КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
В. А. Роменец поступковая природа психического и
Формы детерминации не сводятся только к каузальным отношениям. Они многообразны. В реальном человеческом поведении так или иначе проявляются все эти формы. Когда речь идет о законах поведения, то важно выявить не только его причины (единичную, особенную и общую), но также условия, в которых оно осуществляется, общие и специальные предпосылки, объективные основания свойств индивида, факторы, влияющие на него. В сложную систему детерминации включаются и сами действия индивида, и уровень саморегуляции. Соответственно и формулировка законов поведения не может ограничиваться констатацией только какого-либо одного вида существенных связей (хотя в специальных исследованиях это и допустимо). Раскрывая причинно-следственную связь, как ведущее звено закона, она вместе с тем должна включать также условия, в которых эта связь реализуется, внешние и внутренние факторы, которые на нее влияют, общие и специальные предпосылки, основания, действия индивида и особенности саморегуляции. Понятно, что в реальном поведении между всеми этими формами детерминации соотношения складываются по-разному. Но каждый раз они являются определенными. Что именно в данном конкретном акте поведения выступает в качестве причины, что — фактора, что — условия и т. д.? На эти вопросы, если известны законы поведения, можно ответить определенно; также определенно можно и предсказать возможное поведение человека (но при этом надо знать, как будут развиваться условия, какие факторы могут возникнуть и т. д.). В формулировках законов поведения, таким образом, детерминация должна раскрываться как сложная система. Мы попытались показать трудности, с которыми сталкивается психология в изучении объективных законов поведения и психики. а также наметить некоторые пути их преодоления. Вопросы, которые здесь затронуты, безусловно требуют дальнейшей разработки. Выше отмечалось, что ведущая роль в детерминации поведения принадлежит системообразующему фактору. Но какой именно фактор выступает в роли системообразующего, определяется не только (и даже, пожалуй, не столько) «внутренними» законами развития субъекта, но и законами развития систем, которым он принадлежит. Формируемые ими факторы в известном смысле выступают как «внешние» для субъекта. Вопрос «внутреннего» и «внешнего» и их соотношения в формировании системообразующего фактора поведения человека требует специального исследования. Сейчас лишь отметим, что выявление системообразующего фактора поведения человека предполагает рассмотрение его в более широком контексте. В этой связи возникает проблема соотношения психологических законов с социальными, с одной стороны, и с биологическими — с другой. В некоторых направлениях системного подхода выдвигается положение об изоморфизме законов различных систем. Конечно, между какими-то законами разных систем можно найти взаимнооднозначное соответствие. Однако соотношение законов разных систем более сложно, чем это представляется с позиций положения об их изоморфизме. Во всяком случае, пока мы еще не располагаем правилами, позволяющими находить взаимнооднозначное соответствие между законами, например психологическими и нейрофизиологическими или социальными. Психологические законы, как и любые другие, являются относительно самостоятельными, несводимыми к законам, раскрываемым пограничными с психологией науками, но, когда их действие рассматривается, например, в контексте жизни человека в обществе, возникает вопрос об их соотношении с законами общества. Следовательно, законы, выявленные в психологии (прежде всего те, которые относятся к личности и социально-психологическим явлениям) должны быть сопоставлены с законами, открытыми в истории, экономике, социологии. Это, конечно, грандиозная задача. Ограничимся здесь лишь некоторыми общими замечаниями о связи законов психического развития индивида и развития общества. Поскольку каждый индивид включен в социальную систему, его жизнь (и развитие его психики) подчиняется объективным законам жизни общества. Однако большим упрощением была бы трактовка психологических законов просто как воспроизведения социальных. Прежде всего нужно отметить, что законы общества относятся к массам людей, законы психики — к индивиду. Законы общества, конечно, не характеризуют детали поведения индивидов, их желания, мотивы деятельности и т. п. Но именно эти «детали» интересуют психологию. Это не значит, конечно, что психология имеет дело только с единичным, ее интересуют общие законы, но исследует она их в ином плане по сравнению с другими общественными науками. Было бы неверно представлять себе движение индивида в массе людей подобно движению песчинки в массе песка. Каждый индивид включен в социальную систему специфическим образом, и это накладывает отпечаток на его поведение. Нужно также отметить, что психологические и социологические (в широком смысле) законы относятся к процессам разного масштаба. Однако вместе с тем развитие индивида (и его психики) можно рассматривать как одну из форм проявления и реализации законов общества. Но это раскрывает лишь один аспект рассматриваемых соотношений законов. Другой аспект состоит в том, что социальные законы определяют содержание жизни индивида, а следовательно, и его психики. В действии законов общества формируются условия, факторы и предпосылки психического развития индивида. Они определяют специфику соотношения разных форм детерминации поведения, о которой говорилось выше. Иначе говоря, связи законов развития индивида (и его психики) и законов развития общества многоплановы. Необходимо отметить, что законы развития общества также многоплановы и имеют разные «радиусы действия». В исторической науке выделяются, например, законы общесоциологические, формационные и конкретно-исторические. Дальнейшее движение от законов наиболее общих к общим и специальным в конце концов должно бы привести через конкретную социологию к законам повседневной жизнедеятельности людей, «обыденной жизни». Многоуровневость и разноплановость социальных законов, конечно, еще более усложняет задачу соотнесения тех, которые изучаются психологией, с теми, которые изучаются другими науками. Поскольку человек принадлежит также и к биологической системе, возникает вопрос о соотношении психологических законов с теми, которые изучаются биологией, в частности, генетикой и физиологией. Это касается прежде всего базового уровня в развитии психики, а также всего комплекса проблем, связывающих психологические науки с биологическими. Здесь мы сталкиваемся с вопросами о том, как действуют законы, например, наследственности в жизни индивидов и влияют ли они на их психическое развитие, что особенное вносит в развитие индивидов гигантский генетический полиморфизм, какова специфика проявления закона единства организма и среды. Как и социальные, биологические законы многоплановы, и это необходимо иметь в виду при сопоставлении с ними законов психологических. Таким образом, законы психики находятся как бы на пересечении биологических и социальных законов. Исследование соотношений законов предполагает не только выявление их связей (например, иерархии частного и общего и т. д.), но и определение тех границ, в пределах которых они действуют. Разработка общей схемы, которая раскрывала бы связи разноплановых, разномерных и разноуровневых законов развития индивида и его психики, — это задача будущего. Можно ожидать, что ее решение позволит по-новому оценить и те психологические законы, которые уже известны. Изучение законов — это движение от явления к сущности, от сущности первого порядка к сущности второго порядка и т. д. Сущность раскрывается как бы слой за слоем. При этом раскрытие более «глубоких» слоев вызывает потребность в переоценке наших знаний о слоях более «поверхностных». Направление этого движения определяется диалектикой самого процесса научного познания
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 689; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |