Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Этапы творческого воображения 2 страница




Для активации мышления можно применять специаль­ные формы организации мыслительного процесса, напри­мер, «мозговой штурм», или брейнсторминг — метод пред­ложен А. Осборном (США), предназначен для продуциро­вания идей и решений при работе в группе. Основные правила проведения «мозгового штурма»:

1. Группа состоит из 7-10 человек, желательно различ­ной профессиональной направленности (для уменьшения


стереотипизации подходов), в группе имеется лишь не­сколько человек, сведущих в рассматриваемой проблеме.

2. «Запрет критики» — чужую идею нельзя прерывать,
критиковать, можно лишь похвалить, развить чужую идею
или предложить свою.

3. Участники должны быть в состоянии релаксации, т. е.
состоянии психической и мышечной расслабленности, ком­
форта. Кресла должны быть расположены по кругу.

4. Все высказываемые идеи фиксируются (на магнито­
фоне, в стенографических записях) без указания авторства.

5. Собранные в результате брейнсторминга идеи пере­
даются группе экспертов — специалистов, занимающихся
данной проблемой, для отбора наиболее ценных идей. Как
правило, таких идей оказывается примерно 10 процентов.
Участников в состав «жюри-экспертов» не включают.

Эффективность «мозговых штурмов» высока. Так, в од­ной из американских фирм на 300 заседаниях «мозго­вого штурма» предложили 15 тысяч идей, из которых 1,5 тыс. идей были незамедлительно реализованы. «Моз­говой штурм», которые ведет группа, постепенно накапли­вающая опыт решения различных задач, положен в осно­ву так называемой синектики, предложенной американским ученым У. Гордоном. При «синектическом штурме» пре­дусмотрено обязательное выполнение четырех специальных приемов, основанных на аналогии: прямой (подумайте, как


решаются задачи, похожие на данную); личной, или эмпа­тии (попробуйте войти в образ данного в задаче объекта и рассуждать с этой точки зрения); символической (дайте в двух словах образное определение сути задачи); фантасти­ческой (представьте, как бы эту задачу решали сказочные волшебники).

Еще один способ активации поиска — метод фокаль­ных объектов. Он состоит в том, что признаки нескольких случайно выбранных объектов переносят на рассматривае­мый (фокальный, находящийся в фокусе внимания) объект, в результате чего получаются необычные сочетания, позво­ляющие преодолевать психологическую инерцию и кос­ность. Так, если случайным объектом взят «тигр», а фо­кальным — «карандаш», то получаются сочетания типа «полосатый карандаш», «клыкастый карандаш» и т.д. Рассматривая эти сочетания и развивая их, иногда удает­ся прийти к оригинальным идеям.

Метод морфологического анализа заключается в том, что в начале выделяют главные характеристики объек­та — оси, а затем по каждой из них записывают всевоз­можные варианты-элементы.

Так, рассматривая проблему запуска автомобильного двигателя в зимних условиях, можно взять в качестве осей источники энергии для подогрева, способы передачи энер­гии от источника к двигателю, способы управления этой передачей и т. д. Элементами же для оси «источники энер­гии» могут быть аккумулятор, химический генератор теп­ла, бензогорелка, работающий двигатель другой машины, горячая вода, пар и т. д. Имея запись по всем осям и ком­бинируя сочетания разных элементов, можно получить большое число всевозможных вариантов. В поле зрения при этом могут попасть и неожиданные сочетания, кото­рые едва ли пришли бы в голову.

Способствует интенсификации поиска и метод конт­рольных вопросов, который предусматривает применение для этой цели списка наводящих вопросов, например, «А если сделать наоборот? А если изменить форму объекта? А если взять другой материал? А если уменьшить или увеличить объект?» и т. д.

Все рассмотренные методы активизации творческих мыс­лительных возможностей предусматривают целенаправлен­ную стимуляцию ассоциативных образов (воображения).


