МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА
Основная цель восстановительного обучения – восстановление кинестетического праксиса, экспрессивной речи, фонематического слуха и понимания речи окружающих.
|
| Инициальная стадия заболевания
| Основной этап
| Резидуальная стадия заболевания
|
Понимание речи (импрессивная речь)
| Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:
показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. классификация слов по темам
ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы.
| Работа над семантикой слова:
выработка обобщенных понятий;
смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путем включения их в различные смысловые контексты;
заполнение пропусков во фразе;
завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;
подбор антонимов, синонимов.
| Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:
толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;
объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.
Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:
выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;
введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.
|
Устная речь (экспрессивная речь)
| Растормаживание произносительной стороны речи:
сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов, моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);
сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз;
затормаживание речевого эмбола путем введения его в слово {та, та. — Тата, так), или во фразу (ма.ма — мама...; это мама).
Стимулирование простых коммуникативных видов речи:
ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;
моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);
| Преодоление расстройств произносительной стороны речи:
выделение звука из слова;
автоматизация отдельных артикулем в словах с различной слогоритмической структурой;
преодоление литеральных парафазии путем подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков.
Восстановление и коррекция фразовой речи:
составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей
развернутые ответы на вопросы;
составление рассказов по серии сюжетных картинок;
пересказ текстов с опорой на вопросы.
| Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:
уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;
дифференциация акустических и кинестатических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазии;
отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.
Формирование развернутой речи, усложненной по смысловой и синтаксической структуре:
ответы на вопросы сложноподчиненным предложением;
пересказы текстов без опоры на вопросы;
составление развернутых планов к текстам;
подготовка тематических сообщений (коротких докладов);
речевые импровизации на заданную тему.
|
Письменная речь
| Стимулирование глобального чтения и письма:
раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);
письмо наиболее привычных слов — идеограмм, списывание простых текстов;
сопряженное чтение простых диалогов.
| Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:
заполнение пропущенных букв и слогов в словах;
списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;
чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;
| Дальнейшее восстановление чтения и письма:
чтение и пересказ развернутых текстов;
диктанты;
письменное изложение текстов;
составление писем, поздравительных открыток и т.п.;
сочинения на заданную тему.
|