Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушение счетных операций - дискалькулия




Нарушение экспрессивной речи

Нарушение импрессивной речи

Центральный механизм из 3 компонентов

– снижение слухоречевой памяти (по А. Р. Лурия)

- сужение ее объема (по Л. С. Цветковой)

- ослабление и обед­нение зрительных представлений о предмете, отсутствует соотнесение воспринятого на слух слова с его зрительным представлением.

Центральный дефект – трудности понимания при длинных, многосложных высказываний. При восприятии каждого нового слова больной утрачивает предыдущее.

Симптомы:

1. больные не могут повторить 3-4 слова, не связанные по смыслу между собой.

2. Сохранен фонематический слух, артикуляторная сторона речи.

3. Нарушено понимание многочленных инструкций и развернутых текстов. Больные начинают волноваться, переспрашивать, просят, чтобы говорили медленнее.

4. При втором варианте акустико-мнестической афазии (оптической афазии), обусловленной обеднением зрительных представлений о предмете, больной не дорисовывает значимые детали предметов. Так, может не дорисовать носик у чайника, гребешок у петуха, руч­ку у чашки. Больной вместо петуха рисует неопределенной формы птицу, вместо чайника нечто похожее на сахарницу, вместо чашки миску или стакан. Объясняется это тем, что задневисочные отделы являются смеж­ными с затылочными, оптико-гностическими отделами.

5. Нарушается понимание мета­фор, пословиц, поговорок, крылатых слов, скрытого подтекста. Так, метафоры «каменное сердце», «же­лезная рука», пословица «Не плюй в колодец, пригодится води­цы напиться» понимаются в прямом, конкретном смысле.

симптомы:

1. выраженный предикативный характер. В связи с этим трудности подбора слов для передачи мысли.

2. Обильные вербальные парафазии, размытость значения многих слов

3. Нарушение номинативной функции речи – затруднено называние предметов по картинкам

4. Аграмматизм характеризуется смешением флек­сий глаголов и существительных в роде и числе.

1. нарушение чтения и письма – на письме аграмматизм устной речи становится еще более отчетливым.

Симптомы:

1. смешиваются предлоги, флексии глаголов, существительных в роде и числе

2. Номинативная функция на письме более сохранна, так как есть время для подбора слов.

3. Под диктовку ис­пытывают трудности в удержании в памяти фразы, состоящей из трех слов. Каждый раз просят повторить фразу.

4. При чтении - трудности понимания, т.к. печатный текст состоит из предложений значи­тельной длины, и тем, что удержание в памяти читаемого текста тоже требует сохранности слухоречевой памяти.

 

Дефекты слухоречевой памяти сказываются и в решении арифметических примеров. Например, при сложении чисел 27 и 35 больной пишет «2» и произносит «один в уме», и даже в том случае, если единица записана вблизи примера, он забывает ее прибавить к следующим слагаемым.

Афферентная моторная афазия: определение, механизм, симптоматика.

Афазия афферентная моторная – афазия, возникающая в результате нарушения кинестетического праксиса и проявляющаяся трудностями или невозможностью экспрессивной речи.

Афферентная моторная афазия возникает при поражении нижних отделов постцентральной зоны левого доминантного полушария на уровне вторичных полей коры.

Центральный механизм – нарушение кинестетических ощущений.

Центральный дефект – нарушение тонких артикуляторных движений, проявляющаяся в невозможности найти нужное положение губ, языка при произнесении звуков и слов (возникают с одинаковой вероятностью нужные и не нужные артикуляции).

Экспрессивная речь

1. Либо полное отсутствие полной речи, либо обилие литеральных парафазий во всех видах экспрессивной речи (спонтанная, отраженная, номинативная).

2. Более сохранны автоматизированные формы речи (пение, стихи, договаривание пословиц, фраз с жестким контекстом)

3. Не редко имеется так называемый «речевой эмбол» - осколок высокоупроченного слова - либо имя близкого человека, либо слово произнесенное в момент травмы, инсульта - либо слово бранной лексики

4. Сохранна синтагматическая организация речи (это обнаруживается спустя некоторое время, когда у больного обнаруживается возможность говорить фразами)

 

Импрессивная речь

1. В первые часы и дни понимание грубо нарушено, поскольку в процессе понимания значительную роль играет кинестетический контроль, сопряженное скрытое произнесение воспринятого текста.

2. На долгое время сохраняются вторичные нарушения фонематического слуха, но в раз в разговорной речи эти нарушения не очень заметны, т.к. больной опирается на ситуацию речевого общения.

3. Обнаруживаются трудности понимания лексических средств языка:

- нарушение понимания обобщающих слов. Система связей, стоящая за словом сужается и принимает конкретно – ситуативный характер

-нарушение понимания предлогов

- нарушение различения приставочных глаголов

- нарушение различения притяжательных местоимений

Но в целом создаётся впечатление сохранности понимания речи.

 

Письменная речь

Нарушения письменной речи зависит от тяжести афазии.

При грубой афазии сохранно глобальное чтение или чтение про себя.

-- могут раскладывать подписи под картинками

-- вслух не могут прочитать даже отдельную букву

-- письмо не редко сводится к написанию своей фамилии

-- при списывании в точности копируют предъявленный текст

-- при не грубой афазии

-- письмо доступно, но множество ошибок из-за распада ассоциативной связи артикулема – графема

-- существенно страдает звукобуквенный анализ слова

-- по мере восстановления число литеральных параграфий уменьшается.

36. Эфферентная моторная афазия: определение, механизм, симптоматика.

Афазия эфферентная моторная – афазия, проявляющаяся в нарушении кинетической основы серии речевых движений, нарушении слоговой структуры и грамматического оформления речи (Телеграфный стиль). Выражены персеверации.

Эфферентная моторная афазия обусловлена поражением вторичных полей коры нижних отделов премоторной зоны доминантного ПШ. 44 поле (зона Брока), которое располагается в задней части третьей лобной извилины.

Центральный механизм – Кинетическая апраксия. Патологическая инертность раз возникших стереотипов, проявляющихся из-за смены иннерваций.

 

Центральный дефект - нарушение своевременного переключения с одной серии артикуляторных движений на другую, проявляющееся в трудностях воспроизведения двигательных программ.

1. Психологический симптом трудности включения в активную речь. Больной не может начать фразу, хотя есть выраженная интенция. Связано с нарушением схемы фразы, ее чувствования. Этот симптом наблюдается только при этой форме.

 

Существует несколько вариантов эфферентной моторной афазии.

 

1. нарушения экспрессивной речи

первый вариант – самый тяжелый

1. Выраженная кинетическая апраксия, когда больной не может повторить серию звуков или слогов, персеверирует звуки из предыдущего ряда, не может переключиться. При пении без помощи логопеда будет повторять мелодию, строки, пока вовсе не собьётся и не остановится.

2. Пол­ностью отсутствует функция называния, а при подсказке пер­вого слога слова происходит либо автоматизированное его заканчивание, либо соскальзывание на другое слово, начина­ющееся с того же слога, например, называя предметные кар­тинки, больной, получив слоговую подсказку са, вместо слова салфеткапроизносит «собака», «сало». Характерна трудность выбора слоговой структуры слога, соскальзывает на другие слоговые «оболочки» слов (мо –, море морковь «мороженое»– молоко).

3. Персеверации могут проявляться даже в упроченной методике восстановления речи. Нельзя работать только над сопряженной речью.

4. Наблюдаются контаминации («комно» - комната + окно = перенос слога из предыдущего слова), из-за инертности артикулирования отдельных слов

 

Второй вариант

Нарушается линейная организация предложения. Страдает синтагматика фразы. Основной симптом при этом варианте – аграмматизм под названием «Телеграфный стиль» - больные употребляют одни существительные в именительном падеже, реже глаголы в инфинитиве. Глаголы и предлоги чаще опускаются. Нарушается предикативная функция внутренней речи. Речь носит фрагментарный характер, изобилует паузами, междометиями, выразительная интонация и мимика.

Например, при рассказе по серии сюжетных карти­нок «Случай на реке» был произнесен следующий текст: «Это мальчик... мальчик и вот речка и плот и мальчик как это... падать в воду и плот туда позвать далеко... И мальчик пио­нер ботинки снимать надо... зовет как это... помогите...».

 

На данном этапе вы должны запомнить центральный механизм – инертность двигательных стереотипов – и основные симптомы: персеверации во многих видах деятельности и выраженный экспрессивный аграмматизм.

 

5. нарушения понимания

Вторично нарушается понимание речи. Проявляется в следующих симптомах:

1. персеверации проявля­ются уже при выполнении простых инструкций. Показ от­дельных частей тела может быть доступен, если между произ­носимыми словами сделаны большие паузы. Однако при незначительном убыстрении темпа заданий по показу карти­нок или частей тела либо лица возникают персеверации.

Если больной был только что осмотрен врачом, то допускает серию персевераций из предыдущего исследования.

2. Не различают­ грамматически правильно построенные высказывания и неправильные из-за нарушения чувства языка. Мальчик сидит на стулом. Девочка бежать на дорогу.

3. Плохо понимают переносный смысл метафор, пословиц, что объясняется трудностью пере­ключения на иной, скрытый смысл высказывания (А. Р. Лурия, 1975), отмечается нарушение понимания многозначнос­ти слов, таких, например, как коса, ключ, идти. Это объясняется трудностью переключения с конкретного лексического зна­чения слова на другое.

4. Вторичное отчуждение смысла слова. Показывают не те картинки, не те рисунки даже если их небольшое количество.

 

5. нарушения письменной речи

Наблюдается выраженная аграфия и алексия с тем же механизмом.

Симптомы:

1. выбирает буквы правильно, но не может установить правильный порядок;

2. пропуск букв, слогов, перестановки, персеверации. Например, слово комната записывается как «кмата», «комата», окно -как «нко», «онко», «коно», «нок»; машина — «машишина», молоко — «момолоко», «мом-ко» и т. д.

3. впоследствии аграмматическая дисграфия;

4. чтение носит угадывающий характер, в дальнейшем страдает понимание прочитанного.

37. Динамическая афазия: определение, механизм, симптоматика.

Афазия динамическая – афазия, проявляющаяся в нарушении последовательной организации высказывания, планирования высказывания.

Динамическая афазия возникает при поражении заднелобных отделов доминантного полушария, расположенных кпереди от зоны Брока на уровне третичных полей коры.

Т.е. нарушаются отделы блока активизации, регуляции и планирования речевой деятельности.

 

Центральный механизм – нарушение внутренней речи. Нарушение внутреннего программирования выс­казывания, проявляющегося в трудностях его планирования при составлении отдельных фраз.

 

Центральный дефект – трудность или невозможность самостоятельного развернутого высказывания при сохранности стереотипной речи.

Наиболее характерные симптомы:

5. отсутствие артикуляторных ошибок.

6. Наблюдается общая аспонтанность, безынициа­тивность. Сами не обращаются с вопросами.

7. Отмечается выраженная эхолалия, а иногда и эхопраксия, когда больной неосознанно повторяет за собеседником движения.

1. Нарушения экспрессивной речи

Т.В. Ахутина выделила 2 формы динамической афазии:

1. в основе первой формы лежит собственно нарушение внутреннего программирования,. Симптомы:

1. неспособность составить самостоятельное активное высказывание. Больные нуждаются в по­стоянной стимуляции речи

2. больной пользуется готовыми речевыми штампами

3. дефекты просодики, отсутствуют интонационные оттенки

4. эхолалии. Эхолалическое повторение вопросов. В более легких случаях эхолалично заимствуется часть воп­роса собеседника, при этом придается ей правильная граммати­ческая форма. Например, на вопрос: «Вы сегодня завтракали?» звучит ответ: «Мы сегодня завтракали».

5. снижение общей психической активности и отсутствие вербальной.

6. Наблюдаются псевдоамнестические трудности при назывании предметов (подсказка первого слога помогает)

 

2. в основе второй формы лежит нарушение грамматического конструирования.

Симптомы:

1. Выраженный экспрессивный аграмматизм по типу «Телеграфный стиль» - см. Эфферентная моторная афазия.

2. Пример – составление предложения по картинке «Дети катаются на санках»:

Санки.. дети… дети санки.. ката.. катаются… дети санки катаются.. как правильно?

 

1. Нарушения понимания. Носят вторичный характер и имеют ту же симптоматику, что и при эфферентной моторной афазии.

 

2. Нарушение письменной речи. Испытывают трудности в написании сочинения. В целом, чтение и письмо остаются со­хранными и служат задаче восстановления плана высказыва­ния.

Пример сочинения на тему «Север»:

«На Севере есть медведи…что и довожу до Вашего сведения».

При этой форме афазии резко нарушается решение арифметических задач, требующих для своего осуществления построения плана действий (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, 1966).

38. Семантическая афазия: определение, механизм, симптоматика.

Афазия семантическая – сенсорная афазия, проявляющаяся в нарушении понимания логико-грамматических конструкций.

Возникает при поражении третичных полей теменно-затылочных отделов КЛП. Эта зона имеет сложное строение и превращает информацию из разных отделов в одновременные симультанные схемы.

 

Центральный механизм - нарушение симультанного пространственного восприятия - одновременного схватывания информации.

 

Центральный дефект - нарушение понимания логико-грамматических конструкций = импрессивный аграмматизм

1. Нарушения импрессивной речи

Импрессивный аграмматизм - нарушение понимания сложных смысловых и грамматических взаимоотношений слов, выра­женных предлогами и флексиями.

Симптомы:

· Нарушение понимания предложных конструкций, поскольку они на речевом уровне отражают пространственные отношения (над-под, от – к, в – из и т.д.);

· Нарушение понимания сравнительных конструкций (муха меньше слона, Таня выше Светы, кто высокий?, после весны, перед работой)

· Нарушена расшифровка флективных инвертированных словосочетаний. Покажи ручку карандашом.

· Трудности понимания логико-грамматических словосочетаний, передающих коммуникацию отношений типа брат отца – отец брата, дом хозяина – хозяин дома. Больные понимают отдельные слова, но не понимают их взаимоотношения.

· Не доступны инверсии, т.е. фразы с обратным порядком слов. Земля освещается солнцем.

· Нарушено понимание сложных синтаксических конструкций: Я увидел Ольгу после того, как прогремел выстрел. Не замечают ошибок - Коза принесла корм девочке.

· Нарушено понимание мета­фор, пословиц, поговорок, крылатых слов, скрытого подтекста. Так, метафоры «каменное сердце», «золотые руки», пословица «Не плюй в колодец, пригодится води­цы напиться» понимаются в прямом, конкретном смысле.

2. Нарушения экспрессивной речи

1. Наблюдаются специфические амнестические трудности при поиске нужного слова. Больные начинают описывать функции предмета, заменяют слово це­лой фразой, говорят: «Ну, это то, чем пишут», «...это то, чем режут» подсказка первого слога или звука слова помогает больному.

2. Отмечается сохранность артикуляторной стороны речи, отсутствуют парафазии и выраженный аграмматизм

3. Наблюдается бедность словарного запаса, выражается в редком употреблении прила­гательных, наречий, описательных оборотов, причастных обо­ротов,

3. Нарушения письменной речи

1. Бедность, стереотипность синтаксических форм.

2. Отмечается очевидная поверхностность при описании хорошо знакомого сюжета

1. Нарушения счета (первичная грубая акалькулия)

3. Смешивают направления действий

4. Затруднен переход через десяток

5. Не могут записать многозначное число со слуха

6. Нарушено понимание текста задач

1. Нарушения пространственного праксиса и гнозиса

7. Не могут мысленно перевернуть фигуру в пространстве

8. Нарушено восприятие географической карты

9. Не определяют время по часам

Эти больные часто производят впечатление людей со снижением памяти, с сужением кругозора, растерявших свой опыт и знания.

39. Принципы и организация восстановительного обучения. Проблема компенсации. Эффективность устранения афазических расстройств. Методы восстановительного обучения при афазии.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 1311; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.