Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Исследования




Б. Ф. ЛОМОВ ПСИХИКА ЧЕЛОВЕКА КАК ПРЕДМЕТ СИСТЕМНОГО

 

Основным (если не единственным) объектом психологических исследований является человек — сложнейшая из известных науке систем, обладающая уникальными характеристиками, и прежде всего способностью к саморегуляции. Трудно назвать другую систему — объект научного исследования, — сопоставимую по уровню сложности с человеком.

Проблема Человека уже давно определилась в науке как комп­лексная. Человек изучается и в качестве про­дукта биологической эволюции, и главного элемента производитель­ных сил общества, и носителя производственных (и всех других) общественных отношений. Он включен во многие системы реальной действительности. Связи и отношения человека с окружающим миром многообразны, а потому многообразны и его качества.

Одним из труднейших является вопрос об определении в этом многообразии тех качеств, которые составляют предмет психологи­ческого исследования.

В философии выделяют три основные разновидности объективно взаимосвязанных качеств, известных науке: материально-структур­ные, функциональные и системные. Попытка рассмотреть психологические свойства как материально-структурные, характер­ная для вульгарного материализма, не привела к раскрытию их сущности. Крайним ее выражением явилась френология, пытав­шаяся выводить психические свойства человека непосредственно из строения мозга. Сюда же относятся попытки поиска оснований ха­рактера, вообще свойств личности, даже мировоззрения в типе телосложения, в конституции.

Более плодотворным оказался подход, рассматривающий психо­логические качества как функциональные. Собственно говоря, с понимания психологических качеств как функциональных и начинает­ся развитие научной психологии. Психические явления стали иссле­доваться не как некоторое «застывшее» свойство мозга, а как его функция, раскрывающаяся в динамичном процессе взаимодейст­вия организма со средой. Вместе с тем были поставлены вопросы о механизмах реализации этой функции и ее роли в жизнедеятельно­сти. В частности, в русле этого подхода было сформулировано фун­даментальное для развития психологии положение о том, что пси­хическое выступает в роли регулятора поведения животных и че­ловека.

Анализ реальных функций психических явлений в поведении и деятельности позволил выявить ряд существенных характеристик психики. Более того, он еще не исчерпал себя: исследования в этом направлении чрезвычайно важны для дальнейшего развития психо­логии, для понимания места и роли психического в системе явлений материального мира.

Вместе с тем изучение функций психики в жизни человека зако­номерно приводит к необходимости рассматривать его психологи­ческие качества в многообразии отношений к тем сложным систе­мам, в которых он живет и которые образуют его мир. В исследовании психического обнаруживаются не только функциональные характеристики, но и модус системного качества.

Системные качества самые сложные среди всех «качественных определенностей». Являясь интегральными качествами, они недоступны прямому наблюдению и могут быть выявлены только путем научного анализа тех систем, которым принадлежит человек и закономерностям которых подчиняется его поведение (и его жизнь в целом).

Как показал С. Л. Рубинштейн, человеческому бытию присущи многоплановость, многоуровневость и многослойность. Чтобы рас­крыть все многообразие качеств человека и определить место, ко­торое занимают среди них психологические качества, нужно рас­смотреть совокупность систем, образующих бытие человека и являющихся основаниями его качеств. Согласно системному подходу, любое явление возникает и существует в рамках некоторой системы явлений. При этом важно, что связи между явлениями, которые относятся к данной системе, выступают не как эпизодические и случайные взаимодействия, а являются существенными условиями возникновения, существования и развития каждого из них, а вместе с тем и системы в целом.

Материально-структурные, функциональные и системные каче­ства тех или иных объектов не являются, конечно, изолированными друг от друга. Уже отмечалось, что попытки трактовать психичес­кие качества как материально-структурные оказались бесперспек­тивными. Однако это не значит, что исследование психики может обойтись без изучения структуры ее материального субстрата. В исследованиях, например, сенсорно -перцептивных процессов психо­логия непрерывно сталкивается с необходимостью использования знаний о строении органов чувств и мозга. Особенности этих про­цессов не могут быть достаточно глубоко поняты без опоры на такие знания.

Фундаментальное значение для понимания процессов ощущения и восприятия имеет асимметрия строения органов чувств. Это было убедительно показано Б. Г. Ананьевым в исследованиях ощущений разных модальностей, восприятия пространства и пространствен­ной ориентировки. Им было введено понятие функциональной асим­метрии, которая формируется на основе асимметрии структурной. В современных нейрофизиологии и психофизиологии изучению взаимодействия полушарий головного мозга (и парности органов чувств) уделяется очень большое внимание. При этом они проводятся в связи с проблемами образного и вербальна - логического мышления, эмоциональных и рациональных компонентов человеческого поведения, сознания и подсознательного, т. е. проблемами психологическими.

Для понимания механизмов психической регуляции движений необходимо знание строения органов, осуществляющих это движе­ние, поскольку функция регуляции реализуется относительно их материально-структурных особенностей. Сформированное в науке общее положение о единстве структуры и функций имеет самое непосредственное отношение и к психологическим исследованиям. Важно только иметь в виду, что связь структуры мозга, организма в целом и психических функций является весьма сложной.

Будучи связанными с материально-структурными, функциональ­ные качества неотрывны и от системных. Любую функцию трудно понять, если рассматривать ее саму по себе, в отрыве от той систе­мы, в которой существует и развивается объект, обладающий этой функцией. Функций, «адресованных в никуда», просто не сущест­вует. Они относятся к системам, в которые объект включен. И реа­лизуются они в этих системах.

Мы не беремся давать анализ (или хотя бы перечень) всех тех систем, в которых человек реально существует и которые так или иначе определяют его психику. Это сложная задача, требующая самостоятельного исследования. Наметим лишь главные, с нашей точки зрения, линии такого анализа.

Ведущую роль в отношениях человека к миру играют те, кото­рые определяются его принадлежностью к социальной системе. Именно они являются основанием социальных качеств человека. Обще­ство является для индивида той системой, в рамках которой его связи и отношения с другими индивидами (и их общностями) вы­ступают как существенные необходимые условия его существования и развития (в том числе психического). Он не может существовать и развиваться как человек вне этой системы. Общественные отно­шения, которые складываются между людьми (прежде всего в про­цессе производства), — это необходимое условие существования и развития как каждого отдельного индивида, так и общества в це­лом.

Социальная система является сложным образова­нием, развивающимся по объективным законам. Их действие определяет формирование общностей разного масштаба: наций, этнических групп, народов и т. д. Высшим уровнем больших общностей является человечество. В силу действий этих законов формируются, развиваются и разрушаются различные социальные институты. Ими же опреде­ляются и малые общности: семья, различные виды малых групп, коллективы и т. д. Соотношения общностей разного масштаба на разных исторических этапах развития складываются по-разному.

Являясь основным компонентом социальной системы, человек активно участвует в ее развитии. Законы развития общества дейст­вуют не сами по себе, как некие абстрактные силы, а проявляются в действиях конкретных людей (и их общностей), реализуются только через эти действия. Конечно, когда речь идет об обществе, то прежде всего имеются в виду движения масс. Но ведь масса — это не что-то аморфное; она образуется конкретными индивидами. Действия людей (и масс, и индивидов) могут либо соответствовать главенствующей тенденции развития общества, либо временно идти вразрез с ней. Это, конечно, не отменяет объективных законов, но может как ускорить, так и замедлить общественное развитие. Влия­ние индивида на его собственное развитие также опосредствуется его общественными действиями.

