Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение голоса




НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА

Признаки нарушенного речевого выдоха:

• Носовой оттенок в произношении. Обнаружить его можно следу­ющим образом. Ребенок должен произносить какое-нибудь слово (в словах не должно быть звуков [м], [н] и [б]). После того, как он уже начнет произносить, нужно зажать ему нос пальцами (если сделать это до начала произнесения, это может спровоцировать у ребенка подачу воздуха в нос). Заранее предупредите ребенка о своем намерении. Пальцами вы ощутите толчки воздуха в зажа­тых ноздрях ребенка, на слух назализация также станет замет­ной.

• Грассирующий звук [р].

• Произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука [л] с горловым призвуком (напоминающим звуки [х — г]).

Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос — за­блуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже) довольно низкий, с хрипотцой.

Нарушенный голос выше, чем должен быть в нормальном состоя­нии, и это всегда добавляет речи ребенка налет излишней «детскости».

Когда ребенок говорит, возникает ощущение, что его голос звучит только в горле и звонко резонирует в голове. Повышение голоса часто сопровождается еще манерой начинать речь с твердой атаки. Ребенок может даже смеяться с твердой атаки, то есть с отрывистого, высокого горлового звука. Нормальный же голос звучит в той или иной мере хрипловато и бархатно, при этом резонируют не только ротовая и носо­вая полости (голова), но и грудная клетка.

Повышенный голос может вызывать ускорение темпа речи, а этс также отрицательно влияет на формирование у ребенка правильногс звукопроизношения.

Признаки нарушенного голоса:

• Высокий, пронзительный голос.

• Восходящая интонация (когда голос повышается к концу фразы)


ношение начинается с гласного звука).

• Ускоренный темп речи.

• Слишком громкий голос.

•}>•

Если вы обнаружили у ребенка дополнительные причины возникно­вения нарушений произношения, позанимайтесь с ним профилактикой формирования и закрепления у него этого произношения (см. с. 33). *г

Способы неправильного произношения звуков

БЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1. Ребенок вообще не выговаривает некоторых звуков, пропуска­ет их в речи. Например, звуки [л] и [р] могут пропускаться в речи полностью или напоминать неясный (наподобие [ы]) гласный звук. Сви­стящие и шипящие в этом случае произносятся как выдох с неотчетли­вым шипяще-свистящим призвуком.

2. Ребенок все время по-разному произносит один и тот же звук.

3. Ребенок произносит звуки смягченно (при этом звуки [л] и [р] он может произносить как более или менее внятный [и]).

4. Звук произносится нечетко, так что трудно сказать, на какой звук он больше похож (например, [с] произносится как смягченный свистящий, но в то же время с шипящим призвуком; [ш] — одновре­менно напоминает [ф]). К этому случаю не относятся звуки, произно­шение которых отчасти напоминает [х].

5. Звуки заменяются на губные аналоги (шипящие, свистящие и [р] напоминают неясные [ф — в]).

НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ

1. У ребенка сформировалось «французское» произношение зву­ка [р], в этом случае нормативное произношение этого звука у него самопроизвольно возникнуть не сможет. Есть риск того, что и другие звуки будут формироваться дефектно. Способ произношения указывает на нарушенный речевой выдох.

2. Один и тот же звук постоянно заменяется на другой звук (мо­жет быть дефектно произносимый), например [с] — на [ш], или наобо­рот. Тогда все звуки этого вида (в нашем случае свистящие или шипя­щие) будут произноситься аналогичным образом. Способ произноше­ния может указывать на недостаточный речевой слух.

3. Шипящие, свистящие, звуки [р] и [л] произносятся с призву­ком звука [х] или заменяются на этот звук (может быть немного гор-


4. При произнесении свистящих и [л] язык ребенка высовывает­ся между зубами. Способ произношения указывает на нарушение по­движности речевых органов.

5. Речь ребенка звучит неблагозвучно, неряшливо и неопрятно. Это может указывать на нарушение подвижности его речевых орга­нов.

Если вы нашли у ребенка неблагоприятные способы произнесения зву­ков, с ним обязательно нужно заниматься профилактикой закрепления в речи неправильного произношения. Если же у ребенка благоприят­ные способы произношения звуков, то нормативное звукопроизноше-ние, скорее всего, сформируется у него самостоятельно.

Предупреждение у детей дефектного произношения звуков

• В первую очередь нужно устранить у ребенка основные причины формирования неправильного произношения:

— улучшить у него подвижность речевых органов;

— исправить речевой слух;

— растянуть уздечку языка.

Способы исправления этих недостатков см. на с. 82, 84, 88. Пожа­луйста, обращайте внимание на специальные указания, относящиеся к работе с детьми младшего возраста.

• Одновременно с этим нужно устранить и дополнительные причи­ны формирования неправильного произношения:

— научить ребенка управлять мышцами своего тела;

— исправить у него речевой выдох;

— поставить голос.

Как это делается, описывается в этой главе.

Управление мышцами тела

Традиционные занятия с маленькими детьми танцами и ритми­кой преследуют ту лее самую цель — помочь ребенку научиться владеть различными мышцами своего тела. Перед нами же стоит более узкая задача — научить ребенка управлять теми мышцами, которые оказы­вают влияние на его речь.


.я 9

о-а

 


.Ц ПОЛА-о хил»-л _у лл^>**.«*.ь.^и~...**.и, ^ „—___. _ - А

вседневных движений и действий. Занятие с ребенком лучше всего стро­ить как небольшой урок физкультуры.

Сначала ребенок должен научиться замечать свои мышечные за­жимы и напряжения. Для этого вам нужно будет их ему показать. Нагляднее всего это можно сделать с помощью усиления у ребенка име­ющихся напряжений («ты плечи поднял— подними их еще выше»), так ребенку будет их легче почувствовать. На занятии ребенку нужно указывать на появляющиеся у него напряжения («вот сейчас ты шею напряг», «глаза выпучил», «зубы сжал», «плечи поднял» и т. п.). По­лезно спрашивать у ребенка, где у него в данный момент напряжены мышцы.

Мышечные реакции возникают как ответ на психологическое неблагополучие. Эмоция страха, например, дает совершенно опреде­ленный комплекс мышечных последствий (человек «сжимается, це­пенеет» от страха). Возникает физически переживаемый образ психо­логического состояния. Привычное психологическое неблагополучие формирует комплексы привычных мышечных реакций, то есть мыш­цы ребенка почти постоянно «изображают» перенесенную им психоло­гическую травму. Мышечные зажимы, сами по себе, причиняют опре­деленный физический дискомфорт, одновременно на бессознательном уровне они «припоминают» своему носителю те душевные состояния неблагополучия, устойчивыми слепками которых они являются. Телес­ные зажимы всегда ухудшают психологическое самочувствие челове­ка. Устранение этих зажимов несколько облегчает его.

Ребенка нужно научить замечать, что мышечные напряжения при­чиняют ему физический дискомфорт («вот ты сейчас слишком прямо сел — тебе неудобно», «ты пробуешь говорить, подняв плечи — тебе это мешает» и т. п.), поскольку дети (как, впрочем, почти всегда и взрос­лые) не умеют ощущать этого дискомфорта.

Одновременно нужно научить ребенка избавляться от мышечных зажимов. Причем ему бесполезно давать совет расслабить мышцы. Пытаясь это сделать, он только еще больше напряжет их (от старания, которое в его представлении непременно связано с усилием).

Для снятия мышечных напряжений ребенок должен обучиться совершать конкретные движения и действия, вызывающие состояния мышц, противоположные тем, которые у него есть (опускать плечи, за­крывать глаза и т. п.). Имейте в виду, что эти движения ребенок будет пытаться совершать с усилием (глаза — зажмуривать, плечи — с нажи­мом тянуть вниз и т. д.). Поэтому его нужно натренировать выполнять эти действия, «сбрасывая» при этом мышечные напряжения. Например, он должен не опустить руки или плечи, а «уронить» их, нижняя че­люсть, плотно прижатая к верхней, должна у него «отвалиться», а не


миная ему о необходимости «сбрасывания» напряжений, чтобы, в конце концов, этот навык сделался у него привычным.

Дыхание ребенка нормализуется в результате общего мышечного раскрепощения, особенно по мере устранения зажатости плеч.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕЙ ПОДВИЖНОСТИ РЕБЕНКА

• Упражнения на усиление мышечных напряжений.

• Упражнения на «сбрасывание» мышечных зажимов.

• Упражнения на полное расслабление мышц.

• Совершение «марионеточных» действий.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 390; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.