Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предмет психологии и способ его раскрытия




Основные понятия общей психологии. Предмет общей психологии может быть отождествлен с предметом психологической науки в целом. Им выступает психический (душевный) план индивидуальной жизни как нечто единое и непрерывное, целостное и внутренне разделенное, невозобновляющееся и устойчивое. В динамике психической жизни обнаруживается постоянство общей функции живущего человека: «быть в психической связи с миром». А в процессе реализации данной функции «психическое» приобретает способность быть свойством и потенцией индивида.

Исходную задачу психологии составляет исследование отношений психики, обращенных к миру, индивиду в его жизненной активности, к себе самой и соответственно преломленных сквозь «объект», «субъект» и «психическое ядро» индивида. Отношения рассматриваются при этом в качестве объективных, субъективных и внутрипсихических. Данное различение выглядит достаточно условным, если помнить о естественной неразрывности «мира – индивидуальной – жизни», «индивида –живущего - в мире» и «психического способа – индивидуальной – жизни». В то же время, моделирование допускает некоторую жесткость дефиниций, и важнейшим его шагом является нахождение наиболее существенных содержаний, детерминирующих факторов и форм психических отношений. Это будет означать определение основных понятий общей психологии.

Психическое - способ внутренней жизни, соотнесения с миром и освоения его, способ самоизъявления и творчества индивида в мире. Специфика психического дана в непосредственном проживании; его познание выражается скорее в гипотезах, чем в объяснениях; самопознание психического дает эффекты поразительной глубины.

Действительность - мир, взятый как условие существования и потенциальная данность для всех индивидов. Характеристикой мира - действительности является его возможность и готовность быть вовлеченным в активность, деятельность, поведение индивидов.

Реальность – осознанный и освоенный конкретным человеком мир, который признается и удостоверяется им в качестве существующего-для-я. Реальность мира проживается индивидом при наличии двух основных моментов: внутреннем установлении идентичности мира-для-я и мира-для-других, а также установлении собственной возможности влиять на мир и изменять его.

Ирреальность -прорыв в опыт индивидуальности содержаний трансцендентного мира, открывающегося как вне - человеческий, невозможный для обычного познания, не подлежащий освоению и субъективному влиянию.

Кажимость -привнесение в проживаемую здесь-и-сейчас реальность элементов индивидуального внутреннего опыта, непроизвольно спроецированных во внешний мир и закрытых для проживания другими присутствующими.

Данность -психическая форма индивидуального моделирования мира и жизненных связей с ним.. Психическая данность мира не просто «есть в индивиде», но обусловливается, творится, обогащается им. Психическая данность может быть отнесена к «я», то есть осознана, или может остаться внесознательной.

Представленность - уловление сознанием индивида психических данностей в их относительной разделенности и дифференцированном единстве. Эта «данность данности» не охватывает собой ни всей реальности индивидуальной жизни, ни всех внешних и внутренних возможностей индивида.

Детерминация психического – разнообразные влияния на психику «иного» с эффектом его особого присутствия в психических свойствах, состояниях и формах. Существуют факторы, детерминирующие происхождение, функционирование, протекание, содержание, качественные особенности и выражения психического. Действуют генетические и причинные детерминанты, детерминанты – условия, детерминанты – движущие силы, детерминанты роста и регресса. Все они условно принадлежат или миру, или телесной организации индивида, или его жизненной активности, или самой единой психике индивида, или ее относительно автономным формам. С целью подчеркнуть влияния на психику, исходящие от «субъективного целого» индивида, вводится понятие самодетерминации.

Вещный мир -мир предметов, не обладающих свойством жизни, но вовлеченных в человеческую жизнь, где они преобразуются, создаются и детерминируют ее.

Мир живого -единая растительно-животная среда, обладающая для человека достоинством условия, цели и ценности его жизни..

Социальный мир -сообщество людей, которые даны конкретному человеку как «другие» и одновременно как «мы».

Идеальный мир -всечеловеческий опыт раскрытия, воссоздания, непрерывного поиска истины и ценности существующего. Дан индивидам в формах идей, символических образов, всеобщих чувств, универсальных жизнеотношений. «Коллективность» идеального удерживается и передается личности средствами сознательной культуры (в изображениях, символах, знаках, текстах и т. д.) а также бессознательным, архетипическим, путем.

Индивидуальное существование -жизнь индивида, взятая и как анонимный единичный момент всечеловеческого бытия, и как уникальное событие в нем. Имеет несколько планов, из которых наибольшее внимание психологов привлекают психический, действенно - поступковый, продуктивный, социальный, природный, трансцендентный.

Жизненное время – измерение индивидуального бытия, существующее в трех основных формах: в форме длительности, последовательности, одновременности объективных жизненных событий (объективное время); в форме глубинной, воспринимаемой, но неделимой длительности психического «потока» (чистое психическое или внутреннее время); в форме сознания и рефлексии длительности, последовательности событий психической жизни (субъективное, рефлексивное время).

Структура психического - включение в психику как целое различных элементов, компонентов, уровней и т. д.. Для нее характерны: оформленность и устойчивость связей элементов в составе целого; подчиненность отдельных психических процессов, функций, качеств общим формирующим и направляющим началам. Наиболее традиционным выступает структурное различение в психике побудительных, познавательных, эмоциональных, волевых, экспрессивных и поведенческих явлений. Их взаимопроникновение и относительная автономия в индивиде и его жизненном процессе обусловливаются интегративными и разделяющими силами бессознательного и сознания, «самости» и «я».

Психический феномен -проявление психического целого в единичных моментах побуждения, познания, переживания, волеизъявления, деятельности. Понятие феномена подчеркивает не только сложность душевных явлений, но и их принадлежность уникальной конкретной жизни, субъективную значимость, событийность ее фрагментов. «Феноменальность» психической жизни связывается с ее осознанностью, хотя и не исключает внесознательного плана единичного душевного события. В качестве феномена определяется любое психическое явление или процесс, если к нему применим метод целостного, углубленного понимания и интерпретации.

Психическое целое -отнесение проживаемых душевных событийк непрерывно становящемуся центру индивидуальности. В динамической связи с ним удерживается постоянство тенденций и качеств психического, устанавливается, закрепляется разноплановое единство индивида: телесно-психическое, сознательное, социальное, духовное. Целостнообразующий центр имеет различные ипостаси: первично-природную «душу», бессознательную «самость», сознательное «я», социально-нормативное «сверх-я», высшую «духовную инстанцию». Важен акцент на взаимовключение и одновременность действия различных ипостасей, их противоречия и возможность дезинтеграции, например, разделения «я».

Индивидуальность – человек как обладающий уникальной связью всечеловеческих потенций бытия, неповторимо реализующий их, приобретающий в этом процессе качество единичности и способный к творчеству, авторству в бытии. Индивидуальность развивается, находясь внутри открытой к ней общности, восполняя эту общность, находя в ней место, незаместимое никем другим.

Субъект – человек как способный влиять на бытие других, активный в этом бытии, оставляющий в нем творческий след; открывающий в связи с другими людьми возможность самоопределения и самореализации. Одной их ведущих субъектных инстанций определяется сознательное «я» или «эго» индивида, превращающее его инициативы и активность в понятные и значимые для других.

Личность человек как несущий в себе потенции и реализующий жизнеотношения, общие с другими людьми, открывший и удерживающий свою принадлежность к «мы», принимающий свою идентичность с «другим» как ценность, расширяющий возможности коллективного-в-себе. «Личностью» в психологии обозначается и внутренняя целостность индивида, его устойчивая качественная определенность, зависящая от прижизненного социального обобщения и самообобщения индивидуальных идей, желаний, намерений, чувств, образов, символов.

Носитель психического -человек, обладающий единством телесного, субъектного, личностного и индивидуального начал. Они оформляются при активном психическом опосредовании, одновременно придавая психической жизни и каждому ее отдельному моменту природные, субъектные, личностные и индивидуальные черты.

Приведенные понятия применяются обычно во всех сферах теоретической психологии и разрабатываются в пограничной области «философской психологии». Из этой же области можно извлечь принцип организации психики, задающий логику структурирования общей психологии, понятия конкретных элементов и строения психической структуры, которые дополняют намеченный выше список, а также сквозной методологический подход к конкретным психологическим темам и проблемам.

Классы и формы психических явлений. Общая психология как относительно завершенная интерпретационная модель психических явлений может быть структурирована на основе их различения и объединения по следующим общимпризнакам:

- по преимущественной направленности психического явления на объект или субъекта;

- по преобладающим внешним или внутренним причинам психической активности;

- по степени опосредованности психической связи с объектом;

- по возможности сознательной репрезентации психического явления;

- по соотношению в нем силового, содержательного и оценочного компонентов;

- по особенностям внешних выражений психического явления;

- по его участию в поэтапной развертке целостного момента жизнедеятельности;

- по отнесенности явления к трем временам жизненного процесса: настоящему, прошлому и будущему.

Сведение признаков позволяет выделить следующиеклассы и формы психических явлений.

1. Класс интеллектуальных (познавательных, когнитивных) форм, включающий ощущения, восприятие, представление, мышление, интуицию и речь. Данные формы обеспечивают несколько уровней познания и знания, связанных с ситуацией здесь-и-сейчас, условиями уже-бывшего и ожиданием еще-не-свершившегося. Уровни обозначаются как непосредственно-чувственный (ощущения, восприятие), отвлеченно-образный (представление), абстрактно-понятийный (мышление, речь), символический (интуиция). В знаниях и познавательных актах разных уровней могут различно соотноситься тенденции к воссозданию известного (память), преобразованию известного и к генерированию нового (творчество). Познание может быть обращено на внешний по отношению к субъекту объект или на самого субъекта В последнем случае можно говорить о самопознании различной глубины и разных путей осуществления: о самоошущении, самовосприятии, представлении о себе, рефлексии, я- символизации.

2. Класс побуждений, включающий непосредственно проживаемые инстинкты, влечения, потребности. Формы побуждений различаются своей динамизирующей силой, доступностью для осознания, ценностным весом, сложностью и свободой ситуативных проявлений, дальностью и длительностью перспективного действия. Процессуальность, ситуативность и предметная дифференцированность побудительных форм подчеркивается понятиями «мотив» и «мотивация». Устойчивость индивидуальной мотивации в отношении избранных, привилегированных объектов культуры акцентируется понятием «ценностные ориентации». Сфера побуждений объединяет субъективные устремления к внешним и внутренним объектам. Во втором случае побудительный процесс осуществляется как ауто- или я - направленный.

3. Класс переживаний. Имеет сложную структуру, включающую первичные чувствования, эмоции, аффекты, настроения, чувства, страсти. Они субъективно инициируются индивидом, динамизируют его жизнедеятельность, служат обобщенной чувственно-смысловой оценке непосредственно данного и проживаемого. Богатство, глубина, длительность действия, осознанность этих оценок определяют тончайшую дифференциацию сферы переживаний. Источники и ориентиры переживаний индивид находит в мире и в себе. Данность себя в переживании выступает самопереживанием.

4. Класс мнемических форм (память). Дополняет класс интеллектуальных форм, включает запоминание – сбережение – воспроизведение - забывание. Спецификой памяти выступают ее неисчерпаемые возможности в установлении, возобновлении и обогащении связей между актуальным жизненным событием, уже-бывшими событиями и уже-наступающими событиями. Феноменологически эти возможности объясняются одновременностью и непрерывностью трех единых процессов: внутреннего «погружения» определенного впечатления (ощущения, образа, идеи, действия и т.д.), его «всплывания» и последующего «присутствия» в проживаемом здесь-и-сейчас. Центральный феномен памяти – сбережение - рассматривается как неугасающая внутренняя продуцирующая активность. Различаются память индивида на внешние объекты и память-о-себе как особый я- направленный мнемический процесс.

5. Класс выражений психического. Это моторные эффекты и телесные «знаки» психических феноменов, а также их предметные «следы». Основные формы выражений составляют реактивные, поисковые, исполнительские, исследовательские, имитационные движения, операции и действия. Ряд дополняют мимические, пантомимические и речевые движения как элементы вербально - пластической экспрессии тела. Отдельные «действенные» формы образуют в жизненном потоке обобщенные индивидуальные способы поступления, деятельности, поведения, которые ведут к различным психо- практическим результатам, продуктам. Устанавливающееся в «выражениях» единство психического, действенного и продуктивного имеет ценностный вес, проникает в качестве «индивидуальных отношений» в глобальные процессы этической, религиозной, научной, эстетической, профессиональной и т.д. жизни людей. В общем процессе психического выражения можно условно различить объекто- и субъекто - центрированные интенции. Последние осуществляются в самовыражении.

6. Класс сознательных психических форм. К нему относятся все психо - практические явления, представленные индивиду здесь-и-сейчас на уровнях осознания, самосознания и самопознания. Тот или иной момент проживания может быть опосредован определенной активностью внимания как сознательной фиксации, актом сознавания и волевым актом. В зрелом сознательном модусе психическая жизнь приобретает я – направленное и

я - исходящее движение. Эта связь с «я» может изменяться от поэтапного просветления, включая рефлексию, к угасанию сознания. Возможны нормальные, аномальные и патологические акты сознания.

7. Класс бессознательных ( внесознательных ) психических форм. К нему принадлежат психические явления, предсуществующие в индивидуальной психике как общие пра - идеи, пра - образы, пра - чувства и пра - отношения, то есть «архетипы», не достигшие в процессе жизни осознания. Класс дополняют бывшие в опыте индивида психические впечатления, ускользнувшие от сознания, или устраненные из поля активного сознания. Бессознательное обогащают мысленные, образные и чувственные интуиции, нарождающиеся в индивидуальном самодвижении психической жизни, недоступном актуальному сознанию. Интуиции иногда несут в себе потенциал будущих творческих проявлений индивидуального сознания. В бессознательном обнаруживаются процессы и содержания, имеющие объективную направленность, а также те, которые устремляются к глубинному душевному целому индивида -- его «самости». Объективная и субъективная ориентировки бессознательного выражаются и взаимодействуют в виде проекций и интроекций.

Психическое целое Акцент на относительную самостоятельность выделенных классов психических явлений выступает хорошо известным приемом теоретико - психологического анализа. Однако, не менее важным является восстановление психической целостности индивида, иначе, «целого» его психической жизни. Такому психологическому синтезу служит введение следующих понятий и определений.

В любом психическом факте в той или иной мере выявляется связь всечеловеческих душевных потенций, образующих первичную внутреннюю сущность индивида или самость. В этом смысле наша психическая жизнь является потенцированной неким единством исходных возможностей. Экзистенциальная психология, например, определяет это единство как общую предпосылку творческого поиска свободы, истины, красоты, любви и я - назначения. В жизненном осуществлении, однако, конструктивность творческой предпосылки может обратиться в разрушительную, деструктивную линию индивидуального бытия.

Психические явления, реализуясь в жизненном процессе, становятся относительно обратимыми и взаимосвязанными, приобретая устойчивые функциональные черты. Функциональная инвариантность психической динамики придает конкретность, личную содержательность единству первичных потенций психики.

Выход душевных потенций из латентного состояния, их постоянное проявление во множестве взаимосвязанных психических событий ведет к оформленности внутреннего качественного ядра носителя психики. Это ядро начинает действовать как активный детерминант психической жизни.

Психическое целое удерживается особыми центробежными силами, исходящими от живущего и действующего индивида. К ним, в частности, относятся: общее телесное самоощущение; концентрированное проживание желаний; эмоционально – оценочный интеграл происходящего; когнитивное уловление постоянства и непрерывности эмпирического «я»; сознательное самоупорядочение, самообобщение во внутреннее «я». О возможности ослабления подобных сил говорят факты внутреннего раскола, распада, разотождествления, проживаемые как растворенность-в-ином, потеря себя, выход-из-себя, опустошенность, самоотрицание..

Сознательная активность в формах самосознания, самопознания, рефлексии является мощным целостнообразующим фактором и самой психической жизни, и ее носителя. Сознание, интегрирующее я-концепцию, я-идеал, я-символ, я-проект, я-идентичность и т.д., стремится к тому, чтобы достичь совпадения того, что индивид «есть в себе самом», что он «собой представляет для других» и что он открыл «в себе для себя». Первичное бессознательное единство психики – самость - начинает нуждаться в постоянной поддержке я - обобщающей мысли, которая, в свою очередь, вовлекается в творческий поиск вестей и символов из скрытого от сознания психического целого. Непостижимость собственной души теряет для индивида свою бесспорность и превращается в вечную гипотезу, проверяемую и опровергаемую интенсивной сознательной и рефлексивной жизнью - жизнью субъекта.

Психическое целое сознательно репрезентируется индивидом в рациональных и символических понятиях «мое»», «мне свойственное», «мое - всегда со мной», «мое личное», «персональное», «я» и т. д.. Эти эффекты самоопределения также служат поддержанию психической целостности индивида.

Среди научных обозначений психической целостности, основными являются термины «самость», «личность», «субъект», «эго», «я».. Содержательное раскрытие их значений составляет сущность синтетического подхода в психологии.

Методология понимания психических форм. С учетом целостности и дифференцированности психики намечается единая методология понимания и интерпретации психических явлений. Ее применение обеспечивает непрерывную связь и удержание в поле профессиональной мысли всех основных общепсихологических понятий, а также возможность быстрой актуализации при решении конкретных проблем многих подходов, сведенных в единую концептуальную систему. Приведем континуум методологических приемов единообразного рассмотрения психических форм.

1. Исходным является понимание уникального места и роли конкретной формы внутри психического целого, различение ее специфических особенностей как «чистого» феномена среди других, взятых так же изолированно и абстрактно. Необходимо при этом постоянное возвращение к реальным жизненным взаимосвязям всех форм.

2. Определение психической формы как содержащей в себе одновременно признаки внутреннего свойства индивида, функции живущего индивида, непостижимого и сознаваемого индивидом процесса психической жизни, факта данности мира индивиду, типического и неповторимого качества субъекта психики.

3. Поиск факторов возникновения, источников, причин, условий, зависимостей психической формы внутри общего единства психической жизни индивида. Все названные типы детерминации условно различаются по их действию от «внешнего мира», «телесной организации индивида», «условий индивидуальной жизни», «целостного субъекта», «психики», «формы самой в себе».

4. Нахождение этапов и фаз становления психической формы в онтогенезе. В частности, выделяются: естественно-возрастные периоды развития формы; фазы, связанные с общим процессом индивидуации; этапы, обусловленные закономерностями социального роста индивида; периоды, зависящие от общей динамики жизненного пути, например, от смены процессов жизненного прогресса, застоя, кризисов, регресса, возрождения, разрушения индивида. Соответственно в самой форме определяются моменты ее ослабления и усиления, расцвета и инволюции, акме и угасания. Онтогенез формы моделируется в зависимости от культурогенеза психики.

5. Раскрытие предметного характера формы, то есть, данности в ней внешних и внутренних объектов. Изучение следующих видов психической связи с предметом: непосредственной - опосредованной, активной - пассивной, кратковременной – пролонгированной, сознательной - бессознательной, репродуктивной - продуктивной, деструктивной - конструктивной. В плане данности предмета психическая форма характеризуется пространственной и временной отнесенностью, мерой конкретности и отвлеченности, мерами предметной полноты и адекватности, а также признаками воссоздания предмета, поглощенности предметом и преобразования предмета.

6. Понимание психической формы в качестве сложной многоплановой активности, обусловленной нейрофизиологическими, вегетативными, двигательными факторами, и включающей побудительный, когнитивный, оценочный и результативный компоненты. Особое значение придается сознательному - бессознательному протеканию конкретной психической активности. Выделяются разные уровни ее осознанности - от рефлексивного до подсознательного, а также источники ее бессознательной динамики: от жизненно ситуативных до архетипических. Зрелая психическая форма, вобравшая в себя влияния других зрелых форм, выступает как обобщенное отношение к жизни: интеллектуальное, эмоциональное, творческое и т. д.

7. Выявление в динамических и содержательных особенностях психической формы, в ее потенциях и детерминантах, в этапах эволюции, в уровнях развития, в устойчивых качественных тенденциях и в ее предметных следах множественных противоречий, связанных с изначальной имплицитной раздвоенностью, дуальностью человеческого существа и индивидуального бытия. В психических феноменах проступает напряженная противоположность субъективного и объективного, душевного и телесного, сознательного и бессознательного, рационального и иррационального, идеального и практического, развития и регресса, конструктивного и разрушительного, упорядоченности и хаоса. Заявляет о себе, проживается в качестве конфликтов и кризисов и преодолевается двойственность самости – личности – «я».

8. Определение влияния сложившейся личности на конкретную психическую форму. Обоснование изменений формы в зависимости от эволюции целостной личности. Применение положений о том, что личностное становление может выливаться в следующие длящиеся события: время развития. расцвета, расширения, интеграции, возрождения - с одной стороны и время сужения, ослабления, негативной структурной перестройки, распада личности - с другой. Конкретное психическое явление вовлечено в этот общий процесс. Личностный аспект той или иной формы психической активности обнаруживается прежде всего в устойчивости ее мотивационной составляющей, возобновляющихся «встроенных» переживаниях, в актуализации типичного способа протекания, в ее обобщенной детерминирующей установке и в повторяемости ее эффектов. Личностное действие на психический феномен существенно связано с сознанием и деятельностью: личность вовлекается в психическую жизнь посредством самосознания, самопознания, поступления и продуктивного действия, то есть в качестве субъекта. Мы способствуем своим ощущениям, своему созерцанию, своему мышлению и наслаждению двумя путями: тем, что думаем о себе и тем, что пытаемся деятельно выйти за пределы своего «я».

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.