КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Индивидуального сознания
Б.Г. АНАНЬЕВ. ОБЩЕСТВЕННАЯ ДЕТЕРМИНАЦИЯ Известно, что сознание — субъективное отражение объективной действительности — является продуктом рефлекторной деятельности мозга человека. Закономерности и механизм этой деятельности, составляющие материальный субстрат сознания, сами обусловлены объективной действительностью, т. е. природой и обществом, воздействие которых составляет непременные условия существования человека как организма и личности. В этом смысле нет оснований считать психические явления, феномены сознания следствием физиологических причин, так как рефлекторная, т. е; отражательная, деятельность мозга в целом составляет следствие воздействия материального мира на человеческий организм. Поэтому исследование причинной обусловленности сознания по необходимости должно захватывать сложнейшие цепи причинно-следственных зависимостей человека и его мозга от внешнего мира. Но воздействие природы и общества на человека осуществляется лишь через внутреннее, путем действия внутренних закономерностей рефлекторной деятельности мозга, его системной организации. В отечественной научной литературе наиболее полно такая позиция представлена в известном труде С. Л. Рубинштейна «Бытие и сознание». Ему принадлежат весьма глубокие идеи относительно развития объективного детерминизма в рефлекторной теории Сеченова — Павлова и определения философского смысла павловского принципа детерминизма. Проблема детерминации психического и сознания стояла в центре обсуждения современного состояния физиологии высшей нервной деятельности и психологии на недавнем Всесоюзном совещании по философским проблемам физиологии высшей нервной деятельности и психологии. Все это свидетельствует о значительном теоретическом прогрессе в познании причинных зависимостей мозга, его высшей нервной деятельности и сознания от материального мира. Однако нельзя и преувеличивать значения этих успехов. Как в упомянутом труде Рубинштейна, так и в последующем развитии теоретического исследования детерминации сознания проблема решается глобально, в самом общем виде, вследствие чего неизбежно возникают чисто натуралистические представления о причинной зависимости рефлекторной работы человеческого мозга от физико-химической природы воздействий внешней среды на человека. Однако, материальную детерминацию человеческого сознания невозможно отграничить такими природными зависимостями и связями. Человек и природа — фундаментальная проблема, охватывающая и самого человека как явление природы, и природу в целом, особенно биогеносферу и космические влияния на ее развитие. С успехом современного естествознания все более сложной и многочисленной оказывается цепь причинных зависимостей человека (как сложнейшего организма, т. е. природного явления) от природы, ее гравитационных сил и различных видов энергии, биогеохимических структур и внутренних закономерностей развития биоценоза. Познание объективных законов природы открывает нам, следовательно, те причинно-следственные связи, которые определяют развитие человека как явления природы. Эти связи, вероятно, бесконечны, так как не ограничиваются органической и неорганической материей нашей Земли, но уходят далеко в глубины Вселенной. Однако основной комплекс этих зависимостей связан, конечно, с конкретными физико-географическими характеристиками условий жизни человека и особенно с растительным и животным миром окружающей его среды. В этом смысле природа есть среда обитания, и такой экологический подход допустим и в отношении человека, хотя рассматриваемая в этом аспекте взаимосвязь человека и природы значительно сужается. Во всяком случае, материальную детерминацию сознания человека объяснить подобным экологическим представлением о системе «человек — природная среда обитания» невозможно. Известно, что экологические факторы успешно используются для подобных целей в сравнительной физиологии животных и эволюционной психологии. Принцип значимости сигналов и их биологической роли в регуляции поведения животных оказался одним из самых эффективных путей в познании законов их психического развития. Но в психологии человека принцип значимости и сигнальности в значительной мере утратил свой экологический смысл и приобрел иной характер, связанный с качественно своеобразными условиями жизни человека как общественного индивида. Жизнь человека в обществе опосредует все его отношения к природе — органической и неорганической. Сельское хозяйство, промышленность, техника и все средства цивилизации составляют такую «искусственную среду», созданную общественным трудом, которая отделила