Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Упражнения на усиление мышечных напряжений. 1 страница




Пожалуйста, обратите внимание на следующее: нельзя добивать­ся значительного усиления напряжений, поэтому не давайте ребенку инструкций типа — напряги плечи или шею и т. п. Не повторяйте уп­ражнений многократно (все это может способствовать возникновению тиков). Предлагайте ребенку совершить какое-либо конкретное действие, которое вызовет лишь небольшое усиление напряжения и таким обра­зом привлечет его внимание к той или иной группе мышц. После уси­ления напряжения его нужно обязательно «сбросить».

•^ Если у ребенка напряжены плечи: «У тебя подняты плечи, подни­ми их повыше, чувствуешь, как тебе стало неудобно, теперь уро­ни их».

^ Если у ребенка напряжена шея (она как бы «раздута» и втянута в плечи): «У тебя раздута шея, раздуй ее побольше, видишь, как это ненормально, а теперь откинь голову в сторону и посмотри, какой у тебя теперь естественный вид», или «У тебя голова ушла в плечи, втяни ее посильнее, а теперь урони плечи и откинь голо­ву в сторону».

^ У ребенка широко и напряженно открыты глаза: «У тебя глаза круглые, сделай их покруглее, обрати внимание на то, что так неудобно смотреть, теперь опусти их вниз, ты видишь, теперь они отдыхают».

2. Упражнения на «сбрасывание» мышечных зажимов.

Эти упражнения вам придется ребенку показывать, поэтому сна­чала разучите их.

^ Ребенок должен поднять руки вверх и затем «уронить» их. Следи­те за тем, чтобы ребенок «ронял» расслабленные руки. Они долж­ны падать под тяжестью собственного веса, а не опускаться в ре­зультате специального движения, осуществляющегося с нажимом.


а потом «бросить» их вниз. В этом случае вы, скорее всего, заме­тите, как ребенок «задержит» их падение и руки «застрянут» у него на полпути вниз. Обратите его внимание на то, что он не дал вам «бросить» («уронить») его руки.

^ Ребенок должен поочередно «ронять» то правую, то левую поднятую руку. Сначала — от плеча, потом — от локтя. Когда ребенок «роня­ет» руку от плеча, вы можете вначале придерживать ее за запястье, а потом «бросать» вниз или просто с легким толчком отпускать. Когда от ребенка требуется «уронить» руку от локтя (при этом она согнется в локте), вы можете поддерживать его поднятую руку выше локтя и подталкивать ее.

•/ Встаньте сзади ребенка. Он должен с размаху падать вам спиной на руки.

•^ Ребенок сидит, держа голову прямо. Вы легонько подталкиваете его в затылок, от этого его голова должна «свалиться» вперед. Это упражнение нужно так же проделывать на движение головы на­зад и в стороны.

•^ Ребенок должен выпрямившись сесть и затем «уронить» свою груд­ную клетку и плечи (как бы ссутулившись и осев всей верхней частью корпуса). При этом голова у него также откинется в ка­кую-нибудь сторону.

^ Ребенок должен без напряжения открывать рот. При этом его ниж­няя челюсть без усилия «отвешивается» вниз под собственной тя­жестью. Движение совершается как бы постепенно. Когда дей­ствие выполняется с усилием, то есть ребенок совершает мускуль­ное движение вниз нижней челюстью, оно всегда осуществляется быстро, резким открытием рта.

3. Упражнения на полное расслабление мышц.

Напрямую научить ребенка расслаблять мышцы невозможно, так что целью этих упражнений будет добиться этого обходными путями. Вы должны показывать ребенку эти упражнения, как бы меняясь с ним ролями. Например, выполнение первого упражнения объясните ему следующим образом. Сначала положите легонько свою ладонь ре­бенку на руку и скажите ему при этом: «Вот чувствуешь, как я легко положила ладонь тебе на руку, а вот теперь я кладу ее всей тяжестью», и при этом положите ему свою ладонь на руку всем своим весом (то есть полностью, от плеча расслабленную руку). Но не нажимайте на руку ребенка специально, иначе он будет вслед за вами неправильно выполнять упражнение.