Научное творчество и особенно творчество в искусстве опирается на воображение, которое, в свою очередь, нераз­рывно связано с эмоциями и чувствами человека.

Воображение — психический процесс, заключающийся в создании новых образов (представлений) путем перера­ботки материала восприятий и представлений, полученных в предшествующем опыте.

Воображение как своеобразная форма отражения дей­ствительности осуществляет мыслительный отход за пре­делы непосредственно воспринимаемого, способствует пред­восхищению будущего, «оживляет» то, что было ранее.

Воображение может быть пассивным (сновидения, гре­зы) и активным, которое, в свою очередь, разделяют на вос­создающее (создание образа предмета по его описанию) и творческое (создание новых образов, требующих отбора материалов в соответствии с замыслом).

Мечта — вид творческого воображения, связанного с осознанием желаемого будущего.

- возникновение творческой идеи;

- «вынашивание» замысла;

- реализация замысла.

Синтез, реализуемый в процессах воображения, осуще­ствляется в различных формах:

- агглютинация — «склеивание» различных, в повсед­
невной жизни несоединимых, качеств, частей;

- гиперболизация — увеличение или уменьшение предме­
та, а также изменение отдельных частей;

- схематизация — отдельные представления сливаются,
различия сглаживаются, а черты сходства выступают
четко;

- типизация — выделение существенного, повторяюще­
гося в однородных образах;

- заострение — подчеркивание каких-либо отдельных
признаков.

У людей «среднего ума» интеллект и творческие способ­ности обычно тесно связаны друг с другом. У человека с нормальным интеллектом обычно имеются и нормальные творческие способности. Лишь начиная с определенного уровня, пути интеллекта и творчества расходятся. Этот


уровень лежит в области IQ (коэффициента интеллекта), равного 120. Коэффициент интеллекта можно измерить тестами.

В настоящее время для оценки интеллекта чаще всего используют тест СтенфордБине и шкалы Векслера. При IQ выше 120 корреляция между творческой и интеллек­туальной деятельностью исчезает, поскольку творческое мышление имеет свои отличительные черты и не тожде­ственно интеллекту.

Творческое мышление:

1) пластично, т. е. творческие люди предлагают множе­ство решений в тех случаях, когда обычный человек мо­жет найти лишь одно или два;


2) подвижно, т. е. для творческого мышления не состав­
ляет труда перейти от одного аспекта проблемы к дру­
гому, не ограничиваясь одной-единственной точкой зре­
ния;

3) оригинально, оно порождает неожиданные, небанальные,
непривычные решения.

Креативность как показатель творческих возможностей человека понимается многогранно: «креативность — это продуцирование чего-то нового (идеи, объекта, новой фор­мы старых элементов и т. п.)», это «трансляция, перевод знаний и идей в новую форму», «пересечение двух идей од­новременно», «креативность — это самовыражение лично­сти, способность думать в неисследованных областях без влияния обычаев, свойственных для прошлой практики».

Известный психолог Гилфорд отмечает, что наиболее важными сторонами креативности являются факторы от­крытия (способность развивать информацию сверх того, что дает стимуляция) и факторы дивергентного мышления (способность выходить в различные направления над про­странством решаемой проблемы, отойти от системы при­вычных методов решения). У всех ли есть креативность? Одни ученые считают, что креативность проявляется толь­ко у особых людей в редкие моменты времени, другие по­лагают, что креативные процессы поддаются тренировке и расширению, но большинство уверено, что креативный про­цесс тренировать нельзя, так как он возникает только в результате сочетания проблем, индивидуальностей, навыков и специального окружения.

Творцом так же, как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окру­жение для реализации того потенциала, который в различ­ной степени присущ каждому из нас. Как отмечает Фергю­сон, «творческие способности не создаются, а высвобожда­ются». Поэтому игровые и проблемные методы обучения способствуют «высвобождению» творческих возможностей учащихся, повышению интеллектуального уровня и профес­сиональных умений.

