Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата 2 страница




Диапазон голоса - обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

Полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

Тембр голоса - индивидуальная звуковая окраска, качество голоса - характерное для каждого человека.

Поставленный голос - голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Гендерный аспект - особенности психики человека, обусловленные его половой принадлежностью. Мужчины и женщины к одной и той же проблеме подходят по-разному. Женский взгляд обладает свежестью и независимостью суждений. Женское отношение к миру - творческое и охранительное. Многие древние цивилизации, достигшие высочайшего развития, основывались на матриархате. Современный мир, в результате мужского правления утонув в войнах, криминале, наркотиках, алкоголизме, воровстве, коррупции и прочих пороках - ищет для руководства женскую руку - руку хозяйки мира. Женское мировоззрение - мировоззрение Матери, хранящей и приносящей новую жизнь - созидает, а не разрушает. К счастью, уже многие страны и народы это поняли, выбрав руководителями женщин.

Гимнастика речи активная - система упражнений для речевых органов, которая производится несколько раз в день. Можно делать самостоятельно.

Гимнастика речи пассивная - форма речевой гимнастики, при которой пациент производит движение только при помощи механического воздействия на речевые органы. После нескольких повторений делается попытка, т.е. пассивное движение постепенно переводится в активное. Необходимо делать только со специалистом по исправлению речи - с логопедом.

Гиперкинез - автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных сокращений мышц.

Глотка - начальная часть пищеварительной трубки. Одновременно относится к дыхательным путям, соединяя полость носа с гортанью.

Гипертрофия - увеличение объёма органа(или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.

Гипоксия - кислородное голодание организма.

Грамматика - раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений.

Грамматический строй - строение слова и предложения, присущее данному языку.

Д

Дефектология - наука о психофизиологических особенностях развития людей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их обучения, адаптации в социуме. Одна из гуманнейших наук мира. Дефектология разделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику (также тифлопедагогику).

Дефектолог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с отклонениями в развитии. Имеет специализации:

Дефектолог-логопед - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушениями речи.

Дефектолог-сурдопедагог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением слуха.

Дефектолог-олигофренопедагог - специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением интеллекта.

Дефект - выпадение физиологической или психической функции, недостаток какого-то органа.

Диалог - (dialogos-греч.) попеременный обмен репликами двух и более людей.

Диагноз - медицинское заключение о состоянии здоровья человека, об имеющемся заболевании. Выражается в терминах, обозначающих названия болезней, их формы, варианты течения и т.п.

Диагностика - 1) раздел медицины, изучающий содержание, методы, ступени процесса распознавания болезней или физиологических состояний; 2) процесс распознавания болезни и оценки индивидуальных биологических и социальных особенностей субъекта, включающий целенаправленное медицинское обследование, истолкование полученных результатов и установление диагноза.

Дикция - (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

Дефекты звукопроизношения - неверная артикуляция и неверное произнесение в речи определённых звуков речи.

Дискуссия - (discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

Диспут - (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины - на научную или общественно важную тему.

Дисграфия - (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме. При дисграфии наблюдаются стойкие ошибки: искажения и замены букв, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности написания отдельных слов, аграмматизмы на письме.

Дислексия - (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Дислалия - (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.

Дизартрия - (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

Дисфония - (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса. Голос есть, но становится неполноценным - хриплым, слабым и т. п.. Возникает, как следствие органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

Дыхание - условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.

Грудное - дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.

Ключичное - короткое, поверхностное дыхание.

Брюшное - дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.

Двуязычие - одинаково совершенное владение двумя языками.

Дауна болезнь - хромосомная болезнь, результат трисомии по 21-й паре хромосом. Проявляется олигофренией, мышечной слабостью, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной). Внешние данные: недоразвитие черепа, плоский затылок, раскосые глаза, широкая переносица. Сообразительны в практическом смысле, старательны, доверчивы, по-своему обаятельны.

Двигательные нарушения - нарушения движений, которые могут проявляться ограничением объёма и силы движений, нарушениями их темпа, характера, координации, наличием непроизвольных движений.

Деменция - приобретённое слабоумие; стойкое оскудение и примитивизация психической деятельности. Проявления - ослабление познавательных процессов, обеднение эмоций и нарушение поведения.

Е

Ж

Жест - движение рук, выражающее внутреннее состояние человека или указывающее на что-то.

З

Задержка психического развития - нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Заикание - логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.

Защитные механизмы - совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.

Запоминание - психический процесс запечатления информации в памяти (различают: произвольное и непроизвольное).

Зеркальное письмо - письмо справа налево с зеркальным изображением написанного текста.

Зеркальная речь - произнесение (чтение) слов в обратном порядке, начиная с последнего и кончая первым звуком слова.

Задержка речевого развития - нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

И

Интонация - (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями - она особенно понятна и красива.

Интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика - переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм - равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп - скорость произнесения речи. (При ускоренном - снижается внятность; при замедленном - снижается выразительность). Тембр - эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

Интеллект - вся познавательная деятельность человека. От ощущений и восприятия мира до мышления и воображения.

Идентификация - уподобление себя другому. Взгляд на вещи и события с его точки зрения.

Интегральный - цельный, единый.

Интроверсия - направленность человека на свой внутренний мир.

Иррадиация - распространение прцесса возбуждения или торможения.

Иррациональный - фантастический, надуманный.

Инсульт - вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы. Нарушается речь.

Импрессивная речь - восприятие, понимание речи. Импрессивная речь устная выражается в слуховом восприятии устной речи, а импрессивная речь письменная - в зрительном восприятии текста (чтении).

Инфантилизм - состояние, характеризующееся задержкой физического и (или) психического развития с сохранением черт, присущих детскому или подростковому возрасту.

Итерация - несудорожные запинки, повторы в речи.

Итерации физиологические - повторения детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленные возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в детстве.

К

Коммуникация - (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коррекция произношения - исправление недостатков произношения.

Каппацизм - недостаток произношения звука [ К ].

Культура речи - многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Катарсис - эмоциональная разрядка.

Кинесика - совокупность движений тела, мимики, жестов.

Клаустрофобия - страх перед ограниченным пространством.

Комплиментарный - неравный.

Конформность - согласие с группой, коллективом.

Картавость - нарушение произношения звука [Р] - твёрдого и мягкого. Нежелательно употребление этого слова из-за принижающего, неуважительного оттенка.

Л

Логопедия - (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль дефектологии, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.

Логопед - специалист со специальным высшим образованием, занимающийся изучением, диагностикой и устранением недостатков речи у детей и взрослых.

Ламбдацизм - неправильное произношение звука [ Л ]. Дефект речи.

Лексикон - словарный запас.

Лексика - вся общность слов, входящих в состав языка или диалекта.

Лексико-грамматический - соединяющий лексические и грамматические свойства.

Логическая пауза - пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение - выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи - коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логофобия - (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

Леворукость - пользование левой рукой при выполнении целенаправленных действий. В результате - плохой почерк и т.д.

Логоневроз - невроз, проявляющийся в форме расстройства речи (заикание невротическое).

Лепет - голосовые реакции ребенка на раздражители положительного характера; появляется на втором месяце жизни в виде разнообразных простых комплексов звуков (гуление) и постепенно усложняется (многократное повторение слогов); при тяжёлых речевых нарушениях обнаруживается у детей с опозданием и в более позднем возрасте.

М

Мелодика речи- повышение и понижение тона голоса. Различают три вида мелодики речи:

Повествовательная - резкое понижение голоса на последнем ударном слоге;

Вопросительная - повышение голоса на том слове, которое служит смысловым центром вопроса;

Восклицательная - свидетельствует об эмоциональном побуждении, сопровождающем речь говорящего.

Мимика - совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

Модуляция голоса - изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Моторика - совокупность двигательных реакций.

Монолог- устное или письменное высказывание одного человека. Монолог - значительный по размеру отрезок речи, содержащий связанные между собой высказывания. Есть три типа монологов:1) описание; 2) повествование; 3) рассуждение.

Мнемоника - приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.

Морфология - в языкознании:1) часть языковой системы, объединяющая слова как носители грамматических значений, их грамматические классы, законы их существования и формообразования; 2) раздел грамматики, изучающий эту часть языковой системы.

Мутизм - отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях, у застенчивых детей и т.д.

Н

Навык - автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Невербальные средства общения- жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Недоразвитие речи - см. Общее недоразвитие речи.

Назализация - носовой оттенок речи - вследствие слабости мягкого нёба и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение зрительного образа буквы - смешение букв со сходным зрительным образом, зеркальное письмо.

Нарушение зрительного образа слова - нарушение буквенного состава слова.

Нарушение структуры слова - упрощение слова, перестановки, недописывание, слияние и расщепление слов.

Нёбная расщелина - аномалия развития: полное или частичное незаращивание тканей нёба, приводит к нарушению сосания, глотания и речи.

Нёбо мягкое - задняя подвижная часть нёба; во время глотания, жевания и речи происходят различные движения мягкого нёба.

Нёбо твёрдое - часть нёба, имеющая твёрдую костную основу.

Нистагм - непроизвольные движения глазных яблок.

О

Обратная связь - процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общение - сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Общее недоразвитие речи - отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.

Органы артикуляции- губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Ономастика - наука, изучающая собственные имена.

Оппонент - противник в споре.

Олигофренопедагог - педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Онтогенез - совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Орфография - система правил, определяющих единообразие способов передачи речи на письме.

П

Пантомимика - совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Пауза - остановка в течении речи. Паузы бывают: 1) логические; 2) психологические; 3) физические.

Люфтпауза - (luft-нем.) пауза для добора воздуха.

Промежуточная пауза - определяется знаками препинания.

Психологическая пауза - обуславливается переживаниями говорящего: напряжение, припоминание, умолчание.

Соединительная пауза - для неё характерно повышение голоса на логическом слове.

Цезура - короткая пауза между фразами.

Подвижность голоса - способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи - способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Портаменто - лёгкое замедленное скольжение от звука к звуку с сохранением полной отчётливости всех звуков речи.

Приёмы общения- предпочтительные средства общения, включая вербальные и невербальные.

Паралингвистика - вокальные возможности голоса.

Проксемика - наука, изучающая нормы организации общения (в пространстве, во времени).

Просодика - мелодико-интонационная сторона речи.

Патология - наука, изучающая закономерности возникновения и развития болезней, отдельных болезненных процессов и состояний.

Постановка звука - создание при помощи специальных приёмов правильной артикуляции. Сложный, многоплановый процесс. Делается исключительно под руководством специалиста - логопеда.

Прикус - соотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Психика - активное отображение субъектом объективной реальности. Возникающая в процессе взаимодействия высокоорганизованных живых существ с внешним миром.

Психические процессы - отдельные проявления психической деятельности человека, условно выделяемые в качестве самостоятельных объектов исследования (ощущения, восприятие, мышление, внимание и др.).

Р

Регистр - ряд однородных звуков диапазона, воспроизводимых одним и тем же механизмом. В речевом голосе различают: грудной, головной и смешанный регистры. Границы регистров у каждого человека разнообразны. При воспитании речевого голоса следует добиваться плавного перехода от регистра в регистр.

Резонатор - полость, способная отражать звуковые волны. Голос приобретает тембр благодаря системе резонаторов.

Речевой слух - способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

Звуковысотный слух - способность слышать и воспринимать мелодику речи;

Ритмический слух - способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

Тональный слух - способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

Физический слух - способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

Фонематический слух - способность различать и воспроизводить звуки речи.

Речевой такт - (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.

Речь - система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

Внешняя - речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;

Внутренняя - речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Реактивное мышление - мышление, блокирующее возможность спокойной оценки ситуации и самоконтроля.

Ресурсное состояние - оптимальное внутреннее состояние человека. Основывается на воспоминаниях о когда-то успешно сделанной работе; о приятных состояниях уверенности и гармонии.

Рефлексия - размышление, полное сомнений, противоречий. Способность посмотреть на себя со стороны. Анализ своего психического состояния.

Реципиент - пользователь информации.

Ритм речи - последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика- теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия - (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.

Ринофония - изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм - часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ]. Серьёзный дефект речи, особенно для взрослого человека.

Речи нарушения - отклонения от нормы (произнесения звука), принятой в данной речевой среде.

Ритмика - cистема физических упражнений, построенных на основе связи движения с музыкой.

С

Саморегуляция - процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сила голоса - зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Словарь пассивный - запас понимаемых слов. Может использоваться в письменной речи.

Словарь активный - запас слов, которыми данный человек пользуется в своей устной речи.

Синтагматическое ударение- основное слово речевого такта.

Сигматизм - недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]. Дефекты речи.

Синтоническая модель общения - гармоничное общение.

Спонтанная речь - непроизвольная.

Сопряженная речь - совместное повторение двумя или более лицами произнесённых или написанных кем-либо слов или фраз.

Скандированная речь - речь по слогам, нарушение ритма речи.

Смешение звуков - недостаток речи, выражающиеся в том, что ребенок, умея произносить те или иные звуки, смешивает их в речи. Причина - недоразвитие фонематического слуха. В норме этот процесс заканчивается у ребенка к 5 г. К этому времени все звуки речи различаются детьми на слух и правильно произносятся.

Судороги клонические - быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические - продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.

Сурдопедагогика - наука об изучении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха.

Т

Темп речи - скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.

Техника общения - способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Техника речи - совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.

Такесика - общение людей с помощью прикосновения.

Тембр - индивидуальная окраска голоса.

Тахилалия - нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте её темпа.

ъ

У

Ударение - различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подъёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.124 сек.