух на ладонь. Затем также вслед за вами — слоги [с'ти — с'ти — с'ти]. Звук [с'] должен звучать максимально мягко, а слоги произноситься быстро, сплошным потоком, без пауз, как бы на одном дыхании. Предупредите ребенка, чтобы язык у него во рту не шевелился. На зубах он должен чувствовать тонкую воздушную струю. После этого пусть повторяет за вами слоги [с'ти — ти — ти]. Скажите ему, что после звука [с'] слышится другой звук (как будто «тенькает» маленькая птичка). Ребенок должен произносить слоги [ти — ти — ти] (повторяя только второй после [с'] «птичий» звук). Переходите к произнесению слогов с другими гласными звуками (по подражанию). В дальнейшем ребенок должен повторить за вами изолированный звук. СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА, ВОЗНИКАЮЩЕГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПОЩЕЛКИВАНИЯ КОНЧИКОМ ЯЗЫКА ЗА ЗУБАМИ ^ Ребенок должен «присосать» расплющенный кончик языка к внутренней поверхности верхних резцов (передняя часть спинки языка «присасывается» к пространству перед альвеолами). Рот должен быть приоткрыт так, чтобы язык мог немного просовываться между зубами, а губы должны быть сильно вытянуты в улыбку. ^ Вслед за вами, щелкнув языком, ребенок должен воспроизвести смягченный «цокающий» звук (такой звук издают по поводу вкусной пищи). ^ Потренировав с ребенком такое «цоканье», предложите ему произнести этот же самый звук не «всасывая» его в себя, а выдувая («выплевывая») его наружу — у ребенка выйдет звук, напоминающий [т']. Эти звуки должны произноситься попеременно. ^ В дальнейшем нужно произносить «цокающий» звук только «наружу». ^ Затем этот звук нужно произносить шепотом, лениво, без усилия, но вытянув губы в улыбку. Попробуйте показать ребенку, как это сделать. Одновременно пусть ребенок дует этим звуком себе на ладонь. От этого будет получаться фактически слог [ти], или очень близкое к нему звукосочетание. ^ Обратите внимание ребенка на звук [т'], как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «тенькает» маленькая птичка). v г> дальнейшем произносите слоги с другими гласными ^оиу чайте «птичку говорить»). •/ В завершение сообщите ребенку, какой звук он выговаривает. СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Г] ОТ МЯГКОГО ЗВУКА [Н1] Артикуляция этих звуков фактически одинакова, поэтому этот способ очень удобен. Однако звук [н'] — «носовой», при его произнесении воздух поступает в нос, и это направление речевого выдоха может передаться звуку [т']. Поэтому, если заметите, что ребенок пытается произносить звук [т'] в нос, не используйте этот способ. ^ Вытянув губы в улыбку, ребенок вслед за вами должен произносить слоги [ни — ни — ни]. Кончик языка при этом прикасается к верхним резцам, рот слегка приоткрыт (между зубами должна виднеться узкая щель). Произнося слоги, ребенок должен пощелкивать кончиком языка (отрываясь от места произнесения звука, язык должен издавать «чавкающий» звук). ^ В дальнейшем пусть произносит вслед за вами слоги [ни — ти — ни — ти] тихо, слитно, на одном дыхании. Звук [т'] произносится в том же месте, где и звук [н']. На ладони должна ощущаться струйка выдыхаемого воздуха. •^ Если у ребенка получается полноценный звук [т'], закрепляйте его в слогах с другими гласными. Делать это можно по подражанию. Постановка звуков [т1] ([д1]) при аномалиях строения речевых органов ^ При вертикальном прикусе звуки [т'] ([д']) ставятся третьим способом. Только расплющенный кончик языка «присасывается» сразу к верхним и нижним резцам. В таком положении ребенок должен произносить смягченный «цокающий» звук. Затем нужно сквозь зубы с характерным «всхлипыванием» всасывать в себя небольшие порции воздуха (как пьют сок через соломинку, когда его осталось мало, на донышке). Таким образом, на вдохе будет возникать некий звук, напоминающий мягкий звук [т']. При этом на кончике языка и на зубах ребенок должен чувствовать