Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Динамические конфликты




Эти конфликты имеют социально-психологическую природу и обычно возникают в новых коллективах, где еще не устоялась неформальная структура. Любая группа, как известно, проходит определенные этапы развития, в том числе этапы сплочения и борьбы за лидерство. Можно по-разному относиться к этому факту, но быстрее всего группа сплачивается на почве борьбы против общего врага. Если не удается найти такого врага вне группы, то группа выдвигает кандидата на эту роль из своих рядов, превращая его в козла отпущения, в виновника всех неудач.

Предупредить конфликты можно, устраняя причины, порождающие конфликтные ситуации. Чаще всего эти причины коренятся

· в недостатках организации трудовой деятельности,

· в управленческих ошибках (неумение расставить людей в соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями, нечеткая постановка задач и т. п.),

· в существовании неблагоприятного социально-психологического климата в коллективе (противоречия между старыми работниками и новичками, передовыми и отстающими, наличие «трудных» личностей в коллективе и т. д.).

Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.** Существует достаточно много методов управления конфликтами. Их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

- внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

- структурные, т.е. методы по устранению организационных

- межличностные методы или стили поведения в конфликте;

- переговоры;

- ответные агрессивные действия. эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.*

Разрешение конфликта - это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решения проблемы, которая привела к столкновению. Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу

Разрешение конфликта представляет собой многоступенчатый процесс, который включает в себя анализ и оценку ситуации, выбор метода разрешения конфликта, формирование плана действий, его реализацию, оценку эффективности своих действий.

Соперничество часто выливается в открытые столкновения, в конфликты. Определим социальный конфликт, как попытку до­стичь вознаграждения путем отстранения, подчинения или даже физического уничтожения соперников. Конфликтами пронизана вся жизнь общества, и мы можем наблюдать их повсеместно — от элементарной драки или семейной ссоры до войн между государ­ствами.
Причины социальных конфликтов можно разделить на две боль­шие группы. Обозначим их как личностные и социальные. Эти две группы причин взаимозависимы.
Основными социальными предпосылками конфликтов являет­ся: I) социальное неравенство — т.е. неравномерное распределе­ние между членами общества и группами богатства, влияния, ин­формации, уважения и других социальных ресурсов.: 2) культур­ная неоднородность — т.е. сосуществование в обществе различных систем ценностей, разных представлений о мире, разных поведен­ческих стандартов. Субъектами конфликтов в конечном итоге всегда являются конкретные люди — либо отдель­ные лица, либо люди, объединенные в группы.Для того чтобы социальные предпосылки конфликта действительно привели к кон­фликту, необходима личностная вовлеченность, осознание не­справедливости сложившегося положения.
Объектом агрессии выступает тот объект, который препятствует удовлетворению потребнос­ти. Это может быть человек, группа, общество в целом. Тот, на кого направлена агрессия, в свою очередь, отвечает агрессивным действи­ем. Так возникает конфликт.
Общество с заложенным в его структуре социальным неравен­ством потенциально чревато конфликтами. В каждом обществе существуют группы, чьи потребности регулярно не удовлетворя­ются, а интересы игнорируются.
Общество провоцирует конфликты не только социальным нера­венством. Каждое общество, как мы уже говорили выше, имеет определенные культурные модели, которым должны соответство­вать его члены. Системы социальных ролей предписывают опреде­ленные типы поведения. Это ведет к тому, что люди, не соответ­ствующие сложившимся стандартам, оказываются либо в изоля­ции, либо в состоянии конфликта с социальной средой.

Социально-экономические конфликты — это конфликты, причиной которых являются средства жизнеобеспечения, использование и перераспределение природных и иных материальных ресурсов, уровень заработной платы, использование профессионального и интеллектуального потенциала, уровень цен на товары и услуги, доступ и распределение духовных благ.

Трудовой конфликт - разновидность социального конфликта. Трудовой конфликт представляет собой особый вид общения, в основе которого лежат противоречия в системе социально-трудовых отношений. Трудовой конфликт это столкновение противоположно направленных действий работников, вызванное расхождением интересов, ценностей и норм поведения. Он выражается во взаимном противодействии членов коллектива, которому сопутствует состояние напряженности во взаимоотношениях. Трудовой конфликт в зависимости от стадии развития может иметь различные формы- признаки проявления: молчаливое недовольство, бойкот, открытое недовольство, ссора, забастовка, трудовой спор, массовые увольнения и т.д.

Массовые беспорядки — преступление против общественной безопасности, заключающееся в организации и участии в массовых беспорядках, сопровождающихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применениемогнестрельного оружия, взрывчатых веществ или взрывных устройств, а также оказанием вооруженного сопротивленияпредставителю власти.Для более полной характеристики массовых беспорядков требуется разделить процессы их зарождения, протекания и ликвидации. На первой стадии, как правило, определяются противоборствующие стороны. Основой их разделения могут быть различия в национальности, вероисповедании, политической ориентации и т. д., когда интересы и цели одной стороны категорически не приемлемы другой, создается образ врага, возрастает напряженность между сторонами. Обстановка может ухудшаться вследствие возникновения проблем в социально-экономической сфере, роста преступности, усиления роли неформальных объединений и др. причин .На второй стадии стороны обычно переходят к активным действиям. В связи с этим быстрыми темпами возрастает количество совершаемых преступлений, происходят нападения на органы внутренних дед с целью завладения оружием.Характерным признаком третьей стадии является выход ситуации из-под контроля. Неотъемлемый элемент массовых беспорядков - толпа - скопление людей, объединенных каким-либо интересом. Существует ряд особенностей, социально - психологических феноменов, рождающихся в толпе. Обобщая их, выделим наиболее существенные. Во - первых, это повышенная внушаемость людей. Поведение толпы оказывает сильное воздействие, как на поведение отдельных ее участников, так и на реакцию государственных органов. Во - вторых,в толпе человек утрачивает свою индивидуальность, в массе людей он деперсонализируется, его интеллектуальный уровень снижается. Толпа обеспечивает анонимность, тем самым личная ответственность каждого перекладывается на толпу в целом, т.е. создается впечатление, что ее участник ни за что не отвечает. Именно этим качеством толпа привлекает людей - вседозволенностью при минимуме ответственности. В - третьих,жестокость толпы. В - четвертых,лидерство. Толпа готова последовать за любым человеком, дающим властным тоном четкие распоряжения. Опытный агитатор может подтолкнуть толпу к насилию, превратить группу обиженных людей в агрессивное, мстительное сборище. С другой стороны, даже один человек своим предложением, командой может успокоить толпу и увести ее в другом направлении. В - пятых, паника. Учитывая эти факторы, можно сделать вывод, что в нормальной обстановке толпа может быть безопасной - не нарушает законов, не угрожает общественному порядку, людям. Основания беспокойства появляются, когда толпа выходит за эти нормальные рамки. Массовые беспорядки возникают тогда, когда толпа: а) собирается с целью открыто выразить свое недовольство по определенным вопросам, а затем переносит свой гнев на людей, имеющим к этим вопросам какое-то отношение и не согласных с толпой, б) бесконтрольно разрастается за счет любопытных наблюдателей, в) подстрекается опытными агитаторами к противоправным действиям, г) состоит из двух или более групп с противоположными взглядами и позициями.


41. Становление,содержание и развитие научной организации и нормирования труда в России и зарубежной экономической науке.


Научная организация труда (НОТ) как теория представляет сравнительно новую, находящуюся в процессе становления, отрасль экономической науки, широко использующую выводы, принципы и методы целого ряда социальных, естественных и инженерных наук.

Предмет э той научной дисциплины состоит в выявлении теоретических принципов наиболее рациональной в экономическом, социальном и психофизиологическом отношениях организации различных видов труда, в определении путей практического осуществления этих принципов.

Изучение каждой научной дисциплины начинается с ее определения. Термин «организация» в переводе с латинского языка означает «сообщаю стройный вид, устраиваю, налаживаю, привожу в систему» и имеет дифференцированное смысловое значение. С одной стороны, организация может быть характеристикой определенного состояния деятельности людей и, значит, является объективной категорией назначения закономерностей системы соединения живого труда (рабочей силы) с вещественными элементами процесса производства. С другой стороны, под организацией труда понимается практическая деятельность, связанная с процессами оперативного изменения состояния системы (т.е. совокупность процессов и действий). Она отражает субъективный аспект.
«Научная организация труда» и «организация труда» выражают сущность одного и того же процесса – создание необходимых условий для высокопроизводительного труда работников. Однако эти понятия имеют и различия, определяемые подходом к решению одноименных проблем. Особенностью НОТ является научное обоснование принимаемых решений, в основе которых лежат не субъективные оценки и решения, а достижения науки, техники и передового опыта. Это управляемый процесс, опирающийся на следующие принципы: научность; плановость; комплексность; системность в осуществлении мероприятий по НОТ; непрерывность; обеспечение соответствия форм организации труда уровню развития техники и технологии; сочетание централизованного руководства и местной инициативы в проведении работ, материальной и моральной заинтересованности в совершении организации труда при широком участии общественных и творческих коллективов. Особое место занимает принцип экономичности, который вбирает в себя содержание других принципов НОТ.

Из определения НОТ по стандарту следует, что научная организация труда призвана способствовать решению трех основных, взаимосвязанных задач: экономической, психофизиологической и социальной.
Решение экономической задачи предполагает:
1) наиболее полное использование техники, материалов, сырья и т.п. (т.е. овеществленного труда);
2) повышение эффективности живого труда, что в конечном итоге сказывается на ускорении темпов ростапроизводительности труда и на этой основе повышается эффективность общественного производства и качества работ.
Решение психофизиологической задачи предполагает создание наиболее благоприятных производственных условий, обеспечивающих сохранение нормальной работоспособности в течение всего рабочего времени, здоровья человека, что, в свою очередь, является необходимой предпосылкой высокого качества работы и высокой производительности труда.
Решение социальной задачи направлено на воспитание в процессе труда нового человека, превращение труда в первую жизненную необходимость.
В целом социальные задачи НОТ включают в себя решение вопросов, направленных на создание в коллективах отношений товарищеской взаимопомощи и трудовой состязательности, создание и обеспечение для каждой профессиональной группы условий престижности и общественной значимости выполняемых работ, создание условий для развития творческого и трудового потенциала, воспитания уважения к труду.
Помимо названных НОТ решает и организационные задачи: сокращение потерь рабочего времени, простоев, неритмичности в работе, текучести кадров; укрепление трудовой и производственной дисциплины; внедрение типовых проектов организации рабочих мест обслуживания участков и цехов.
Указанные задачи решаются на всех ступенях (уровнях) общественного производства, хотя масштабы и содержание НОТ различны.

Общественная организация труда(т.е. на уровне экономики в целом) охватывает совокупность следующих элементов: методы и способы привлечения людей к труду, формы и виды разделения и кооперации труда, распределение общественного продукта, воспроизводство рабочей силы. Здесь решаются глобальные вопросы: создание необходимых условий для занятости населения в условиях нестабильной рыночной экономики; содействие развитию НТП, вложение инвестиций в реализацию определенных программ, развитие отдельных регионов (производств); разделение и организация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров. На этом уровне разрабатываются общие положения законодательства по организации, нормированию и оплате труда; устанавливаются правила, нормативы, стандарты по гигиене, санитарии, охране труда и другие требования по НОТ, обязательные для всех отраслей и фирм.

На уровне отраслей мероприятия по НОТ конкретизируются. Здесь создаются типовые проекты организации труда для массовых профессий, разрабатываются отраслевые нормы, нормативы и стандарты, тарифные отраслевые ставки и сетки и другие.

Первичным звеном внутриотраслевой организации является предприятие. На предприятиях находят отражение и необходимую конкретизацию социальные требования общественной организации труда, а также организационно-правовые ее требования. Здесь разрабатываются и осуществляются конкретные мероприятия по НОТ, направленные на совершенствование конкретных трудовых процессов с учетом применяемой техники и технологии, принципов НОТ.

В условиях рыночных отношений, чем выше конкуренция, тем большее значение приобретает НОТ как фактор эффективности производства. Научная организация труда оказывает непосредственное воздействие на экономические и социальные процессы на производстве, приводя к экономии рабочего времени и труда, фонда заработной платы и отчислений от него, материальных и энергетических ресурсов; к лучшему использованию оборудования; к улучшению условий труда; к снижению заболеваемости и травматизма, текучести кадров; к повышению содержательности труда; к развитию трудового потенциала работника и т.д.

 

Содержание организации труда проявляется в его элементах (направлениях).
Разработка и внедрение рацио­нальных форм разделения и коопе­рации труда: Совершенствование технологического и профессионально-квали­фикационного разделения труда с учетом достижений научно-техни­ческого прогресса и роста культурно-технического уровня работни­ков; внедрение рациональных форм функционального разделения труда в основных и вспомогательных процессах; расстановка кадров; обеспечение взаимосвязи и синхронизации деятельности подразделе­ний и исполнителей; совмещение профессий, многостаночное и мно­гоагрегатное обслуживание; внедрение коллективных форм органи­зации труда

Улучшение организации подбора, подготовки и повышения квалифи­кации кадров: Профессиональная ориентация и профотбор; обеспечение подготов­ки кадров в соответствии с потребностями предприятий; проблемы адаптации молодежи на производстве; систематическое повышение общеобразовательного и культурно-технического уровня работников; совершенствование форм и методов повышения квалификации
Совершенствование организации и обслуживания рабочих мест: Планировка рабочих мест; внедрение наиболее рациональной осна­стки и производственной мебели, соответствующих эргономическим требованиям; внедрение наиболее эффективных систем обслужива­ния рабочих мест, обеспечивающих устранение потерь рабочего вре­мени

Рационализация трудового процес­са, внедрение передовых приемов и методов труда: Проектирование и внедрение наиболее рационального трудового процесса, обеспечивающего высокую производительность труда и нормальные нагрузки на организм работников с учетом психофизио­логических норм; изучение, отбор и распространение передовых приемов и методов труда

 

Внедрение рациональных форм и методов материального и морально­го стимулирования труда:Совершенствование тарифной системы оплаты труда рабочих и схем должностных окладов инженерно-технических работников и служащих; совершенствование форм и систем оплаты труда; разра­ботка систем премирования и других форм материального поощрения за повышение производительности труда и качества продукции, снижение трудоемкости, совмещение профессий, уменьшение численности персонала и другие показатели; разработка и внедрение эффективных форм морального поощрения за результаты труда

Улучшение условий труда: Осуществление мер по облегчению труда, механизация тяжелых и ручных работ; совершенствование трудовых процессов с учетом пси­хофизиологических требований; создание оптимальных климатиче­ских (температура, влажность воздуха) и санитарно-гигиенических условий; внедрение рациональных режимов труда и отдыха

Укрепление дисциплины труда и развитие творческой активности трудящихся: Укрепление дисциплины; развитие творческой инициативы трудя­щихся; воспитание чувства ответственности за порученное дело, то­варищеской взаимопомощи; развитие форм активного участия тру­дящихся в производственной и общественной работе

Основы научной организации труда – совокупность достижений науки, техники, передового опыта, на базе которого происходит непрерывное совершенствование организации труда. Выделяют следующие основы НОТ:
социально-экономические;
технико-технологические;
психофизиологические;
правовые.

Социально-экономические основы НОТ, обусловленные характером и содержанием труда, предопределяют сущность и социально-экономическую направленность мероприятий по научной организации труда. Являясь непременным и важнейшим элементом организации производства, НОТ опирается прежде всего на действующие экономические законы. Эти законы сформулированы экономической теорией, а их преломление применительно к проблемам трудовой деятельности нашло отражение в такой науке, как экономика труда.
Технико-технологические основы НОТ определяют разработку и внедрение мероприятий по совершенствованию организации труда с учетом достижений научно-технического прогресса. Современные предприятия представляют собой комплекс разных производств, насыщенных многообразной техникой, от ручных инструментов до сложнейших машин и агрегатов. Это определяет весьма разнообразное содержание труда на предприятиях и многообразие форм и методов его организации.

При внедрении НОТ руководствуются выводами и рекомендациями физиологии и психологии труда, а также ряда других смежных научных дисциплин, составляющих в совокупности психофизиоло­гические основы НОТ.
^ Правовые основы НОТ предусматривают совокупность концепций и рекомендаций МОТ, федеральных законов, правовых норм и правил, регулирующих вопросы труда и социально-трудовых отношений9. Научная организация труда, построенная на нормативно-правовой базе, позволяет соблюсти права человека, не нарушать нормы рабочего времени, охраны труда и техники безопасности. В условиях, когда интересы работодателей и наемных работников различаются, соблюдение правового коллективно-договорного регулирования вопросов в области труда и социально-трудовых отношений имеет чрезвычайно большое значение для реализации задач НОТ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1605; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.