Мысль о необходимости разработки эффективных мето­дов решения творческих задач высказывалась давно, по крайней мере, со времени древнегреческого математика Паппа, в сочинениях которого впервые встречается слово


«эвристика». Однако лишь в середине XX века стало оче­видным, что создание таких методов не только желатель­но, но и необходимо. Появление методов активизации перебора вариантов — знаменательная веха в истории человечества. Впервые была доказана на практике воз­можность — пусть в ограниченных пределах — управ­лять творческим процессом. Осборн, Цвикки, Гордон по­казали, что способность решать творческие задачи можно и нужно развивать посредством обучения. Был подорван миф об «озарении», не поддающемся управлению и воспро­изведению.

Но все известные на Западе методы активизации мыш­ления сохранили старую технологию решения творческих задач, связанную с перебором вариантов решения той или иной проблемы. Сегодня ж недопустимо тратить время, средства и силы на «пустые» варианты. Это сравнимо с шахматистом, который, не зная простейших правил и при­емов, годами думает над ходом е2 — е4. А ведь метод проб и ошибок связан не только с огромными потерями време­ни и сил при решении задач. Пожалуй, наибольший ущерб он наносит, не давая возможности своевременно увидеть новые задачи.

Поэтому важно подчеркнуть приоритет нашего соотече­ственника Г.С. Альтшуллера, разработавшего наиболее эффективные и обоснованные методы качественно новой технологии решения изобретательских задач. Именно он является автором современной «теории решения изобрета­тельских задач» (ТРИЗ).

В основе ТРИЗ — представление о закономерном раз­витии технических систем. Материалом для выявления конкретных закономерностей является патентный фонд, содержащий описания миллионов изобретений. Ни в од­ном другом виде человеческой деятельности нет такого огромного и систематизированного свода записей «зада­чаответ».

Анализ патентных материалов позволил Альтшуллеру выявить ряд важнейших законов развития технических систем.

Особое внимание в этом методе сосредоточено на цент­ральных этапах творческого процесса — анализе задачи и формировании новой идеи, поначалу кажущейся неверо­ятной.


Г.С. Альтшуллер пишет, что «суть ТРИЗ в том, что она принципиально меняет технологию производства новых технических идей. Вместо перебора вариантов ТРИЗ пред­лагает мыслительные действия, опирающиеся на знание законов развития технических систем. Мир творчества ста­новится неограниченно управляемым и потому может быть неограниченно расширен»6.

Г.С. Альтшуллер также предложил новый алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ).

Основой АРИЗ является программа последовательных операций по анализу неопределенной (а зачастую и вооб­ще неверно поставленной) изобретательской задачи и пре­образование ее в четкую схему (модель) конфликта, не раз­решимого обычными (ранее известными) способами. Ана­лиз модели задачи приводит к выявлению физического противоречия. Параллельно идет исследование имеющих­ся вещественно-полевых ресурсов. Используя эти (или до­полнительно введенные) ресурсы, разрешают физическое противоречие и устраняют конфликт, из-за которого воз­никла задача. Далее программа предусматривает развитие найденной идеи, извлечение из этой идеи максимальной пользы.

В программе — в самой ее структуре и правилах вы­полнения отдельных операций — отражены объективные закономерности развития технических систем.

Поскольку программу реализует человек, АРИЗ предус­матривает операции по управлению психологическими факторами. Эти операции позволяют гасить психологиче­скую инерцию и стимулировать работу воображения. Зна­чительное психологическое воздействие оказывает само существование и применение АРИЗ: программа придает уверенность, позволяет смелее выходить за пределы узкой специальности и, главное, все время ориентирует работу мысли в наиболее перспективном направлении. АРИЗ имеет и конкретные психологические операторы, форсиру­ющие воображение.


I Здоровье и работоспособность

Современное естествознание рассматривает человека как целостный природный и социокультурный феномен.

В этих целях необходимо выделить некоторую часть свода социоприродных изменений человека и проанализи­ровать их как интегральное образование, неразделимую совокупность. В качестве такой совокупности может быть выделена триада измерений, включающая космопланетар-ное измерение (биосферно-ноосферное, погруженное в кос­мическую среду мира), эволюционно-экологическое и, нако­нец, измерение, выражающее состояние человеческого здоровья преимущественно на популяционном уровне. Данная триада в целом отражает фундаментальные не­разрывные взаимосвязи человека и окружающего его космо-планетарного мира. Совокупность социоприродных измерений человека определяется, в частности, следующими закономер­ностями организованности монолита живого вещества. Во-первых, это взаимодействие живого вещества с потоком солнечной радиации и перевод энергии последнего в связан­ную энергию форм живого вещества, выступающих как трансформаторы космической энергии; во-вторых, действие двух биогеохимических законов (законов ВернадскогоБауэра), обусловливающих максимизацию живыми орга­низмами биогеохимической энергии в биосфере; в-третьих, проявление принципа Реди (принципа запрета в отношении абиогенеза7), согласно которому все виды зем­ных организмов происходят от других. Функции здоровья популяций, рассчитанные в соответствующих коэффициен­тах (человеко-часах), параметры их взаимодействия и ли­митирования применительно к данным экологическим свойствам среды могут служить показателями потенциа­ла экологического здоровья человека, социально-трудово­го потенциала общества.

Здоровье человека во многом связано с эволюционно-экологическими основами его психофизической деятель­ности.

Исследования показали, что в современной популяции людей формируются и новые варианты гено- и фенотипов человека. Морфотипы, которые в прежнее время развива­лись в соответствии с различными относительно постоян-


ными природно-экологическими и социальными условия­ми, теряют свои преимущества. Ритмы жизни, урбанизация, миграция, современные биосферно-ноосферные экологические изменения в целом предъявляют к людям новые требова­ния. Формируются генофенотипические свойства, которые наиболее адекватно отвечают современным психофизиоло­гическим, социальным потребностям жизни.

Более ста лет назад выдающийся французский биолог и медик К. Бернар выдвинул идею единства здоровья и болезни и, по существу, обосновал учение о гомеостазе. К мысли о гомеостазе он пришел на основе опыта медици­ны и собственных экспериментальных наблюдений. В лек­циях о жизни животных и растений в 1878 году Бернар обобщил этот свод данных. Утверждая единство здоровья и болезни, великий естествоиспытатель писал: «Физиоло­гия болезней, конечно, заключает в себе процессы, которые могут быть присущи им специально, но их законы абсо­лютно тождественны с законами, управляющими функци­ями жизни в здоровом состоянии».

Таким образом, учение о гомеостазе основано на убеж­дении в единстве здоровья и болезни. Поддержание внут­ренней среды как условие свободы жизни — таков сегод­ня принятый большинством в качестве истины принцип общей патологии. Эта идея пронизывает современные обобщающие руководства по общей патологии человека: «Компенсаторно-приспособительные реакции, обеспечиваю­щие гомеостаз, не являются какими-то особыми реакция­ми организма, а представляют собой разнообразные комби­нации его функций, развертывающиеся на той же, что и в норме, материальной основе, но протекающие, как прави­ло, с большей, чем обычно, интенсивностью и нередко со­провождающиеся появлением своеобразных тканевых из­менений».

И.B. Давыдовский, по-видимому, был глубоко прав, по­лагая, что здоровье и болезнь — это два качественно раз­личных феномена, которые могут сосуществовать в инди­видууме. В частности, ученый высказал правильное утверж­дение: сам организм (его центральная нервная система) может быть организатором патологических процессов. Это утверждение он обосновывал результатами большого количества экспериментов. Но один момент высказанной И.В. Давыдовским мысли следует уточнить: организация


(самоорганизация) патологического процесса есть органи­зация адаптивной программы в экстремальных, аварий­ных условиях среды, а «патология» есть организованный вариант жизни (выживания) на основе видовой програм­мы приспособления вида. Идеи такого рода присутствуют в работах Н.П. Бехтеревой, Г.Н. Кржижановского и дру­гих ученых.