человека от среды природной, вернее преобразовала ее значительную часть в производительные силы общества и жизненные условия общественного развития индивидуальности. С каждым новым поколением усиливается мощь воздействия материальных и культурных сил, «искусственной среды» на изменение природной среды, а через эти изменения — вновь на человеческое развитие. Общественно-историческая обусловленность взаимосвязей между человеком и природой составляет важнейшее звено в цепи материальной детерминации сознания. Само собой разумеется, в этой цепи особое место занимает созданная обществом искусственная среда как совокупность материальных и культурных условий жизни человека. Социальная детерминация сознания осуществляется путем взаимодействия человека с этими, жизненно необходимыми условиями, и в этом смысле человек с его сознанием есть продукт конкретно-исторической социальной среды. Однако человек является не только объектом для ее воздействия, не только сложным организмом, поставленным в социальную среду и реагирующим на ее воздействия. Эта среда сама создается и изменяется людьми в процессе развития материального производства, культуры и цивилизации в широком смысле этого слова. Поэтому социальная среда неразрывно связана с общественной сущностью самого человека, с внутренними закономерностями развития человека как общественного существа. Проблема социальной детерминации в отличие от более общей проблемы причинной обусловленности сознания материей включает в себя характеристику человека как субъекта деятельности, в процессе осуществления которой изменяется и социальная среда. Деятельность человека как фактор человеческого развития составляет необходимое звено в сложной цени причинно-следственных зависимостей сознания от общественного бытия. Вне действия этого фактора не могут быть в должной мере поняты сложные эффекты воздействия социальной среды на человека и его сознание. Следует, как нам представляется, охарактеризовать один из важнейших аспектов социальной детерминации человека, связанной с воздействием на пего общественной среды. Но этот аспект, конечно, не исчерпывает всего многообразия социальной детерминации индивидуального развития человека. Известный шаг вперед в постановке этого вопроса представляет собой рассмотрение причинно-следственных зависимостей индивидуального сознания, идеологии и культуры в широком смысле слова. Начиная с культурно - исторической концепции Л. С. Выготского, делались неоднократные пробы такого рассмотрения, достигшие известного успеха в новейших исследованиях А. Н. Леонтьева и его сотрудников. Согласно А. Н. Леонтьеву, социально все психическое развитие человека детерминировано процессом усвоения индивидом общественного опыта, накопленных человечеством знаний и способов деятельности. На место приспособления в эволюции животных ставится «усвоение» как специфически человеческая категория превращения общественного в индивидуальное, т. е. как основная форма социальной причинности. В связи с этим важна идея об интериоризации действий и возникновении внутреннего из внешнего. Эта идея связана с многими подходами к изучению психического развития, в том числе, с рефлекторной гипотезой И. М. Сеченова, в которой психогенетические концепции находят известные подтверждения. Нельзя, однако, не учитывать и того, что категория интериоризации применяется совершенно безотносительно к рефлекторной гипотезе, а подчас и против нее для объяснения того, что Ж. Пиаже называет процессом «социализации» индивида, Здесь нет возможности подвергнуть критике допустимое в западноевропейской, особенно французской, психологии отождествление явлений «социализации» и «интериоризации». Но нельзя не отметить, что, несмотря на внешнее терминологическое сходство, в описании явлений социального развития человеческой психики существует глубокое внутреннее расхождение между концепциями социальной причинности индивидуального сознания в отечественной и зарубежной психологии. Несомненно, что А. Н. Леонтьеву и его сотрудникам удалось схватить в связях процессов усвоения — интериоризации важное звено социальной детерминации человека. Усвоение — деятельность субъекта в исторически сложившемся мире материальных и культурных ценностей, накопленных человечеством в процессе его общественного развития. Это понимание исторического развития психики человека тесно связано с более общей концепцией психического развития, согласно которой психика формируется в деятельности и в значительной степени является ее продуктом. Поэтому в данном аспекте проблемы социальной детерминации деятельность человека рассматривается как необходимое звено в цепи