•^ Возьмите кисть руки ребенка в свою ладонь (если вам будет удоб­нее, возьмите его за запястье) и немного потрясите ее, затем попро-


тельной тяжести в ладони не ощутите, то есть ребенок будет про­должать держать руку собственными мышцами, напряженною. Тогда скажите ему: «Ты мне руку не отдал, а сам ее держишь, положи мне ее на руку всю, и тогда я вместо тебя буду ее держать». Одновременно слегка покачивайте на ладони руку ребенка, можно даже слегка подбрасывать ее. Если она будет повисать в воздухе указывайте ребенку, что он у вас руку снова «отобрал».

•/ Возьмите ребенка под мышки, и пусть он слегка, подогнув ноги (но, не отрывая их от пола) и свесив набок голову, повиснет у вас на руках, а вы немного раскачивайте его (показать это упражне­ние ребенку, поменявшись с ним ролями, у вас, конечно, не полу­чится). Он должен повиснуть у вас на руках всем своим весом.

^ Ребенок должен удобно сесть. Подставьте под его подбородок свою РУКУ (удобнее это делать тыльной стороной ладони) и предложите ему положить вам на руку подбородок всей тяжестью. Одновре­менно покачивайте на своей руке его голову. Имейте в виду, что голова у ребенка на самом деле очень даже тяжелая, поэтому, если недоощутите тяжести, укажите ребенку на то, что он «не целиком отдал вам свою голову (а вам полголовы не нужно) и продолжает держать ее сам».

4. Совершение «марионеточных» действий.

Эти упражнения тренируют такой способ совершения движений, когда мышцы совершенно не зажаты. Вы руками, плечами, головой ребенка выполняете те или иные действия, то есть «ведете» его как куклу, а он своим телом полностью следует за вашими направляющи­ми жестами.

^ Возьмите ребенка за плечи и раскачивайте (вращайте) его вправо-влево. Руки его при этом, слегка сгибаясь в локтях, должны как плети болтаться вокруг тела. Совершенно прямые руки говорят о наличии в них напряжений.

^ Возьмите руку ребенка выше кисти и поболтайте в разные сторо­ны его расслабленной кистью. Кисть руки должна при этом «тре­пыхаться», как лист на ветру. То же упражнение проделайте с другой рукой ребенка, а потом сразу с обеими.

^ Ребенок должен открыть рот. Вы постукиваете его по подбородку, от этого его рот («клацая» при этом зубами) открывается и закры­вается.

^ Возьмите обе руки ребенка за запястья и совершайте ими любые действия, которые придут вам в голову. Скажите при этом ребен­ку, что он игрушечный мальчик (девочка). Действия должны быть обязательно разноименными. То есть если одну руку ребенка вы


 

 


руками синхронные (одинаковые) действия или пытается преду­гадывать дальнейшие движения и продолжать совершать их уже самостоятельно. Тогда скажите ему, что игрушечный человек ведь не знает, что он будет делать в следующий момент, поэтому дол­жен полностью доверять кукловоду.

Упражнение, аналогичное предыдущему, но только различные дей­ствия нужно совершать не только с руками ребенка, но и с голо­вой, плечами, верхней частью туловища. То есть ребенка можно наклонять, выпрямлять, любым образом разворачивать и раска­чивать, поворачивать его голову вправо или влево и придумывать любые действия с ним. Обязательно следите за тем, чтобы при этом не возникало противодействия, мышцы ребенка должны быть как ватные.

Когда вы будете ставить ребенку речевое дыхание и голос, следите, что-бы на занятиях у него не возникало мышечных зажимов и напряже-ний, устраняйте их теми способами, которые были здесь описаны.

Постановка речевого выдоха

Немного позанимавшись с ребенком формированием двигатель­ных навыков, приступайте к параллельным занятиям по постановке речевого выдоха (см. с. 76). Не дожидайтесь, когда он научится в со­вершенстве управлять своим телом.

Постановку голоса нужно будет начать после исправления речево­го выдоха.

Постановка голоса

Постановка голоса включает следующие моменты:

Необходимо понизить у ребенка высоту звучания голоса.

• Нужно избавить его от привычной восходящей интонации.

• Нужно научить ребенка начинать речь с мягкой атаки.

Работать над всеми этими моментами с ребенком нужно одновре­менно.

1. Понижение высоты голоса.

