Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

В. Д. Шадриков. Характеристика внутреннего мира




НОВЫЕ ВЗГЛЯДЫ. АЛЬТЕРНАТИВЫ

 

Определение понятий Говоря о предмете нашего рассмотрения, мы должны выделить такие понятия, как «мир», «жизнь», «реальный», «внутренний».

Начнем с понятия «мир». Толковые словари дают различные определения: это и совокупность всех форм материи во вселенной; и отдельная часть вселенной, планета; и земной шар вместе с населением; и отдельная область жизни (жизнь людей); и отношения людей без вражды и конфликтов. Мы будем использовать понятие мир как отдельную область явлений.

Столь же многообразны и определения «жизни»: это и особая форма существования и движения материи, возникающая на определенных ступенях ее развития; и физиологическое существование человека и животных; и деятельность общества и человека в тех или иных ее проявлениях; и совокупность явлений, происходящих в организмах. В дальнейшем под жизнью мы будем понимать совокупность психических явлений и событий, происходящих с человеком. Эти явления и события составляют отдельную область - психический мир человека. События эти происходят с человеком и в человеке, то есть в мире внутреннем.

И, наконец, когда мы говорим о чем-то «реальном», то данным понятием обозначается тот факт, что предмет рассмотрения действительно существует, независимо от изучающего и наблюдающего его субъекта. Мир человека формируется, живет и развивается по определенным законам, определенным образом структурирован, характеризуясь определенными внутренними отношениями и взаимодействием между отдельными своими частями. В своей системе это создает мир внутренней реальной человеческой жизни.

Зарождение внутреннего мира Внутренний психический мир человека является частью человеческой жизни. Уже эмбрион реагирует на состояние матери и события внешнего мира. Можно сказать, что он живет одной жизнью с матерью. В постнатальный период эта связь с матерью и внешним миром остается, но принимает другие формы - она регулируется психикой ребенка, которая в этом взаимодействии и развивается.

Первой особенностью этого взаимодействия является то, что оно детерминируется внутренним состоянием младенца, его потребностями и связанными с ними переживаниями. Интересно отметить, что современные нейрофизиологические исследования показывают, что в первые 2-3 месяца жизни мозг ребенка пассивен по отношению к среде, активного взаимодействия с внешним миром не происходит. Ребенок переживает себя, свои состояния и связывает их с матерью. В этом процессе опредмечиваются его переживания: состояния удовлетворения достигаются за счет объекта вне ребенка. Чувства ребенка неразрывно связываются с предметным миром. Подчеркнем, что переживания ребенка едины с его органическими ощущениями; они еще не могут осознаваться, но в своем единстве составляют основную жизнь ребенка. В процессах удовлетворения потребностей предметы внешнего мира приобретают для ребенка значение, смысл и эмоциональную окраску. Внешний предметный мир наделяется значением и переживаниями и выступает в единстве с внутренним миром ребенка. В процессе опредмечивания переживаний формируется единство ребенка и внешнего мира, прежде всего его единство с матерью.

Длительное время в отечественной психологии господствовала точка зрения, согласно которой психические явления рассматривались как отражение действительности. Главным фактором формирования внутреннего мира выступал внешний мир, окружающая человека среда, И хотя С.Л.Рубинштейн подчеркивал, что всякий психический факт - это момент реальной действительности и отражения действительности - не либо одно, либо другое, а одно и другое, и что именно в этом заключается своеобразие психического, «действительность» доминировала во взглядах на порождение психического. Мысль Рубинштейна о том, что всякое психическое образование это и переживание и знание, не нашли должного развития. Да и не могла найти, т.к. с позиций рассмотрения психического как отражения действительности первичным является внешний мир. Но в реальности первичным является человек с его переживаниями, которые опредмечиваются.

Человек часть природы. Свое существование он может обеспечить только за счет природы. И чтобы этого достичь, он должен располагать соответствующим знанием о природе и обладать определенными навыками. Знания об окружающем мире всегда функциональны, то есть они получаются ребенком в процессе разрешение жизненно-важной задачи. Эти знания служат удовлетворению определенной потребности и поэтому всегда сопровождаются переживанием. Жизненно-важные знания всегда связаны с переживанием. В этих переживаниях отражается личностный смысл знаний, получаемых от взаимодействия человека с внешним миром в процессе жизнедеятельности.

В формирующемся субъективном образе внешний мир раскрывается как «мир для меня» (вещь в себе становится вещью для меня). Предметы внешнего мира связываются с переживаниями и наделяются личностными смыслами. Субъективный образ объективного мира, его формирование включается в процесс жизни человека, обеспечивает эту жизнь, является ее частью. И происходит это без обязательного осознания явлений психики (хотя на определенном этапе они начинают осознаваться).

Репрезентация внешнего миря во внутреннем. Внешний мир представлен в формирующемся внутреннем мире в различных знаковых отображениях. Прежде всего он предстает субъекту в его чувственных ощущениях и восприятиях и в виде ощущений и восприятий включается во внутренний мир. Вполне естественно утверждение, что разные чувства отражают различные стороны объективного мира, они с этой целью и сформировались в процессе эволюции человека. Следовательно, разные ощущения дадут нам различную картину мира. С особой стороны, но тесно связанной с восприятием, внешний мир будет представлен на языке потребностей человека, насыщен определенными личностными смыслами и переживаниями.

Внешний мир может быть представлен субъекту на языке движений, действий и деятельностей, связанных с определенными целями и мотивами. Он может быть представлен знаками и символами, имеющими различное значение и смысл, различную эмоциональную насыщенность.

Наконец, внешний мир описывается на языке слов, наделенных определенным значением, которое у субъекта насыщается различным смыслом, ценностями и переживаниями. Одно и то же словесное описание по-разному воспринимается различными лицами в зависимости от их жизненного опыта. Слово многозначно. Поэтому внешний мир, описанный словами, во внутреннем мире у различных субъектов представлен по-разному.

Из сказанного становится ясным вся сложность репрезентации внешнего мира и богатство внутреннего мира человека. При этом многообразие форм представления внешнего мира не лишает внутренний мир целостности.

Единство и независимость внешнего и внутреннего миров. Внешний мир един с внутренним, ибо во внешнем мире опредмечиваются текущие потребности человека. В деятельности и через деятельность предметы внешнего мира приобретают определенное значение и личностный смысл, а формирующийся образ внешнего мира всегда носит черты оперативного образа.

В потоке жизни, состоящем из действий и поступков, идет постоянная смена информационных моделей, обеспечивающих конкретные действия и поступки. Актуальные модели переходят в потенциальные, которые в своем единстве составляют внутренний мир. Актуализация потенциальных моделей, составляющих внутреннего мира, происходит по функциональному принципу, сформулированному С Л.Рубинштейном для процессов припоминания: мы помним, что нечто не помним – припоминая, иногда убеждаемся, что вспомнили не то – актуализируем знание о связях, в которых стоит забытое нами – припоминаем забытое в известном смысловом контексте – убеждаемся, что восстановленное в памяти и есть искомое. Здесь важно, во-первых, то, что отдельные блоки информации во внутреннем мире связаны друг с другом функциональными связями и составляют единое целое - внутренний мир. Во-вторых, в конкретные моменты времени мы не только не помним того, что включено в память, но и с трудом это можем актуализировать. Но от того, что мы не помним чего-то, не следует, что этого не содержит наша память.

Отметим, что функциональным принципом работы памяти объясняются многие обмолвки. Например, вы длительное время встречались с одним человеком, и, может быть, были с ним близки, затем вы расстались, и вам встретился другой человек. В этом случае вы можете часто ловить себя на мысли, что вы называете его именем первого.

В своем порождении внутренний мир тесно связан с внешним миром, но одновременно внутренний мир самостоятелен, существует независимо от внешнего мира. Это внутренний мир человека, проживающего свою жизнь.

Но проживает свою жизнь человек во внешнем мире. Единство внутреннего и внешнего миров особенно убедительно доказывается исследованиями явлений депривации. Различные формы депривации: сенсорной, эмоциональной, двигательной, социальной - всегда приводят к нарушению нормального функционирования психики. Обеднение отношений с внешним миром приводит к задержкам психического развития как в интеллектуальном, так и в эмоциональном аспектах. Широко известны результаты исследований детей в условиях детских учреждений, когда при нормальных биологических факторах развития наблюдаются обедненные социальные контакты, недостаток эмоциональных отношений. В этих условиях наблюдается общая задержка развития ребенка.

В условиях депривации у человека усиливается потребность в ощущениях и переживаниях, что осознается в форме сенсорно - эмоционального голода. Активизируются процессы воображения, нарушается ритм сна и бодрствования, развиваются гипнотические состояния. Снижаются показатели функционирования практически всех познавательных процессов, наблюдаются иллюзии и галлюцинации.

Внутренний мир и душа человека. Переживания человека пронизывают все идеальные компоненты психической деятельности. Это относится и к образам восприятия, и к информации памяти, и к процессам принятия решений, разрешения жизненных конфликтов и деятельностных задач. Другими словами, все идеальны компоненты психологической системы деятельности связаны с переживаниями. Следовательно, вся информация, составляющая содержание внутреннего мира, будет пронизана переживаниями. Это принципиальное отличие информации внутреннего мира человека от информации, циркулирующей в любой технической системе, в том числе в системах искусственного интеллекта. Внутренний мир человека является потребностно - эмоционалъно - информационной субстанцией, формирующейся при жизни человека на основе его индивидуальных свойств и качеств.

Но если внутренний мир человека может существовать относительно самостоятельно от внешнего мира, то он не может быть отделен от человека - субъекта. Внутренний мир начинает формироваться с восприятия индивидом своих потребностей и переживаний, и в дальнейшем своем существовании он неотделим от потребностей и переживаний конкретного человека. Проживание жизни и есть с внутренней стороны поток изменений внутреннего мира, в каждый момент жизни вплетенный в реальные действия и поступки человека. В силу сказанного можно заключить, что внутренний мир человека - это живой мир индивида, а внутренняя потребностно – эмоционально – информационная субстанция - это живая субстанция.

Можно сказать, что эта потребностно – эмоционально - информационная субстанция и есть душа человека. Эта душа живет в единстве с телом и относительно независима от внешнего мира. Она живет и может сама себя рефлексировать, может в отдельный момент времени сполна проживать всю жизнь, то есть «жить вне времени».

Говоря о внутреннем мире как субстанции, не сводимой к ее проявлениям: отдельным ощущениям, восприятиям, мыслям, чувствам, стремлениям, желаниям, духовным состояниям - мы фактически реализуем принципы системного подхода. Целое не сводится к составляющим его частям, оно обладает новыми системными качествами. Одновременно внутренняя субстанция не существует отдельно от своих проявлений, вне психических явлений. Г.И. Челпанов отмечал, что «психический организм» не представляет простого механического соединения отдельных частей, а представляет нечто целое, единое. Этому единству присуще постоянство и относительная неизменность, а это именно те свойства; которые характеризуют субстанцию.

Интересны рассуждения и логические доводы о существовании души Абу ибн Сины (Авиценны). В предельно общем виде под душой он понимал силу, которая является основой совершения действий. Голод и вожделение, иными словами, биологические потребности, принадлежат первично телу; страх, гнев, печаль - это претерпевания, проявляющиеся сперва у души. К проявлениям души Ибн Сина относит также восприятие, воображение, память, речь, мышление - все основные явления, изучаемые современной психологией.

По утверждениям Ибн Сины, душа действует самостоятельно, совершая два вида действий: одни - по отношению к телу, которым она руководит и управляет; другие - по отношению к себе самой и к своим началам, а это есть действие разума. То есть душа является источником активности человека; она самостоятельна, но тесно связано с телом; она способна познать себя с помощью разума.

Обращаясь к старинному понятию души, вспомним слова С.Л. Франка, о том, что прекрасное обозначение «психология» - учение о душе, - было когда - то похищено и использовано как титул для совсем иной научной области; оно похищено так основательно, что, когда мы размышляем о природе души, о мире внутренней реальности человеческой жизни, то занимаемся делом, которому суждено остаться безымянным или для которого надо придумывать какое-нибудь новое обозначение.

В различных языках понятие души используется обычно в двух значениях: как внутренний, психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т.д. и в теологическом плане, как бессмертное, нематериальное начало, существующее независимо от тела, связывающее человека с Богом. В русском языке слово «душа» чаще всего употребляется в значении «внутренний психический (психологический) мир человека». В своем религиозном значении оно употребляется гораздо реже. Показательны в этом смысле данные «Словаря языка А.С. Пушкина». Слово «душа» - чемпион по частоте употребления Пушкиным. При этом абсолютное большинство употреблений этого слова - 510 раз - приходится на значение «внутренний психический мир человека». В значении же «нематериальное начало в человеке, продолжающее жить после его смерти», оно употреблено всего 44 раза. 510 и 44 - разница впечатляющая.

Полагаем, что слово «душа» вполне достойно того, чтобы его восстановить в правах как научное понятие. Предметом психологии может стать душа человека в её научном понимании.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.