КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Нарушение голоса
НАРУШЕНИЕ РЕЧЕВОГО ВЫДОХА Признаки нарушенного речевого выдоха: • Носовой оттенок в произношении. Обнаружить его можно следующим образом. Ребенок должен произносить какое-нибудь слово (в словах не должно быть звуков [м], [н] и [б]). После того, как он уже начнет произносить, нужно зажать ему нос пальцами (если сделать это до начала произнесения, это может спровоцировать у ребенка подачу воздуха в нос). Заранее предупредите ребенка о своем намерении. Пальцами вы ощутите толчки воздуха в зажатых ноздрях ребенка, на слух назализация также станет заметной. • Грассирующий звук [р]. • Произношение шипящих или свистящих звуков, а также звука [л] с горловым призвуком (напоминающим звуки [х — г]). Мнение, что детям свойственен тонкий, писклявый голос — заблуждение. На самом деле нормальный детский голос (и у девочек тоже) довольно низкий, с хрипотцой. Нарушенный голос выше, чем должен быть в нормальном состоянии, и это всегда добавляет речи ребенка налет излишней «детскости». Когда ребенок говорит, возникает ощущение, что его голос звучит только в горле и звонко резонирует в голове. Повышение голоса часто сопровождается еще манерой начинать речь с твердой атаки. Ребенок может даже смеяться с твердой атаки, то есть с отрывистого, высокого горлового звука. Нормальный же голос звучит в той или иной мере хрипловато и бархатно, при этом резонируют не только ротовая и носовая полости (голова), но и грудная клетка. Повышенный голос может вызывать ускорение темпа речи, а этс также отрицательно влияет на формирование у ребенка правильногс звукопроизношения. Признаки нарушенного голоса: • Высокий, пронзительный голос. • Восходящая интонация (когда голос повышается к концу фразы) ношение начинается с гласного звука). • Ускоренный темп речи. • Слишком громкий голос. •}>• Если вы обнаружили у ребенка дополнительные причины возникновения нарушений произношения, позанимайтесь с ним профилактикой формирования и закрепления у него этого произношения (см. с. 33). *г Способы неправильного произношения звуков БЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ 1. Ребенок вообще не выговаривает некоторых звуков, пропускает их в речи. Например, звуки [л] и [р] могут пропускаться в речи полностью или напоминать неясный (наподобие [ы]) гласный звук. Свистящие и шипящие в этом случае произносятся как выдох с неотчетливым шипяще-свистящим призвуком. 2. Ребенок все время по-разному произносит один и тот же звук. 3. Ребенок произносит звуки смягченно (при этом звуки [л] и [р] он может произносить как более или менее внятный [и]). 4. Звук произносится нечетко, так что трудно сказать, на какой звук он больше похож (например, [с] произносится как смягченный свистящий, но в то же время с шипящим призвуком; [ш] — одновременно напоминает [ф]). К этому случаю не относятся звуки, произношение которых отчасти напоминает [х]. 5. Звуки заменяются на губные аналоги (шипящие, свистящие и [р] напоминают неясные [ф — в]). НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ СПОСОБЫ ПРОИЗНОШЕНИЯ 1. У ребенка сформировалось «французское» произношение звука [р], в этом случае нормативное произношение этого звука у него самопроизвольно возникнуть не сможет. Есть риск того, что и другие звуки будут формироваться дефектно. Способ произношения указывает на нарушенный речевой выдох. 2. Один и тот же звук постоянно заменяется на другой звук (может быть дефектно произносимый), например [с] — на [ш], или наоборот. Тогда все звуки этого вида (в нашем случае свистящие или шипящие) будут произноситься аналогичным образом. Способ произношения может указывать на недостаточный речевой слух. 3. Шипящие, свистящие, звуки [р] и [л] произносятся с призвуком звука [х] или заменяются на этот звук (может быть немного гор- 4. При произнесении свистящих и [л] язык ребенка высовывается между зубами. Способ произношения указывает на нарушение подвижности речевых органов. 5. Речь ребенка звучит неблагозвучно, неряшливо и неопрятно. Это может указывать на нарушение подвижности его речевых органов. Если вы нашли у ребенка неблагоприятные способы произнесения звуков, с ним обязательно нужно заниматься профилактикой закрепления в речи неправильного произношения. Если же у ребенка благоприятные способы произношения звуков, то нормативное звукопроизноше-ние, скорее всего, сформируется у него самостоятельно. Предупреждение у детей дефектного произношения звуков • В первую очередь нужно устранить у ребенка основные причины формирования неправильного произношения: — улучшить у него подвижность речевых органов; — исправить речевой слух; — растянуть уздечку языка. Способы исправления этих недостатков см. на с. 82, 84, 88. Пожалуйста, обращайте внимание на специальные указания, относящиеся к работе с детьми младшего возраста. • Одновременно с этим нужно устранить и дополнительные причины формирования неправильного произношения: — научить ребенка управлять мышцами своего тела; — исправить у него речевой выдох; — поставить голос. Как это делается, описывается в этой главе. Управление мышцами тела Традиционные занятия с маленькими детьми танцами и ритмикой преследуют ту лее самую цель — помочь ребенку научиться владеть различными мышцами своего тела. Перед нами же стоит более узкая задача — научить ребенка управлять теми мышцами, которые оказывают влияние на его речь.
