Понимание речи (импрессивная речь)
| Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:
выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);
ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;
прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».
| .
| |
Устная речь (экспрессивная речь)
| Стимулирование простых видов коммуникативной речи:
автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т. д.;
автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда», «кто там?», «тише!» и т.д.
Преодоление расстройств речевого программирования:
стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;
выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;
раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключенному в них сюжету.
Преодоление расстройств грамматического структурирования
| Восстановление коммуникативной фразовой речи:
конструирование простой фразы;
составление фраз по сюжетной картинке с помощью метода фишек и постепенное «свертывание» числа внешних опор;
составление рассказа по серии последовательных картинок;
развернутые ответы на вопросы в диалоге;
составление простых диалогов по типу речевых этюдов: «В магазине» — диалог покупателя и продавца, «В сберкассе», «В ателье» и т.д.
Преодоление персевераций в самостоятельном устном высказывании:
показ предметов на картинках и в комнате, частей тела (в произвольном порядке, по отдельным названиям и сериями названий);
оканчивание фраз различными словами;
| Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:
развернутый диалог на различные темы;
конструирование фраз по сюжетной картинке с постепенным уменьшением числа внешних опор;
автоматизация фраз определенных синтаксических моделей в спонтанной речи;
накопление глагольного словаря и «оживление» смысловых связей, стоящих за предикатом (с помощью поставленных к нему вопросов);
«ролевые беседы», обыгрывающие определенную ситуацию;
«речевые импровизации» на заданную тему;
чтение и пересказ текстов;
|
Письменная речь
| Стимулирование письменной речи:
раскладывание подписей под картинками;
чтение идеограммных слов и фраз.
| Преодоление персевераций в самостоятельном письменном высказывании:
письмо цифр и букв в разбивку (под диктовку);
заполнение пропусков в словах;
письмо простых слов по памяти и под диктовку.
| Восстановление спонтанной коммуникативной фразовой речи:
чтение и пересказ текстов;
развернутые изложения текстов, сочинения;
составление поздравительных открыток, писем и т.д.
|