холодок. Следите, чтобы губы находились в широкой улыбке. В дальнейшем дайте ребенку такую инструкцию: «Ты всосал в себя этот звук (как будто пьешь сок с донышка через трубочку), а теперь также сквозь зубы выдуй (процеди) его наружу». То есть ребенок попеременно на вдохе и на выдохе будет произносить фак- оатем потренируйте звук [т \ уже только на выдохе между гласными [и] ([ити — ити — ити]). Все эти вещи ребенок должен повторять за вами по подражанию. Если у ребенка нижний выдвинутый прикус, используйте третий и четвертый способы. При произнесении «цокающего» звука и звука [н'] кончик языка должен прижиматься к нижним резцам, а передняя часть спинки языка — к верхним. В произношении звуков может сохраняться шипящий оттенок. Это может быть оттого, что речевой выдох ребенка нарушен — используйте прием с произношением слогов [ти — ти — ти] ([ити — ити — ити]) на вдохе и выдохе (как это описано в предыдущем случае). Пусть ребенок также с помощью ладони контролирует направление воздушной струи. Если у ребенка высокое нёбо, используйте любой способ, кроме первого. Постановка звука [и] Прежде всего попытайтесь поставить звук [и] первым способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [И] ОТ ЗВУКА [И] •^ Пусть ребенок вслед за вами произносит максимально закрытый звук [и] (зубы почти сомкнуты в форме правильного прикуса, губы сильно растянуты в улыбку, а широкий распластанный язык упирается в нижние зубы). Звук ребенок должен «выдувать» себе на ладонь. Произносить нужно длительно — тихим и низким голосом. На фоне такого произнесения пусть поставит как бы «точку» языком, прижав его к нёбу в районе альвеол. Предварительно покажите ребенку, где он должен поставить «точку». Прижать язык нужно резким и отрывистым движением по вашему сигналу. В этот момент послышится звук [и] (то есть ребенок произнесет [и — и — ий]). Потренируйте некоторое время такое произношение. Обратите внимание ребенка на то, что после [и] слышится другой звук. Как-нибудь назовите этот звук (можно сказать ребенку, что так «визжит» пила). После этого нужно сразу ставить языком «точку» и произносить звук, который от этого получается («визг пилы»). СИТЬ резко И ОТРЫВИСТО ^НО не громки И НИЗКИМ гилииит;, делать это вяло, звук [и] будет звучать «смазанно». ^ Когда ребенок будет произносить звук безошибочно, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [И] В СЛОГАХ МЕЖДУ ГЛАСНЫМИ ^ Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [она], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть макси- и мально коротким. •^ Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом. •^ Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа — аиа — аиа — аиа] — между гласными будет отчетливо слышаться звук [и]. •^ Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»). ^ В дальнейшем закрепляйте его в слогах (по картинкам). ^ В заключение сообщите ребенку, какой звук он научился выговаривать. СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [И] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ Вам понадобится деревянный шпатель или заменяющий его длинный, плоский предмет. •^ Пусть ребенок опустит кончик языка к нижним резцам, улыбнется и приоткроет рот (так, чтобы в него мог войти шпатель). •^ В таком положении он должен тянуть звук [и]. Вы нажимаете шпателем на кончик языка ребенка и не спеша продвигаете его в глубь рта, пока не услышите звук [и]. В этой позиции задержите язык. Все это время ребенок должен, не прекращая, тянуть звук [и]. •/ Назовите получившийся звук (например, звук «визжащей пилы»)- •^ Заранее предупредите ребенка, что в результате вашей манипуляции звук будет меняться, скажите ему, чтобы он не препятствовал этому- ^ Поставив шпателем язык ребенка в нужное положение и получив звук [и] («звук пилы»), уберите шпатель. Пусть ребенок самостоятельно продолжает произносить получившийся звук. начнет