каузальных связей и зависимостей индивида от общественного развития. Подход к развитию индивидуального как к усвоению общественных ценностей, норм и способов деятельности позволяет понять особую роль воспитания как ведущего (направленного) способа общественного формирования индивида. Воспитание как целенаправленное социальное воздействие на индивида и общественное формирование личности, как известно, является одним из важнейших факторов социальной детерминации индивидуального сознания. В этом смысле правомерно сказать, что человек — продукт воспитания не в меньшей, а, возможно, в большей степени, чем продукт социальной среды в узком смысле слова, то есть, как непосредственных условий жизни человека в ближайшем социальном окружении. Но и об этом отношении воспитания и его эффектов — воспитанности и развитости индивидуума — следует сказать, что они невозможны без возрастающего вовлечения самого индивида в процесс воспитания. Одно из самых аргументированных положений педагогической концепции А. С. Макаренко заключается в том, что ребенок и подросток рассматриваются не только в качестве объекта, но и субъекта воспитания. Без преувеличения можно сказать, что им была открыта важнейшая педагогическая закономерность — переход воспитания в самовоспитание. Такой переход осуществляется в процессе развития педагогических требований, формирования коллектива и становления коллективной деятельности, объединенной перспективными линиями и повседневным решением практических задач. Поскольку взаимоотношения между личностью и обществом в процессе воспитания осуществляются посредством коллектива и в коллективе, постольку и деятельность индивида носит коллективный характер. Однако от этого она не перестает быть его деятельностью, его активным практическим отношением к обществу и природе, окружающему миру. В процессе превращения педагогических требований, разделяемых членами коллектива, во внутреннее требование отдельной личности к самой себе строится система регуляции ее поведения. Именно в свете этих идей более глубоко уясняется механизм детерминации посредством возрастающего участия самой деятельности человека в организации и руководстве его развитием. С какой бы стороны мы ни рассматривали социальную детерминацию индивидуально-психического развития человека, очевидно, что одним из главнейших ее эффектов является то, что человек как объект общественных воздействий в той или иной форме становится субъектом этих воздействий в результате собственной деятельности. В интересующем нас плане социальной детерминации индивидуально-психического развития понятия субъекта и деятельности оказываются неотделимыми. Превращение человека из объекта в субъект осуществляется лишь посредством Деятельности, в которой реализуются те или иные социальные функции человека. Речь идет об определенных видах деятельности, которые являются индивидуальными, но вместе с тем общественными, поскольку они всегда есть деятельность совокупных индивидов, групп и коллективов, составляющих определенную часть общества. Что касается более общего подхода к изучению психики и сознания в нашей науке, то такой подход сформулирован в известном принципе: сознание не только проявляется, но и формируется в деятельности. Этот принцип имеет методологическое значение как в том смысле, что определяет объективную познаваемость субъективного, так и в том, что указывает на возможность генетического исследования различных форм отражения в связи с реальным процессом жизни и деятельности. Принцип единства сознания и деятельности уже давно стал рабочим принципом психологической науки, причем всех ее областей и проблем. Уже в конце 30-х — начале 40-х годов было положено основание этому новому пути психологического познания. В ряде работ С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. А. Смирнова и других были сформулированы важные аспекты нового подхода к изучению сознания. 3a последние 20 лет такое понимание стало всеобщим для ученых и нашей страны, и многих других стран. К зарубежным ученым следует отнести таких выдающихся психологов, как А. Валлон, П. Жанэ, Ф. Бартлетт, М. Лопец и других, отвергающих чисто бихевиористский подход к деятельности, но вместе с тем считающих бесплодным и субъективистское толкование сознания. В таких условиях ход исследований и общей интерпретации психологических фактов неизбежно привел к выводу, что изучение деятельности, ее структуры, целей, психической регуляции ее динамики, продуктивности и самих продуктов деятельности открывает исключительные возможности для психологического познания. Возможно, возрастающий на Западе интерес к нашей психологической науке в известной мере подкрепляется теми внутренними сдвигами в западноевропейской и американской науке, которые связаны с объективным ходом современных экспериментально - психологических исследований. Уже в 1940 г. С. Л. Рубинштейн сделал попытку более конкретного рассмотрения психологической структуры деятельности и отдельного действия, а вместе с тем основных видов деятельности, являющихся, по его мнению, и основными этапами формирования и развития сознания. Предложенная им классификация основных видов деятельности носит поэтому ярко выраженный генетический характер. В процессе онтогенетического развития человека происходит смена одного вида деятельности другим, хотя возможны и такие состояния, даже отдельные переходные периоды, в которых противоречиво совмещаются вновь возникающие и «отмирающие» виды деятельности человека. Речь идет об известной триаде: игра, учение и труд. Вслед за С. Л. Рубинштейном эти виды деятельности стали рассматриваться как фундаментальные формы развития психики, сознания и личности человека от рождения до зрелости. Ранний онтогенез и эволюция психики маленького ребенка целиком связаны с развитием игры под руководством взрослых, в процессе контакта с которыми закладываются определенные элементы психической готовности ребенка к учению. В первые годы начального обучения учение уже становится ведущей формой деятельности, но все же совмещается с некоторыми элементами игры, хотя и преобразованной учением. В процессе учения как основной деятельности детей и подростков в условиях обучения постепенно формируется готовность к труду, который становится основной формой деятельности взрослого человека. Такова вкратце концепция основных видов деятельности в процессе онтогенетического развития человека. Естественно, такая концепция объясняет причинную зависимость человеческого развития от законов исторического развития общества. Необходимо, отметить, что игра и учение рассматриваются в качестве подготовительных к труду форм деятельности, в которых развивается индивидуальное сознание. Однако эти формы деятельности охватывают по времени основные периоды роста, созревания и формирования личности. Что касается труда, то рассматриваемая концепция фактически исключила его из факторов становления индивидуального сознания и формирования личности, поскольку весь этот длительный процесс выполняет функцию лишь подготовки к труду как основной, да, пожалуй, с этой точки зрения и единственной формы деятельности.взрослого человека. С. Л. Рубинштейн и другие исследователи полагали, конечно, что исторически развитие человека начинается с труда, который сделал человека человеком. Они правильно подчеркивали, что исторически и учение, и игра сформировались как продукты развития общественно -трудовой практики людей. Именно путем сопоставления двух планов развития — общественно-исторического и индивидуального — и строилось представление об определяющей роли труда в человеческом развитии. Но без обучения самому труду и элементам посильного для детей различных возрастов общественно полезного труда невозможно сформировать и готовность к труду; не только игра, но и учение как усвоение знаний недостаточны для формирования такой готовности. Коренная перестройка дела образования во всех ее звеньях подтвердила необходимость соединения обучения с трудом. То же касается и учения у взрослого человека. Тесная связь труда с наукой и необходимость постоянного совершенствования не только профессионально-трудового мастерства, но и знания самоочевидна. Жизнь показала, что не только учение должно соединяться с трудом, но и труд с учением, причем независимо от уровня профессиональной подготовки, квалификация и возраста. Такая связь — общий закон развития людей в современном обществе. Не просто обстоит дело и с игрой, которую многие специалисты в детской психологии превратили в возрастную форму предметной деятельности, специфическую именно для ребенка с первого года жизни до начала систематического учения, т. е. до «снятия» игры учением. Между тем игра как особая форма деятельности имеет свою историю развития, охватывающую также все периоды человеческой жизни. В подростковом и юношеском, молодом и среднем, даже пожилом возрасте существуют разнообразные ее проявления и меняющиеся виды «любительства» в области спорта, искусства, коллекционирования и т. д. Игровая деятельность взрослых людей составляет важную сторону их жизни, связанную с так называемым свободным временем. В этих условиях существуют такие незаметные переходы от труда к игре и учению, которые затрудняют какую-либо однозначную характеристику человеческой деятельности. Есть и еще значительная сфера жизни людей, которая подчас обедняется вследствие какой-то странной боязни. Эта сфера жизни — развлечения, необходимые для отдыха и эмоционального развития человека. Думается, что все это составляет бесчисленные варианты сквозной игровой деятельности, необходимо включающейся в процесс жизни и развития людей. Каким образом человеческая деятельность, ее конкретные формы или виды выступают в качестве факторов детерминации психического развития? Это видно из трактовки учения как специфического для человека усвоения общественного опыта, накопленного человечеством фонда знания и трудового опыта. Поэтому само учение отражает процесс слияния общественного с индивидуальным, формирования индивидуальности посредством содержания и методов обучения и воспитания. Психическое развитие школьника есть усвоение общественного опыта, благодаря чему и самые общественные условия, первоначально являющиеся для него внешними, затем становятся внутренними. Происходит это в тех случаях, когда ребенок или подросток сам оперирует в своей деятельности теми или иными исторически сложившимися способами социальной деятельности и осознает цели, предметы и результаты своей деятельности. Происходит это в тех случаях, когда осуществляется усвоение как интериоризация. Учение в конечном счете предстает как усвоение, механизмом которого является интериоризация. Внешние действия в процессе учения становятся внутренними, умственными действиями субъекта, сознание которого фактически превращается в продукт его собственной деятельности. Концепция усвоения индивидом социального опыта путем интериоризации приложима и к объяснению роли игры в психическом развитии ребенка (Д. Б. Эльконин и А. В. Запорожец с их сотрудниками). А. В. Запорожцу удалось показать, как ребенок в предметных игровых действиях осваивает социальные эталоны тех или иных способов и уровней функционального развития. Развитие произвольных движений предстает в результате этих исследований как формирование предметных действий с их целями, мотивами, способами и результатами, влияющими на изменения условий воспитания ребенка. Д. Б. Эльконин подошел к игре с другой стороны — включения ребенка в общественные связи, развития посредством игры (особенно ролевой и фабульной) коммуникативных свойств поведения и личности ребенка. Здесь социальная детерминация выступает посредством «вращивания» общественных связей внутрь детского сознания и интериоризации нравственных норм и отношений. В многолетних исследованиях А. В. Запорожца игра ребенка выступает преимущественно как средство развития познавательных сил ребенка, познания внешнего мира посредством активных ориентировочных действий и повседневной деятельности. Усвоение ребенком эталонов и норм умственной деятельности в соответствии с достигнутым современным обществом уровнем цивилизации свидетельствует о том, что познания ребенка причинно обусловлены современным уровнем развития познания как общественно-исторического и культурного достояния человечества. Это очень важный вывод, но он доказывает лишь то, что познание с самого начала благодаря общественному руководству индивидуальным развитием (воспитанию) есть основная форма деятельности индивида именно вследствие того, что познание есть всемирно-исторический процесс целенаправленного и обобщенного отражения людьми объективных законов природы, общества и самого сознания. Подобно этому выводу нужно заключить, что исследование роли игры в развитии общественного поведения и свойств личности выявляет то, что игра как средство весьма эффективна в образовании и развитии другой важнейшей основной формы деятельности, а именно — общения, которое столь же социально, сколь и индивидуально. Больше того. Именно благодаря развитию в процессе воспитания познания и общения, их взаимодействию и слиянию в разнообразных формах и возникает (на их основе) такая синтетическая форма деятельности ребенка, как игровая. Если не считать процессуальной «спонтанной» игры, общей для ребенка и детенышей всех животных, то все формы игры — предметной, фабульной и ролевой, дидактической, театрализованной и т. д.— представляют собой те или иные интеграции элементов познания и общения. Познание в его двух формах — непосредственно образного и логически понятийного — есть одна из основных сил общественно-исторического развития человечества, так как наука и искусство непрерывно связаны со всей структурой общественного сознания, вырастающего на почве определенного материального производства, общественно-трудовой практики. В этом смысле познание — исторический процесс накопления духовных ценностей, отражающих объективные законы природы и общества, межчеловеческих отношений и жизни самого человека. Каждый индивид вместе со своим поколением включается в этот процесс и прежде всего «усваивает» продукты общественного развития: определенные духовные ценности, образующие путем интериоризации его внутренний мир. Воздействие науки и искусства на формирование индивидуального сознания бесконечно многообразно. Это воздействие, конечно, составляет важную форму социальной детерминации индивидуального сознания. Однако из воздействия может возникнуть лишь реакция индивида, хотя бы и очень сложная. Акция, действие возникают лишь в процессе взаимодействия индивида и общества, а не одностороннего воздействия общества на личность. В нашем обществе существуют возможности активного духовного развития каждого человека, и вместе с тем на него возлагается функция приумножения и обогащения этих возможностей. Но только путем интериоризации объективного активная духовно - познавательная деятельность в процессе взаимодействия личности и общества осуществлена быть не может. Необходимо непосредственное участие человека в творческой деятельности, производстве новых знаний, духовных ценностей общества. Объективация внутреннего мира человека, его творческих замыслов и реализация потенций составляют необходимый момент воздействия личности на общество, превращение личного в общественное. Такого рода сочетание и взаимопереход интериоризации и экстериоризации, объективации и «субъективации» может происходить только в деятельности, в познавательной деятельности и осуществляется как процесс социальной детерминации индивидуального сознания. Еще более очевиден характер взаимодействия, а не одностороннего воздействия общественного на индивидуальное, в структуре и динамике общения, любых видов коммуникаций. В процессе общения люди являются одновременно (или последовательно) объектами и субъектами. В этом процессе происходит не только обмен мыслями посредством речи, но, как известно, любая совместная деятельность, с которой связаны те или иные симпатические переживания и совокупные результаты сотрудничества, а также те или иные конфликты и моральные противоречия. Именно благодаря общению поступок А становится обстоятельством жизни В, С, Д и т. д., а их поступки, экспрессивные действия сказываются на поведении А. Этот взаимопереход индивидуального поступка в обстоятельства жизни и события для других людей составляет постоянную характеристику совместной жизни и деятельности в различных видах коммуникаций. Каждый из этих видов имеет свою идеологическую характеристику и социально-политические источники. Любой коллектив имеет свою историю и объективные закономерности развития, определяющие место и функцию индивида, связанного с другими многими отношениями. Не требует особых доказательств положение о том, что общение внутри групп, межгрупповое в коллективе, межколлективное есть один из самых важных каналов социальной детерминациииндивидуального развития. Однако только в процессе деятельного взаимодействия человека с человеком, группой, коллективом и т. д. происходит циркуляция всех тех коммуникативных средств, посредством которых осуществляется эта детерминация. Собственная деятельность личности в группе и коллективе составляет необходимое условие такой детерминации. В процессе общения происходит взаимосогласование ритма, темпа и способов работы на основе растущего взаимопонимания и взаимооценки. Естественно, такое взаимопонимание в процессе общения предполагает более пли менее адекватное чувственное отражение человека в человеке, накопление информации и регулирование взаимных отношений на основе общих целей и реальной информации. Благодаря накоплению опыта и общению формируются определенные нравственные отношения и коммуникативные свойства личности. Больше того, именно процессы общения, жизненный опыт совместной деятельности составляют источник знаний человека о человеке, о людях, т. е. психологическое познание — основа самопознания и саморегуляции. Общение как деятельность общественного индивида далеко не всегда принимается во внимание. Между тем именно личностная характеристика коммуникации и дает возможность понять то условие, при котором коммуникации в различных формах социальной жизни детерминируют наиболее глубокие процессы динамики личности, ее структуру и механизмы развития. К такому выводу мы пришли на основании многих наблюдений. В свое время цикл наших исследований охватывал ряд явлений психического развития человека, относящихся к области теории характера и психологии общения. В целях исследований генезиса и источников характерологических свойств ребенка изучалось формирование самосознания ребенка в первые годы его жизни, самооценки и ее роли в образовании характера, зависимости самооценки от оценочных взаимоотношений в процессе общения, особенно от педагогической оценки, и т. д. В последующем к онтогенетическому и педагогическому аспектам психологии общения примкнул клинико-психопатологический аспект, определивший специальное рассмотрение нарушений коммуникативных функций речи, а также изучение некоторых особенностей речевого развития детей в процессе их начального обучения. Объективный ход этих исследований раскрывал определенную взаимосвязь процессов общения и познания в некоторых пунктах развития человека, а именно — сенсомоторного развития, связанного с изменением функций и эволюцией познавательной деятельности в целом. На ранних этапах онтогенетического развития человека особенно важную роль, как показали наши исследования, играет накопление сенсорных синтезов в процессе общения. С такими синтезами связаны не только представления ребенка о людях, т. е. образцы, регулирующие его действие в процессе общения, но и сложные симпатические чувства (нравственные и эстетические). Речь и поступки, действия и выразительные движения, т. е. поведение в широком смысле слова, с самого раннего этапа человеческого развития регулируются процессом отражения, неразрывно связанного у людей с многообразными формами общения. Вместе с тем процесс общения представляет сложнейший комплекс взаимоотношений между людьми и отношений личности к людям, к совместной деятельности и самой себе. Эти взаимоотношения и отношения в процессе общения переплетены с отношениями личности в процессе познания внешнего мира. В другом цикле исследований, а именно по проблеме взаимосвязи воспитания и развития детей в процессе их начального обучения, обнаружились сходные результаты. Сложные формы общественного поведения детей, складывающиеся в процессе их обучения и воспитания, неразрывно связаны с качественными изменениями сенсомоторного развития ребенка. В сдвигах этого развития находит одно из самых глубоких выражений эффект конвергенции познания и общения. Основным и главным источником такого эффекта является труд. Современная наука во многих подробностях раскрывает положение о том, что все чувственные деятельности человека преобразованы в процессе исторического развития труда. Созданные трудом различные системы «орган — орудие» бесконечно повышают «разрешающую силу» каждого анализатора, а соединение этих систем с языком и логическим, теоретическим мышлением составляет цепь факторов сенсибилизации, с которой связано развитие умения и мастерства. В одной из наших работ совместно с Л. М. Веккером, Б. Ф. Ломовым и др. удалось показать, что активное осязание руки человека как естественного органа и продукта труда, одновременно являющегося органом познания, есть некоторая общая модель взаимосвязи этих процессов, определяющей структуру индивидуального сознания. При таком подходе возможно ближе подойти к некоторым закономерностям функционирования и зрительного образа в условиях современных видов трудовой деятельности, а именно — к управлению машинами по показаниям приборов. В сенсомоторном развитии проявляется эффект многообразных конвергенций труда, общения и познания, посредством которых это развитие социально детерминировано. Разумеется, социальная детерминация сенсомоторного развития лишь частный случай тех эффектов, которые производятся взаимосвязью труда, познания и общения. Все формы психического развития человека являются подобными эффектами, в которых непосредственно выступает общность разных сторон личности. В качестве природных истоков этой общности, вероятно, имеют значение и основные свойства нервной системы, проявляющиеся как в темпераменте, так и в одаренности, как в мотивации поведения, так и в особенностях функциональной динамики. Человек как индивидуальность всегда есть, конечно, индивид со всеми его структурно-динамическими особенностями. Но не только индивид. Общеизвестно положение, согласно которому сущность личности составляют общественные отношения. Именно этими отношениями посредством основных социальных видов деятельности (труда, общения и познания) созидается и существует индивидуальность человека, опосредствуется и развивается его природа, в том числе и основные свойства нервной системы. Имеются основания считать общность разных сторон личности фактом фундаментального значения, поскольку основные формы социальной деятельности человека, в которых формируются и реализуются его отношения, имеют общие эффекты, производимые их конвергенцией. К этим эффектам, несомненно, относятся и различные потенциальные свойства личности: жизнеспособность, работоспособность, одаренность, специальные способности и т. д. Но что представляют собой эти потенциальные характеристики личности, ее скрытые возможности, резервы и ресурсы человеческого развития? При всем значении мотивационной стороны поведения, т. е. направленности личности, эти характеристики не могут быть сведены к ней или объяснены полностью ее влиянием. Что касается уровня достигнутого развития, то он характеризуется не только приобретенным комплексом знаний, навыков и умений, но и возрастанием под их воздействием самих возможностей. Поэтому потенциальные характеристики личности всегда связаны с уровнем ее развития, по также не могут быть полностью сведены к этой стороне личности. Третьей стороной личности (В. Н. Мясищев) является ее структурная характеристика, которая освещает нам человека со стороны цельности или расщепленности, последовательности или противоречивости, устойчивости или изменчивости, глубины или поверхностности, преобладания или относительной недостаточности тех или иных психических функций. Из этого определения следует, что в структуру личности включается характеристика функционального развития человека. В трудовой деятельности это функциональное развитие определяется отношениями человека, но вместе с тем влияет на процесс и конечный результат реализации отношений в трудовой деятельности людей. В своей ранней работе «Работоспособность и болезни личности» [1935] В. II. Мясищев показал, что динамика работоспособности является сложнейшим синтезом отношений личности и функционального состава процесса ее работы, включенном в определенную систему отношений. Познание и общение являются основными формами деятельности индивидуального человека с самого начала формирования его личности, посредством которых осуществляется социальная детерминация многих сторон ее психического развития. Как игра, так и учение выступают эффектами взаимосвязей общения и познания, а вместе с тем важными средствами дальнейшей эволюции каждой из этих основных форм, соответствующих фундаментальным процессам общественного развития. Общение как межиндивидуальная связь и взаимодействие определяется, конечно, системой конкретных общественных отношений, в которые оно включено. Как межиндивидуальная связь и индивидуальная форма деятельности, осуществляемая посредством этой связи, общение всегда соотнесено с определенными исторически сложившимися и социально необходимыми формами коммуникации, которые регулируются нормами общественного поведения и морали. Именно поэтому практически невозможно отделить в структуре и динамике общения личное от общественного, провести резкую грань между ними. Затруднительно также, несмотря на меняющийся индивидуальный состав различных коллективов и средств коммуникации, полностью абстрагировать их от конкретных людей с их индивидуально психическими особенностями. Дело в том, что общение — столь же социальное, сколь и индивидуальное явление. Неразрывно связано социальное и индивидуальное в важнейшем средстве общения — языке, механизмом которого является речь. Пантомимика и жестикуляция, т. е. внеречевые формы общения, становятся таковыми именно тогда, когда экспрессия поведения выполняет коммуникативную функцию, не ограничиваясь выразительными движениями. Регуляторами поведения в условиях общения становятся нравственно-эстетические оценки, социальная сущность которых общеизвестна. Вполне аналогичны связи индивидуального и социального в познании как одной из основных. форм человеческой деятельности. Отражение объективного мира в образах и понятиях, в непосредственно чувственном и логическом знании есть индивидуальная познавательная деятельность каждого человека. Однако накопление и обобщение чувственных, образных знаний происходит при обязательном регулирующем участии речи, которая вместе с тем является основным средством усвоения человеком исторически накопленных человечеством обобщенных и опосредованных систем знании, способов познания и методов деятельности. Познание индивида и складывается путем соединения его жизненного опыта в его непосредственно чувственном выражении с системами знаний, существующих всегда в языковой форме и конкретных структурах общественного сознания, особенно науки и искусства. Познание всегда представляет собой известное сочетание индивидуального и общественного сознания. При этом индивидуальное сознание не сводится к познанию, не ограничивается им. Сознание индивидуального человека является эффектом совместного развития познания, общения и труда, их разнообразных конвергенций.
Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1029; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |