Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика обследования больных с афазией. Речевой статус при афазии




Методика восстановления речи при семантической афазии.

 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ Основная цель восстановительного обучения – работа над пониманием логико-грамматических конструкций, восстановление симультанно-пространственного восприятия.
  Инициальная стадия заболевания Основной этап На последующих этапах восстановленияречи методы обучения рассчитаны на произвольную деятельность. Максимально используются обходные пути. Резидуальная стадия заболевания
Понимание речи (импрессивная речь)   Преодоление пространственной апрактогнозии: — схематическое изображение пространственных взаимоотно­шений предметов; — изображение плана пути, комнаты и т.д.; — конструирование по образцу, по словесному заданию; — работа с географической картой, часами. Восстановление способности понимания слов с пространст­венным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.): — наглядное изображение простых пространственных ситуа­ций, обозначаемых предлогами и другими частями речи; — заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе; — составление фраз со словами, имеющими пространственное значение. Конструирование сложноподчиненных предложений: — уточнение значений подчинительных союзов; — заполнение пропущенных главных и придаточных предло­жений; — составление предложений с заданными союзами. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций: — картинное изображение сюжета конструкции; — введение дополнительных слов, обеспечивающих смысло­вую избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подру­ги» и т.д.); — введение логико-грамматических конструкций в разверну­тый смысловой контекст; — предъявление конструкций письменно, а затем устно.  

 

 

Анамнез. Внезапное начало речевых расстройств свидетельствует о цереброваскулярном заболевании. Подострое начало может быть обусловлено опухолью, абсцессом или другим процессом с умеренно прогрессирующим течением. Медленное начало свидетельствует о дегенеративном заболевании, таком как болезнь Альцгеймера или Пика. Сбор семейного анамнеза и опрос родственников является решающим, когда расстройства речи больного ограничивают выяснение анамнеза заболевания непосредственно у него самого.

Очаговые неврологические симптомы. Детальное неврологическое обследование позволяет определить двигательные, чувствительные или зрительные расстройства, которые сопровождают речевые нарушения, что облегчает топическую диагностику. Важными «сопутствующими» симптомами являются гемипарез, гомонимная или квадрантная гемианопсия и апраксия.

Исследование психического статуса. Важно оценить уровень бодрствования и внимание пациента, чтобы избежать неверной интерпретации ошибок в речи, происходящих от невнимательности, как собственно лингвистических. В случае выраженного нарушения речи перед ее рутинным исследованием следует оценить с помощью невербальных тестов функции памяти, зрительно-пространственного восприятия и выполнение команд. 3. Исследование речи. Подробная оценка всех компонентов речевых функций необходима для точного синдромального и топического диагноза.

– Спонтанная речь. Спонтанная речь больного в ходе беседы и ответов на вопросы общего характера должна быть оценена с точки зрения беглости и наличия парафазии. Необходимо задавать вопросы открытого типа, такие как «Почему Вы находитесь в больнице?» или «Чем Вы обычно занимаетесь в течение дня, находясь дома?», т. к. главные речевые нарушения у больных могут быть скрыты за односложными ответами «да — нет» и другими короткими репликами.

- Повторение. Больного просят повторять сложные предложения. При очевидных затруднениях, с целью определения степени поражения, предлагаются более простые словосочетания — от односложных слов до многосложных слов и коротких фраз. И, наконец, одно предложение с множеством грамматических и функциональных конструкций, такое как «Никаких если, и или но», следует использовать для выявления изолированного или явного расстройства повторения, что может наблюдаться при моторной афазии или других афазиях, обусловленных поражением передних отделов головного мозга.

Понимание афазии. Первоначальное суждение о понимании речи на слух может быть сделано в процессе выяснения анамнеза или при обычной беседе. Тесты, не требующие речевого ответа или требующие минимального речевого ответа, необходимы для оценки понимания речи у больных с выраженными речевыми расстройствами или у интубированных больных.

- Команды. У лежащего в постели больного применяется простой тест — его просят выполнять одно- или многоэтапные команды, например, «Поднимите лист бумаги, сложите его пополам и положите на стол». К интерпретации результатов тестирования следует относиться с осторожностью, поскольку (1) апраксия и другие двигательные расстройства могут вызвать нарушения выполнения теста при отсутствии дефектов понимания речи; (2) выполнение таких команд, как закрывание или открывание глаз и вставание обусловлено особыми анатомо-функциональными системами и может быть сохранено даже при грубых нарушениях понимания речи.

- Ответы «да — нет». Если пациент может давать словесный или при помощи жестов ответ типа «да — нет», это может быть использовано для оценки понимания речи на слух. Для точной оценки степени нарушения понимания следует использовать вопросы различной степени сложности.

- Способность показывать предметы. Этот простой двигательный ответ также дает возможность определить особенности нарушения понимания с помощью вопросов различной степени сложности. Врач должен использовать как простые задания («Покажите стул, нос, дверь»), так и более сложные в синтаксическом и лексическом плане («Покажите источник освещения данной комнаты»).

Способность называть предметы. Затруднения при назывании предметов присутствуют при всех видах афазии. Поэтому тесты на называние предметов, не являясь специфичными, высокочувствительны для выявления афазии.

- Называние предметов в сопоставлении. Пациента просят называть предметы и их части, части тела и цвета, предметы, указанные врачом. Обычно используют как часто встречающиеся слова (шнурок, часы), так и редкие (узел шнурка, браслет от часов) слова.

- Перечисление. Пациента просят перечислить слова, относящиеся к одной категории (животные, автомобили), или слова, начинающиеся с определенной буквы (Ф, А, С). Здоровый человек способен за 1 минуту назвать не менее 12 слов, начинающихся с определенной буквы.

Речевые автоматизмы. Пациентов с грубыми речевыми нарушениями просят воспроизвести: (1) ряд заученных слов, включая цифры от 1 до 10 и дни недели; (2) заученные речевые конструкции, например, «Отче наш»; (3) знакомые песенки, например, «В лесу родилась елочка». Анатомическим субстратом речевых автоматизмов являются подкорковые структуры, а также зоны коры недоминантного полушария. Сохранность речевых автоматизмов у больного указывает на степень резервных возможностей, что используется при реабилитации.? Чтение. Пациента просят почитать вслух. Письменные команды, например, «Закройте глаза», позволяют одновременно исследовать чтение вслух и понимание прочитанного. g. Письмо. Пациенту предлагают написать буквы, простые слова и короткие предложения. Следует учитывать, что способность расписываться может сохраняться даже при утрате всех других функций письма.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-05-10; Просмотров: 3696; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.