оезошиоочно произносить звук [и], попро сите его повторить этот звук вслед за вами. Закрепляйте звук в слогах, начиная со слога [йа] (по подражанию) Постановка звука [и] при аномалиях строения речевых органов Если у ребенка высокое твердое нёбо и вам не удалось поставит! ему полноценного звука [и] (в звуке может не хватать «йотированное ти»), еще раз позанимайтесь с ним так, как это описано в первых двух способах. При работе первым способом, когда ребенок длительно произносит звук [и], пусть приближает кончик языка к верхним резцам. «Точку» нужно ставить передней частью спинки языка перед альвеолами, Пусть ребенок вначале ощупает пальцем это место. При работе вторым способом, звукосочетания [оиа], [аиа], [уиа] нужно произносить следующим образом. Звук [и] нужно произносить, прислоняя (приближая) кончик языка к верхним резцам. Перед тем как произносить звукосочетания, потренируйте с ребенком изолированное произношение звука [и] подобным образом. Первое время ребенок должен повторять за вами звукосочетания медленно. Затем темп нужно ускорить, и между гласными начнет произноситься звук [и]. Постановка звука [л] Прежде всего потренируйте речевой выдох ребенка на фоне произнесения звука [д]. Звук [д] нужно произносить, чуть приоткрыв зубы и прислоняя язык одновременно к верхним и нижним резцам (как бы «затыкая» им образовавшуюся щель). Постановка звука [л] может оказаться сложной. Во-первых, при его произнесении трудно управлять речевым выдохом. Во-вторых, требуется совершенно определенное состояние мышц языка. Если язык будет слишком напряженным, это нарушит речевой выдох (он пойдет в нос). Если он будет чрезмерно вялым, им невозможно будет совершать отрывистых и лаконичных движений, необходимых для произнесения звука [л] (звук будет «смазанным»). Возможно, вам придется переходить от одного способа постановки звука к другому и возвращаться назад — к уже испробованным. Это не Должно вас смущать.
в слогах (это правило не относится к постановке звука |л| первым и пятым способами). Прежде всего попытайтесь поставить звук [л] вторым способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ПРИ ОТСУТСТВИИ ЭТОГО ЗВУКА В РЕЧИ РЕБЕНКА * ' ' *'"' ИЛИ ЗАМЕНЕ ЕГО НА [Ы] ^ Попросите ребенка произнести звук [л]. Он либо произнесет звук [ы], либо некий неопределенный гласный звук. Если ребенок не сможет произнести никакого звука, вам придется отказаться от этого способа. ^ Пусть ребенок произносит этот свой звук [л] (на самом деле [ы] или неясный гласный звук) более четко, так, чтобы он «попадал» ему на ладонь. Выдох должен быть как можно более горячим. Постепенно нужно отодвигать ладонь подальше ото рта, чтобы ребенок усиливал ротовой выдох. Произнося звук, ребенок должен чувствовать, как воздух проходит у него между зубами. Следите за тем, чтобы плечи у ребенка были опущены, и в мышцах не было других напряжений и зажимов. Губы должны быть открыты так, чтобы были видны нижние и верхние резцы. В результате ребенок будет произносить некий гласный звук, к которому примешивается некоторый «жужжащий» призвук от трения воздушной струи о зубы. ^ На этот призвук обратите внимание ребенка, скажите, что именно таким и должен быть тот звук, произношение которого вы сейчас разучиваете. ^ Дальше во время длительного произнесения этого «жужжащего» гласного звука (который выдохом ощущается на ладони), ребенок должен прижать язык к передним зубам и продолжать в этом положении произносить свой звук. Ребенок должен прижать мягкий, ленивый язык. В результате получится [л] (возможно также с «жужжащим» оттенком). ^ Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком то, каким образом он будет прижимать к зубам язык. Собственно звук [л] возникает в момент отрыва языка от того места, к которому он был прижат. Поэтому, чем резче и определенней выражен этот «отрыв», тем четче произносится звук, то есть окончательное формирование