Конкретный человек (индивид) является компонентом многих подсистем общества и включен во многие стороны их развития, при этом — различным образом. Многообразие подсистем и сторон, в которые он включен, обусловливает и многообразие его качеств. Позиция, занимаемая данным конкретным человеком в обществе, определяет направленность, содержание и способы его деятельности, а также сферу и способы общения этого человека с другими людьми, т. е. образ его жизни как члена обще­ства, а это, в свою очередь, детерминирует развитие психологичес­ких свойств его личности. Особенности, свойственные обществу, так или иначе отражаются в психологических особенностях кон­кретных личностей, а также в характере социально-психологичес­ких явлений.

Конечно, исследование социальной системы — это не задача психологии. Ее задача в другом: понять, как социальная система детерминирует психологические свойства людей, какой механизм здесь действует. Но решить эту задачу она может, только базируясь на тех достижениях, которые получены науками, изучающими об­щество. Социальные качества человека как системные выражают его родовую сущность. Но проявления этой сущности многообразны. Она специфическим образом выступает в психологических особен­ностях индивидов, групп, социально-психологических феноменах.

Социальные качества не есть нечто внешнее по отношению к человеку. В процессе деятельности и общения они (если не все, то многие из них) становятся как бы имманентными психологическим качествам человека, психологическому складу его личности. Психологические свойства личности вне системы об­щественных отношений, в которую эта личность включена, просто не существуют (так же как не существует, например, стоимость товара вне его отношения к другим товарам и лежащему в их осно­ве труду). В этом плане можно, пожалуй, говорить об определенной категории психологических качеств как об индивидуализированных социальных качествах. Уникальность социальной позиции человека, образа его жизни и жизненного пути порождает и уникальность его личности.

Подчеркивая ведущую роль социального способа существования человека. нельзя забывать о том, что человек выступает и как природное, прежде всего биологическое существо. В исследовании биологиче­ских (и связанных с ними психологических) свойств человека ча­ще всего обращаются к организменному уровню. Он, кстати, и изучен более полно, чем другие. Однако, для понимания многообра­зия качеств человека весьма существенное значение имеют также популяционно-видовой, биоценотический и биосферный уровни. Последний изучается, пожалуй, менее всего.

Биологические закономерности не отменяются социальным бы­тием человека, однако изменяются условия их действия, а поэтому проявляются они специфическим для человека образом.

В ходе развития науки центральным в изучении биологических оснований психических явлений стал вопрос о соотношении психи­ческих и нейрофизиологических процессов; это вполне естественно, поскольку субстратом психического является нервная система. Как известно, в истории науки не раз предпринимались попыт­ки прямого поэлементного сопоставления указанных процессов. Они привели к формированию концепций, в которых психическое отождествлялось с нейрофизиологическим или определялось как его «субъективная сторона», или психический процесс рассматривался как прямое («линейное») продолжение нейрофизиологического (те и другие процессы как бы выстроены в линию один за другим). Эти попытки оказались тупиковыми.

Перспективным представляется подход, опирающийся на прин­цип системности в анализе уже самих нейрофизиологических основ психики. Он развит в теориях функциональной системы (П. К. Анохин) «паттернов мультиклеточной активности» (Н. П. Бехтерева) пространственной синхронизации мозговых процессов (М. Н. Ливанов). С позиций этого подхода целостные психические и элемен­тарные нейрофизиологические процессы сопоставляются не прямо, а через анализ общемозговых системных механизмов, через систем­ные процессы, объединяющие элементы в одно целое: в функцио­нальную систему поведенческого акта. Психическое рассматри­вается здесь в связи с исследованием интеграции элементарных нейрофизиологических процессов.

Таким образом, психическое в отношении к нейрофизиологическому выступает как системное качество: оно реализуется не во множестве отдельных элементов (как полагает, например, «экран­ная» концепция психического образа), а в динамике функциониро­вания мозга как целостной системы.

Вместе с тем, если иметь в виду дальнейшее развитие психоло­гии в русле системного подхода, то нужно отметить, что данных, которые накапливаются в исследованиях только нервной системы для понимания соотношений биологического и психического недо­статочно. Для психологии важно исследование закономерностей функционирования также всех других систем (точнее, подсистем) человеческого организма (мышечной, сердечно-сосудистой, гумо­ральной и др.) в их взаимосвязях, т. е. физиологии человеческого организма как целого. Не случайно в экспериментальных исследо­ваниях многих психических явлений (например, психических состояний) в качестве индикантов используются не только нейрофизиологические показатели, но и показатели функционирования дру­гих систем организма. Сказанное относится только к организменному уровню. Какое значение для психики имеют другие (перечис­ленные выше) уровни организации жизни? Этот вопрос в психоло­гии не изучался вообще. Между тем, чтобы понять многообразие свойств человека, определяемых биологической системой, важно располагать данными о ее сложном строении.

Когда пытаются определить местоположение психических свойств в ряду всех других свойств человека, то нередко их отно­сят к категории либо социальных, либо биологических или «поме­щают» где-то между теми и другими. С такими трактовками вряд ли можно согласиться. Психические свойства не сводятся (во вся­ком случае полностью) ни к социальным, ни к биологическим и не находятся между ними (или над ними). Однако их нельзя оторвать ни от тех, ни от других: психические свойства как бы проникают и в социальные, и в биологические, связывая, «пронизывая» их опре­деленным образом. Вместе с тем многие как социальные, так и биологические качества человека реализуются в его поведении и деятельности через качества психические. Конечно, далеко не все биологические свойства человека находят свое проявление в психических. Но все психические свойства принадлежат живому человеку, они не существуют вне его организма. Дальнейшее движение по выбранному пути анализа приводит к рассмотрению включенности человека в физическую систему. Пер­вое, что открывается, когда речь идет об анализе среды, в которой живет человек, — это ее физические свойства. Среда выступает перед человеком как вещно-оформленная, как совокупность физи­ческих тел, предметов, возникших в процессе развития природы или созданных людьми. Орудия, которыми человек пользуется в своей деятельности, — это тоже физические тела.

Поэтому один из первых вопросов, который возникает в иссле­довании психического, — это вопрос о том, как механические, оп­тические, акустические, химические и иные свойства объективно су­ществующих предметов отражаются в ощущениях и восприятии. Необходимость ориентировки живого организма в окружающей среде при­вела к тому, что в процессе биологической эволюции сформирова­лись специализированные, анатомически дифференцированные ап­параты - органы чувств, обеспечивающие отражение механических, физических и химических свойств предметов и явлений материаль­ного мира. Подобных, анатомически специализированных аппара­тов для непосредственного отражения биологических, а тем более социальных явлений нет, их отражение осуществляется через те же органы чувств.

Исследуя сенсорные и перцептивные процессы, психология вы­нуждена обращаться к анализу физического взаимодействия орга­нов чувств с теми предметами, которые в этих процессах отражают­ся. Понять закономерности формирования ощущений и воспри­ятий, а также их свойства без анализа условий и механизмов физиче­ского (и химического) взаимодействия органов чувств и отражаемо­го объекта невозможно. Но невозможно также вывести их целиком из этого взаимодействия. Дело в том, что сенсорно - перцептивные обра­зы, формируясь в процессе физического взаимодействия, обслужи­вают другую систему — поведение живого организма, поэтому воз­никает необходимость выхода за пределы физического взаимодей­ствия и перехода к другому плану анализа функциональных свойств в контексте поведения и деятельности.

Человек не только живет в физической среде. Он сам является физическим телом и, как таковое, обладает рядом физических ка­честв в их специфическом земном выражении. На первый взгляд может показаться, что физические качества человека не имеют ни­какого отношения к психологии. Однако, когда мы обращаемся к анализу механизмов психической регуляции предметно-практичес­ких действий (манипулирование предметами, перемещение человека в пространстве и т. п.), мы не можем не учитывать эти свойства. Особенно острой необходимость такого учета стала в связи с разви­тием авиационной и космической психологии. Известно, что во вре­мя полета человека в самолете и космическом корабле возникают изменения восприятия, координации движений, ориентировки в пространстве и оценки времени. Понять эти изменения без анализа той новой системы физических взаимодействий (или отношений), в которую включается человек в условиях, например, космического полета, вряд ли возможно.

Конечно, включенность человека в физическую систему не яв­ляется прямым основанием тех или иных психологических качеств. Действие физических законов проявляется в этих качествах опо­средствованно; эти законы погружены в основание жизни весьма глубоко.

Итак, человек как бы находится на пересечении многих разно-порядковых систем. В этом плане о его существовании можно го­ворить как о полисистемном процессе. Принадлежность человека к многим системам так или иначе проявляется в его психологических качествах. Множественность оснований этих качеств порождает их многообразие и многосторонность. А вместе с тем психика представ­ляет собой нечто целостное, интегральное. Целостность психичес­ких явлений, их неразложимость «на кусочки» отмечается обычно как одна из их фундаментальных характеристик. Будучи многообразными, психические явления выступают как одной При­роды. Поэтому они и сами могут рассматриваться как система.

Единство психики как системы выражается в ее общей функции: являясь субъективным отражением объективной действительности, психика осуществляет регуляцию поведения. На разных уровнях развития жизни эта функция реализуется по-разному. У животных она выступает как момент приспособления организма к окружаю­щей среде, у человека реализуется в сознательной целенаправлен­ной деятельности, изменяющей среду; в этих условиях она опосред­ствуется социальными факторами.

Сама природа психического отражения такова, что в процессе его исследования мы сталкиваемся с необходимостью рассмотрения ряда разнопорядковых отношений: отношение отражения к отра­жаемому объекту (отражение как образ объекта, понимаемый в широком смысле), отношение отражения к его носителю (отраже­ние как функция мозга), отношение отражения к поведению (отра­жение как регулятор поведения). Все эти отношения реализуются в едином процессе, динамика которого зависит от конкретных усло­вий его протекания. Таким образом, из самой сути психических явлений вытекает необходимость сочетания нескольких планов ана­лиза. Эту многоплановость можно показать на примере проблемы восприятия.

Последнее изучается в плане анализа физического и химического взаимодействия предметов и явлений внешней среды с органами чувств (биофизический аспект), в плане отношения между субъективными величинами и отражаемыми в них физическими величинами (психофизический аспект), в плане функциониро­вания органов чувств (психофизиологический аспект), в плане динамики становле­ния перцептивного образа (микрогенетический аспект), в плане анализа операции приема информации, поступающей от технических устройств (инженерно - психо­логический аспект), в плане влияния социальных установок личности на перцеп­тивные процессы (социально-психологический аспект), в плане развития сенсорики (психолого-генетический аспект). К этому нужно добавить, что регуляционные функции восприятия изучаются также многопланово в связи с анализом различ­ных видов человеческой деятельности.

Трудность исследования психических явлений состоит в том, что они не образуют некоторой замкнутой системы, изолированной от других систем материального мира. Психическое не существует вне человеческого организма и взаимодействия человека с этим миром. Попытки рассматривать психологические качества в отрыве от физической, биологической и социальной систем, которым при­надлежит человек, искать их основания в них самих неизбежно за­водят в тупик. Однако, являясь специфическими качествами, они несводимы ни к физическим, ни к биологическим, ни к социальным качествам человека.

Невозможно вырвать психические явления из тех множествен­ных отношений, в которых они реально существуют, рассмотреть их сами по себе. В то же время требование изучать их как целостные, несводимые ни к одному из этих отношений создает для исследова­теля огромные трудности. Не случайно в психологии так часто возникают дискуссии о ее предмете. При этом наблюдаются две одинаково бесперспективные тенденции.

Одна из них связана с попытками поиска одного-единственного основания для всего многообразия психических явлений, для всей их системы, например, попытки вывести психику целиком из биологической или из социальной системы. Этот путь, как правило, ведет к подмене психологического биологическим, физиологичес­ким, социологическим и т. п.

Вторая тенденция — попытки понять психическое как нечто, существующее вне систем других явлений. При этом предметом пси­хологии иногда объявляется то, что остается еще не выясненным в ходе развития других наук. При таком подходе предмет психологии сужи­вается до весьма ограниченного круга явлений, а все остальное из того грандиозного зда­ния, каким является система психических качеств человека «отдается на откуп» другим наукам.

Нам представляется, что природа психического может быть по­нята только на основе системного подхода, т. е. рассмотрения пси­хического в том множестве внешних и внутренних отношений, в ко­торых оно существует как целостная система. Только на основе си­стемного подхода могут быть объединены и многочисленные обла­сти психологической науки.

Было бы ошибкой полагать, что простое рядоположение данных, накапливаемых в разных областях психологической науки, и есть реализация системного подхода. Действительная задача заключается в том, чтобы понять закономерные связи между этими данными.

По нашему мнению, сейчас наступает то время, когда в психо­логии созревают условия для действительной и последовательной реализации системного подхода. Первым шагом в этом направле­нии должна быть систематизация и классификация данных, накап­ливаемых в разных психологических дисциплинах, выявление их связей и разработка переходных концепций или «концептуальных мостов» (П. К. Анохин) между ними, а также между психологией и другими областями научного знания. Как отмечал Д. И. Менде­леев, действительно научная систематизация состоит не просто в «раскладывании по полочкам» изученных частностей. Она предпо­лагает расположение исследуемых явлений в таких связях, которые раскрывают их существенные отношения и глубокие основания.

Нужно отметить, что идеи системного подхода не новы. Хотя системный подход получил широкое признание и применение во вто­рой половине XX в., он начал складываться значительно раньше. В психологии о системном характере психических явлений говорилось еще на заре ее развития как самостоятельной науки (И. М. Сеченов, Г. Эббингауз). Большой вклад в развитие системных идей внес В. М. Бехтерев своими работами в области комплексного изучения человека.

Но в то время почва для последовательного рассмотрения пси­хических явлений как системных по своему характеру еще не созре­ла; целостность психического представлялась как нечто глобальное и аморфное. Потребовался длительный путь развития науки, связан­ный с ее дифференциацией, накоплением экспериментальных дан­ных, отработкой методов анализа, проверкой различных подходов и схем, выявлением многообразия и многокачественности психиче­ских феноменов, прежде чем такая почва сложилась.

На ранних ступенях развития психологической науки предпри­нимались многочисленные попытки механически разложить психику на элементы, рассмотреть каждый из них отдельно, выявить их особенности и раскрыть те связи, в которые они вступают. Однако нельзя сказать, что такой элементаристский подход оказался очень продуктивным. Предлагаемые аналитические описания в большин­стве своем не были достаточно строгими. Психика «сопротивля­лась» попыткам механического расчленения. Изучение каждого отдельно взятого явления или процесса обнаруживало влияние на него множества факторов и условий, невозможность его надежной изоляции от других явлений и процессов. В экспериментальных исследованиях так или иначе обнаруживался системный характер психики. Как реакция на попытки поэлементного разложения пси­хики возникло направление исследований, которое объявило це­лостность и неразложимость психики основным принципом. Напом­ним, что после открытия X. Эренфельсом так называемых «гештальт - качеств» — специфических перцептивных структур — на­чался бурный период открытий ряда уникальных феноменов, фор­мулировок новых для того времени принципов и постулатов. Сформировалась гештальт- психология, в которой антиэлементаризм получил свое выражение в наиболее заостренной фор­ме. Основной тезис гештальт - психологии состоит в том, что яв­ления психики строятся не путем синтеза элементов, существующих до этого изолированно, а с самого начала представляют собой ор­ганизованные целые «единицы» — гештальты. Ситуативность восприятия или мышления находит выражение в существовании особым образом структурированного поля; решение проблемы со­стоит в движении по этому полю в направлении, которое обеспечи­вает совпадение структуры ситуации и структуры ее видения субъектом. Основатели гештальт - психологии X. Эренфельс, В. Кёлер, М. Вертгаймер и К. Коффка сформировали специфический катего­риальный аппарат для обозначения гештальт - феноменов, таких, как «схватывание», «озарение» (инсайт) и других, открыли ряд зако­номерностей функционирования гештальтов. Поскольку законы гештальта — это законы организации целого, то и психика описы­вается здесь как функционирование, содержанием которого являет­ся переструктурирование исходного гештальта в направлении поис­ка «хорошего гештальта» на базе закона прегнантности. В теорети­ческих построениях гештальтистов, несомненно, содержится рациональное зерно: благодаря их исследованиям целостность стала не просто названием.

Принцип це­лостности подчеркивает лишь один момент системной организации психических явлений. Наиболее уязвимо в гештальт - теории оказа­лось, в частности, решение психофизической проблемы: она решалась в духе параллелизма. Серьезные упреки предъяв­лялись гештальт - психологии в связи с априорным подходом к трак­товке «психических структур». Эта трактовка вообще снимала воп­рос о формировании психики, что противоречило духу и принципам генетической психологии. Но как бы то ни было, и в самой методо­логии гештальт - психологии, и в богатом арсенале эмпирических данных, и в некоторых способах ее интерпретации уже явственно обозначены элементы системного подхода в отношении психических феноменов.

Очень выпукло идеи системного подхода представлены в психо­логической концепции выдающегося психолога современности Ж. Пиаже. В основах его генетической психологии системный ана­лиз во многом «цементирует» методологию его концепции. Так, весь сложнейший процесс психического развития трактуется им как филиация структур: уже чисто биологическое взаимодействие орга­низма со средой выступает для него как система, описываемая в понятиях обмена, адаптации, равновесия, причем способ жизни этой системы выражается через действие, т. е. она является принципи­ально динамической. Развитие состоит во все большем усложнении этой исходной структуры.

Все огромное наследие теоретико-эмпирических исследований Пиаже содержит указания и доказательства существования опре­деленной иерархии структур, надстраивающихся друг над другом, взаимодействующих между собой и в то же время несводимых од­на к другой. На вершине этой иерархии оказывается расположенным интеллект, продолжающий и завершающий совокупность адап­тивных процессов, линия развития которых направлена к достиже­нию «тотального равновесия» в форме действий-операций разного порядка: сенсомоторных, перцептивных и собственно интеллекту­альных.

Из концепции иерархии структур как одно из следствий выте­кает положение о том, что исследование психических функций и интеллекта требует системного подхода. Не обсуждая вопрос о том, сумел ли Пиаже построить «логику целостностей», отметим, что разработанный им подход к изучению развития интеллекта ока­зался весьма продуктивным.

Це­лостность и интегральный характер психики интересуют психологическую науку прежде всего; именно они в течение всей истории психологи­ческой науки были предметом наиболее острых дискуссий. Анализируя то или иное явление с позиций системного подхода, недоста­точно констатировать, что оно является целостным. Далее возни­кает вопрос: почему нечто является целым и единым? Чтобы отве­тить на него, необходимо раскрыть системные основания и базо­вое системное качество этого явления, понять единый строй его закономерностей. Общеметодологические процедуры, разрабатывае­мые системным подходом, относятся к изучению

— законов образования целого,

— законов строения целого,

— законов функционирования целого,

— законов развития целого,

— отношений явления (системы) с родовой системой,

— отношений явления (системы).с другими системами,

— взаимодействия явления (системы) с внешним миром и т. п. Эти процедуры являются существенными звеньями любого процес­са научного познания.

Так или иначе все эти процедуры обнаруживаются в исследова­ниях психических явлений, хотя в разных психологических дисцип­линах соотношения между ними и складываются по-разному.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 592; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.038 сек.