Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общий комплекс артикуляционной гимнастики




ПРАВИЛА ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ

• Сначала ребенок должен научиться различать далекие между собой по звучанию звуки (если он их, конечно, путает), потом — близкие.

• Звуки ребенок должен различать попарно (например: [с — ш], [с — з], [р — л] и т. п.).

• Вначале ребенок должен научиться различать между собой каж­дую пару звуков, на фоне далеких от них по звучанию звуков. Например, при работе над звуками [с] и [ш] в речевом материале на первых порах не должно попадаться никаких других свистя­щих или шипящих звуков. После того как ребенок научится безо­шибочно отличать друг от друга эти звуки, в задания нужно будет постепенно включать и другие шипящие и свистящие звуки.

• Сначала нужно научить ребенка различать звуки в изолирован­ном произношении, затем в слогах, затем в словах.

• Изолированный звук произносите четко, без присоединения к нему какого бы то ни было гласного звука. Например: [с] (а не [эс] или [сэ]; [р], (а не [эр] или [рэ]).

Улучшение подвижности речевых органов

При небольшом нарушении подвижности речевых мышц (легкая степень дизартрии) нужно выполнять только основной комплекс арти­куляционной гимнастики. При более серьезном нарушении подвижно­сти речевых мышц (дизартрия средней степени тяжести) — дополни­тельно комплексы упражнений, рассчитанные на постановку шипящих, свистящих и звука [р] (эти упражнения могут оказаться сложными для детей младшего возраста).

Названия упражнений носят игровой характер. Если какое-то из названий вашему ребенку не знакомо, замените его другим.

«Заборчик». Зубы в положении правильного прикуса, обнажив верхние и нижние зубы, не слишком широко улыбнуться губами. Со­хранять положение до пяти секунд.


Сохранять до пяти секунд, и •

«Заборчик — трубочка». Чередовать первое и второе упражнения. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений одну секунду.

«Блинчик». Широкий, распластанный и неподвижный язык по­ложить передним краем на нижние зубы. Оставить в таком положении на пять секунд.

«Накажи непослушный язычок». Выполняется только при невоз­можности удержать позу предыдущего упражнения. Язык разместить так, как описано в четвертом упражнении и «пошлепать» его верхни­ми губами и зубами одновременно произнося при этом «пя — пя — пя». После этого оставить неподвижно лежать на нижних зубах, сколь­ко получится.

«Лопатка». Несильно высунуть широкий язык изо рта, располо­жив его между верхними и нижними зубами, при этом не прикусывая его. Сохранять положение пять секунд.

«Иголка». Округлый, острый язык несильно высунуть изо рта, не прикусывая его зубами. Сохранять положение до пяти секунд.

«Лопатка — иголка». Немного высунуть язык изо рта. Чередо­вать положения, описанные в двух предыдущих упражнениях. Ниж­няя челюсть неподвижна. Губы, насколько возможно, неподвижны, можно на первых порах придерживать их пальцами. Сохранять каж­дое положение около секунды.

«Маятник». Попеременно прикасаться округлым кончиком язы­ка то к правому, то к левому углу рта. Нижняя челюсть неподвижна. Губы в положении полуулыбки. Сохранять каждое из положений в те­чение одной секунды.

«Качели». Попеременно прикасаться кончиком языка то к осно­ванию верхних, то к основанию нижних резцов. Рот приоткрыт, как при произнесении звука [э]. Нижняя челюсть неподвижна. Сохранять каждое из положений в течение одной секунды.

«Маляр». Рот приоткрыт. Облизывать языком по кругу верхнюю, потом нижнюю губу, меняя направление движения. Нижняя челюсть Неподвижна.


-.84

 


цов затем, загибая вниз кончик — к основанию нижних резцов. Губы и нижняя челюсть неподвижны. Сохранять каждое положение по одной секунде.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ПОСТАНОВКИ ЗВУКА [Р]

Перед выполнением каждого упражнения немного потренируйте речевой выдох на фоне звука [д]. При выполнении всех упражнений рот приоткрыт, а нижняя челюсть неподвижна. Необходимо следить за воздушной струей, она должна немного шуршать между языком и аль­веолами.

«Барабанщик». Ударяя кончиком языка о переднюю поверхность альвеол, звонко произносить звук [д]. Выстукивать, таким образом, различные мелодии. Как на барабане. Упражнение выполнять с голо­сом. Как можно быстрее. При этом может проскальзывать звук [р].

«Пулемет». Произносить звук [д] так же, как в предыдущем уп­ражнении, изображая, как строчит пулемет: [д — д — д]. Произносить с силой, на одном выдохе, с голосом.

«Трещотка». Кончиком языка, прикасаясь к альвеолам, совершать очень быстрые движения вперед-назад, не отрывая языка от альвеол. Упражнение выполняется с голосом. После этого точно так же совер­шать движения вправо-влево. При выполнении упражнения слышится нечеткий звук [р]. Поэтому, если ваш ребенок произносит грассирую­щий звук [р], это упражнение ему нужно демонстрировать без голоса, иначе услышав похожий на [р] звук, он включит свое произношение. Скажите ему, что вы показываете ему выполнение упражнения без го­лоса, а он должен будет делать его с голосом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1137; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.