произношения звука [л] происходит в слоге,. который должен звучать очень отрывисто. [л], он должен тут же резко открыть рот и произнести слог [ла] (гласным звуком слог должен «попасть» в ладонь). Над слогами нужно работать с использованием картинок. Четче всего звук получается тогда, когда при переходе на гласный звук рот ребенка резко открывается, и одновременно с этим язык как будто «отскакивает» от места произнесения звука. ^ Если при произнесении слогов будет сохраняться «жужжащий» призвук, их нужно произносить тихим голосом (или даже шепотом) — это должно убрать этот призвук. ^ После формирования слога [ла] работайте над другими слогами в такой последовательности: [ло], [лу], [лэ], [лы]. •^ В завершение предложите ребенку правильно повторить вслед за вами звук [л]. СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] НА ФОНЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ ГЛАСНОГО [А] ^ Пусть ребенок негромко и низким голосом тянет звук [а]. Рот широко открывать не нужно (звук [а] может звучать как что-то среднее между [а] и [э]). Выдох, как ровная струя горячего воздуха, должен ощущаться на подставленной ко рту ладони. ^ Во время такого произнесения нужно «стучать» языком в верхние резцы (или одновременно в верхние и нижние зубы, если звук от этого будет получаться четче). Выдох (которым звук [а] «ложится» на ладонь) должен быть горячим, ровным и непрерывным. Получится такое произношение: [ла — ла — ла] (гласный будет звучать усеченно). Предварительно беззвучно потренируйте с ребенком это движение. ^ Такие же упражнения ребенок должен выполнять на фоне произнесения гласных [о], [у], [э], [ы] (будут получаться слоги [ло], [лу], [лэ], [лы]). На первых порах нельзя сильно вытягивать или округлять губы, от этого гласные звуки будут звучать несколько редуцированно (усеченно). ^ После того как ребенок без затруднений произносит звук [л], скажите ему, какой звук он научился выговаривать, и закрепляйте его в слогах по подражанию. СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ МЕЖЗУБНОГО ЗВУКА [Л] •" Пусть ребенок произносит очень открытый звук [ы]: резцы разомкнуты — верхние находятся над нижними. Губы должны быть раскрыты так, чтобы были видны верхние и нижние зубы. Про- _ 117 v После этого ребенок должен просунуть между зубами широкий распластанный язык и слегка закусить его (поставить на него вер. хние резцы). Все время следите за тем, чтобы верхняя губа ребенка не прикасалась к языку. •^ В этом положении нужно произносить звук [ы], как и раньше ощущая широкий теплый выдох на ладони. Выдох оказывается широким, потому что воздушная струя с двух сторон огибает расположенный между зубами язык. •^ Будет слышаться на слишком четкий протяжный звук [л] (возможно с небольшим «жужжащим» оттенком). Придумайте какое-нибудь название этому промежуточному звуку (например, «гудок парохода»). В дальнейшем, когда вы попросите ребенка изобразить этот «гудок» он должен произносить межзубный [л]. ^ Затем пусть ребенок (по картинкам) произносит слоги [ла — ла — ла] с межзубным звуком [л] (попадая звуком [а] себе на ладонь). Вы можете сказать, например, ребенку, что ваш «пароход будет теперь учиться произносить слоги». ^ В дальнейшем произносятся слоги с гласными [о], [у], [э], [ы]. ^ Когда ребенок будет легко и свободно произносить межзубный звук [л], сообщите ему, что он произносит звук [л]. •^ Теперь ребенку нужно убрать язык за зубы. Повторяя слоги [ла — ла — ла], он должен постепенно втягивать язык в рот, как бы соскальзывая с него зубами, пока тот не начнет прикасаться к внутренней поверхности верхних резцов. Выдох все время должен ощущаться на ладони совершенно одинаковым образом. •^ В заключение нужно потренировать произношение звука [л] в слогах (делать это можно по подражанию).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 636; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |