Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Современные представления о динамической локализации ВПФ. Учение А.Р. Лурия о трех функциональных блоках мозга. Алгоритм развития афазий




Термин «динамическая» по отношению к локализации обусловлен тем, что, соответственно представлениям названных ученых, одна и та же зона мозга может включаться в самые разные ансамбли мозговых областей, т.е. динамично менять свое положение и роль. При осуществлении одной функции она функционирует совместно с одними зонами, а при осуществлении другой — с другими, как цветные стеклышки в детской игрушке калейдоскоп: стеклышки те же самые, а изображение разное — в зависимости от изменений их сочетания. В каждом конкретном ансамбле мозговых зон, участвующих в реализации функции, роль каждой из них специфична.

· Выдающийся отечественный нейрофизиолог П.К. Анохин определяет каждую функциональную систему как определенный комплекс, совокупность афферентных сигнализаций, «который через акцепторы действия направляет выполнение ее функции». П.К. Анохин выявил важнейшую закономерность высшей нервной деятельности, а именно то, что внешние афферентные раздражители, поступающие в ЦНС, распространяются в ней не линейно, как принято было считать ранее, а вступают в тонкие взаимодействия с другими афферентными возбуждениями. Эти «объединения» могут пополняться новыми связями, обогащаясь ими, ввел в науку понятие «обратной афферентаций».

· Огромный вклад в понимание локализации ВПФ внесло учение А.Р. Лурии о мозговой организации ВПФ, явившееся результатом научно-практической работы с колоссальным числом черепных ранений у практически здоровых молодых людей, которых «поставила» Вторая мировая война. Эта трагедия позволила увидеть, в каком именно месте поврежден мозг, и фиксировать, какая именно функция при этом «выпадает».

· важнейшими особенностями представлений о локализации ВПФ Л.С. Выготский считал: 1) изменчивость межфункциональных связей и отношений; 2) наличие сложных динамических систем, в которых интегрирован ряд элементарных функций; 3) обобщенное отражение действительности в сознании. Наконец, принципиально важным следует считать убеждение Л.С. Выготского в том, что «развитие идет снизу вверх, а распад — сверху вниз».

· Н.П. Бехтеревой, которая разработала понятия гибких и жестких звеньев мозговых систем. Кжестким звеньям Н.П. Бехтерева отнесла большую часть областей регуляции жизненно важных внутренних органов (сердечно-сосудистой, дыхательной и др. систем), ко вторым — области анализа сигналов внешнего (и отчасти внутреннего) мира, зависящих от условий, в которых человек находится.

· Французские ученые Ж. де Ажуриагерра и X. Экаэн обращают внимание на то, что ценность клинического понятия локализации чрезвычайно велика, но только в том случае, если учитывать, что разные функции локализованы по-разному.

Первый – энергетический – блок. Функциональное значение - обеспечении психических функций состоит, прежде всего, в регуляции процессов активации, в обеспечении общего активационного фона, на которых осуществляются все психические функции, в поддержании общего тонуса ЦНС, необходимого для любой психической Деятельности. Этот аспект работы первого блока имеет непосредственное отношение к процессам внимания – общего, неизбирательного и селективного, а также в сознании в целом. Первый блок мозга непосредственно связан с процессами памяти, с запечатлением, хранением и переработкой разномодальной информации.

Второй блок – блок приема, переработки и хранения экстероцептивной (т.е. исходящей из внешней среды) информации – включает основные анализаторные системы: зрительную, слуховую и кожно-кинестетическую, корковые зоны которые расположены в задних отделах больших полушарий головного мозга. Работа этого блока обеспечивает модально-специфические процессы, а также сложные интегративные формы переработки экстероцептивной информации, необходимой для осуществления ВПФ.

Третий блок – блок программирования, регуляции и контроля за протеканием психической Деятельности – включает моторные, премоторные и префронтальные отделы коры лобных долей мозга. Лобные доли характеризуются большой сложностью строения и множеством двухсторонних связей с корковыми и подкорковыми структурами. К третьему блоку мозга относится конвекситальная лобная кора с ее корковыми и подкорковыми связями.

Многоаспектность изучения афазий. Нейролингвистический подход к изучению афазий. Классификации афазий (Вернике-Лихтгейма, Г. Хэда, Лурия А.Р)

Афазия - сложное речевое расстройство и изучается с разных аспектов:

 

· Анатомо-физиологический аспект

· Клинический

· Психологический аспект изучает личностные расстройства при афазии.

· Психолингвистический аспект изучает характер нарушений процесса порождения речевого высказывания, языковых операций. В работах Ахутиной.

· Нейропсихологический аспект при изучении афазии является основным и рассматривает афазию с точки зрения распада речи как сложной психической деятельности.

В основе каждой формы афазии лежит первично нарушенный нейропсихологический фактор (или предпосылка), который осуществляет деятельность определенной анализ а торной системы (динамический или конструктивный праксис, фонематический слух, анализ кинестетических ощущений). На основе этого первичного анализ а торного нарушения возникает вторичный распад всей функциональной системы языка и речи. Поэтому можно проанализировать симптомы, выявить первично нарушенную предпосылку или фактор, выделить форму афазии и диагностировать место поражения головного мозга. Таким образом, осуществляется синдромный анализ. Лурия, Э.С. Бейн, Цветкова, Шохор-Троцкая и др.

· Нейролингвистический аспект изучает характер нарушений языковой системы в зависимости места поражения ГМ. Развивал этот подход также Лурия и Ахутина и др. В основе этого подхода лежит учение о роли внутренней речи и мышления, о «статике» языка и «динамике» речи, о 2 видах организации речи – синтагматическом и парадигматическом. При разных формах афазии по-разному нарушается организация речи. См психолингвистику.

Афазии, которые возникают при поражении височных и теменных отделов, входящих во второй функциональный блок, называют «задними» формами афазии. При них нарушаются парадигматические отношения. Афазии, которые возникают при поражении заднелобных отделов, входящих в третий функциональный блок называют передними формами афазии. При них нарушаются синтагматические отношения.

Неврологическая классификация Вернике-Лихтгейма выделяет (1) корковые (обусловленные поражением коркового центра речи), (2) транскортикальные (обусловленные перерывом связи между корковым центром речи и гипотетическим центром понятий) и (3) субкортикальные формы моторной и сенсорной афазии

Лингвистические классификации (Хэда) и др. - вербальная афазия, синтаксическая афазии, номинативной афазии, семантической афазии

Нейропсихологическая классификация Лурия А.Р. (общепринятая) - акустико-гностическая и акустико-мнестическая афазии, возникающие при поражении височных отделов коры головного мозга, семантическая афазия и афферентная моторная афазия, возникающие при поражении нижних теменных отделов коры головного мозга, эфферентная моторная афазия и динамическая афазия, возникающие при поражении премоторных и заднелобных отделов коры головного мозга (слева у правшей).

Акустико-гностическая афазия: определение, механизм, симптоматика.

Афазия акустико-гностическая – наблюдается при локализации очага поражения в заднем отделе верхней височной извилины коры доминантного полушария головного мозга.

Возникает при поражении задней трети верхней височной из­вилины левого полушария (поле 22 по Бродману) = зона Вернике.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 2007; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.