Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правила постановки




• Звук нужно произносить ясно, четко, но без усилия — что дости­гается точной подачей воздушной струи.

• Произносить звук лучше негромко, при громком произнесении возникают дополнительные посторонние шумы, затушевывающие его истинное звучание.

• Перед постановкой звука ребенку нужно поставить нужный для его произнесения речевой выдох на основе близкого по артикуля­ции, правильно произносимого звука. В главах, посвященных по­становке конкретных звуков, описывается, как это делать.


Например, звук [ш] может напоминать [с], звук [л] быть очень похожим на [в], звук [ч] может произноситься почти как [т']. В этом случае у ребенка есть связь между собственным дефектным звуком ц правильным звуком, который он слышит со стороны. Он их отождеств­ляет.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Предварительно ребенку нужно поставить необходимый для про­изнесения звука речевой выдох (на основе близкого к нему по артикуляции звука).

• Ребенок не должен знать, над каким звуком вы собираетесь рабо­тать.

• В связи с этим в вашем произношении звук не должен звучать вполне точно, а только напоминать (но в существенных чертах) тот звук, произношение которого вы хотите вызвать.

• Вам нужно присвоить какое-нибудь «кодовое название» вызывае­мому звуку, чтобы в дальнейшем избегать его точного произнесе­ния, а также для того, чтобы отвлечь внимание ребенка. Напри­мер, вы вызываете звук [с]. Сначала нужно потренировать с ре­бенком речевой выдох на фоне произнесения звука [т]. Выдох должен проходить сквозь зубы, при этом будет слышаться некото­рый свист. Обратите на этот свист внимание ребенка, скажите ему, что так «свистит комар».

В дальнейшем вы даете ребенку инструкции, уточняющие произ­ношение, например, говорите ему, чтобы «его комар» свистел тонь­ше, показываете ему, куда нужно переместить язык, что сделать с губами, и т. п. (в главах, посвященных постановке звуков, эти способы уточнений произношения подробно описываются). Если ребенок догадался о том, какой звук вы ставите, и пытается произносить свой дефектный звук, сразу же прекратите вызы­вать звук этим способом. Скажите ему, что у вас так не получает­ся и вы с ним будете по-другому учиться «свистеть, как комар».

Постановка звука по показу артикуляции

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Сначала вы ставите ребенку речевой выдох, на фоне ближайшего по артикуляции правильно произносимого (базового) звука.


ребенку удобнее копировать ваши действия.

Правильно расположив органы речи, ребенок должен определен­ным образом подуть в место артикуляции звука (так Же, как при произнесении базового звука). Например, при работе над звуком [с] вы сначала ставите ребенку правильную артикуляцию этого звука. Затем вы просите его подуть на кончик языка, в самые зубы — так, как когда он произносит звук [т], не сдвигая при этом языка. Пре­дупредите его, что получится не звук [т] (иначе он будет стараться получить именно [т]), а другой — тот который вам сейчас нужен.

Постановка звука с механической помощью

Иногда для постановки звуков используются специальные лого­педические инструменты— шпатели и зонды. В домашних условиях их можно заменять различными предметами.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Ребенок произносит базовый по отношению к формируемому звук.

• Вы с помощью вашего инструмента постепенно перемещаете его язык во рту, пока не послышится нужный звук.

• Предварительно предупредите ребенка, чтобы он не мешал вам передвигать его язык. Предупредите его также о том, что произ­ношение звука от этого будет меняться. Предложите ему вместе посмотреть, какой звук в итоге получится.

• Некоторые дети плохо переносят, когда им лезут в рот, иногда даже до возникновения рвотного рефлекса. Если обнаружите нечто по­добное у своего ребенка, сразу же откажитесь от этого способа.

Постановка звука с использованием базового звука

При постановке звуков иногда удается «оттолкнуться» от того или иного правильно произносимого ребенком звука. Например, после зву­ка [ч] при длительном его произнесении вторым звуком слышится звук [щ]. В подобном же отношении находятся звуки [ц] и [с], [к] и [х].

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Ребенок должен длительно произносить базовый звук, при этом вторым звуком после него слышится формируемый звук.


тить внимание ребенка на то, что после звука [к] слышится дру­гой звук, и попросить его как можно дольше тянуть этот другой звук. Придумайте какое-нибудь название этому звуку (например, «звук выдоха»).

Во время протяжного произнесения этого второго звука по ваше­му сигналу, например, знаку рукой, ребенок должен прерывать свое произношение короткими паузами, так, чтобы звук звучал прерывис­то: [кхх — х — х — х].

В дальнейшем паузы нужно удлинять, так чтобы в итоге получи­лось следующее произношение: вначале — звукосочетание [кхх], затем — разделенные большими интервалами, фактически отдельно друг от друга, произносящиеся звуки [х] ([х, х, х]).

В завершение вы предлагаете ребенку сразу произнести этот тре­нируемый вами «звук выдоха», то есть фактически [х]. Когда ребенок начнет произносить звук свободно и безошибочно сообщите ему, какой звук на самом деле он научился выговаривать (то есть только теперь вы можете позволить себе произнести этот звук).

Предварительно объясните ребенку выполнение этого задания на примере какой-нибудь другой пары звуков, которые ребенок выговари­вает правильно (эти звуки вы и сами можете свободно произносить). Например, можно использовать звук [п], при длительном его произне­сении после него слышится губной звук [ф].


показываете ему картинку (допустим, изображающую звук Гы1) он, не прерывая произношения своего звука, тут же должен пе­рейти к гласному звуку и произнести слог с этим гласным звуком ([ф — ф — фы], а не [ф — ф — ф] — [фы] или [ф — ф — ф] — [ы]). Перед тем как ставить (или закреплять) в слоге произношение ка­кого-нибудь нового для ребенка звука, потренируйте с ним такой способ произношения на примере тех звуков, которые он выговари­вает правильно (больше всего подходят звуки, которые можно тя­нуть, например: [ф], [в], [х] и т. п.). Пока ребенок тянет такой звук, у вас есть время показать ему картинку, а он имеет возможность немного подумать и переключиться на произношение гласного зву­ка. С первого раза у ребенка это может не получиться — скорее всего, он будет отрывать гласный звук от согласного или будет пре­рывать произношение согласного звука, поэтому на первых порах можно произносить слоги одновременно с ребенком («хором»). При произнесении слогов нужно контролировать направление ре­чевого выдоха ребенка. Для этого он должен «целиться» себе в ладонь гласным звуком. Можно сказать по-другому: гласный звук должен как бы «падать» ребенку на ладонь. Он также должен ощущаться на ладони горячим выдохом.

Гласный звук в слоге должен произноситься очень кратко и с уда­рением.


Постановка звука в слоге

Иногда звук возможно поставить сразу в слоге. Иногда же — звук ставится отдельно, а затем ребенок обучается произносить с этим зву­ком слоги.

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Обучать ребенка произносить слоги лучше всего с использованием картинок. Этот прием позволяет исключить собственное произно­шение. Дело в том, что, повторяя слог за вами, ребенок будет стремиться произносить в нем свой дефектный звук. Вам нужно сделать картинки, схематически изображающие поло­жение губ при произнесении гласных звуков. Две горизонталь­ные полоски пусть обозначают звук [ы], маленький кружок — [о], большой кружок — [а], точка — [у], одна полоска — [и], эллипс — [э]. Объясните значение этих символов ребенку.


Постановка звука в положении между гласными звуками

ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ

• Согласный звук между гласными должен звучать максимально резко и кратко.

• Ударение в звукосочетании должно падать на последний гласный звук, который также должен звучать кратко.

• Последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ла­донь («выплевывать» его себе на ладонь).

Постановка звука на вдохе

Использование этого способа позволяет отвлечь внимание ребенка °т того звука, над которым вы работаете, и поэтому дает вам возмож­ность подключить собственное произношение (может быть не совсем Четкое). Этот способ позволяет также наилучшим образом настроить речевой выдох ребенка.


ВЫПОЛНЯТЬ упражнения реие±1ил долблен после лгидилы. ^.^^«.л^ оц

тем, чтобы его плечи были опущены).

Ребенок должен выполнять упражнение вслед за вами сначала без

произношения звука. Дайте ему такую инструкцию: «Втяни в себя

немного воздуха сквозь зубы и этот же самый воздух сквозь зубы

выдуй обратно».

В дальнейшем вы показываете ребенку, как он должен произно-

сить звук на вдохе (на выдохе вам его произносить нельзя). Дайте

ему такую инструкцию: «Тихонько втягивай в рот воздух и вмес-

те с воздухом втягивай в рот вот такой звук (как у меня), потом

этот же звук с этим же воздухом выдувай изо рта». На вдохе звук

может звучать несколько искаженно.

Перед выполнением упражнения предварительно потренируйтесь

на каком-нибудь звуке, который ребенок произносит правильно.

Вдох должен быть очень неглубоким, и звук на нем — произно-

ситься однократно.

Звуки на вдохе и выдохе должны произноситься тихим голосом,

очень лениво.

Иногда перед выполнением упражнения ребенку бывает нужно

показать, как расположить во рту язык и правильно настроить

другие речевые органы.

Постоянно следите за тем, чтобы ребенок не «запыхался», давай-

те ему возможность отдышаться.

Постановка звука с использованием промежуточного варианта его произношения

Промежуточные (временные) звуки (см. с. 88) ставятся в следую­щих случаях:

• Речь ребенка непонятна и в ближайшее время поставить ему зву­ки не удастся (например, из-за отсутствия зубов или нарушения прикуса).

• Ребенок заменяет один звук на другой. В этом случае промежу­точный звук нужен для того (если, конечно, нет возможности по­ставить правильное произношение звука), чтобы ребенок перестал путать эти звуки, поскольку этот дефект может вызывать в даль­нейшем нарушения чтения и письма.

• Временный звук бывает нужен также для того, чтобы предотвра­тить формирование у ребенка какого-нибудь трудно поддающего­ся исправлению дефекта произношения (например, грассирую­щего звука [р]).


нужно оудет ввести а речь реоеика ^см. с. 151) Если у ребенка была замена звуков, временный способ произно­шения нужно разграничить с тем, который был у ребенка прежде (см. с. 154).

Когда появится возможность, временный способ произношения нужно будет уточнить, то есть поставить ребенку и ввести в его речь уже полноценный звук.

Дополнительные приемы постановки звуков

Бывает так: можно долго биться над постановкой какого-нибудь звука, и ничего не будет получаться, но оказывается достаточным ска­зать ребенку, чтобы он перестал «выпучивать» глаза, и он моментально произнесет звук правильно.

Это происходит оттого, что когда ребенок опускает глаза (в дру­гом случае — это могут быть поднятые вверх плечи и т. п.), в этот мо­мент он автоматически, незаметно для самого себя расслабляет и мыш­цы языка (или губ). А поскольку артикуляция звука была уже пра­вильная, и произнести этот звук мешали только напряженные речевые мышцы, то когда они расслабились — звук сразу же и получился.

Но ребенку никогда нельзя говорить, чтобы он расслабил мыш­цы. Он в принципе не умеет этого делать. Пытаясь найти способ рас­слабиться, он может напрячься еще сильнее. Поэтому для устранения мышечных зажимов желательно использовать некоторые, так сказать, «обходные маневры».

Рассмотрим, какие комплексы мышечных напряжений могут быть У ребенка. Пожалуйста, все виды напряжений «примеряйте» на себя, чтобы почувствовать каким образом они мешают произношению.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 881; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.