В чем же основное противоречие и единство феноменов здоровья и болезни? Во-первых, человеческий организм, как и все «отдельности» живого вещества, теленомичен (целе­направлен). Каждый индивид социально-биологически те­леномичен по двум программам бессмертия: в продолже­нии рода и в социально-культурной активности. В обычной жизни в экстремальных условиях возможны «отказы», минимизация психофизиологических функций, что будет субъективно и объективно проявляться в диском­форте, в таких состояниях, которые сам индивид может причислить к категории патологии и болезни.

Во-вторых, если индивид имеет внутреннюю психоэмо­циональную установку на здоровье (в его обычном, житей­ском общепринятом понимании) как высшую ценность и цель жизни, то, как правило, этот индивид избегает труд­ностей, высокого риска, напряженного поиска борьбы. Вос­приятие состояний здоровья и болезни у таких людей бу­дет иным, нежели у тех, кто расценивает свою жизнь как путь достижения высших социальных целей, а само здо­ровье в таком движении жизни — как средство. Людям с этой последней установкой свойственны пассионарность8, подвижничество, творческий порыв, неистовость поиска, стремление к достижению высших целей. Такое направлен­ное психоэмоциональное напряжение, реакцию принято обозначать как реакцию Прометея, отделяя ее от столь неоправданно распространенной на любые болезненные состояния реакции стресса у человека. Реакция Прометея характеризуется изменением порогов сенсорных систем вследствие изменения психоэмоциональной установки так, что раздражители, ранее болезненные, патогенные, оказыва­ются нейтральными, их действие затормаживается. Приме­ры таких реакций многочисленны. Описаны явления, ког­да реакция Прометея охватывала всю жизнь человека — такова была жизнь МЛ. Ломоносова, И. Канта, Б. Рима­на, ВЛ. Вернадского.


Есть и интересные примеры внушенной (наяву или под гипнозом) физической или психоэмоциональной понижен­ной чувствительности и, наоборот, внушенных (самовну­шенных) патологических состояний. Это лишь отдельно взятые явления. В целом же изменение уровней чувстви­тельности, реактивности организма постоянно имеет место у каждого человека на протяжении его жизни.

В экстремальных условиях (в случае перегрузки, трав­мы, инфекции, интоксикации и др.) видовая аварийная программа реализуется в том, что существенно (иногда до возможного минимума) сокращается внешняя работа и все резервы направляются на развитие новых внутренних функционально-морфологических механизмов сохранения жизнеспособности, выживания, выздоровления. Организм перестраивает свою жизнедеятельность в максимально за­крытом режиме. Вся эта перестройка на основе видовой аварийно-адаптивной программы для данного индивида, по существу, есть необходимое его вовлечение в процесс эволю-ционно-видового выживания (адаптации вида).

Естественно, что относительно обычной, здоровой жиз­недеятельности такая перестройка оценивается как нечто внешнее, как болезнь. Ясно, что это — новое качество жизнедеятельности индивида на основе видовой адаптив­ной программы, которое И.В. Давыдовский справедливо назвал адаптацией через болезнь. Здесь термин «болезнь» относится к индивиду, к его жизнедеятельности в обычных условиях среды, а понятие «адаптация» отражает более масштабную закономерность видового гомеостаза.

Вероятно, антропоэкологические взгляды древних на то, что здоровье и болезнь суть разные качества жизни, в сво­ей основе справедливы. Как утверждал С.П. Боткин в зна­менитой речи в Военно-медицинской академии (1886 г.), «человек мало-помалу приспособился к различным коле­баниям внешних условий, передавая своему потомству по­стоянно нарастающую способность приспособления, кото­рая в значительной степени увеличивалась с помощью зна­ния и искусства, приобретаемых путем наблюдения и ответа: «Реакция организма на вред недействующие на него влияния внешней среды и составляет сущность боль­ной жизни».

В работах российских клиницистов, патологов были намечены пути решения проблем общей патологии, сфор-


мулированы основы видения проблем гомеостаза, феноме­нов здоровой и нарушенной жизни, предприняты попытки обосновать понимание здоровья и болезни как диалекти­ческого единства и противоположности.

При анализе специфики здоровья в указанном отноше­нии следует четко разграничивать здоровье отдельного че­ловека и здоровье популяции. Здоровье индивида есть ди­намический процесс сохранения и развития его социально-природных, биологических, физиологических и психических функций, социально-трудовой, социокультурной и творче­ской активности при максимальной продолжительности жизненного цикла. Здоровье популяции в отличие от это­го представляет собой процесс долговременного социаль­но-природного, социально-исторического и социо-культур­ного развития жизнеспособности и трудоспособности че­ловеческого коллектива в ряду поколений. Это развитие предполагает совершенствование психофизиологических, со­циокультурных и творческих возможностей людей.

Здоровье популяции и индивида является необходимой предпосылкой интеллектуального здоровья человека, пол­ноценной реализации его творческих возможностей. И наоборот, когда социально-исторические условия пре­пятствуют полноценному развитию интеллектуального здоровья, в высокой степени вероятно такое отрицатель­ное следствие, как снижение общего уровня здоровья по­пуляции, выраженное в показателях заболеваемости и смертности, росте хронической патологии и т. д.

Необходимо говорить о триаде важнейших функций популяционного здоровья. В измеримых коэффициентах человеко-часов эти три функции определяются следующим образом. Функция 1 — конкретный живой труд, или со­вокупность психофизических затрат в ходе производствен­ной деятельности, которые совершаются работающими индивидами внутри данной популяции. Функция 2 — социально-биологическое воспроизводство последующих поколений, с которыми связано существование институ­та семьи. Функция 3 — воспитание и обучение последу­ющих поколений, усвоение ими совокупности умений, на­выков и знаний, необходимых для успешной социально-производственной, творческой деятельности, для полно­ценного воспроизводства следующих поколений людей.


Комплексные научно-практические меры должны быть направлены на сбалансированное, взаимосвязанное разви­тие этих функций, обеспечивающее увеличение социально-трудового потенциала населения, сохранение и развитие здоровья людей. Фактически речь идет о разработке сис­тем жизнеобеспечения, учитывающих специфику различ­ных в природно-экологическом отношении территорий.

Больше всего на свете люди хотят иметь хорошее здо­ровье. Здоровье — это проблема номер один. Отлично, но пробовали ли вы определить, что же все-таки означает здоровье?

В 1947 году Всемирная организация здравоохранения, основанная по инициативе ООН, предложила краткую формулировку термина «здоровье». Здоровье — это состо­яние полного физического, умственного и социального благосостояния. Оказывается, каждый человек рождается на свет с определенным запасом жизненной энергии, кото­рой и определяется его жизненная роль. Этот запас у лю­дей разный.

Жизненная энергия, которую мы получили при рожде­нии, подобна банковскому денежному вкладу, который мы можем расходовать по своему желанию, но который мы никогда не сможем пополнить. Только постоянный конт­роль над ее расходами поможет нам разумно использовать это сокровище.

Когда организм переживает состояние стресса, все его жизненно важные системы подвергаются перенапряжению, будь то сердце, почки, желудок или другие органы. Они выходят из строя в зависимости от того, какой из них наи­более уязвим у каждого конкретного человека.

Образ жизни значительного процента пациентов в воз­расте до 60 лет, страдающих сердечными приступами, на­зван учеными типом «А». Подобные личности склонны к соперничеству и постоянной спешке. Другими словами, их образ жизни такой, что они находятся в постоянном состо­янии стресса.

«Многие полагают, что после того как они подверг­лись действию чрезвычайных раздражителей, отдых мо­жет им вернуть прежнее состояние и силы. Это неверно. Эксперименты на животных ясно показали, что каждое такое воздействие оставляет неизгладимый след, ибо израс­ходованные адаптационные резервы не могут быть восста-


новлены»9. Попытка избежать всех форм стресса — не выход из положения. Исследования показали, что сокраще­ние активности также ведет к сокращению жизни.

Расточать жизнь, «сжигая» ее с ранних лет, столь же безрассудно, как и «ржаветь» от бездеятельности. Во мно­гих случаях успех в жизни зависит от умеренности и рав­новесия.

Каждый из нас имеет два возраста, принимаемых во внимание. Первый — это наш хронологический возраст — здесь мы ничего изменить не можем. Мы рождаемся в оп­ределенный день, и с этой поры календарь начинает терять листок за листком. Но есть также и физиологический воз­раст, с которым мы можем кое-что сделать. Какой бы ни был ваш хронологический возраст, вы можете сделать нечто значительное со своим физиологическим возрастом толь­ко при условии, что действительно хотите этого.

Если у вас есть определенная программа, нужно неукос­нительно придерживаться ее. Спортсмены знают, что две недели вынужденного бездействия снижают их силы и воз­можность хорошо выступить на соревнованиях на 25 %. Но чтобы восстановить прежнюю форму, потребуется уже не две недели, а шесть. Поэтому борьба за свое здоровье не должна вестись от случая к случаю. Она должна стать новым образом жизни.

Еще во времена Гиппократа, отца медицины, было из­вестно, что человеческие эмоции связаны с заболеваниями. Но только в 1818 году Гейнрус применил новый термин, ко­торым стали часто пользоваться при описании подобных феноменов, — психосоматические заболевания. Греческое «психе» означает душа, «сома» — тело. Итак, мы имеем дело с «душевно-телесными» заболеваниями. При всех за­болеваниях имеется взаимосвязь между эмоциями и состо­янием организма. Почти все больные, независимо от того, знали они об этом или нет, имели предшествующие забо­леванию эмоциональные переживания.

Когда человек не справляется с критическими стрес­совыми состояниями, то его мозг или организм обязатель­но выходят из строя. И если развивается какое-то заболе­вание, оно ударяет по самым уязвимым местам нашего организма. Где проявит себя болезнь, зависит от того, ка­кие органы оказались «повышенно чувствительны» в ре-


зультате перенесенных детских заболеваний, наследствен­ной предрасположенности или состояния нервной системы.

Эмоциональные стрессы влияют на организм двумя основными путями. Эмоции, связанные с проявлением враждебности, вызывают повышенную реакцию организма, а такие чувства, как страх или уныние — пониженную.

Доказано, что бактерии не начинают своей разруши­тельной работы в организме человека, пока какой-то вне­шний, будь то физический или химический, раздражитель не даст им такую возможность. Другими словами, люди, которые часто болеют, обычно бывают не в состоянии про­тивостоять стрессу без каких-либо последствий. Если вы хотите избежать болезни, старайтесь держать себя в отлич­ной физической форме. Это «сорвет все планы» микробов.

Неплохо также стараться избегать состояния, ведуще­го к эмоциональному перенапряжению.

Доктор Аллан Мейджи замечает: «Если на человече­ский организм внезапно воздействовать кратковременным или длительным шумом, он отвечает той же реакцией, что и при эмоциях гнева или страха». Очень важно избегать шума, насколько это возможно.

Думайте всегда о хорошем. Соломон, один из мудрей­ших людей, когда-то живших на земле, говорил: «Веселое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-07; Просмотров: 1135; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.