Из-за напряженных мышц плеч и шеи ребенок говорит зажатым голосом, звучащим иногда значительно выше, чем это было бы для


Постановка голоса по подражанию. Для начала вы должны «по­казать» ребенку, каким голосом он говорит. Для этого повторите за ним какую-нибудь фразу нарочито высоким голосом. После этого вам нужно понизить свой голос и «показать» ему, каким голосом на самом деле он должен говорить. Скажите ребенку, что вот та­кой низкий, красивый голос — это его настоящий, а тот, которым он сейчас сказал (тонкий и писклявый) — ненастоящий, поддель­ный. Но для начала потренируйте свой собственный низкий го­лос, чтобы он не получался задушенным.

В дальнейшем ребенок должен повторять за вами слова и неболь­шие предложения. Можно задавать ему короткие вопросы. Гово­рить с ребенком на занятии нужно нарочито низким голосом, что­бы он мог его копировать. Получиться это у него может только после того, как будут сброшены мышечные зажимы с плеч, поэто­му упражнения по постановке голоса нужно делать после упраж­нений на «сбрасывание» зажимов. Когда в обычном общении ре­бенок будет повышать голос, говорите ему об этом и напоминайте о его напряженных поднятых плечах.

Понижение голоса автоматически приводит к восстановлению дыхания, оно перестает быть ключичным.

Постановка голоса через «вживание в образ». Восприятие и мыш­ление детей младшего возраста исключительно образное. Этим обстоятельством можно воспользоваться для постановки голоса. Ребенку нужно предложить подходящий для этого образ (суще­ства с низким голосом), который он мог бы на себя «надеть» и в который он мог бы «вжиться».

Можно, например, использовать такой прием. Скопируйте высо­кий голос ребенка и скажите ему, что он пищит, как мышь, «та­кая противная, с тощим длинным хвостом мышь». То есть для начала вы создаете в его представлении зримый отрицательный образ его манеры говорить. Затем изобразите низкий голос и ска­жите ребенку, что вот так говорит пушистый, симпатичный, боль­шой, сильный (то есть именно такой, каким надлежит быть на­стоящему мальчику) мишка. В дальнейшем вы договариваетесь с ребенком, что он будет говорить, как медвежонок (в этом случае вы принимаете на себя обязанности медведицы). И, таким обра­зом играя, вы разговариваете с ребенком. Это нужно делать не только на занятии, но и в повседневном общении. Для девочки можно использовать другие подходящие образы: на­пример, той же мыши и мурлыкающей кошечки (только именно довольно мурлыкающей, а не орущей истошным голосом «мяу»). Когда кошечка мурлыкает, у нее голос низкий и бархатный.


 

 

 


повышения голоса. Происходит это из-за того, что к концу фразы мышцы ребенка напрягаются еще сильнее и голос повышается.

^ Предлагайте ребенку вслед за вами повторять фразы с понижени­ем голоса к концу фразы.

•^ Предлагайте ребенку говорить каждое следующее слово в предло­жении все ниже и ниже — в пол. Например, во фразе: «Я иду вниз», ребенок должен произносить каждое следующее слово, наклоняясь все ниже и ниже плечами, как будто «спускаясь плечами» по вооб­ражаемой лесенке. При этом он должен произносить слова так, чтобы они, образно говоря, «своей тяжестью падали на пол». Когда ребенок повышает голос к концу фразы, он при этом вытягивает шею, поднимает плечи, то есть «повышение» происходит и в телес­ном плане. Если вы предложите говорить ему вниз, в пол (то есть он будет вынужден наклониться, опустить голову, ссутулиться), у него автоматически получится нисходящая интонация.

/" Если дома есть пианино, можно тренировать с ребенком нисходя­
щую интонацию, когда он произносит фразы по нотам — сверху
вниз. «..•

3. Постановка начала речи с «мягкой атаки».

«Твердая атака» наиболее заметна при произнесении слов, начи­нающихся с гласных звуков. При этом ребенок как бы «с места» резко и отрывисто выкрикивает первый звук. Для «включения» «мягкой ата­ки» требуется, чтобы работал грудной резонатор, то есть звук голоса должен вибрировать в грудной клетке.

•*/ Ребенок должен сесть, опустить плечи и наклонить голову (как бы несколько свесить ее) вперед. Грудная клетка при такой позе как бы «западает» внутрь, спина ссутуливается, а плечи подают­ся немного вперед. Брюшное дыхание при этом осуществляется автоматически:

^ Ребенок должен выдохнуть воздух и вслед за вами по подража­нию с закрытым ртом произнести низкий, вибрирующий в груд­ной клетке и хрипловатый от этой вибрации неясный (средний между [м] и [у]) звук. Вибрацию грудной клетки можно ощутить ладонью.

^ После этого вибрацию желательно «опустить» как можно ниже. Для этого приложите свою руку к тому месту, где у ребенка резо­нирует грудная клетка, и скажите ему, что вы чувствуете его го­лос. Потом переместите руку чуть ниже и предложите ребенку вслед за вашей рукой «опустить» в эту точку свой голос.

•^ Затем нажимайте рукой на грудь ребенка (как на «выключатель») выше или ниже, и в этом месте он должен «включать» голос.


ка будет окрашиваться дополнительными бархатистыми оберто­нами, речь будет начинаться с «мягкой атаки», и в ее звучании будет присутствовать грудное резонирование.

Нарушение голоса может сопровождаться повышением его гром­кости. При этом ребенок как бы кричит, а не говорит (так мы пытаем­ся докричаться до плохо слышащего человека или когда говорим по телефону, и нас не слышат). На занятиях, а также в повседневном об­щении у ребенка нужно тренировать манеру говорить тихим голосом. Речь низким голосом и с «мягкой атаки» устраняет излишнюю гром­кость голоса.

У ребенка может быть ускоренный темп речи. Речь тихим и низ­
ким голосом автоматически приводит к некоторому замедлению темпе
речи. Не забывайте напоминать ребенку о том, чтобы он говорил мед­
леннее.,



о   ЯЯ«^й Ойщ                       о о   м я о     1 1         м о со  
^3   И Л —. 1-Й К ГТЬИ-(О                       *ь   к               '       тз  
г быть все названные речевые недостатки или толы-   Речь ребенка может быть понятной или непонятной Понятная речь. Ваш ребенок говорит разборчиво, ег •нять. Он строит нормальные, развернутые предложе]!т грамотно, он знает много слов. На слух можно оп]! выговаривает какие-то звуки. Непонятная речь. Ребенок говорит неразборчиво.: не всегда его понимают. Из-за невнятности его I ю определить, грамотно ли он говорит (правильно л экончания слов, предлоги и т. п.). У ребенка может (словарный запас. Он говорит короткими, неполным и, а также не выговаривает болыное число звуко]   Вы планируете помогать приглашенному логопеду. Вы собираетесь заниматься с ребенком самостоятел   чину этого.   вообще решить, что вам дальше делать с ребенком. С ребенком неэффективно занимаются, и вы хотите в   Вы хотите поточнее определить речевую проблему ] ка, чтобы пригласить к нему специалиста нужного   Ваши намерения могут быть следующими:   )яния речи ребенка, которое она производит на перв   Но такое полное обследование требуется не всегда. т от двух обстоятельств: от ваших дальнейших на]   строение речевых органов.   речевое развитие ребенка в целом; «: подвижность речевых мышц;   речевой слух;; V   звукопроизношение;   речевой выдох;   Чтобы понять, какие речевые проблемы есть у ре(аста, нужно проверить у него:  
г» ^   • Я §< Я Ф Д т О "   &<       и   «^ И рэ       Е   я н                       ф  
ф   ^ ИЗ 1Г1 Я 1-э ^ ' 2|   я       :яснит   "о я о я •е 3 Я 0       м СО   <* ч ^з о ф Я 0                       я я р и  
§   ^ § § я 0 § -?* ° а           ^   а та       и   Кс ф                       §  
*О   я к 2 2 ^ я л* *т о               я "^       и   я 3                       я  
Ф   Р | | | X <Т> О О4 1             Й Я! я и           3?       ,-~,_:       ^       , 1  

Обследование ребенка

 



"\ Типы \^ ситуаций Что \.   Вы хотите выяснить диагноз и пригласить специалиста   С вашим ребенком неэффективно занимаются   Вы планируете помогать логопеду   Вы собираетес] самостоятельш заниматься с ребенком  
нужно \^ обследовать \>   Речь понятна   Речь непонятна   Речь понятна   Речь непонятна   Речь понятна   Речь непонятна   Речь понятна   Реч непон*  
1. Речевой выдох   Обследует специа­лист   Обследует специа­лист   *   *   *   *   *   *  
2. Звукопроиз­ношение   Обследует специа­лист   Обследует специа­лист   Уже обследовано логопедом   Уже обследовано логопедом   Обследует логопед   Обследует логопед   #   *  
3. Речевой слух   Обследует специа­лист   Обследует специа­лист   *   *   Обследует логопед   Обследует логопед   *   *  
4. Речевое развитие ребенка в целом   Вряд ли нарушено   &   Вряд ли нарушено   *   Вряд ли нарушено   *   Вряд ли нарушено   *  
5. Подвижность речевых мышц   *   *   *   &   *   *   *   *  
6. Строение речевых органов.   *   •I-   *   *   *   *   *   *  

иу-

обследования речи ребенка (см. табл. на с. 43). Звездочками отмечены те моменты, которые нужно обследовать.


дет исправить у ребенка речевой выдох в трех случаях.


Речевой выдох

Для фонетики русского языка характерен максимально откры­тый речевой выдох, когда воздушная струя, не попадая в нос, подается к зубам или даже к губам, в зависимости от того, какой звук в данный момент должен произноситься (рис. 4).

Рис. 5

При неправильном речевом выдохе воздушная струя в той или иной мере уходит в нос (рис. 5), а ее остатки «распыляются» во рту, не дости­гая тех мест, где формируется большинство русскоязычных звуков.

Рис. 4

Если утечка воздуха через нос велика — это придает носовой отте­нок произношению. Такой выдох характерен, например, для француз­ского языка, только на таком выдохе возможно формирование грасси­рующего, французского звука [р].

Воздушная струя может направляться в самую высокую точку твердого нёба, частично уходя в нос. При этом носовой оттенок в произ­ношении на слух может быть почти незаметен. Такой выдох характе­рен, например, для английского языка.

Как проверить речевой выдох описывается на с. 26-32.


1. С вашим ребенком неэффективно занимается логопед. Возможно, он ставит ему произношение звуков на нарушенном выдохе, и поэтому они про­должают звучать смазано. Проверьте состояние выдоха ребенка при произ­несении им слов с теми звуками, которые ему ставят. Если вы обнаружите нарушение речевого выдоха, исправьте его ребенку самостоятельно.

2. Вы собираетесь пригласить логопеда и помогать ему. Поставьте ребен­ку речевое дыхание еще до начала занятий. Это ускорит процесс постановки звукопроизношения.

3. Если вы собираетесь самостоятельно заниматься с ребенком постанов­кой произношения, даже, если вы не нашли у него нарушения речевого вы­доха, поработайте над его речевым дыханием.

Ситуация занятия — искусственна сама по себе, тип речи, который здесь исполь­зуется — не настоящий. Ребенку приходится осваивать незнакомые ему действия. Все это вызывает у него эмоциональное, а значит, и мышечное напряжение, ко­торое может проявиться в нарушении речевого выдоха. Поэтому вам с ребен­ком нужно освоить способы восстановления нормального речевого дыхания.

Произношение звуков

Известно несколько видов нарушения произношения звуков: Звук может пропускаться совсем. Тогда при повторении слов ре­бенок вместо звука произносит неясный гласный или полуглас­ный звук, иногда немного йотированный (сарай — са-ы-ай или са-ый-ай), либо пропускает звук полностью (са-ай). При произнесе­нии шипящих и свистящих звуков этот полугласный звук сопровождается придыхательным шумом. При попытке произнес­ти звук изолированно ребенок будет также воспроизводить некий невнятный звук или ничего не сможет произнести. Ребенок вместо одного звука произносит полноценно звучащий другой звук. Например, вместо [р] произносит звук [л] или [и].. Это называется заменой.

Ребенок может заменять один звук на неполноценно звучащий другой звук. Например, звук [ш] заменяет на неправильно произ­носимый звук [с].

Ребенок может заменять твердый согласный звук его мягкой па­рой (например, вместо [л] говорить [л']). Это называется смягче­нием. Если вы обнаружите смягчение каких-то звуков в речи ре-


т произносить аиук искаженно, го есть в его речи звук вполне узнаваем, но звучит ненормативно для русского язы­ка. Например, вместо русскоязычного [р] ребенок произносит гор­ловой, грассирующий [р] или вместо звука [ш] произносит похо­жий на [ш] некий шумный шипящий звук.

Произношение звуков [к — г], [ф — в], [т' — д'], [с — з — ц], [ш — ж] и [ч — щ] почти всегда нарушается одинаковым образом.

Упражнения для проверки звукопроизношения:

^ Вслед за вами ребенок должен несколько раз повторить звук в изолированном положении (то есть отдельно — [с]).

•^ Вслед за вами он должен повторять слова, где этот звук находится в разных позициях (в начале, в середине и в конце слова).

Нужно иметь в виду, что звонкие парные согласные звуки в конце слова, а также перед глухим согласным оглушаются (то есть [ж], на­пример, будет звучать, как [ш]; слово нож — как нош, слово ножка — как ношка и т. п.). Примерные слова для проверки произношения каж­дого из звуков приводятся в тексте.

Если ребенок неполноценно произносит изолированный звук — нужно этот звук сначала ему поставить, а затем закрепить его произношение в речи. Если же ребенок правильно произносит отдельный звук, а в сло­вах произносит его дефектно — вам нужно только закрепить произно­шение этого звука (см. с. 151).

Правила проверки произношения:

Ребенок спокойно, без нажима должен повторять за вами слова и
звуки (произносите их без излишнего напора). При форсирован­
ном произнесении звук может легко исказиться. Например, если
звук [с] произнести на фоне слишком сильного выдоха, звук ока­
жется неточным, потому что язык под напором воздушной струи
прижмется к зубам и перекроет воздуху выход изо рта.
Внимательно вслушивайтесь в изолированно произносимый ре­
бенком звук. Пусть он повторит его несколько раз. Иногда дети,
используя неправильные расположения речевых органов, доволь­
но хорошо имитируют полноценное звучание некоторых звуков,
так что нарушение их произношения для неискушенного слуха
может остаться незамеченным. /

Такие звуки ребенку обязательно нужно ставить, потому что их ошибочное произнесение станет более заметным с возрастом, ког-


несение других. г> фонетической системе лаы^а (люсииы произно­шения звуков как бы «подогнаны» друг к другу с точки зрения наибольшего удобства переключения речевых органов со звука на звук. Именно поэтому дефектное произношение какого-либо зву­ка часто становится более различимым в словах при его взаимо­действии с другими согласными звуками.

Поэтому при появлении сомнений, проверьте, как ребенок произ­носит звук в словах со стечениями (когда несколько звуков идут подряд) согласных звуков (например, для звука [ш] — каштан, кашне, пунш, мундштук). При произнесении подобных слов, во-первых, становится более явным дефектное произношение звука, а, во-вторых, между согласными звуками в стечении (в нашем случае это — [шт], [шн], [нш], [дшт]) возникает некоторая пауза, необходимая для перехода с одной артикуляции на другую, с нею не сродственную.

Изучите расположение органов речи ребенка и сравните его с нор­мальным вариантом (он приводится перед описанием обследования каждого из звуков). Положение языка во рту сквозь зубы иногда рассмотреть не удается, поэтому спрашивайте у ребенка, где он у него находится, или просите ребенка произнести звук, оставить язык на том же месте и приоткрыть рот. Язык может сместиться, но вы поймете, в каком примерно месте он находился. Когда вы не можете расслышать, выговаривает ли ребенок тот или иной звук, проверьте, нарушен ли у него при произнесении этого звука речевой выдох. Пусть произносит слоги с этим зву­ком с зажатыми ноздрями (см. с. 26). Если выдох нарушен, то и звук произносится неправильно.

Нарушения произношения конкретных звуков

При чтении воспроизводите вслух все описанные виды неправиль­ного произношения. Для каждого вида неправильного произношения звуков указываются наиболее предпочтительные способы их постанов­ки (см. с. 102).

ЗАДНЕЯЗЫЧНЫЕ ЗВУКИ [К, Г, X] И ИХ МЯГКИЕ ПАРЫ

Произношение заднеязычных звуков: Губы находятся в естествен­ном положении, слегка приоткрыты. Зубы — в положении нормально­го прикуса (см. с. 11), слегка приоткрыты. Кончик языка опущен, упи­рается в нижние резцы или слегка отодвинут в глубь рта, задняя часть




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.072 сек.