.Ц ПОЛА-о хил»-л _у лл^>**.«*.ь.^и~...**.и, ^ „—___. _ - А вседневных движений и действий. Занятие с ребенком лучше всего строить как небольшой урок физкультуры. Сначала ребенок должен научиться замечать свои мышечные зажимы и напряжения. Для этого вам нужно будет их ему показать. Нагляднее всего это можно сделать с помощью усиления у ребенка имеющихся напряжений («ты плечи поднял— подними их еще выше»), так ребенку будет их легче почувствовать. На занятии ребенку нужно указывать на появляющиеся у него напряжения («вот сейчас ты шею напряг», «глаза выпучил», «зубы сжал», «плечи поднял» и т. п.). Полезно спрашивать у ребенка, где у него в данный момент напряжены мышцы. Мышечные реакции возникают как ответ на психологическое неблагополучие. Эмоция страха, например, дает совершенно определенный комплекс мышечных последствий (человек «сжимается, цепенеет» от страха). Возникает физически переживаемый образ психологического состояния. Привычное психологическое неблагополучие формирует комплексы привычных мышечных реакций, то есть мышцы ребенка почти постоянно «изображают» перенесенную им психологическую травму. Мышечные зажимы, сами по себе, причиняют определенный физический дискомфорт, одновременно на бессознательном уровне они «припоминают» своему носителю те душевные состояния неблагополучия, устойчивыми слепками которых они являются. Телесные зажимы всегда ухудшают психологическое самочувствие человека. Устранение этих зажимов несколько облегчает его. Ребенка нужно научить замечать, что мышечные напряжения причиняют ему физический дискомфорт («вот ты сейчас слишком прямо сел — тебе неудобно», «ты пробуешь говорить, подняв плечи — тебе это мешает» и т. п.), поскольку дети (как, впрочем, почти всегда и взрослые) не умеют ощущать этого дискомфорта. Одновременно нужно научить ребенка избавляться от мышечных зажимов. Причем ему бесполезно давать совет расслабить мышцы. Пытаясь это сделать, он только еще больше напряжет их (от старания, которое в его представлении непременно связано с усилием). Для снятия мышечных напряжений ребенок должен обучиться совершать конкретные движения и действия, вызывающие состояния мышц, противоположные тем, которые у него есть (опускать плечи, закрывать глаза и т. п.). Имейте в виду, что эти движения ребенок будет пытаться совершать с усилием (глаза — зажмуривать, плечи — с нажимом тянуть вниз и т. д.). Поэтому его нужно натренировать выполнять эти действия, «сбрасывая» при этом мышечные напряжения. Например, он должен не опустить руки или плечи, а «уронить» их, нижняя челюсть, плотно прижатая к верхней, должна у него «отвалиться», а не миная ему о необходимости «сбрасывания» напряжений, чтобы, в конце концов, этот навык сделался у него привычным. Дыхание ребенка нормализуется в результате общего мышечного раскрепощения, особенно по мере устранения зажатости плеч. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ УЛУЧШЕНИЯ ОБЩЕЙ ПОДВИЖНОСТИ РЕБЕНКА • Упражнения на усиление мышечных напряжений. • Упражнения на «сбрасывание» мышечных зажимов. • Упражнения на полное расслабление мышц. • Совершение «марионеточных» действий.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 420; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |