Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дифференциальная диагностика алалии от отсутствия речи при умственной отсталости, РДА, ЗРР. Приведите примеры заданий для обследования




РОЛЬ ЭЭГ

Анатомо-физиологический аспект

Современное понимание механизмов алалии, анатомо-физиологический и психолингвистический аспекты. Роль ЭЭГ исследований в ранней диагностике алалии. Вопрос о локализации очага поражения.

· На ранних этапах развития учения об алалии считалось, что алалия обусловлена недоразвитием или поражением так называемых речевых центров (заднелобных, нижнетеменных и височных отделов КГМ).

· На современном этапе говорят о нарушении функционирования проводящих путей между различными областями КГМ

 

Т.о, при алалии наблюдаются различные поражения кортикальной деятельности, в результате чего между различными областями коры не устанавливаются условно-рефлекторные связи и не вырабатывается динамический речевой стереотип, т.е. речь не формируется как система.

Психолингвистический аспект рассматривает алалию как специфическое языковое расстройство с т.зр. нарушения процессов порождения речевого высказывания.

 

Алалия (Ковшиков В.А.) - расстройство языковых способностей, которое характеризуется невозможностью или нарушением языковых операций при порождении речевого высказывания и проявляющееся в фонематических, морфологических и синтаксических нарушениях.

 

Алалия – это языковое расстройство, связанное с механизмом неполноценности всей речевой системы.

По Ковшикову, механизм алалии характеризуется расстройством производства языковых операций в процессе порождения речи при перекодировании внутренней программы высказывания в языковую форму. Вследствие чего в речевой продукции проявляются грамматические, лексические и фонематические нарушения. Вместе с этими расстройствами в речи детей могут наблюдаться и фонетические и семантические нарушения, но не им, а языковым нарушениям принадлежит ведущая роль в проявлениях алалии.

На ЭЭГ можно узнать о степени перинатального поражения, а не о характере речевой патологии.

Электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - представляет собой запись колебаний разности биоэлектрических потенциалов живого мозга.

Данный метод позволяет оценить особенности деятельности (функционирования) головного мозга, а также выявить возможные нарушения.

От ТЗРР

Один из самых сложных случаев дифференциальной диагностики. Алалия характеризуется не только задержанным развитием речи, но прежде всего, патологическим типом усвоения языка. У ребенка с темповой ЗРР наблюдаются чаще всего различной степени нарушения артикуляторной моторики и негрубое отставание в формировании языковой способности в импрессивной речи. При алалии моторная сфера сохранна, но выражены грубые нарушения лексико-грамматической системы, проявления которых не свойственны детской речи на ранних этапах ее развития. Дети с ЗРР нередко спонтанно, вне специального обучения овладевают языком, чего не бывает у детей с алалией. Важным диагностическим критерием является способность и скорость усвоения новых слов.

 

Отличие от речевой патологии, обусловленной УО.

 

Нарушение речи при алалии протекает при относительной сохранности невербальных мыслительных операций. Нарушения речи при УО являются результатом патологии познавательной деятельности. Решающая роль - обследованию мышления на невербальном уровне.

Моторные алалики хорошо понимают обращенную речь, выполняют инструкции, что могут не делать 3-х дети с УО. В школьном возрасте алалики пытаются выражать и понимают сложные причинно-следственные связи. Дети с УО либо вовсе их не выражают, либо только самые элементарные.

При алалии имеются языковые нарушения речи в виде аграмматизма, фонематических нарушений. У УО детей речь примитивна, но правильна в формально-языковом отношении

Дети с алалией обладают большим запасом т.н. «предметных знаний». Дети с интеллектуальной недостаточностью легко актуализируют простые слова, но при показе низкочастотных предметных картинок будут ошибки и отказ.

У детей с моторной алалией сохранно невербальное мышление, степень обучаемости выше. При обследовании используют обучающий эксперимент. Показывают, как надо выполнять задание и смотрят, берет ли ребенок подсказку или нет. Дети с м.а. в отличии от детей с УО критично относятся к своей речевой недостаточности.

ОБСЛЕДОВАНИЕ: пирамидка, разрезаны картинки…

От РДА

Состояние сходное с сенсорной алалией. Аутисты производят впечатление детей с сенсорной алалией. Ребенок с РДА не реагирует на обращенную речь, не смотрит в глаза, избегает прикосновений или реагирует на них криком и плачем. У таких детей не появляются слова «мама» и «папа», при этом может наблюдаться постоянное бормотание, включающее самые разные звуки, в том числе и сложные. Свойственны эхолалии обеим категориям. Выраженные психопатологические симптомы для РДА: стереотипии, стимуляции (тактильные, обонятельные). Изменение привычного образа приводит к бурным реакциям. Диагностический критерий – наличие 3 признаков РДА (нарушение взаимодействия, нарушение коммуникации (невербальной и вербальной), склонность к стереотипиям). У детей с сенсорной алалией этих признаков нет.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2499; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.