КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Способ I. Постановка звука по подражанию 2 страница
СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ НЕОПРЕДЕЛЕННОГО «ЖУЖЖАЩЕГО» ЗВУКА ^ Нужно поставить верхние резцы на нижние. Язык остается на дне ротовой полости. В этом положении сквозь зубы ребенок должен «выдувать» себе на ладонь воздух. Упражнение нужно делать с голосом, будет получаться неясный «жужжащий» звук. Вы можете показать ребенку, как это сделать. ^ Во время произнесения этого «жужжащего» звука ребенок должен прижать кончик языка одновременно к верхним и нижним резцам. Звучание «жужжащего» звука от этого практически не изменится. Зубы можно слегка приоткрыть, так чтобы язык был виден в образовавшуюся щель. На подставленной к губам ладони ребенок должен чувствовать выдох. На зубах — холодок от проходящего сквозь них воздуха. v Дальше ребенок по картинке должен произносить с этим «жужжащим» звуком слог с гласным [а] (язык прижат к зубам, ребенок должен чувствовать на них холодок или движение воздуха). В момент отрыва языка от зубов будет получаться слог [ла] (звук [л] будет сохранять «жужжащий» оттенок). Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от зубов, прежде, чем начнет произносить гласный звук, так как в этом случае звук [л] из его произношения исчезнет. Слог нужно произносить коротко, но при этом без напряжения. Звук [а] должен быть «тяжелым» и «вываливаться» изо рта на ладонь. •^ В дальнейшем нужно устранить из произношения «жужжащий» призвук. Для этого ребенок должен произносить слоги очень тихо (продолжая ощущать выдох на ладони и движение воздуха на зубах). ^ После этого нужно произносить по картинкам слоги с гласными [о], [у], [э], [ы]. Губы ребенка должны быть приоткрыты «рупором» (даже при произнесении слога со звуком [у]). •^ Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он на самом деле выговаривает, пусть повторит его вслед за вами. ^ Для окончательного уточнения произношения звука [л] предложите ребенку произносить его, прикасаясь кончиком языка к верхним резцам. •^ Закрепляйте такое произношение в слогах (по подражанию). СПОСОБ М. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Л] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Л1] ^ Попросите ребенка произнести слог [ли]. ^ Затем вслед за вами по подражанию пусть произнесет слог [ла]. Обратите его внимание на то, что вслед за звуком [л] идет именно [а], а не [йа]. ^ Если ребенок смягчает звук [л], потренируйте с ним произношение звука в звукосочетании [ала], которое ребенок должен повторять за вами. Первое время можно немного прикусывать кончик языка зубами. Последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь. ^ Если смягчение сохраняется, используйте следующий прием. Пусть ребенок, произнося слог [ла], прижимает к верхним резцам нижнюю (тыльную) часть кончика языка. Для этого ему придется, загнуть вверх кончик языка, а среднюю часть спинки языка опустить (выгнуть язык «ковшиком»). Поскольку мягкость звучания образуется в результате подъема средней части спинки языка, этот прием устраняет ее. Покажите ребенку, как это сделать.
•/ После того как ребенок будет произносить звук [л] безошибочно, переходите к произношению звука обычным образом (прикасаясь кончиком языка к верхним резцам). Таким образом пусть произносит слоги. •/ В конце попросите ребенка повторить за вами изолированный звук [л]. Постановка звука [л] при аномалиях строения речевых органов •^ Если у ребенка есть признаки дизартрии, воспользуйтесь третьим способом. •/ При нижнем выдвинутом прикусе звук [л] можно поставить вторым способом, но несколько иначе. Вместо того чтобы «стучать» языком о зубы и таким образом произносить слоги [ла — ла — ла], ребенок должен прижать кончик языка к нижним резцам и, протяжно произнося гласный [а], попеременно открывать и закрывать рот. Закрывая рот, он будет ставить верхние резцы на прижатый к нижним резцам кончик языка (то есть ребенок будет как бы «стучать» о язык верхними резцами) В результате будут получаться слоги [ла — ла — ла]. Звук можно поставить четвертым способом. Только произнося «жужжащий» звук, ребенок с самого начала должен прислонять кончик языка к верхним резцам. Постановка звуков [с] ([з]) и [ц] Постановка звука [с] Прежде всего попытайтесь поставить ребенку звук [с] первым способом. СПОСОБ I. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ЗВУКА [Т] ^ Зубы должны быть в форме правильного прикуса (прикрыты, а не сжаты). Пусть ребенок выдохнет воздух и вслед за вами длительно произносит звук [т]. В своем произношении старайтесь не подчеркивать идущий вслед за [т] свистящий звук. На ладони струйкой должен ощущаться выдох. ком после [т] будет слышаться правильный звук [с]. Если после звука [т] будет слышаться неясный свистящий звук, попросите ребенка очень сильно улыбнуться (вытянув губы «в ниточку»). От этого свистящий звук будет звучать тоньше. Обратите внимание ребенка на то, что вслед за [т] слышится свист, как будто «свистит комар». Если произношение звука остается недостаточно точным, скажите ребенку, чтобы «его комар» свистел «тоньше», потому что это очень «маленький комар». В дальнейшем тренируйте только «свист комара». Вы можете очень тихо, едва слышно показать ребенку, как должен свистеть маленький комар. Вы должны изобразить даже не полноценно звучащий звук [с], а, входящий в этот звук, гораздо более тонкий и чистый свист. Свист у ребенка может выходить то лучше, то хуже, указывайте ему, когда он «свистел» правильно, а когда нет. Для уточнения звучания ребенок может «свистеть» то тише, то громче. Можно немного увеличить просвет между зубами и, «свистя», тихонько шевелить около зубов языком (как будто «комар хочет пробраться в щелку между зубами»). Время от времени ребенок должен контролировать ладонью направление воздушной струи, при тонком, тихом свисте она будет едва ощущаться. Можно следить, как она легким холодком просачивается между зубами. После этого переходите к произнесению слогов («обучайте комара говорить»). Слоги произносите с использованием картинок в следующей последовательности: [са], [сэ], [сы], [со], [су]. Первое время гласные нужно произносить без особенного округления губ. При произнесении слогов тонкий звук свиста сам собой преобразуется в полноценно звучащий звук [с] (станет несколько грубее). Когда ребенок будет свободно и безошибочно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] НА ВДОХЕ Пусть ребенок, приоткрыв рот, разместит плоский широкий язык на дне ротовой полости так, чтобы он по всему периметру соприкасался с нижними зубами. Покажите ему эту артикуляцию. Затем он должен сомкнуть (но не сжать) зубы в форме правильного прикуса и вытянуть губы в улыбку. В этом положении после выдоха (плечи должны быть опущены) ребенок должен «всосать» в себя очень немного воздуха, так мало, чтобы он «попал» на самый кончик языка и почувствовался на V Если звука [с] не получится (может слышаться просто «всхлип»), значит, ребенок сделал слишком глубокий вдох. Вы можете даже заметить, как поднялась у него грудная клетка. Скажите ему, что он не должен вдыхать, а только «втянуть» сквозь зубы чуть-чуть воздуха, чтобы «охладить» кончик языка. Покажите ему, как это сделать, чтобы он понял, до какой степени незаметное действие он должен совершить. •^ После этого скажите ребенку, чтобы этот же самый воздух, который он чувствует холодком на кончике языка (потому что тот еще не нагрелся), он сквозь зубы «выдул» наружу. Пусть «сдует» его с кончика языка и «процедит» сквозь зубы. Губы должны оставаться в широкой улыбке. В результате ребенок произнесет тихий звук [с]. ^ В дальнейшем пусть на вдохе и выдохе (как бы «гоняя» туда-сюда одну и ту же крошечную порцию воздуха) произносит звук [с]. Следите, чтобы он не запыхался, давайте ему передохнуть. Грудная клетка и плечи должны быть опущены, губы вытянуты в улыбку. Воздух при вдохе должен точно попадать на кончик языка и тут же «сдуваться» также именно с кончика языка. Можно предложить ребенку сдувать с кончика языка «чувство холодка». ^ Когда звук [с] будет получаться достаточно устойчиво, обратите внимание ребенка на то, что у него получается тоненький свист, как у «маленького комара». Пусть на выдохе «свистит» подольше. ^ Затем нужно «свистеть» только на выдохе — прерывисто, с паузами («комар, дескать, свиснет, потом задумается немного, потом опять свиснет»). ^ После этого переходите к произношению слогов [са], [сэ], [сы], [со], [су] (по картинкам). Скажите ребенку, что ваш «комар будет учиться разговаривать». ^ Когда звук [с] будет выходить у ребенка безошибочно, сообщите ему, какой звук он выговаривает. СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ МЕЖЗУБНОГО ЗВУКА [С] Если ребенок произносит звук [с] межзубно (то есть его язык просовывается между зубами), попросите его произнести этот звук и посмотрите, как он это делает. 1. Вдоль языка ребенка может идти «желобок», «выходное отверстие» которого вам будет видно при осмотре. Именно по этому «желобку» должна подаваться воздушная струя. Если у ребенка именно такое произношение, вам при работе над звуком [с] можно вслух произносить его, называть звук своим именем. лучше всего «убрать» язык за зубы (см. ниже). 2. Язык может лежать между зубами сплошной массой, никакого «желобка» вдоль него не образуется, воздух выходит изо рта ребенка, просто обтекая его. 3. Звук [с] может произноситься и каким-нибудь иным образом (не межзубно). В двух последних случаях ребенку нужно будет сначала поставить «правильное» межзубное произношение звука [с]. Произносить звук [с] вслух вам нельзя. Постановка межзубного звука [с]. •^ Пусть ребенок высунет очень широкий язык между зубами. Кончик языка должен располагаться на уровне резцов или чуть высовываться вперед. Губы должны быть сильно растянуты в улыбку. Желательно (если получится), чтобы ребенок слегка прикусил язык с обеих сторон по бокам коренными зубами. ^ В таком положении пусть дует себе на самую середину ладони, «делая» струю воздуха как можно более холодной. Можно положить на ладонь кусочек ватки и сдувать ее. Ватка должна находиться примерно в десяти сантиметрах ото рта ребенка. Пытаясь сдувать ее, он создаст по средней линии языка «желобок». Выход воздуха будет сопровождаться неясным свистящим звуком. Следите за тем, чтобы губы ребенка постоянно находились в улыбке и не участвовали в артикуляции. На первых порах верхнюю губу можно придерживать пальцем. ^ Покажите ребенку в зеркало его «желобок», объясните, что по нему идет воздух, обратите его внимание на то, что при этом слышится свист. Скажите ему, что таким «грубым голосом» свистит большой комар, а вы с ним сейчас будете учиться свистеть тоненько так, как свистит маленький. Окончательная постановка звука [с]. ^ Ребенок должен, не прекращая «свистеть» и глядя в зеркало (чтоб не исчез его «желобок»), медленно убирать язык за верхние резцы, как бы «оглаживая» их языком, пока тот не окажется прислоненным к их внутренней стороне. Покажите ему, как это делать, избегая полноценного произношения звука [с] (практически только с легким шумом выдувая изо рта воздух). ^ Когда язык ребенка окажется с внутренней стороны верхних зубов, послышится почти правильный звук [с]. После этого (по вашему показу) ребенок должен прикрыть рот в форме правильного прикуса, будет слышаться полноценный звук [с]. • В дальнейшем «обучайте» вашего комара произносить слоги (по картинкам). ^ После того как ребенок без затруднений научится произносить слоги, сообщите ему, какой звук он научился выговаривать. СПОСОБ IV. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С1] Попросите ребенка вслед за вами по подражанию произнести звук [с']. Загляните ему в рот и посмотрите, где у него находится кончик языка. 1. Кончик языка может упираться в основание верхних резцов или в верхние резцы. В этом случае начинайте ставить ребенку звук [с] (см. ниже). 2. Кончик языка может упираться в нижние резцы. Тогда сначала придется научить ребенка произносить этот звук при верхнем положении языка. Постановка звука [с'] при верхнем положении языка. Прислоните кончик языка к верхним резцам и в этом положении произнесите звук [с']). Приоткройте рот, чтобы ребенку была видна ваша артикуляция. Попросите ребенка произнести звук [с'] так же, как и вы. Поскольку ребенок уже умеет выговаривать этот звук, больших затруднений это задание у него не вызовет, так как он будет проверять правильность своего произношения на слух. Окончательная постановка звука [с]. ^ Пусть ребенок тянет «верхнеязычный» звук [с']. Нужно подставить ко рту ладонь (несколько снизу), для того чтобы ощущать на ней выдыхаемую струю воздуха (слегка прохладную). Губы должны быть вытянуты в улыбку. ^ Во время длительного произнесения мягкого звука [с'] (внимательно следя за воздушной струей на ладони) ребенок должен постепенно округлять губы и, в конце концов, вытянуть их в трубочку, как при произнесении гласного [у] (только оставив более широкое отверстие). Вы беззвучно показываете ребенку, каким образом нужно менять форму губ, а он повторяет это за вами. Звук [с'] будет звучать более твердо. Следите, чтобы ребенок, округляя губы, заодно не открывал широко рта, в крайнем случае ему можно позволить ставить верхние резцы на нижние. "* Ребенок все время должен следить за попадающей на ладонь воздушной струей. Дайте ему такую инструкцию: «Ты должен по- 124..——.«.«_.,_, более теплой, а в конце ты должен будешь сделать ее горячей». ^ В результате у ребенка получится твердый звук [с]. Если вы заметите, что он пытается удерживать мягкость произношения (с округлением губ она должна исчезнуть автоматически), скажите ему, что его задача сейчас не в том, чтобы произносить звук [с'], а чтобы сделать горячей струю воздуха на ладони. •^ Скажите ребенку, что, когда он произносит звук с вытянутыми в улыбку губами, у него во рту «пищит» тощий, маленький комар, и струйка воздуха получается прохладной. А когда он вытягивает губы в трубочку — то «пищит» толстый, упитанный комарик, и струйка воздуха от этого становится горячей. ^ В конце концов, предложите ребенку сразу «попищать толстым комаром». Если это будет сложно, пусть произносит (по картинке) слог [су] (губы ребенка уже находятся в походящей позиции). Этот слог должен выговаривать «толстый комар». ^ Если будет слышаться правильный или почти правильный звук [с], нужно будет выдвинуть губы вперед, как при произнесении гласного [ы] (чтобы были видны верхние и нижние резцы). Зубы должны оставаться сомкнутыми. Покажите ребенку, как это сделать. Произношение звука от этого станет более точным. Можно (по картинке) произносить слог [сы]. ^ Для уточнения произношения можно предложить ребенку поплотнее прижать язык к верхним зубам. ^ В дальнейшем закрепляйте звук в слогах [са], [сы], [сэ], [со], [су] («учите толстого комара разговаривать»). ^ Когда ребенок будет безошибочно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он выговаривает. СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ш] ^ Ребенок должен тянуть звук [ш]. •^ В это время пусть медленно продвигает язык вперед, от альвеол к верхним резцам. Язык не должен отрываться от нёба. Верхние резцы находятся прямо над нижними. Вы можете беззвучно показать ребенку это движение. ^ Если вы услышите прерывистое звучание звука, это значит, что перемещая язык, ребенок отрывает его от нёба. Предложите ему приоткрыть рот и совершать движение языком, глядя в зеркало. •^ При таком движении языка в произношении ребенка сначала будет слышаться несколько смягченный звук [ш], потом неясный свистящий звук и, наконец, правильный звук [с]. Это произойдет, если резцы ребенка закрыты. Если же рот будет приоткрыт, звук [с] окажется не совсем точным. Предупредите ребенка, что от дви- ^ Когда ребенок произнесет звук [с] (более или менее точный), скажите ему, что у него получился звук, напоминающий «свист» комара. ^ После этого потренируйте с ребенком этот «свист». Пусть сразу ставит язык в то место, в котором он слышится. ^ В дальнейшем, произнося звук [с] ребенок должен сомкнуть резцы так, чтобы они оказались в форме правильного прикуса (то есть закрыть рот), и в этом положении продолжать «свистеть». •^ Затем «обучайте» комара произносить слоги (по картинкам). •^ Когда ребенок будет свободно произносить звук [с], сообщите ему, какой звук он выговаривает. ДООСОБ VI. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Ц] ч. ''• ^ Пусть ребенок тянет звук [ц]. Вторым звуком после него будет слышаться полноценный звук [с]. 4./ Обратите внимание ребенка на этот второй звук. Скажите ему, что он напоминает «свист» комара. Пусть ребенок произносит звукосочетание [цсс] таким образом: [цс — с — с — с], прерывая звучание звука [с] короткими паузами. В дальнейшем паузы нужно удлинять. V ^ В конце концов, предложите ребенку произнести изолированный звук [с] — сразу «посвистеть» как комар. г'* ^ В завершение приступайте к произношению слогов. ^ Когда звук у ребенка будет получаться безошибочно, скажите ему, какой звук он произносит. СПОСОБ VII. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [С] С МЕХАНИЧЕСКОЙ ПОМОЩЬЮ ^ Ребенок должен широко улыбнуться и поместить широкий распластанный язык между зубами — на нижних зубах должен лежать только его расширенный кончик. Следите, чтобы верхними зубами ребенок не прикусывал язык. •^ Попросите ребенка подуть на самый кончик языка, так, чтобы на нем почувствовался холодок. Пусть ребенок подставит ко рту ладонь и ощутит на ней выдох. ' ^ Пока ребенок дует на кончик языка, вы кладете на него вдоль его средней линии зубочистку, слегка надавливаете ею на язык, образуя «желобок», по которому в дальнейшем будет «выдуваться» воздух. Зубочистка должна входить в рот ребенка примерно на два сантиметра. Если язык будет уворачиваться, просуньте ее глубже- ^ Когда вы нажимаете на язык зубочисткой, начинает слышаться неясный «шепелявый» свист. остался за зубами (внутри). Ребенок должен продолжать дуть на кончик языка, выдох должен ощущаться между зубами. Во время сближения зубов свист прерывать нельзя. Пока ребенок «свистит», вы сильнее или, наоборот, слабее нажимаете на его язык зубочисткой, продвигая ее в глубь рта или, наоборот, прикасаясь ею к самому кончику языка. Таким образом, вы ищете положение, в котором звук [с] будет звучать наиболее правильно. Когда такое положение найдено, вы тренируете в нем свистящий звук, который можно назвать «свистом комара». В тот момент, когда звук [с] будет звучать правильно, вам нужно будет осторожно вынуть зубочистку изо рта ребенка. Какое-то время звук будет продолжаться по инерции. Использовать этот прием нужно до тех пор, пока ребенок не научится самостоятельно ставить язык в нужное место и свистеть, как «комар». После этого приступайте к произношению слогов (по картинкам). Если ребенок в слоге будет терять артикуляцию звука, какое-то время произносите с ним слоги при помощи зубочистки. Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает. Постановка звука [с] при аномалиях строения речевых органов •^ Если у ребенка недостаточная подвижность речевых органов, сначала разучите с ним упражнения артикуляционной гимнастики, предназначенные для постановки звука [с] (см. с. 84). В результате он научится формировать по средней линии языка «желобок». Во время работы над звуком нужно контролировать положение губ ребенка, чтобы они не принимали участия в произношении. На первых порах можно придерживать их пальцами. Ставить звук [с] ребенку лучше всего третьим и седьмым способами. Межзубное произношение звука [с] возникает у ребенка при выполнении упражнения «Футболист». •^ При вертикальном прикусе звук [с] нужно ставить при верхнем положении языка, когда его кончик упирается в верхние резцы. Используйте для этого первый, третий, четвертый, пятый и шестой способы. •" Точно так же нужно ставить звук при высоком нёбе или отсутствии нижних резцов (когда есть верхние). •^ При нижнем выдвинутом прикусе ставить звук [с] нужно при нижнем положении языка, когда его кончик упирается в нижние резцы. тью использовать второй способ. При постановке звука [с] третьим способом нужно придерживаться некоторых правил. Язык нужно располагать во рту так, чтобы он по всему периметру прижимался к нижним резцам, а верхние резцы нужно ставить на него, чтобы между ними образовывалась щель. Первоначальный звук [с] будет возникать в результате прохождения воздуха в эту щель. Если у ребенка не будет появляться «желобок» вдоль языка, при помощи зубочистки сформируйте его. Для того чтобы звук оказался более точным, нужно немного отодвинуть язык от нижних резцов., Постановка звука [ц] ' • v- СПОСОБ ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ц] ОТ ПРАВИЛЬНО ПРОИЗНОСИМЫХ ЗВУКОВ [Т] И [С],,.,..- ^ Вслед за вами ребенок должен повторять звукосочетание [тс]. Если он произносит звук [с] при верхнем положении языка, то звук [т] он должен произносить обычным способом. Если же ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка, то звук [т] он должен произносить, прижимая кончик языка к нижним резцам. ^ Вы должны произносить звукосочетание [тс] раздельно и внятно, ребенок должен повторять его за вами как можно быстрей. В результате такого произнесения ([тстстс]) звуки сольются воедино, и будет слышаться звук [ц]. •^ Когда звук у ребенка будет легко получаться, сообщите ему, какой звук он произносит. ^ В дальнейшем закрепляйте звук в слогах, это можно делать по подражанию. Постановка звуков [ш] ([ж]), [ч] и [щ] Постановка звука [ш] Прежде всего попытайтесь поставить звук первым способом. Когда вы будете ставить ребенку произношение звука [ш] (любым способом), у него может случайно возникнуть звук [р]. В этом случае доведите до конца постановку звука [р] и закрепите его произношение (см. с. 158). ...-..-,..,. —————,———— 128 ш ----- ———————_. кончик языка к верхним резцам, вторым звуком будет слышаться свистящий звук. Пусть этим вторым звуком «целится» себе в ладонь. ^ Затем, широко улыбнувшись, ребенок должен длительно произнести звук [т], прикасаясь широким языком к внешней поверхности альвеол. Следите, чтобы ребенок не отрывал языка от альвеол. Вторым звуком будет слышаться шипящий звук, этим звуком также нужно «целиться» в ладонь. •^ Предварительно можно ощупать пальцем то место во рту, куда нужно будет поставить язык, можно выполнять упражнение перед зеркалом. ^ Укажите ребенку на этот, не очень отчетливый шипящий звук, который слышится после [т], скажите ему, что так «шипит» змея. ^ При длительном произнесении звука [т] рот ребенка окажется немного приоткрытым (особенно если он смотрит в зеркало). В то время пока ребенок будет тянуть шипящий звук, скажите ему, чтобы он прикрыл рот (расположил верхние резцы над нижними). Послышится почти полноценный звук [ш]. «Змеиное шипение» должно «ложится» на ладонь горячей широкой струей. ^ Затем ребенок сразу должен «шипеть» как змея. Губы должны быть в широкой, открывающей верхние и нижние резцы, улыбке. ^ Во время длительного произнесения звука [ш] большим и средним пальцами руки нажмите на щеки ребенка около углов его рта так, чтобы губы выступили вперед (рупором). От этого произношение звука [ш] станет совсем точным. ^ В дальнейшем ребенок должен сам округлять губы (можно перед зеркалом). •^ Когда звук [ш] будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он выговаривает, и закрепляйте его в слогах (по картинкам). СПОСОБ II. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [С] 1. Если ребенок произносит звук [с] при верхнем положении языка, начинайте ставить ему звук [ш] (см. ниже). 2. Если ребенок произносит звук [с] при нижнем положении языка, ему нужно сначала поставить «верхнеязычное» произношение этого звука. Постановка звука [с] при верхнем положении языка. ^ Ребенок должен прислонить кончик языка к верхним резцам (покажите ему, как это сделать) и вслед за вами произнести звук [с]. ком вверх по передним зубам, переходя с нижних на верхние и следя за тем, чтобы звучание звука не изменялось. •^ Немного потренируйте с ребенком верхнее произношение звука [с]. Окончательная постановка звука [ш]. •^ Ребенок должен тянуть звук [с] (язык на верхних зубах). В это время нужно вести языком по нёбу (не отрывая языка) в направлении к альвеолам, пока язык не окажется с внешней стороны альвеол. Сначала будет слышаться нечеткий шипящий звук, когда язык достигнет альвеол, послышится полноценный звук [ш]. Скажите ребенку, чтобы он «полз» кончиком языка от зубов к альвеолам, как бы «ощупывая им дорогу». Губы ребенка постоянно должны находиться в улыбке, такой, чтобы были видны верхние и нижние резцы. ^ Когда ребенок произнесет звук [ш], скажите ему, что так «шипит» змея. ^ Во время длительного произнесения звука [ш] нажмите большим и средним пальцами руки на углы рта ребенка и выдвиньте вперед его губы. ^ В дальнейшем ребенок должен округлять губы самостоятельно (глядя в зеркало). •^ В заключение переходите к произношению слогов (по картинкам). Обучайте «змею разговаривать». •^ Когда звук будет произноситься безошибочно, сообщите ребенку, какой звук он произносит. СПОСОБ III. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ОТ ПРАВИЛЬНОГО [Р] ^ Пусть ребенок длительно произнесет звук [р] (губы в открывающей верхние и нижние резцы улыбке). ^ Затем нужно произнести этот звук шепотом, совсем тихо, так чтобы язык во рту прекратил вибрировать. При этом послышится звук [ш]. ^ Скажите ребенку, что так «шипит» змея. ^ Округлите ребенку губы, нажав большим и указательным пальцами на углы его губ. ^ В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало). ^ Когда звук будет произноситься свободно, сообщите ребенку, какой звук он на самом деле выговаривает. ^ После этого переходите к произношению слогов (по картинкам). 130 -___. АА^лгд..о языка (см. способ 2). Губы должны быть в открывающей верхние и нижние резцы улыбке, между зубами должна виднеться небольшая щель. •^ Во время такого произнесения вы вводите в рот ребенка шпатель и, надавливая им на кончик его языка, медленно продвигаете язык вглубь до тех пор, пока не послышится звук [ш]. •^ Ребенок должен закусить шпатель зубами и продолжать «шипеть». ^ В это время округлите губы ребенка, нажав на углы его рта пальцами. Послышится полноценный звук [ш]. •^ В дальнейшем пусть округляет губы самостоятельно (глядя в зеркало). ^ Обратите внимание ребенка на тот звук, который он произносит, скажите ему, что так «шипит» змея. ^ После этого переходите к произнесению слогов (по картинкам) вначале со шпателем, затем без него («обучайте змею разговаривать»). •^ Когда ребенок будет свободно произносить слоги, сообщите ему, какой звук он выговаривает, и попросите его повторить его вслед за вами. СПОСОБ V. ПОСТАНОВКА ЗВУКА [Ш] ПО ПОКАЗУ АРТИКУЛЯЦИИ Ребенок должен выполнять упражнение «Чашечка» (см. с. 84). В результате он научится придавать языку ту форму, которая нужна для произнесения звука [ш]. ^ Ребенок должен открыть рот, «сделать чашечку» языком и прислонить «ее край» (широкий кончик языка) к верхним резцам (к самой их вершине или немного спереди — с наружной стороны).
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1177; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |