Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психологического познания




Объект

Психологии психологии

Как субъект познания

Психология

 

 


Предмет Метод

 

 

Рис. 1 Категориальное пространство самоопределения науки психологии

 

В чем смысл такого построения? Вероятно, прежде всего, в том, что в результате соотнесения представлений о психологии как субъекте познания с представлениями об ее объекте, предмете и методе, можно получить более цельную картину основных определений данной науки. Потому, попытаемся пунктирно наметить векторы, позволяющие увидеть эти категории в их содержательном соподчинении, в их единстве, но не тождестве.

1. Субъект и объект психологического познания. Психология (если ее признавать самостоятельной наукой) выступает субъектом познания. Специфическим объектом для нее служит независимо существующая от нее психическая реальность. Качественная особенность психологии состоит в том, что она как субъект познания в принципе совпадает со своим объектом: субъект познает самое себя путем созерцания и созидания, через «самооткровение возможных самопревращений». При этом психология может утрачивать свой субъектный статус, если, например, будет скатываться к субъективизму, если какая-нибудь другая наука сделает психологию своим придатком или если по какой-либо странной причине объект (психика) начнет мимикрировать, перерождаться, превращаться в иную реальность.

2. Психология как субъект познания и ее предмет. Это смысловой и целевой вектор психологии. Если свой объект психология по определению как бы находит в готовом виде, то предмет она определяет для себя самостоятельно в зависимости от сложившихся теоретико-методологических установок (гносеологических и онтологических, аксиологических и праксеологических и т.п.), а также всевозможных внешних условий (например, господствующей идеологии). В этом смысле можно говорить, что предмет психологической науки может претерпевать изменение и развитие.

3. Объект и предмет психологии. Если объект психологии репрезентирует психическую реальность во всей ее полноте как отдельное сущее, предмет этой науки несет в себе представление о том, что составляет квинтессенцию психического, определяет его качественное своеобразие. Поскольку, как было показано, качество субъектности наиболее адекватно и наиболее убедительно репрезентирует сущностный потенциал психического и обнаруживает его несводимость к иным реалиям, именно оно содержательно конституирует предмет психологии, утверждая ее в статусе самостоятельной науки.

4. Объект и метод психологии. Метод науки должен быть релевантным той реальности, которую предполагается с его помощью изучать. То есть, если объектом науки является психика, то ее метод должен быть собственно психологическим, не редуцированным к методам физиологии, социологии, философии и других наук.

5. Психология и ее метод. Задача психологии как субъекта познания - не только констатировать необходимость соответствия метода ее объекту, но и конституировать, открыть, произвести его. Потому метод, как и предмет, является функцией субъекта, изменяющимся и развивающимся продуктом его творческих усилий.

6. Предмет и метод психологии. Эта пара в своем существовании и развитии онтологически зависит от объекта и гносеологически определяется субъектом познавательного процесса. Предмет не статичен, он есть движение, проникновение субъекта познания в сущность психической жизни. Метод есть путь, по которому субъект (психология) направляет это движение внутри объекта (психики). Если в определении своего предмета психология восходит к качеству субъектности, то и в основу построения своего метода она должна положить принцип субъектности, «выражаться в категориях субъекта, взятого в соотношении с его жизнедеятельностью» (К.А.Абульханова).

Подведем итоги сказанному. Так, обращаясь к тому, что составляет ее фундамент и делает ее самодостаточным субъектом познания, психология вряд ли может позволить себе нечеткость, двусмысленность в определении своего объекта, предмета и метода. Как можно убедиться, эта проблема в той или иной мере всегда обращала на себя внимание психологов. Однако, с одной стороны, значительные различия, возникшие за последнее время в теоретических взглядах и методологических подходах, а, с другой, – снижение интереса к «теоретизированию», прежде всего, думается, по причине отождествления практики с прагматикой, приводят к тому, что представления о предмете и методе психологии в своей совокупности, образно говоря, не вписываются в понятие гештальта. При этом способ рассмотрения этих судьбоносных для нашей науки вопросов ныне строится преимущественно по принципу проб и ошибок или по принципу «встряхивания», применяемого в калейдоскопе. То есть, достаточно встряхнуть смесь осколков марксистской, экзистенциальной, феноменологической, трансперсональной, глубинной, вершинной и других психологий и, в результате, можно получить иногда простую, а иногда довольно сложную, но, что важно, – всегда какую-то новую комбинацию. Сколько встряхиваний – столько новых представлений о предмете и методе психологии. Если же умножить количество встряхиваний на количество встряхивающих, то получается вполне постмодернистский портрет предмета и метода науки психологии, пестрящий «симулякрами» и «ризомами».

В своем исследовании мы придерживаемся традиционной ориентации, которая предполагает анализ и обобщение известных взглядов по изучаемой проблеме. Среди научных подходов к определению предмета и метода психологии мы отдаем предпочтение «сущностному» подходу, который находит свою содержательную конкретизацию в представлении о человеке как субъекте психической жизни. Этот понятийно-категориальный конструкт выполняет особую роль сущностно - предметной линзы-матрицы, через которую психология как субъект всматривается и проникает в свой объект. В этом смысле даже простейшие, генетически исходные психические феномены могут быть нами адекватно «распредмечены», если рассмотрение их производится в контексте субъектно-психологической предметной парадигмы – как фрагмент или момент движения к субъектности, то есть высшему сущностному критерию определения качественного своеобразия психического.

Принцип субъектности составляет то «внутреннее условие» в научной психологии, через которое она «преломляет» противостоящую ей психическую действительность как объективно и независимо от нее существующее «внешнее».

Предметное значение категории субъекта заключается в том, что в нее как в точку может сворачиваться и из нее же может разворачиваться вся психическая вселенная. Она вбирает в себя, «снимает в себе» все сущностные определения психического во всей его полноте и многообразии проявлений.

«Восходи – нисходя», – учил известный индийский философ и психолог Шри Ауробиндо Гхош. Данная формула помогает наглядно представить связь, которая существует между объектом и предметом психологической науки. «Нисходя» в свой объект, психология погружается в бездонные глубины психической жизни с ее безграничными просторами, открывая там для себя все новые феномены, устанавливая новые закономерности, одновременно уточняя и проясняя открытое прежде. Однако, все эти результаты проникновений в глубины и просторы психического (что выступает предметом конкретных научных изысканий) она не только хранит для себя, не только делится ими с другими науками или дарует их общественной практике, но отправляет, образно говоря, «наверх», в «Лабораторию исследования сущности психического и пределов его развития».

Почему именно так называется эта Лаборатория? Почему при определении сущности психического возникает вопрос о высшем (предельно возможном) уровне развитии психики? Дело в том, что высшая сущность психического открывается психологии не сразу и не во всем. Не исключено, что до конца эта сущность никогда постигнута и не будет, ибо тайны психики имеют тенденцию не только скрываться, но и множиться по мере ее развития. Однако, в зависимости от понимания этой на сегодня предельной сущности психики получают определенную интерпретацию все известные психические феномены. Так, сказав себе, что сущность психического – в его способности отражать объективную реальность, мы нашу психическую жизнь можем ограничить рамками познавательной активности. Если прибавим к отражению еще и регуляцию, – то психическое предстанет пред нами как механизм, позволяющий человеку ориентироваться и приноравливаться к природной, социальной среде, достигать согласия с самим собой. Если на новом уровне психологического познания сущностной чертой психического устанавливается сознательная преобразовательная, созидательная, творческая душевно-духовная деятельность человека, то именно эта черта выступает главным критерием переоценки имеющихся знаний и главным ориентиром в последующих психологических исследованиях. Куда же можно отнести с наибольшим правом последнюю причинность, вопрошал И. Кант, если не туда, где находится также высшая причинность, т.е. к тому существу, которое изначально содержит в себе достаточную причину для всякого возможного действия Применительно к нашей теме последней и высшей причинностью в пространстве психической жизни выступает субъектность. И именно она является высшим сущностным критерием, по которому мир психический отличается от всего иного мира.

Последнее время в психологии получила развитие тенденция разотождествления понятий деятельности и ее субъекта, стремление представить их как единство, но не тождество. Это означает требование за проявлениями любой деятельности видеть деятеля, за актами творчества – творца. И, если действительно «сначала было дело», то психологии не может быть не интересно, кто это дело сделал, если поступок или подвиг, то кто их совершил, а если слово, то кто его высказал, когда, кому и зачем. Не психика вообще, а то в ней, что со временем вырастет в самосознающего Я - субъекта, является носителем и центром психической жизни. Он решает что, как, с кем, зачем и когда следует делать. Он оценивает результаты своей активности и интегрирует их в собственном опыте. Он избирательно и инициативно вступает во взаимодействие с природой и обществом. Онтологический императив «быть субъектом» есть общечеловеческое выражение суверенности действительного человека, ответственного за результаты своих деяний, изначально «виновного» во всем, что от него зависит.

Психическая жизнь человека может восходить до уровняособого рода субъектности, то есть не только отражать, регулировать, ориентировать, управлять, но творить мир. Это и есть специфический для человека способ существования или то, что составляет его сущность. В этом качестве человек способен начинать причинный ряд событий с самого себя и сознательно вершить свои дела. Потому, если говорить о своеобразии психической реальности, сравнивая ее с иными формами бытия сущего, то именно субъектное определение психической жизни человека должно венчать пирамиду ее сущностных характеристик, а значит, содержательно представлять предметное ядро психологической науки. При этом другие, ранее или иначе сформулированные «предопределения» предмета психологии не отбрасываются, а переосмысливаются и сохраняются в его субъектном варианте в «снятом» виде.

«Восхождение» к субъектному уровню определения предмета психологии, с одной стороны, позво­ляет, а с другой, – требует переосмыслить все, доселе открытое психологией в ее объекте – психике. Появление новых пластов бытия в процессе развития приводит к тому, отмечал С.Л. Рубинштейн, что и предыдущие выступают в новом качестве. Это значит, что вся психика в ее становлении, функционировании и развитии, начиная с простейших психических реакций и заканчивая сложнейшими движениями души и духа, есть по сути развертывающаяся и утверждающая себя особого рода субъектность, воплощенная в форме свободного Я - творчества.

Субъектная специфика метода психологической науки состоит в том, что она не только созерцает, не только исследует всеми доступными ей средствами и способами наличную психическую реальность, но, в конечном счете и на высших уровнях, стремится постичь эту реальность путем творения ее новых форм и тем самым восходит к исследованию собственных возможностей научно-психологического творчества.

На этом пиковом уровне происходит как бы естественное сочленение изначально условно разобщенных представлений о психологии как субъекте познания, об ее объекте, предмете и методе. Это и есть самое себя познающая и творящая психика – высший синтез психологической науки и практики психической жизни.

Таким образом, в своем исследовании мы пришли к выводу, что:

– объектом для психологии как субъекта познания выступает безусловно субъективно значимая, но объективно и независимо от нее существующая психическая реальность;

– предметом психологии полагается то, что качественно отличает психическую реальность от других ее видов, а именно: возможность человека быть субъектом своей психической, душевно-духовной жизни;

– методом (методологическим принципом) психологии как науки, руководствуясь которым она может рассчитывать на открытие истинных законов психического, полагается субъектный метод или принцип субъектности.

На наш взгляд, подлинно гуманистический и оптимистический взгляд на природу человека, вера в позитивную перспективу его личного и исторического роста открывает возможность и делает необходимым субъектное истолкование предмета и метода психологии как отдельной самостоятельной науки.

СОДЕРЖАНИЕ

 

ОТ СОСТАВИТЕЛЕЙ: Восхождение мысли в текстах о психическом…3 -13

ЗАПАДНАЯ ТРАДИЦИЯ

А. Бэн Определение и разделение духа.

Логика психологии.

Основные понятия психологии.

Методы психологии. …………………………………… 14 – 32

 

В. Вундт Элементы сознания………………………………………33 – 51

 

В. Дильтей Возможность и условия разрешения

задачи описательной психологии.

Структура душевной жизни…………………………….52 – 71

 

К. Коффка Функциональные и описательные

понятия………………………………………………….72 – 78

 

Э. Гуссерль Амстердамские доклады:

феноменологическая психология……………………...79 – 95

 

В. Д.жемс Что такое прагматизм?……………………………… 96 –111

 

А. Пфендер Психология как самостоятельная

и опытная наука

Предмет и задачи психологии………………………112 – 138

 

Дж. Уотсон Задачи и цели психологии…………………………..139 – 163

 

З. Фрейд Я и ОНО…………………………………………… 164 – 181

 

К. Г. Юнг Структура души…………………………………… 182 - 203

Ж – П. Сартр Экзистенциализм – это

гуманизм…………………………………………....204 – 227

 

А. Маслоу Психология развития и

самоактуализации: основные

положения…………………………………………..228 – 255

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-09; Просмотров: 1429; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.03 сек.